СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северная война.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Северная война.»

 Проверка знаний

Проверка знаний

а) Иван V ; б) Алексей II ; в) Василий V ; г) Борис II ; д) Даниил II ;

а) Иван V ;

б) Алексей II ;

в) Василий V ;

г) Борис II ;

д) Даниил II ;

а) его мать Наталья Кирилловна; б) его мачеха Мария Ильинична; в) его сестра Софья Алексеевна; г) его тётка Марфа Михайловна;

а) его мать Наталья Кирилловна;

б) его мачеха Мария Ильинична;

в) его сестра Софья Алексеевна;

г) его тётка Марфа Михайловна;

а) Василий Голицын; б) Артамон Матвеев; в) Яков Долгорукий; г) Борис Шереметьев; д) Фёдор Апраксин; е) Кондратий Булавин; ж) Александр Меншиков;

а) Василий Голицын;

б) Артамон Матвеев;

в) Яков Долгорукий;

г) Борис Шереметьев;

д) Фёдор Апраксин;

е) Кондратий Булавин;

ж) Александр Меншиков;

а) захват северного побережья Каспийского моря; б) взятие Азова; в) присоединение Крыма; г) захват устья Невы; д) захват устья Дуная;

а) захват северного побережья Каспийского моря;

б) взятие Азова;

в) присоединение Крыма;

г) захват устья Невы;

д) захват устья Дуная;

а) поиск союзников против турок; б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов; в) поиск союзников против шведов; г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

а) поиск союзников против турок;

б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов;

в) поиск союзников против шведов;

г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

а) поиск союзников против турок; б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов; в) поиск союзников против шведов; г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

а) поиск союзников против турок;

б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов;

в) поиск союзников против шведов;

г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

а) Семёновский и Преображенский; б) Измайловский и Преображенский; в) Ингерманландский и Преображенский; г) Гродненский и Преображенский;

а) Семёновский и Преображенский;

б) Измайловский и Преображенский;

в) Ингерманландский и Преображенский;

г) Гродненский и Преображенский;

Выход к Чёрному морю.  Выход к Балтийскому морю. Воссоединение древнерусских  земель.
  • Выход к Чёрному морю.
  • Выход к Балтийскому морю.
  • Воссоединение древнерусских

земель.

Добиться выхода к Балтийскому морю.  Вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в начале XVII в.  Повысить международный статус России. Превратить Россию в морскую державу.
  • Добиться выхода к Балтийскому морю.
  • Вернуть побережье Финского залива (Ингрию), отторгнутую Швецией в начале XVII в.

  • Повысить международный статус России. Превратить Россию в морскую державу.
Россия Дания Саксония Петр I Фредерик IV Август II

Россия

Дания

Саксония

Петр I

Фредерик IV

Август II

Саксония – недовольство господством Швеции на Балтийском море и боязнь её агрессии. Дания – недовольство господством Швеции на Балтийском море и боязнь её агрессии. Россия – желание выйти в Балтийское море и вернуть утраченные русские земли.
  • Саксония – недовольство господством Швеции на Балтийском море и боязнь её агрессии.
  • Дания – недовольство господством Швеции на Балтийском море и боязнь её агрессии.
  • Россия – желание выйти в Балтийское море и вернуть утраченные русские земли.
Россия: Швеция: Численность армии - 200 тыс. человек Регулярная армия Вооруженные силы –  150 тыс. человек Отличное вооружение Сильный военный флот –  42 линейных корабля,  12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек Развитая промышленная база
  • Россия:
  • Швеция:

Численность армии - 200 тыс. человек

Регулярная армия

Вооруженные силы –

150 тыс. человек

Отличное вооружение

Сильный военный флот –

42 линейных корабля,

12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек

Развитая промышленная база

Русское войско конца XVII начала - XVIII века Дворянское войско Стрельцы Полки Нового строя

Русское войско

конца XVII начала - XVIII века

Дворянское

войско

Стрельцы

Полки

Нового

строя

Попытка изменить армию  Привлечение добровольцев  Жалование – 11 рублей в год
  • Попытка изменить армию
  • Привлечение добровольцев
  • Жалование – 11 рублей в год
Россия: Швеция: Численность армии - 200 тыс. человек Слабое вооружение Слабая боеготовность Отсутствовал военный флот. Слабая промышленная база Регулярная армия Вооруженные силы – 150 тыс. человек Отличное вооружение Сильный военный флот – 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек Развитая промышленная база
  • Россия:
  • Швеция:

Численность армии - 200 тыс. человек

Слабое вооружение

Слабая боеготовность

Отсутствовал военный флот.

