СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при гастритах"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гастри́т (лат. gastritis, от др.-греч. γαστήρ [gaster] «желудок» + суффикс – itis «воспаление») – воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки желудка; длительно протекающее заболевание, характеризуется дистрофически-воспалительными изменениями, протекает с нарушением регенерации, а также с атрофией эпителиальных клеток и замещением нормальных желёз на фиброзную ткань.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при гастритах"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткниский медицинский техникум»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ





ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии









Сестринская помощь при гастритах







Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

































Сатка 2021



Рассмотрено на заседании
ЦМК СД и ЛД:

_______________________

«___» _____________2021 г.

Утверждаю:

Зам. директора по УВР:

_________________________

«___»___________________2021 г.























Составитель: преподаватель ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях – Баширова А. В.











Содержание

Методическое пояснение ………………………………………………

4

Цели занятия ……………………………………………………………

4

Интеграция учебной информации темы ……………………………...

6

Методы обучения и методические приемы …………………………..

6

Хронокарта практического занятия …………………………………...

8

Этапы планирования занятия ………………………………………….

8

Список используемых источников ……………………………………

10

Учебное пособие ……………………………………………………….

11

Приложение № 1 Тестовый контроль ………………………………...

25

Приложение № 2 Вопросы для самоконтроля ……………………….

30

Приложение № 3 Ситуационные задачи ………………………………

31

Приложение № 4 Эталоны ответов …….……………………………...

33



















1. Методическое пояснение


Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при гастритах» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности: 34.02.01 Сестринское дело. ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01.1 «Сестринское дело в терапии»

Методическое пособие включает в себя

  • организационно-методический блок;

  • блок учебной информации;

  • блок контроля.

На практическом занятии обсуждаются следующие вопросы:

  • этико-деонтологические аспект темы;

  • безопасность при выполнении манипуляций для пациента и персонала;

  • алгоритм выполнения манипуляций;

Выполняются следующие манипуляции:

  • алгоритм промывание желудка толстым зондом;

  • алгоритм беззондового метода определения желудочной секреции (ацидотест);

  • алгоритм взятия желудочного содержимого фракционным методом;

  • алгоритм ухода при рвоте;

  • помощь при боли в эпигастральной области;

  • алгоритм сестринского ухода при отрыжке;

  • алгоритм сестринского ухода при поносах, связанных с ферментативной недостаточностью.

Цели занятия:

  • организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний сестринского ухода при остром и хроническом гастрите, причин его возникновения, клинических проявлений, диагностике, лечению, профилактике и роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса;

  • обеспечить формирование у студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при остром и хроническом гастрите;

  • содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, самокоррекции учебной деятельности.

Развивающие цели:

– способствовать развитию памяти и речи;

– способствовать развитию логического мышления;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

– определение понятия «острый и хронический гастрит»;

– причины, предрасполагающие факторы развития;

– классификация гастритов;

– клинические проявления гастритов;

– принципы диагностики и лечения;

– механизм действия и группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения гастритов;

– проблемы пациентов и варианты их решения;

– особенности сестринского ухода при гастритах.

Уметь:

  • осуществлять сестринский уход при различных форм гастритов;

  • эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности;

  • соблюдать принципы профессиональной этики.

Освоить следующие профессиональные компетенции:

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделия и изделия медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.


2. Интеграция учебной программы


П

ПМ.03. МДК 03.01ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ.

редшествующие дисциплины

Сопутствующие дисциплины

Последующие дисциплины

ОДП.01

Биология

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ПМ.01.МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (здоровье лиц пожилого и старческого возраста)




ОП 02 Анатомия и физиология человека.

ПМ.01МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение (здоровье детей)


ОП.03 Основы патологии


ПМ.02.МДК 02.01

Сестринская помощь при нарушениях здоровья (сестринское дело в терапии)


ОП.07 Фармакология

ПМ.02.МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья (сестринская помощь в педиатрии)



Внутрипредметные связи


Обеспечивающие темы

Обеспечиваемые темы

«Первичная сестринская оценка состояния пациентов при заболеваниях органов пищеварения».

