СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы, как предмет для развития мышления младшего школьника.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы, как предмет для развития мышления младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы, как предмет для развития мышления младшего школьника.»

Тема: «Шахматы и развитие мышления у школьников младших классов»

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу XX века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения. Важность современного образования в новом веке настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила XXI век веком образования.

Совершая выбор, человек должен отвечать за его последствия. Нынешнее поколение должно готовить к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, и постоянной, профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня. Следовательно, человек XXI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности, и значит нельзя сформировать единую, для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, интеллигента, военнослужащего) модель жизни. Эту модель каждый человек создает для себя сам, и важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры, жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья.

В наше время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры:

  • личность свободную

  • гуманную

  • духовную

  • творческую

Главное в личности – устремленность в будущее, и свободной реализации

своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «Я».

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного образования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека, как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то, направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости.

В настоящее время все чаще встречаются сообщения о попытках ввести в обычные средние школы различного рода факультативные курсы по шахматам, в отдельных случаях пытаются – на уровне города, района, области или края – проводить шахматный всеобуч. Возможность его постепенного осуществления обусловленными убедительными обоснованиями действительной полезности шахмат. Среди доводов «за шахматы» нужно указать следующие:

  • средства культурного проведения досуга (шахматы как игра)

  • формирование личности и черт характера (шахматы как противоборство, спорт)

  • развитие мышления, интеллектуальных способностей (шахматы как особый вид деятельности, способствующий этому процессу)

Цель данной работы – показать и доказать, что шахматы являются одним из наилучших средств развития мышления у младших школьников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проблемы развития творческого мышления у младших школьников


Отрадно отметить, что важность и значимость шахмат как прекрасного средства для развития мышления у детей понимают не только тренеры-преподаватели. Итогом этого понимания стал приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004 года «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». Данный приказ и обозначенные в нем конкретные меры призваны в первую очередь придать шахматам статус учебного предмета, а шахматным педагогам статус полноправных участников учебного процесса.

Проблема развития творческого мышления настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Это, в свою очередь, ведет к ревизии количества и качества учебных предметов с точки зрения эффективности их использования для решения стоящих перед системой образования задач по обучению, развитию к воспитанию личности XXI века. Особую важность имеет решение этой проблемы для начальной школы, в которой закладываются основы развития и воспитания будущего ученика средней школы.

Психологические особенности мышления

Уже давно было замечено, что развивающее влияние шахмат особенно проявляется у детей в возрасте примерно 7-12 лет. Почему именно в этом возрасте? За ответом на этот вопрос обратимся к психологическим исследованиям мышления.

Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, начинает развиваться следующий чрезвычайно важный процесс, процесс переведения действий с практического уровня на формальный, осуществляемый в языке, с помощью оперирования его знаками. Знаки языка начинают опосредствовать всю деятельность, не только обозначать действия над объектами и сами эти объекты, но и замещать как те, так и другие. Возникают особые действия, действия над знаками. В различных психологических школах они называются по-разному. Система пропозициональных операций – у виднейшего швейцарско-французского психолога Ж.Пиаже, которая в «норме» окончательно формируется примерно к 12 годам, в которой фиксируется способность к логическим преобразованиям на вербальном (словесном) уровне. Умственные действия – у одного из крупнейших психологов мышления нашей страны П.Я.Гальперина, существеннейшей особенностью которых является автоматический, свернутый характер, когда результат действия возникает в мысли, вне движения, слова. Крупный специалист по психологии творчества Я.А.Пономарев использует термин «действия в уме», подчеркивая тем самым как бы место их осуществления. Не останавливаясь на анализе различия указанных трактовок, выделим основное: в указанном возрасте складывается специфическая интеллектуальная способность общего характера – умение, принимая, терминология Я.А.Пономарева, действовать в уме. Это действие начинает предшествовать двигательному действию и высказыванию; в нем как бы «проигрывается» последующее действие перед своей реализацией.

