СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная азбука

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматная азбука

Просмотр содержимого документа
«Шахматная азбука»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ГИМНАЗИЯ №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В.БАЛАНДИНА»



УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «Гимназия №1»

от 31.08.2021 г. №








Рабочая программа

курса «Шахматная азбука»

(2 обучения).








Составитель:

В.И. Кирков















2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (обще интеллектуального направления) составлена на основе авторской программы Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова «Шахматы в школе», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

Курс "Шахматы в школе" под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.

Шахматы по своей природе остаются игрой, и ребёнок воспринимает их как игру. В то же время шахматы стали профессиональным видом спорта. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремлённость, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Шахматы, сочетающие в себе элементы науки и искусства, могут вырабатывать у учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлечённые из него уроки способны создать у ребёнка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определённых свойств характера.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одарённой личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение задач:

  • развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

  • развитие навыков групповой работы;

  • развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

  • развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

  • развитие образного мышления;

  • воспитание навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.


Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Шахматы» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Основой организации работы с детьми является система дидактических принципов: психологической комфортности, индивидуализации обучения, вариативности, творчества.


Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная.


Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, публичные выступления   соревнование, игра, турнир.


Планируемые результаты освоения учебного курса.


Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • ориентацию на моральные нормы и их выполнение;

  • наличие чувства прекрасного;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

  • воспитание эстетических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий УУД:


Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с познавательной задачей и условиями её реализации

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.


Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • владение способом структурирования шахматных знаний;

  • способность выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

  • умение находить необходимую информацию;

  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • умение моделировать, а так же владение широким спектром логических действий и операций включая общие приёмы решения задач;

  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а так же уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Работа с информацией.

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск информации в различных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете);

  • рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;

  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;

  • создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие доклады…)

  • использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;

  • получать информацию из наблюдений при общении;

  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

  •  наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.


Совместная деятельность:

Обучающиеся научатся:


  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависти достижение цели в совместной деятельности;


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  •       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  •        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  •     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  •        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  •         оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  •        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;

  • использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

  • рокировать; объявлять шах; ставить мат;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

  • развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.

  • записывать шахматную партию;

  • проводить элементарные комбинации.



Содержание учебного курса

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам, основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.


Практико-соревновательная деятельность.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Занятия по внеурочной деятельности по курсу «Шахматная Азбука» проводятся с использованием игровой и познавательных видов деятельности.

Основные формы организации внеурочной деятельности при изучении данного курса: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.







Тематическое планирование


Наименование раздела

Количество часов

Сведения из истории шахмат

1

Базовые понятия шахматной игры

28

Практико-соревновательная деятельность

5

Итого: 34 часа




Календарно-тематическое планирование

(по программе – 34 часа при 1 часе в неделю)

п/п

Наименования разделов и тем

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Даты

Плановые сроки изучения материала


Скорректированные сроки изучения материала

Сведения из истории шахмат – 1 час

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

презентация

Будут знать сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.



Базовые понятия шахматной игры– 29 часов

2

Шахматные фигуры (повторение).

беседа-игра

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Знать о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь проводить элементарные комбинации. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии.



3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

беседа-игра



4

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьёй.

беседа-игра



5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

практическое

занятие



6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

практическое

занятие



7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

беседа-игра



8


Тактический прием «двойной удар».


беседа-игра






9

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

беседа-игра

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь проводить элементарные комбинации. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Знать способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации. Знать способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации.



10

Тактический прием «ловля фигуры».

беседа



11

Тактический прием «сквозной удар».

беседа-игра



12

Мат на последней горизонтали.

игра



13

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра



14

Тактический прием «открытый шах».

игра



15

Тактический прием «двойной шах».

игра



16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

турнир




17

Шахматный турнир.

игра

Играть без нарушений правил шахматного кодекса. Уметь определять последовательность событий. Правильно помещать доску между партнёрами, расставлять фигуры. Решать элементарные задачи на шахматной доске. Давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Совместно договариваться в процессе игры. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.



18

Шахматный турнир.

игра



19

Шахматный турнир.

игра



20

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

игра



21

Основы игры в дебюте: атака на короля.

игра



22

Основы игры в дебюте: атака на короля.




23

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

беседа



24

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

игра

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).



25

Основы анализа шахматной партии.

игра



26

Основы анализа шахматной партии.

игра










27

Основы анализа шахматной партии.

игра



28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.



29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра




Практико-соревновательная деятельность– 5 часов


30

Шахматный турнир.

турнир

Разыгрывать партию с партнером. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. Уметь играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.



31

Шахматный турнир.

турнир



32

Шахматный турнир.

турнир



33

Шахматный турнир.

турнир



34

Шахматный турнир.

турнир




Шахматный турнир «Чемпион класса». Подведение итогов.

турнир



Итого: 34 часов*

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Для учителя:

  • Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова Шахматы в школе. Методические рекомендации (второй год обучения), Москва «Просвещение» 2017

  • Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова Шахматы в школе (второй год обучения). Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение». 2017

  • Князева В. Азбука шахматиста, - Ангрен, 2014г.

  • Сухин И. Приключения в шахматной стране, - Москва, 1991г.

  • Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979. 2.

  • Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  • Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения школьников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  • Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  • Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  • Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  • Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  • Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  • DVD – диск «Шахматы в сказках» ЗАО «ИнформСистемы». Пособие для учителя.

  • Демонстрационный набор (доска и фигуры).




Для обучающихся:

  • Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе (второй год обучения). Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение». 2017.

  • Е.А. Прудникова, Е.И .Волкова. Рабочая тетрадь. Шахматы в школе (второй год обучения).

  • Наборы (доска и фигуры)


Оборудование в классе:

Компьютер, проектор, экран, демонстрационная доска и фигуры.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!