  1. Анатомия и физиология: «Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения».

  2. Фармакология: «Ингибиторы протонной помпы», «Ферменты», «Антибиотикотерапия».

  3. Психология: «Личность пациента».

  4. Общие аспекты сестринского ухода: «Этапы сестринского процесса»,

«Безопасность медицинской сестры на рабочем месте», «Безопасность пациента в ЛПУ», «Подготовка пациента к диагностическим исследованиям», «Работа медицинской сестры процедурного кабинета».




Методы обучения и методические приемы

Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный






Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки





Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая беседа, обобщение



Проблемный метод



С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение ситуационных задач


Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: учебная комната

Количество часов: 180 минут

Оснащение (ТСО):

– компьютер, экран, видеопроектор;

– доска, мел;

– карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями;

– плакаты по теме;

– письменный стол;

– стул

Методы контроля:

  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестовые задания)

  2. Устный

    1. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой

    2. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  1. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний и правильности, полноты выполнения практического задания.











Хронологическая карта занятия

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Изложение темы, цели и плана занятия – 3 минуты

  3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок – 15 минут

  4. Инструктаж к выполнению практической работы – 5 минут

  5. Демонстрационная часть – 20 минут

  6. Выполнение практической работы – 70 минут

  7. Контроль в виде решения ситуационных задач – 55 минут

  8. Подведение итогов занятия – 7 минут

  9. Сообщение домашнего задания – 3 минут

Итог: 180 минут

Этапы планирования занятия

Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


2 мин.

2.Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в дневнике

Мотивация деятельности студентов


3 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Используется тестовый/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок. (Приложение 1,Приложение 2)

Инструктирует студентов, задаетвопросы, корректирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%)..

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


15 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение


5 мин.

5. Демонстрационная часть

Преподаватель демонстрирует проведение манипуляций, обращает внимание на наиболее сложные моменты

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмом выполнения манипуляции.


20 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений.

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студен­тами значимости полу­ченных результа­тов.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.


70 мин.

7. Контроль и коррек­ция знаний и умений.

Контроль в виде реше­ния ситуационных за­дач (Приложение № 4; При­ложение № 6)

Инструктирует

студентов, наблю­дает за их работой,

корректирует ее.

Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.

Систематизировать знания по теме. Нау­читься быстро и пра­вильно принимать ре­шения в условиях, близких к реальным.


55 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает резуль­таты работы, дости­жение целей заня­тия, комментирует работу на занятии отдельных студен­тов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учё­том вводного кон­троля, проделанной самостоятельной работы, заключи­тельного контроля.

Стимуляция практи­ческой деятельно­сти, поощрение ак­тивных учащихся.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.

7 мин.

9.Сообщение домаш­него задания

Преподаватель со­общает тему сле­дующего занятия: «Профилактика пролежней», дает рекомен­дации по подго­товке к занятию.

Слушают, записы­вают.

Осознание студен­тами целей содержа­ния и способов выпол­нения домаш­него задания.


3 мин.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Маколкин С.И. Внутренние болезни : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, В. А. Сулимов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 768 с. : ил;

  2. Рубан Э.Д. Терапия: лечение пациента терапевтического профиля/ Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – С.316 – 341;

  3. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э. В. Смолева; под ред. к.м.н. Б. В. Кабарухина. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – С. 175-183 [1]. (Среднее профессио­нальное образование);

  4. Щукин Ю. В. Методы исследования пациента. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 287 с.: ил. – (Медицина).























2.1 Структура и содержание теоретического занятия


Желудок. Функции и строение желудка. Ферменты желудка


Желудок – орган, который полностью расположен в брюшной полости, представляет собой мешкообразное расширение пищеварительного тракта. В желудок пережеванная и смоченная слюной пища попадает из пищевода, где начинается очередной этап пищеварения.