Как же образуется способность действовать в уме, каковы ее механизмы.? Центральная линия ее формирования может быть отражена в следующей логической цепочке: предметное действие – действие на основе замещающего реальный предмет образа – обозначение образа словами – вербальное действие – действие в уме. При этом происходит интериоризация первоначального физически осуществляемого действия, оно последовательно «пересаживается» внутрь. В этом процессе первоначально развернутое действие сворачивается, переходит на автоматическое осуществление, которое уже не планируется, не осознается, а мгновенно самореализуется, не вызывая каких-либо усилий у действующего человека. Реально осуществляемое действие через образ и слово становится действием в уме или мыслью. Так можно суммировать итоги психологического исследования процессы развития мышления, происходящего в период от 7 до 12 лет.

Проблемы обучения в современной начальной школе

Вместе с тем, существуют очевидные проблемы развития творческого мышления у современного школьника младших классов. Известный российский специалист по мышлению младшего школьника, доктор психологических наук А.З.Зак пишет: «Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности, по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления…

С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе… Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний».

Доктор психологических наук Н.Д. Талызина акцентирует внимание на том факте, что «до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументировано, диалогично. В результате в мышлении начинается перенос» Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.

Недостатками в логической подготовке учащихся не только в начальной, но и в средней школе подчеркивает также и член-корреспондент РАО С.Д.Неверпович, который упоминает об отсутствии логики как предмета в школьном обучении, а также Б.А.Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании… Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы явно недостаточно развито логическое мышление, затрудняет эффективное обучение выпускников управлению сложными современными психологическими и организационными системами.

Еще одной важной особенностью современного школьного образования является придание ему и в первую очередь обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок мягче обучается играя.

Причину использования интеллектуальной игры для обучения объясняет доктор экономических наук В.Сабуров: «Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить ее и найти для нее решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру…»

Итак, школа и в первую очередь начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал бы игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.

Шахматы – как новый учебный предмет

В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятия и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра.

Еще за несколько столетий до наших дней отмечались выдающиеся качества шахмат как средства развития человеческой личности, а также их полезность для воспитания многих весьма ценных человеческих качеств. В журнале «64» – шахматное обозрение» приводятся сведения о том, что еще в XVI веке английские философы Т. Элиот и Т. Коген с похвалой отзывались о шахматах и рекомендовали их как средство подготовки членов британской государственной администрации. Элиот характеризовал шахматы в своем трактате «Правитель» как «самую мудрую из всех игр, укрепляющую память и развивающую живость, и гибкость ума, находчивость и сообразительность». Коген же писал: «Древняя игра под названием шахматы заслуживает самых лестных слов. Это – полезное упражнение для ума, помогающее вырабатывать последовательность в рассуждениях и постигать явления в их совокупности. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со временем в Англии исчезнет постоянная скудость истинно государственных умов». За несколько столетий до наших дней, шахматы рассматривались как эффективное средство воспитания «истинно государственных умов». Развитие практичности мышления посредством шахмат способствует и воспитанию просто активных членов общества, что является, быть может, одной из самых важных проблем для современной России.

Цели и задачи шахмат, как предмет для развития мышления

младшего школьника.

Формирование целей обучения в современной педагогике и их последовательное совершенствование является очень важной задачей. Нужно отметить сначала общую тенденцию в формулировании цели для начального образования в целом.

Профессор В.Ф.Кривошеев отмечает, что «цели развития начального образования заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления ребенка, с приемами и способами его умственной деятельности»

Об этом же пишет и доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Н.Ф.Виноградова: «Приоритетной целью начального обучения является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности».

Относительно общей цели развития детей доктор психологических наук А.З.Зак пишет, что такой целью может являться «формирование умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач», то есть умение принимать обоснованные решения. Шахматы в силу своей специфики, безусловно, способствуют формированию такого умения, так как шахматная партия является цепочкой принимаемых обоими партнерами решений. Практически это умение рассматривать различные возможности также заканчивается выбор из этих альтернатив единственной, оптимальной по некоторым критериям, возможности.

