Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Описание этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения воспитательного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагога, осуществляющего классное руководство
0
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.
Тема – «Шаги к толерантности»
Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. Российская Федерация – многонациональное государство. Так же данная тема актуальна именно для обучающихся МОАУ «СОШ №60», так как в классах обучаются дети разных национальностей, разного социального положения (п. Ростоши, п.им. Куйбышева, СНТ; есть дети так же без гражданства РФ). Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 13-14 летних учащихся 8 класса МОАУ СОШ № 60.
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
С ОДНКНР, с обществознанием.
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цели: формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов
Задачи:
1. Знакомство подростков детей с понятием «толерантность»
2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Коллективно-творческое дело. Данная форма поможет еще больше сплотить коллектив, поможет достичь поставленную цель.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Технология: сотрудничества
Методы: беседа, аквариум, учебная дискуссия, демонстрация, проблемный
Приемы: анализ
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Опережающие задания обучающимся: сценка, кукольный театр, стих.
1. Подготовка воспитательного мероприятия
2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию. Учителю необходимо подготовить коробочки с карточками, ватманы А3, клей, скотч, ромашку, словари.
3. Ход воспитательного мероприятия
3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
3.2 Учащиеся сначала в группах, зачем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют
4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – плаката.
5. Рефлексия
6. Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук. Ватманы, клей, словари, маркеры, скотч.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные и коллективные творческие способности учащихся.
Ход мероприятия:
1. Приветствие. Мотивационная беседа.
Учитель
Если хочешь изменить государство, начни с провинций;
если хочешь изменить провинции, начни с городов;
если хочешь изменить города, начни с домов;
если хочешь изменить дома, начни с семьи;
если хочешь изменить семью, начни с себя!
2. Определение темы воспитательного мероприятия
16 ноября Международный день толерантности (выведено в презентацию)
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.
Учитель. Показывает учащимся рисунок (Изображена лодка с разными людьми).
Что вы видите? Как вы понимаете смысл этого рисунка? (совершенно разные люди находятся в одной лодке).
Попробуйте сформулировать проблему (ответы учащихся).
Обучающие озвучивают свои версии: В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде.
3.Определение цели воспитательного мероприятия
Учитель:
Давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера. (Ученик читает стихотворение, было дано опережающее задание)
Учитель: О чем это стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.
Учащиеся формулируют мысли.
Учитель: Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:
– знакомство с понятием «толерантность», узнать какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности, а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.
4. Понятие «толерантность»
Учитель: Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».
Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.
Я предлагаю вам разделиться на 2 группы (ставят 3 парты и вокруг садятся). Сейчас я вам дам коробочки, в каждой коробочке набор слов, из которых можно составить 2 определения толерантности. Если задание вызывает у вас сложность, вы можете воспользоваться словарями, которые лежат на столах. Ваша задача собрать 2 определения и наклеить на ватманы (каждой группе предоставлен 1 ватман)
Учащиеся работают с определениями.
После того как закончат, каждая группа зачитывает в слух свои определения.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам рассмотреть вот такую ромашку (сделана заранее, на лепестках с обратной стороны написаны фразы, слова и словосочетания). Есть желающие? Отрываем лепесток и зачитываем.
(дети отрывают и вслух читают: толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность; воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях; современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими; толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; уважение прав других; сотрудничество, дух партнерства; милосердие, уважение человеческого достоинства).
Учитель:
Какое из определений вам импонирует более всего?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
(ответы обучающихся)
Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессии, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Сейчас мы просмотрим инсценировку, которые ваши одноклассники подготовили заране «Перед вами две дороги, выбирайте», а затем побеседуем.
Сценка.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я могу вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Учитель:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Ответы обучающихся (Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты).
Учитель: Есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантный
Сейчас вы опять будите работать в группах, я вам даю коробочки № 2, там различные черты, ваша задача выбрать соответствующие и наклеить на ватман.
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Учащиеся выполняют работы. Затем представители групп выходят к доске и рассказывают коментируя, что у них получилось.
Толерантная личность: уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительность
доверие, гуманизм, непонимание.
Интолерантная личность: игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность
Учащиеся:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Учитель: Сейчас вашему вниманию кукольный театр (подготовила группа детей):
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Учитель:
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
Обучающиеся. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю на ваш ватман дописать правила толерантного общения (составляют правила). В случае сложностей, учитель даст карточки с надписями (уважай собеседника; старайся понять то, о чем говорят другие, отстаивай свое мнение тактично, ищи лучшие аргументы, будь справедливым, готовым принять правоту другого, стремись учитывать интересы других).
Учитель:
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель:
Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить.
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).
«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).
«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).
«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).
Учитель:
Сейчас ваша задача придумать и нарисовать символ толерантности. Ваша задача (обязательно, чтобы каждый нарисовал фрагмент) сообща всем классом нарисовать на ватмане.
Учитель:
«Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность. (каждый говорит по 1 «шагу»)
Учитель:
Как вы думаете, каковы границы толерантности?
Может ли толерантность быть безграничной?
Должна ли толерантность быть безграничной, а мы — терпимыми и снисходительны к преступникам, наркоманам?
Проблема границ толерантности — это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, вседозволенностью, равнодушием.
Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации..
6. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – ватманов. Склеивание их в один большой плакат (ватманы А3).
В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:
– уважай собеседника;
– старайся понять то, о чем говорят другие;
– отстаивай свое мнение тактично;
– будь справедливым, готовым признать правоту другого;
– стремись учитывать интересы других
7. Рефлексия.
Делим доску на 2 части. «+», «-». И обучающимся предлагается каждому написать свои замечания или впечатления.