Выделяют следующие части желудка:

  • малая и большая кривизна;

  • кардия – часть желудка, прилежащая к пищеводу;

  • пилорус (привратник) – место непосредственно перед переходом желудка в двенадцатиперстную кишку;

  • дно (фундус), или свод, – часть желудка, которая располагается левее и выше кардии;

  • пилорический сфинктер – мышечное образование, препятствующее забросу содержимого двенадцатиперстной кишки в желудок в норме;

  • тело желудка – от дна до пилорического сфинктера.

В желудке происходит всасывание некоторых продуктов (глюкозы, этилового спирта, соли, воды) и второй этап переваривания пищи. Строение желудка Внутренняя поверхность желудка представлена слизистой оболочкой, которая образует продольные складки. Слизистая покрыта слизью, которая защищает ее от действия соляной кислоты и ферментов. В слизистой оболочке расположены специфические железы, участвующие в синтезе соляной кислоты, пищеварительных ферментов, слизи и других биологически активных соединений. Вся совокупность этих соединений называется желудочным соком. Причем состав желудочного сока при каждом приеме пищи определяется ее составом. И это еще одна из причин, почету надо хорошо пережевывать пищу, – сигнал, поступивший из ротовой полости, должен быть получен головным мозгом, который, в свою очередь, определенным образом реагирует на него, регулируя выделение желудочного сока определенного состава и количества для обеспечения адекватного расщепления ингредиентов пищи.

Важную роль в регуляции пищеварения играет центральная нервная система, которая была доказана академиком И. П. Павловым. Даже при виде определенной пищи или мысли о ней образуется желудочный сок определенного состава.

Основным ферментом желудочного сока является пепсин, под действием которого происходит расщепление белков на более мелкие фрагменты. Натощак желудок периодически сокращается (перистальтика, моторная функция желудка), что может вызвать так называемые голодные спазмы. При попадании первой порции пищи в желудок на определенный промежуток времени перистальтика прекращается, и начинается процесс переваривания. По мере переваривания пищи сокращения возобновляются и она начинает продвигаться к выходу из желудка – к привратнику. К этому моменту перистальтика желудка активируется, что способствует перемешиванию пищи с желудочным соком и ее лучшему перевариванию.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе продвижения пищи из желудка в кишечник активное участие принимают мышцы передней брюшной стенки – прямые и косые мышцы передней брюшной стенки (брюшной пресс), а также мышцы желудка, которые имеют автономную иннервацию. В положении стоя или при ходьбе мышцы сокращаются и стимулируют перистальтику кишечника, тогда как в положениях сидя или лежа они расслаблены, и нормальная перистальтика желудка практически прекращается. На границе между желудком и двенадцатиперстной кишкой также находится сфинктер, затрудняющий попадание содержимого кишечника обратно в желудок. В результате действия ферментов желудочного сока и моторной функции желудка в двенадцатиперстную кишку поступает более однородный пищевой комок, по консистенции напоминающий кашицу. После желудка начинается кишечник, в котором выделяют тонкую и толстую кишки, имеющие отличительные черты строения и физиологические функции.


Гастрит. Виды. Симптомы. Клиника. Лечение

Гастри́т (лат. gastritis, от др.-греч. γαστήρ [gaster] «желудок» + суффикс – itis «воспаление») – воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки желудка; длительно протекающее заболевание, характеризуется дистрофически-воспалительными изменениями, протекает с нарушением регенерации, а также с атрофией эпителиальных клеток и замещением нормальных желёз на фиброзную ткань.

Гастриты являются самой распространенной патологией в гастроэнтерологии. По статистическим сведениям, различными формами гастрита страдает каждый второй взрослый человек планеты. При остром гастрите воспалительные изменения чаще всего затрагивают поверхностный эпителий и железистый аппарат желудка. Реже воспалительный процесс распространяется на всю глубину слизистой и даже мышечный слой желудочной стенки. Коварность острого гастрита заключается в опасности развития эрозий слизистой, желудочно-кишечного кровотечения, рубцовых изменений в желудке, гнойно-септических осложнений, хронического гастрита.