Исходя из вышеизложенного и из специфики шахмат, определяем главную цель шахмат в начальной школе, как развитие мышления младшего школьника, в том числе:

  1. Развитие наглядно – образного мышления;

  2. Развитие наглядно – действенного мышления;

  3. Развитие словесно – логического мышления;

  4. Развитие последовательно-логического мышления;

  5. Развитие стратегического мышления;

  6. Развитие тактического мышления;

  7. Развитие комбинаторного мышления;

  8. Развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе на основе моделирования);

  9. Развитие способности к рефлексии;

  10. Развитие памяти, в том числе оперативной;

  11. Развитие внимания;

  12. Развитие воображения;

  13. Обучение умению учиться на шахматном материале;

Нужно прокомментировать некоторые их этих целей.

В психологии существует несколько классификаций мышления. Данные цели группируются по разным признакам.

По видам мышления – цели №№ 1-9, по видам функций психики- цели

№ 10-12, особняком стоит цель № 13, которая является не столько целью данного предмета, сколько общей целью начального образования.

Первые три цели сформулированы исходя из общепринятой в психологии классификации трех основных видов мышления по форме (Е.П.Ильин, 2004)

Цель 1 – развитие наглядно-образного мышления, А.З.Заком формулируется для своего курса по развитию наглядно-образного мышления как «развитие умений мысленно решать задачи». Шахматы также могут быть использованы для достижения этой цели. Как показал анализ, курс А.З.Зака по развитию наглядно-образного мышления фактически, почти целиком, построен на материале, практически идентичном шахматам.

Цель 2 – развитие наглядно-действенного мышления, применительно к шахматам может быть реализована только в процессе анализа, когда в процессе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно в процессе мысленного расчета. Действием в шахматах является перемещение фигуры с выполнением хода.

Цель 3 – словесно-логическое мышление, может также широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач.

Важность четвертой цели обучения шахматам хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он особо выделял роль и значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры». И далее он обращает внимание на то, что «речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

С Сухомлинским согласен немецкий философ и кибернетик академик Г.Клаус. Он тоже считает, что «Один из ценнейших воспитательных объектов шахматной игры заключается в ее сути: шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления…» Он отмечает интересный эффект от обучения детей шахматам: «точное логическое мышление мягче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Особенно полезно начинать обучение шахматам с младших классов. З а шахматной доской дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления».

Возможности шахмат для развития младшего школьника отмечает и доктор педагогических наук, член – корреспондент РАО С.Д.Неверпович. Он считает, что «шахматы как учебный предмет поликомбинированного типа могут быть включены в обязательную программу средней школы наряду с ведущими дисциплинами», потому что «учебный предмет «шахматы» – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении».

При анализе психологических и педагогических проблем развития мышления младших школьников обнаруживается потребность в усилении логической подготовки учащихся. А шахматы как раз и являются чисто логической игрой, и они-то и могут реализовать проблему усиления логической подготовки учеников в достаточно занимательной форме. Эти выводы подтверждаются трудами известных ученых – психологов. Исследование Н.Р.Талызиной о влиянии занятий шахматами на развитие младших школьников показало, что «целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами».

Относительно цели № 9 – развитие способности к рефлексии, шахматы, как показали исследования психологов, являются удобным материалом для изучения и совершенствования рефлексии. В этом качестве их использовал для своих исследований видный российский психолог Я.А.Пономарев. Косвенно высказывается в пользу изучения шахмат в начальной школе один из разработчиков теории развивающего обучения для начальной школы академик РАО В.В.Давыдов. «Самый главный показатель разумно-теоретического мышления – это способность ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделал неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно – это уже начало рефлексии… Как дети планируют свои действия? Это, кстати, показывает задачи, какой сложности они могут решать. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), на сколько шагов вперед они просматривают ситуацию противника. Планирование – важнейшая функция менеджмента. Еще есть действия мыслительного анализа: что главное, что не главное. А дальше в зависимости от учебных предметов – можно рассуждать, как выявить развитие мышления. Это, прежде всего уровень развитости рефлексии, планирования и анализ». Корифей теории развивающего обучения для начальной школы обращает внимание на возможность использования шахмат как удобной модели для исследования глубины рефлексии.

И, наконец, последняя, 13-ая цель – определена имеющейся в образовании тенденцией, на которую указывает американский ученый Тоффлер: «В современном мире знание остается все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждение. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны научиться отбрасывать старые идей, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться… Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто умеет считать, а тот, кто не научился учиться».