Слабая промышленная база

Регулярная армия

Вооруженные силы – 150 тыс. человек

Отличное вооружение

Сильный военный флот – 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек

Развитая промышленная база

 ( 1700-1701 гг. ) Выход Дании из войны и Северного союза. Поражение русских под Нарвой.

( 1700-1701 гг. )

  • Выход Дании из войны и Северного союза.
  • Поражение русских под Нарвой.
«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

 ( 1701-1706 гг. ) Военные действия Швеции против Польши. Начало реформирования русской армии. Первые  успехи в Прибалтике.

( 1701-1706 гг. )

  • Военные действия Швеции против Польши.
  • Начало реформирования русской армии.
  • Первые

успехи

в Прибалтике.

Взятие Нотебурга (Орешка) - переименован в Шлиссельбург 11 октября 1702 г. Взятие Ниеншанца 1 мая 1703 г.

Взятие Нотебурга (Орешка) - переименован в Шлиссельбург

11 октября 1702 г.

Взятие Ниеншанца

1 мая 1703 г.

 16 мая 1703 г. Пётр приказал заложить на Заячьем острове в устье Невы будущую столицу России  Санкт-Петербург.  . Петр Великий на c троительстве Петербурга. Неизвестный художник. XIX в.

16 мая 1703 г. Пётр приказал заложить на Заячьем острове в устье Невы будущую столицу России

Санкт-Петербург.

.

Петр Великий на c троительстве Петербурга. Неизвестный художник. XIX в.

Взятие Дерпта Июнь 1704 г. Осада и взятие Нарвы 27 июня 1704 г.

Взятие Дерпта

Июнь 1704 г.

Осада и взятие Нарвы

27 июня 1704 г.

Реорганизация армии Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы Создание военных заводов на Урале Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров Создание военных укреплений Принятие воинского и морского уставов Строительство военно-морского флота

Реорганизация армии

  • Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками
  • Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы
  • Создание военных заводов на Урале
  • Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров
  • Создание военных укреплений
  • Принятие воинского и морского уставов
  • Строительство военно-морского флота

 ( 1708-1709 гг. ) Поход Карла XII на Москву Битва у деревни Лесная (28 сентября 1708 г.) Полтавская битва (27 июня 1709)

( 1708-1709 гг. )

  • Поход Карла XII на Москву
  • Битва у деревни Лесная (28 сентября 1708 г.)
  • Полтавская битва (27 июня 1709)
 

 

Переломный момент в войне.  Восстановлен антишведский союз.  Последнее крупное сражение на суше.  Повысился международный авторитет России.
  • Переломный момент в войне.
  • Восстановлен антишведский союз.
  • Последнее крупное сражение на суше.
  • Повысился международный авторитет России.
 Война с Турцией

Война с Турцией

Требование Петра I выдворить Карла XII из Турции.  Подстрекательство со стороны западных держав.  Захват Азова в 1696 году.  Появление русского флота в Азовском море.
  • Требование Петра I выдворить Карла XII из Турции.
  • Подстрекательство со стороны западных держав.

  • Захват Азова в 1696 году.
  • Появление русского флота в Азовском море.
Прутский поход Петра I закончился  провалом.  Пришлось отказаться от Азова.  Были уничтожены крепости Таганрог, Каменный Затон.  Так и не удалось получить выход в Черное море.
  • Прутский поход Петра I закончился

провалом.

  • Пришлось отказаться от Азова.
  • Были уничтожены крепости Таганрог, Каменный Затон.

  • Так и не удалось получить выход в Черное море.
Каковы дальнейшие действия Петра Первого?  Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться. Победить Швецию на  море и окончательно упрочить победу. Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

Каковы дальнейшие действия

Петра Первого?

  • Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться.
  • Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.
  • Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.
Гангутское сражение –  27 июля 1714 года

Гангутское сражение –

27 июля 1714 года

Гангутский бой. Гравюра XVIII века. Петр построил русские корабли в 2 линии, причем 2-ю - в виде полумесяца. Шведы прорвав 1-ю линию оказались в ловушке. Шведская эскадра была уничтожена, в шведской столице началась паника.

Гангутский бой.

Гравюра

XVIII века.

Петр построил русские корабли в 2 линии, причем 2-ю - в виде полумесяца. Шведы прорвав 1-ю линию оказались в ловушке.

Шведская эскадра была уничтожена, в шведской столице началась паника.

Гренгамское сражение - 27 июля 1720 года

Гренгамское сражение - 27 июля 1720 года

30 августа 1721 год Россия Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом  Выборг Ништадт Швеция Финляндия и Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли  Ингрия Эстляндия Лифляндия

30 августа

1721 год

Россия

Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом

Выборг

Ништадт

Швеция

Финляндия и Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли

Ингрия

Эстляндия

Лифляндия

Россия получила выход в Балтийское море.   Были созданы условия для морской торговли с Европой.  Россия стала великой морской державой. Встала в разряд мировых держав.  В октябре 1721 года Петр I  принял титул императора, а Россия провозглашена  империей.
  • Россия получила выход в Балтийское море.
  • Были созданы условия для морской торговли с Европой.
  • Россия стала великой морской державой.
  • Встала в разряд мировых держав.
  • В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
Закрепление

Закрепление

а) 1701-1708; б) 1700-1716; в) 1700-1721; г) 1701-1725;

а) 1701-1708;

б) 1700-1716;

в) 1700-1721;

г) 1701-1725;

а) 1700 г. б) 1701 г. в) 1702 г. г) 1703 г. д) 1704 г.

а) 1700 г.

б) 1701 г.

в) 1702 г.

г) 1703 г.

д) 1704 г.

а) Дания; б) Норвегия; в) Польша; г) Саксония;

а) Дания;

б) Норвегия;

в) Польша;

г) Саксония;

а) битва под Нарвой; б) штурм Нотебурга; в) осада Риги; г) сражение у Лесной;

а) битва под Нарвой;

б) штурм Нотебурга;

в) осада Риги;

г) сражение у Лесной;

а) победа шведов; б) победа русских; в) ничья;

а) победа шведов;

б) победа русских;

в) ничья;

а) полупрофессиональное войско (стрельцы); б) всеобщая воинская обязанность; в) рекрутская повинность; г) дворянское ополчение; д) профессиональная армия;

а) полупрофессиональное войско (стрельцы);

б) всеобщая воинская обязанность;

в) рекрутская повинность;

г) дворянское ополчение;

д) профессиональная армия;

а) битву под Нарвой;   в) осаду Риги; б) штурм Нотебурга;   г) сражение у Лесной;

а) битву под Нарвой; в) осаду Риги;

б) штурм Нотебурга; г) сражение у Лесной;

а) шведская сухопутная армия была полностью уничтожена, но война продолжилась на море; б) шведская сухопутная армия была полностью уничтожена и война завершилась; в) шведы проиграли, но сохранили за собой Западную Украину; г) Карл XII попал в плен, и война скоро закончилась .

а) шведская сухопутная армия была полностью уничтожена, но война продолжилась на море;

б) шведская сухопутная армия была полностью уничтожена и война завершилась;

в) шведы проиграли, но сохранили за собой Западную Украину;

г) Карл XII попал в плен, и война скоро закончилась .

а) Гангутский бой; б) Синопское сражение; в) Чесменское сражение; г) сражение у острова Гренгам; д) Очаковское сражение .

а) Гангутский бой;

б) Синопское сражение;

в) Чесменское сражение;

г) сражение у острова Гренгам;

д) Очаковское сражение .

а) Россия присоединила восточное побережье Балтийского моря, но заплатила за это значительную сумму денег; б) Россия присоединила почти всё побережье Балтики, кроме собственно шведской территории; в) Россия получила только устье Невы;

а) Россия присоединила восточное побережье Балтийского моря, но заплатила за это значительную сумму денег;

б) Россия присоединила почти всё побережье Балтики, кроме собственно шведской территории;

в) Россия получила только устье Невы;

 1. Параграф 20  2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).

1. Параграф 20

2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!