Виды гастрита

Заболевание бывает острым – возникшим впервые, или хроническим – с периодически повторяющимися рецидивами.

Острый гастрит

Острый гастрит – воспалительное повреждение слизистой оболочки желудка, которое сопровождается нарушением моторики и секреции. Острый гастрит – полиэтиологическое заболевание.

Этиология

По этиологическому механизму возникновения выделяют острые эндогенные и экзогенные гастриты.

Развитие острого эндогенного гастрита связано с инфекцией, присутствующей в организме. Чаще всего этиологическим агентом выступает спиралевидная бактерия Helicobacter pylori, которая выявляется у 80% пациентов с острым гастритом. Хеликобактерии выделяют различные токсины и ферменты (уреазу и др.), под воздействием которых в слизистой оболочке желудка развиваются воспалительные реакции. Хеликобактерная инфекция также способствует развитию язвенной болезни желудка.

Реже возбудителями эндогенных острых гастритов выступают стрептококки, протей, стафилококки, кишечная палочка, цитомегаловирус, возбудители грибковых инфекций (кандидоза, гистоплазмоза и др.) и др. Морфологические и функциональные предпосылки для развития острого гастрита возникают при гриппе, скарлатине, кори, дифтерии, вирусном гепатите, пневмонии. В редких случаях вторичный острый гастрит развивается при диссеминированном туберкулезе, вторичном сифилисе.

Этиологическими факторами острого экзогенного гастрита, прежде всего, выступают пищевые агенты – термические, механические, химические. Раздражение слизистой желудка слишком горячей, острой или грубой пищей может вызывать развитие острого гастрита. Неблагоприятное повреждающее действие на слизистую желудка оказывает табакокурение, алкоголь, употребление крепкого кофе.

В числе экзогенных причин острого гастрита также нередко выступают пищевые отравления, вызванные употреблением пищи, инфицированной сальмонеллами, шигеллами, иерсиниями, клебсиеллами. Кроме этого, раздражение и повреждение слизистой желудка может быть обусловлено длительным приемом некоторых фармакологических препаратов – салицилатов, глюкокортикоидов, бромидов, препаратов железа, сульфаниламидов, антибиотиков. Острый гастрит может развиться на фоне радиационной терапии по поводу рака желудка (лучевой гастрит), преднамеренного или случайного попадания в желудок химических веществ (уксусной, азотной, соляной, серной, кислот; сулемы, нашатырного спирта, каустической соды, этиленгликоля, метилового спирта; соединений йода, мышьяка, ацетона, фосфора и др.). При высоких концентрациях или значительном количестве употребленных ядовитых веществ может возникнуть ожог или перфорация стенки желудка и пищевода.

Острый аллергический гастрит развивается при индивидуальной непереносимости определенных пищевых продуктов и обычно сопровождается другими аллергическими проявлениями - крапивницей, ангионевротическим отеком, приступом бронхиальной астмы и др.

Классификация

При остром гастрите в слизистой оболочке желудка могут развиваться различные изменения, в зависимости от которых заболевание протекает в катаральной (простой), фибринозной, некротической (коррозивной) или флегмонозной (гнойной) форме.

При остром катаральном гастрите в ходе гастроскопии выявляется утолщение, полнокровие, отечность слизистой оболочки желудка, содержание большого количества слизи, иногда – мелкоточечные поверхностные кровоизлияния. В случае наличия многочисленных сливающихся эрозий говорят об остром эрозивном гастрите. Для микроскопической картины характерна дистрофия и слущивание поверхностного эпителия, серозная экссудация, наличие диффузной инфильтрации, интактность глубоких слоев слизистой и желез желудка.