Быстрая смена технологий привела к тому, что полученные человеком знания и навыки быстро устаревают. Специалисты по биомедицине признаются, что знания об этой науке обновились наполовину всего – то за 3 года! Буквально на наших глазах – за какие-то 40 лет – сменилось 5 поколений ЭВМ. Развитые страны вкладывают в образование огромные средства – 15-19% национального бюджета, наиболее мощные фирмы тратят до 25% прибыли на переподготовку персонала. Но личность всячески сопротивляется переходу в незнакомую среду!

Анализ конфликта показал, что в основе лежит отсутствие потребности интеллектуальной активности. Еще Генри Форд отмечал, что «для большинства людей необходимость мыслить является наказанием». Развить заложенные в человеке природные задатки и сформировать навыки творческого мышления может только образование. Но классическая система образования, основанная на запоминании, накоплении информации и других нетворческих формах деятельности, на это не способна. Сами педагоги отмечают, что развитие детей хотя и провозглашается, но представляет собой побочный эффект. Насущной необходимостью стала разработка новой педагогической системы, которая предполагала бы своей целью не достижение учащимися определенной суммы знаний, умений, навыков (причем тех, которые устаревают, прежде чем запоминаются), а формирование в личности потребности и умения творить. И такая система появилась. Ее название – «проблемное обучение».

Проблемное обучение

В основу «проблемного обучения» заложен постулат, что формирование культуры мышления непосредственно в учебном процессе будет происходить тогда, когда учебный материал вводится не как описательный, а как содержащий некую проблему.

Эта система практически не используется, более того, на ее основе почти невозможно построить обучение в рамках общеобразовательной школы. Дело не в концепции – она привлекательна и эффектна. Внедрение проблемного обучения в учебный процесс затормозилось по двум причинам:

  • Из-за отсутствия «банка» проблемных ситуаций

  • Неподготовленности педагогов.

Есть и еще одна причина. Не слишком легкое, не слишком сложное учебное задание проблемной ситуации не вызывает. Более того, если слишком легкое задание попросту неэффективно, то слишком сложное действует на слабо подготовленного ученика отрицательно. А ведь в классах собраны учащиеся с разными способностями (и разным уровнем подготовки).

Приведу еще одну цитату: «Основная особенность творческого стиля мышления – умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таки решений». Так ведь то же самое делает шахматист во время партии или при анализе какой-либо позиции! Остается убедиться, что навыки, полученные при занятиях шахматистами, пригодятся и в других областях человеческой деятельности. Но ведь это давно уже сделано! Еще в 1959 году исследования американских психологов показали, что «креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесен на другой материал»

Шахматы – именно шахматы – являются идеальным материалом для развития творческого мышления, ибо вышеперечисленных трудностей по внедрению нового метода обучения для них не существует!

В самом деле, «банк проблемных ситуаций» давным-давно имеется. Практически любая позиция, которую мы используем для решения, в этот «банк» входит. Более того, каждая партия – непрерывная цель проблемных ситуаций.

Далее, нетрудно подобрать для любого ученика задачу, соответствующую его уровню. Причем имеется уникальная возможность использовать для этой цели уже имеющиеся компьютерные обучающие программы. И нет никаких препятствий к созданию новых проблемных ситуаций, направленных на творческое развитие.

Сложнее вопрос о готовности тренеров работать по этой системе. Не секрет, что многие шахматные наставники в традиционной школьной манере пытаются передать ученикам информацию.

Но есть и другие – те, кто, прежде чем объяснять материал сначала дают ученикам задания для самостоятельного решения. Тем самым они (пусть и не отдавая себе в том отчета), используют одно из основных правил создания проблемной ситуации.

Что интересно: методика преподавания шахмат как средства развития личности может помочь тем, кто занимается шахматами профессионально. Совершенно прав Ю.Разуваев (международный гроссмейстер по шахматам), отмечая, что неправильный счет шахматных вариантов или недооценка контригры обусловлены недостатками мышления, а не отсутствием «школьных» знаний.

Конечно, нужно адаптировать методику проблемного обучения к шахматам. Еще лучше, если профессиональный психолог был бы сильным шахматистом и имел бы опыт тренерской работы. Но могут подготовить и опытные тренеры – в сотрудничестве с психологами. Для начальной российской школы эта цель очень актуальна.

