СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Шаги к толерантности» Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Шаги к толерантности» Методическая разработка»

Методическая разработка воспитательного мероприятия

  1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

  2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

  3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

  4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

  5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

  6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

  7. Описание этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия

  8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения воспитательного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

  9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагога, осуществляющего классное руководство




0















1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.

Тема – «Шаги к толерантности»

Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. Российская Федерация – многонациональное государство. Так же данная тема актуальна именно для обучающихся МОАУ «СОШ №60», так как в классах обучаются дети разных национальностей, разного социального положения (п. Ростоши, п.им. Куйбышева, СНТ; есть дети так же без гражданства РФ). Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 13-14 летних учащихся 8 класса МОАУ СОШ № 60.

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

С ОДНКНР, с обществознанием.


4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цели: формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов

Задачи:

1. Знакомство подростков детей с понятием «толерантность»

2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;

4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Коллективно-творческое дело. Данная форма поможет еще больше сплотить коллектив, поможет достичь поставленную цель.

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Технология: сотрудничества

Методы: беседа, аквариум, учебная дискуссия, демонстрация, проблемный

Приемы: анализ


7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

Опережающие задания обучающимся: сценка, кукольный театр, стих.

1. Подготовка воспитательного мероприятия

2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию. Учителю необходимо подготовить коробочки с карточками, ватманы А3, клей, скотч, ромашку, словари.

3. Ход воспитательного мероприятия

3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

3.2 Учащиеся сначала в группах, зачем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют

4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – плаката.

5. Рефлексия

6. Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук. Ватманы, клей, словари, маркеры, скотч.

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные и коллективные творческие способности учащихся.



Ход мероприятия:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель

Если хочешь изменить государство, начни с провинций;

 если хочешь изменить провинции, начни с городов;

 если хочешь изменить города, начни с домов;

 если хочешь изменить дома, начни с семьи;

 если хочешь изменить семью, начни с себя!

2. Определение темы воспитательного мероприятия

16 ноября Международный день толерантности (выведено в презентацию)

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель. Показывает учащимся рисунок (Изображена лодка с разными людьми).

Что вы видите?  Как вы понимаете смысл этого рисунка? (совершенно разные люди находятся в одной лодке).

Попробуйте сформулировать проблему (ответы учащихся).

Обучающие озвучивают свои версии: В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде.

3.Определение цели воспитательного мероприятия

Учитель:

Давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера. (Ученик читает стихотворение, было дано опережающее задание)

Учитель: О чем это стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Учитель: Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность», узнать какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,  а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

4. Понятие «толерантность»

Учитель: Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Я предлагаю вам разделиться на 2 группы (ставят 3 парты и вокруг садятся). Сейчас я вам дам коробочки, в каждой коробочке набор слов, из которых можно составить 2 определения толерантности. Если задание вызывает у вас сложность, вы можете воспользоваться словарями, которые лежат на столах. Ваша задача собрать 2 определения и наклеить на ватманы (каждой группе предоставлен 1 ватман)

Учащиеся работают с определениями.

После того как закончат, каждая группа зачитывает в слух свои определения.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам рассмотреть вот такую ромашку (сделана заранее, на лепестках с обратной стороны написаны фразы, слова и словосочетания). Есть желающие? Отрываем лепесток и зачитываем.

(дети отрывают и вслух читают: толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность; воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях; современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими; толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;   сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; уважение прав других; сотрудничество, дух партнерства; милосердие, уважение человеческого достоинства).

Учитель:

Какое из определений вам импонирует более всего?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(ответы обучающихся)

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессии, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Сейчас мы просмотрим инсценировку, которые ваши одноклассники подготовили заране «Перед вами две дороги, выбирайте», а затем побеседуем.

Сценка.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я могу вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Учитель:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Ответы обучающихся (Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты).

Учитель: Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный

Сейчас вы опять будите работать в группах, я вам даю коробочки № 2, там различные черты, ваша задача выбрать соответствующие и наклеить на ватман.

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Учащиеся выполняют работы. Затем представители групп выходят к доске и рассказывают коментируя, что у них получилось.

Толерантная личность: уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительность

доверие, гуманизм, непонимание.

Интолерантная личность: игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность

Учащиеся:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


Учитель: Сейчас вашему вниманию кукольный театр (подготовила группа детей):

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице. 

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Учитель:

Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Обучающиеся. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю на ваш ватман дописать правила толерантного общения (составляют правила). В случае сложностей, учитель даст карточки с надписями (уважай собеседника; старайся понять то, о чем говорят другие, отстаивай свое мнение тактично, ищи лучшие аргументы, будь справедливым, готовым принять правоту другого, стремись учитывать интересы других).

Учитель:

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель:

Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. 

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Учитель:

 Сейчас ваша задача придумать и нарисовать символ толерантности. Ваша задача (обязательно, чтобы каждый нарисовал фрагмент) сообща всем классом нарисовать на ватмане.

Учитель:

«Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность. (каждый говорит по 1 «шагу»)

Учитель:

Как вы думаете, каковы границы толерантности?

Может ли толерантность быть безграничной?

Должна ли толерантность быть безграничной, а мы — терпимыми и снисходительны к преступникам, наркоманам?

Проблема границ толерантности — это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, вседозволенностью, равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации..

6. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – ватманов. Склеивание их в один большой плакат (ватманы А3).

В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других

7. Рефлексия.

Делим доску на 2 части. «+», «-». И обучающимся предлагается каждому написать свои замечания или впечатления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!