Патоморфологические изменения при остром фибринозном гастрите заключаются в некротических изменениях слизистой, образовании фибринозно-гнойного экссудата и фиброзной пленки на поверхности желудка. В зависимости от глубины воспаления различают крупозный (поверхностный) гастрит и дифтеритический (глубокий) гастрит.

Острый некротический гастрит развивается вследствие попадания в желудок агрессивных веществ (химических агентов). При отравлении кислотами образуется коагуляционный некроз; при отравлении солями - колликвационный некроз. При этом может повреждаться не только слизистый слой желудка, но и вся толща желудочной стенки с образованием эрозий и перфоративных язв.

При остром флегмонозном гастрите в воспаление вовлекаются все слои стенки желудка – слизистый, подслизистый, мышечный, серозный. Гнойный гастрит часто возникает при язвах, распадающихся опухолях, травмах желудка. Макроскопические изменения характеризуются утолщением стенки желудка за счет слизистого и подслизистого слоев, массивными фибринозными наложениями. На фоне острого флегмонозного гастрита может развиваться перигастрит и перитонит.

В зависимости от площади, вовлеченной в воспалительный процесс, различают очаговый (локальный) и диффузный (распространенный) острый гастрит. Очаговые формы острого гастрита в соответствии с пораженным отделом желудка, в свою очередь, подразделяются на фундальную, антральную, пилороантральную, пилородуоденальную.

Симптомы острого гастрита

Проявления острого гастрита обычно развиваются спустя 6-12 часов после действия этиологического фактора. При этом наиболее выражены диспепсические расстройства: потеря аппетита, дискомфорт и тяжесть в эпигастрии, умеренные боли, неприятный привкус во рту, отрыжка, тошнота, рвота съеденной пищей с примесями слизи и желчи. При пищевых инфекциях отмечается частый жидкий стул, метеоризм, повышение температуры тела. Повторная рвота и понос при остром гастроэнтерите могут вызывать обезвоживание организма, что проявляется слабостью, головокружением, головной болью.

При остром аллергическом гастрите, кроме признаков диспепсии, присоединяются симптомы дерматита – сыпь, эритема, кожный зуд, отек Квинке и др. При остром эрозивном гастрите может наблюдаться рвота с кровью или мелена, свидетельствующие о желудочном кровотечении. Для острого флегмонозного гастрита характерна высокая лихорадка, озноб, рвота с примесью гноя, сильные схваткообразные боли в верхних отделах живота.

Тяжелое состояние развивается при остром коррозивном гастрите, вызванном употреблением концентрированных химических веществ. У больных отмечается повторная, не приносящая облегчения рвота; в рвотных массах содержится слизь, кровь, обрывки слизистой пищеварительных путей. На губах и во рту у пациента определяются следы химического ожога; при попадании ядов в гортань возникает ларингоспазм и асфиксия. Общее состояние усугубляется явлениями шока: гипотонией, тахикардией, бледностью кожи, поверхностным дыханием.

Клинические проявления острого гастрита следует отличать от язвенной болезни, панкреатита, холецистита, инфаркта миокарда, окклюзии мезентериальных сосудов, острого аппендицита и др.

Диагностика

Диагностика не представляет трудностей и осуществляется на основании анемнеза и клинической картины.

Лечение острого гастрита

Постельный режим. Впервые 1-2 дня назначают голодание с достаточным количеством жидкости. В последующем – постепенно расширяющуюся диету.

Для устранения боли назначают препараты белладонны (бесалол, белалгин). Лечение острого гастрита, связанного с интоксикацией, заключается в промывании желудка через толстый зонд теплой водой.

Назначают антибактериальные препараты и адсорбирующие вещества.

При обезвоживании применяют парентеральное введение физиологического раствора и 5% раствора глюкозы.

Осложнения

Осложнения при остром гастрите определяются видом гастрита. Это интоксикация, нарушения в сердечно-сосудистой системе. При коррозивном гастрите –перфорация стенки желудка, при флегмонозном – медиастинит, гнойный плеврит, поддиафрагмальный абсцесс и др.