Шахматы и моделирование

Еще на один из способов достижения цели обучения умению учиться на шахматном материале обращает внимание Н.Ф.Виноградова: « Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить себя самого, т.е. учебной деятельности. Это требует специального содержания, учебных методов и средств; организация деятельности моделирования, обучения общим способам деятельности, предоставления возможности осваивать алгоритмы действий и т.п.». Очень интересную мысль о сути игры высказывает доктор биологических наук И.Рыбин: «Все разнообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и все остальные, предназначенные для поощрения к жизненно необходимому поведению». Шахматы – в этом плане не являются исключением. Количество жизненных ситуаций, которые они могут смоделировать, весьма велико.

Ведущую роль моделей в обучении личности и ее развитии отмечает видный специалист в области детской компьютерной педагогики американский профессор Сеймур Пейперт: «Любая вещь дается легко, если вам удается ассимилировать ее в совокупности собственных моделей. Когда же этого не получается, то, что угодно может показаться мучительно трудным… Чему может научиться индивид и как он будет учиться, зависит от того, какими моделями он владел». И далее он пишет о необходимости развивать «новое направление в педагогических исследованиях, когда внимание сосредотачивается на создании условий, при которых могут возникать интеллектуальные модели». Шахматы являются деятельностью, которая при умелом подходе педагога может заинтересовать школьника и в тоже время, как это уже было показано выше, они являются идеальной средой именно для создания интеллектуальных моделей. Они предоставляют ребенку условия, при которых могут возникать интеллектуальные модели.

В игре ребенок чувствует себя именно созидателем, полководцем, руководителем, одним словом, человеком, который управляет ресурсами. Причиной этому является сам характер игры. Применительно к современности можно говорить о том, что шахматы – это модель управления ресурсами. И, следовательно, игра, безусловно, позволяет моделировать элементы менеджмента, неотъемлемой частью которого является процесс принятия решений.

Процесс принятия решений. Проблема выбора

Изучение процесса принятия решений становится в последнее время актуальным для школьного образования. Например, для учеников 11 классов разработано учебное пособие по информатике: «моделирование и элементы систематологии». Во введении к пособию его автор Т.П.Чубарова обращает внимание читателя на важность для любого человека качества решения им своих текущих жизненных проблем: «Каждый из нас в своей жизни неоднократно сталкивается с какими-либо проблемами, и поэтому каждому приходится принимать определенные решения. По какой дороге вести груз? Какой суп сварить на обед? Какой построить садовый домик? Одним словом, нам приходится принимать решения и на работе, и дома. Ну, а для руководителей любого ранга, решения – это основной вид продукции. Каждый, кто сталкивался с решением определенных проблем, с принятием деловых или личных решений, знает, насколько это сложно и сколько сил на это требуется. Задачи такого типа не рассматриваются ни в одном из школьных предметов, все это – жизненные задачи». С последним утверждением можно поспорить. Предмет, содержанием которого является цепочка принимаемых решений, в школе уже есть, пока, правда, в качестве факультатива. Шахматы позволяют школьнику изучать технологию решения жизненных задач на элементарном шахматном материале.

Далее Т.П.Чубарова пишет: «Принимая решение, руководитель предприятия, врач, военачальник наряду с количественными результатами должен учитывать множество обстоятельств и соображений. В результате решение не сводится к однозначным ответам. Как правило, получается, что в одинаковых условиях можно действовать и так, и иначе. А жизнь заставляет на чем-то остановиться, прийти к определенному единственному решению. Тут не обойтись без выбора…»

Нужно уметь не только формулировать цели, но также уметь предвидеть последствия своего выбора, уметь оценивать их с точки зрения определенных общезначимых критериев. Только в этом случае выбор является осознанным и свободным. Проблема выбора стоит и перед шахматистом».

В шахматах, как и в экономике, при принятии решений имеет место цикл управления, состоящий из функций учета, контроля, анализа, планирования и регулирования. Все эти функции присутствуют и в шахматах даже терминологически:

  • например, контроль полей, анализ позиции, план выигрыша и т.д. О важности влияния на формирование личности посредством шахмат с помощью функции планирования размышлял второй Чемпион Мира по шахматам, математик и философ Эммануил Ласкер. В своей статье «Значение шахматной игры», написанной в январе 1936 года в г. Москве, он писал: «Совершенствовать одну лишь технику – неблагодарная задача. Это мертвая способность, годная лишь для выигрывания партий у неведующих партнеров и ни для чего другого, в то время как способность размышлять и создавать планы всегда остается живой и может принести пользу не только в шахматной игре, но и в жизни. Это умение очень важно, и именно в этом должен упражняться шахматист. Если даже недостаток свободного времени не позволяет ему уделять шахматам много внимания, и он не может, поэтому достигнуть высокого мастерства в игре, но все же приобретенная привычка к самостоятельному составлению планов само по себе является значительной ценностью, и она пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Усилия, затраченные для приобретения и развития этой способности, даром не пропадут».

ПРАКТИКА

На мой взгляд, теория и практика должны быть неотъемлемой частью друг друга. В связи с этим, я хотел бы указать на практические результаты своей работы в качестве тренера-преподавателя по шахматам, а именно спортивные результаты своих учеников: …

и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной целью использования шахмат является эстетическое воспитание их для младшего школьника, в том числе, красота принимаемых решений. Красота в шахматах воплощается, в частности, возникновением парадоксальных ситуаций, когда перестают действовать среднестатистические отношения между фигурами. Как писал Эммануил Ласкео: « Если грубую силу побеждает слабейшая сторона при помощи ходов, которые скорее говорят о слабости, чем о силе, но все же победа обуславливается именно этими ходами, - заключающейся в ней неожиданной идеей, противоречащей, казалось бы, здравому смыслу, - мы восхищены». Детям нравятся парадоксальные ситуации, и ознакомление ребят с красотой шахматных комбинаций также является одним из приемов зарождения и поддержания познавательного интереса детей в процессе обучения.

Понимание красоты в шахматах, конечно, зависит от объема шахматных знаний, но в том-то и состоит их педагогическая ценность в эстетическом воспитании школьника, что их красоту он может почувствовать уже в начале изучения шахмат и совершенствовать понимание этой красоты буквально на каждом уроке. Уже при изучении хода коня дети с увлечением обсуждают, в чем красота маршрута коня с поля а1 на поле h 8, реализуя свою фантазию в борьбе за право придумать лучший маршрут. Как показал опыт, даже при изучении мата одинокому королю различными фигурами можно если не увлечь детей, то обратить их внимание на красоту логики при решении такого рода задач, на изящество взаимодействия фигур сильнейшей стороны в процессе оттеснения одинокого короля и т.д.

Сейчас шахматы (по крайней мере, в России) рассматривают исключительно как спорт. Из-за такого отношения к нам не приходят те, кто мог бы с помощью шахмат развить свои творческие способности. Показать обучающее, развивающее начало шахмат – наша задача.

Потенциал шахмат как средства развития личности огромен. Интуитивно это понимали всегда. Иначе как объяснить, что шахматы просуществовали полтора тысячелетия и до сих пор остаются, интересны людям? Причем они помогают развитию творческих способностей даже в тех случаях, когда играющий специально не ставит перед собой такую цель. А просто играет в шахматы в свое удовольствие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» – М.: Просвещение, Владос, 1994г.

  2. Истомина Н.Б. «Концепция обучения математике в начальной школе» – Начальная школа, №10, 1996г.

  3. Кривошеев В.Р. «Концепция школьного образования» – Начальная школа, №4, 1996г.

  4. Крогиус Н.В. «Психология шахматного творчества» – М.: Физкультура и спорт, 1981 г.

  5. Леонг И. «Пора менять команду» – «64» – шахматное обозрение», №8, 2002г.

  6. Неверпович С.Д. «Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» – Физическая культура, №2,2001г.

  7. Рыбин И. «Мне в них видится иное – «64» – шахматное обозрение», №12,1990г.

  8. Сабуров Е. «Время азартных уроков» – Первое сентября, 23.11.2002г.

  9. Талызина Н.Р. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» – М.: Просвещение, 1988г.








Скачать

© 2019 79 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!