Промывание желудка взрослому пациенту

п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Примерный текст комментариев аккредитуемого

1.

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

сказать

«Здравствуйте!» «Меня зовут ____(ФИО)» «Вам назначена процедура промывания желудка

2.

Попросить пациента представиться

сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к вам обращаться?»

3.

Сверить ФИО пациента с медицинской документацией

сказать

4.

Сообщить пациенту о назначении врача

сказать


5.

Объяснить ход и цель процедуры

сказать


6.

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру

сказать

«У Вас нет возражений на выполнение данной процедуры?» проговорить «возражений пациента на выполнение процедуры нет»

7.

Предложить или помочь пациенту занять удобное положение сидя на стуле

сказать

Займите удобное положение на кушетке, в положении сидя

Подготовка к проведению процедуры

8.

Снять зубные протезы у пациента (если они есть) и положить их в лоток

выполнить/ сказ

«При наличии зубных протезов – снять и положить их в лоток»

9.

Измерить артериальное давление, подсчитать пульс

сказать

«Артериальное давление и пульс в норме»

10.

Поставить таз к ногам пациента или к головному концу кушетки, если положение пациента лёжа

выполнить


11.

Надеть средства защиты (маску одноразовую, защитные медицинские очки, фартук резиновый)

выполнить


12.

Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком)

выполнить/ сказ

«Руки обработаны гигиеническим способом»

13.

Надеть нестерильные перчатки

выполнить


14.

Измерить шёлковой нитью расстояние от резцов до пупка плюс ширина ладони пациента

выполнить

«Измеряем расстояние от резцов до пупка и прибавляем к полученному результату ширину ладони пациента»

15.

Перенести метку на зонд, начиная от закруглённого конца

выполнить


16.

Надеть на пациента фартук. Конец фартука опустить в емкость для сбора промывных вод

выполнить


Выполнение процедуры

17.

Взять зонд в правую руку как «писчее перо» на расстоянии 10см от закруглённого конца. Встать сбоку от пациента.

выполнить

«Беру зонд на расстоянии 10 см от закругленного конца»


18.

Предложить пациенту открыть рот, слегка запрокинуть голову назад.

сказать

«Пожалуйста, откройте рот и запрокиньте голову»

19.

Смочить слепой конец зонда водой или глицерином

выполнить/ сказать


20.

Положить зонд на корень языка, попросить пациента сделать глотательное движение одновременно с продвижением зонда.

выполнить/ сказать


21.

Наклонить голову пациента вперёд, вниз.

выполнить/ сказ


22.

Медленно продвигать зонд вслед за глотательными движениями до метки, при этом попросить пациента глубоко дышать через нос

выполнить/ сказать

«Пожалуйста, дышите глубоко через нос»

23.

Убедиться, что зонд в желудке «воздушной пробой»

выполнить/ сказ

«При аускультации над эпигастральной

областью слышны булькающие звуки»

24.

Продвинуть зонд на 7-10 см.

вып/ сказ

«Продвигаем зонд на 7-10 см»

25.

Присоединить воронку к зонду

вып


26.

Опустить воронку ниже положения желудка пациента

выполнить


27.

Заполнить воронку водой больше половины, держа её наклонно

вып/ сказ


28.

Медленно поднять воронку выше уровня желудка, так чтобы вода поступала из воронки в желудок

выполнить/ сказ


29.

Как только вода достигнет устья воронки, быстро опустить воронку ниже уровня желудка, чтобы содержимое желудка наполнило воронку полностью

выполнить/ сказать

«Повторяем промывание до чистых промывных вод»

30.

Воронку снять, зонд извлечь через салфетку, смоченную дезинфицирующим средством

выполнить


31.

Поместить зонд, воронку в контейнер с дезинфицирующим средством, салфетку в контейнер. Промывные воды подвергнуть дезинфекции

выполнить

«Дезинфицируем промывные воды»


32.

Дать пациенту прополоскать рот, обтереть полотенцем вокруг рта

выполнить/ сказ

«Пациент прополаскивает рот»


33.

Снять перчатки, поместить в емкость для дезинфекции или непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б

выполнить


34.

Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком)

сказать


35.

Уточнить у пациента его самочувствие

сказать

«Как Вы себя чувствуете?»

36.

Сделать отметку в листе назначений о выполненной процедуре

выполнить





Алгоритм беззондового метода определения желудочной секреции (ацидотест)

Цель: ориентировочное представление о желудочной секреции, которое применяется при массовых обследованиях и наличии противопоказаний к исследованию желудочной секреции зондовым методами.

Оснащение: набор таблеток кофеина бензоата натрия (2 шт) и тест-драже (3 шт), банки с этикетками «Контрольная моча», «Полуторная моча».

Примечание

  1. Объяснить пациенту ход исследования, уточнить его понимание.

  2. Обучить пациента методике «Ацидотеста» – не принимать пищу, жидкость, лекарственные средства за 8 часов до исследования; проводить исследование утром, натощак.

  3. Дать письменную инструкцию, если пациент имеет затруднения в обучении.

  4. Опорожнить мочевой пузырь в 6 ч.утра

  5. Сразу после этого принять две таблетки кофеина из набора.

  6. Собрать мочу через 1 час в банку с этикеткой «Контрольная моча».

  7. Принять три тест-драже с небольшим количеством жидкости.

  8. Собрать мочу через 1,5 ч. в банку с этикеткой «Полуторная моча». Эту порцию не собирают. Этикетки прилагаются к набору.

  9. Отнести банки в клиническую лабораторию

Оценка результата:

Нормоцидность – красно-коричневый цвет мочи в банке с этикеткой «Полуторная моча».

Гиперацидность, гипоацидность определяются по цветовой шкале набора.

Алгоритм взятия желудочного содержимого фракционным методом

Цель: исследование секреторной функции желудка.

Оснащение: стерильно: лоток, сформированный для подкожной инъекции; тонкий желудочный зонд; шприц 20 мл; зажим; 9 маркированных баночек ёмкостью 0,2 л для порций желудочного сока; почкообразный лоток; парентеральный стимулятор желудочной секреции; часы с зуммером, спецодежда, перчатки.

Подготовка к процедуре:

  • установить с пациентом доверительные отношения;

  • объяснить пациенту, что исследование проводится утром натощак;

  • измерять длину вводимой части зонда в желудок;

  • усадить пациента на стул;

  • прикрыть шею и грудь пациента полотенцем, дать в руки лоток и салфетку.

Выполнение процедуры:

  • взять зонд в правую руку на расстоянии 10-15 см от слепого конца, смочить водой, левой рукой поддерживать свободный конец;

  • предложить пациенту открыть рот, положить слепой конец зонда на корень языка - пациент в это время делает глотательные движения;

  • продвигать активно зонд в желудок при каждом глотательном движении до нужной метки;

  • предложить пациенту глубоко дышать через нос;

  • присоединить к свободному концу зонда шприц, извлечь всё содержимое желудка в банку "порция №0";

  • извлекать желудочное содержимое через каждые 15 мин в течение 1 часа (порция 1, 2, 3, 4);

  • наложить зажим на зонд на 15 мин;

  • набрать в шприц стимулятор и ввести подкожно;

  • через 15 мин извлечь в течении каждых 15 мин порции 5, 6, 7, 8.

Окончание процедуры:

  • извлечь зонд из желудка, дать пациенту прополоскать рот, обтереть кожу салфеткой вокруг рта;

  • отправить в лабораторию 9 порций с указанием стимулятора;

  • обработать использованные изделия медицинского назначения.

Алгоритм ухода при рвоте

Цель: оказать помощь при рвоте.

Оснащение:таз, почкообразный лоток, клеенчатый фартук, клеенка или полотенце, салфетки для ухода за полостью рта, раствор для полоскания рта: 2% раствор натрия бикарбоната, электроотсос или грушевидный баллончик.

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

  1. Пациент в сознании:

  • усадить пациента, грудь прикрыть клеенкой;

  • дать полотенце, поставить к ногам таз;

  • сообщить врачу.

  1. Пациент ослаблен или без сознания:

  • повернуть пациента на бок, если невозможно изменить положение;

  • срочно вызвать врача;

  • убрать подушку;

  • удалить зубные протезы (если они есть);

  • накрыть шею и грудь пациента клеенкой или полотенцем;

  • поставить ко рту почкообразный лоток.  

Обеспечение инфекционной безопасности.  

Обеспечение условий для проведения исследования.   Профилактика аспирации (попадания) рвотных масс в дыхательные пути.   Контроль за состоянием пациента.

II. Выполнение процедуры:

  1. Пациент в сознании:

  • придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь;

  • обеспечить полоскание полости рта водой после каждого акта рвоты;

  • вытереть лицо пациента салфеткой.

  1. Пациент ослаблен или без сознания:

  • отсосать электроотсосом и грушевидным баллончиком из полости рта, носа рвотные массы (при необходимости);

  • осуществить уход за полостью рта и носа после каждого акта рвоты.

Примечание: обеспечить индивидуальный сестринский пост.

Помощь пациенту во время рвоты.

Обеспечение инфекционной безопасности и проведение гигиенических мероприятий полости рта.    

Контроль состояния пациента.

III. Завершение процедуры:

  1. Оставить рвотные массы до прихода врача.

Контроль рвотных масс.

  1. Провести дезинфекцию использованного материала. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.  

  1. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Хронический гастрит

Хронический гастрит – хроническое воспаление слизистой оболочки желудка с перестройкой ее структуры и прогрессирующей атрофией, нарушениями моторной, секреторной и инкреторной функций.

Классификация хронического гастрита.

  • по этиологии – ассоциированный с хеликобактериями пилорическими, аутоиммунный;

  • по локализации – пангастрит (распространенный), антральный (пилородуоденальный), фундальный (тела желудка);

  • по морфологическим данным (эндоскопически) – эритематозный, атрофический, гиперпластический, геморрагический и др.;

  • по характеру соковыделения – с сохраненной или увеличенной секрецией, с секреторной недостаточностью.

Этиология и патогенез.

Различают экзогенные и эндогенные факторы.

Эндогенные факторы:

  1. нарушения режима и качества питания;

  2. злоупотребления алкогольными напитками, табакокурением;

  3. длительный прием лекарств, раздражающе влияющих на слизистую оболочку желудка (глюкокортикоиды, ацетилсалициловая кислота и др.);

  4. профессиональные вредности;

  5. инфицирование пилорическими хеликобактериями;

  6. нервно-психические стрессы;

  7. повторные острые гастриты;

  8. аллергия на отдельные продукты и др.

Эндогенные факторы:

  1. воспалительные заболевания органов брюшной полости;

  2. хронические инфекции в носоглотке, инфицирование пилорической хеликобактерией (HP);

  3. эндокринные заболевания;

  4. заболевания, при которых развивается тканевая гипоксия (ХСН, ХПН, хронические заболевания легких);

  5. аутоинтоксикации;

  6. генетический и аллергический факторы.

Патогенетической сутью хронического гастрита является: повреждение слизистой желудка хеликобактерией или другим этиологическим фактором, нарушение регуляции процессов ее регенерации, изменение регуляции желудочной секреции, расстройство микроциркуляции, моторной функции, иммунологические нарушения (характерны для атрофического и аутоиммунного гастрита).


Клиническая картина.

Хронический гастрит – постепенно прогрессирующее заболевание. Для любой формы гастрита характерны основные синдромы. Болевой синдром – встречается у 80-90 % пациентов с хроническим гастритом. Обычно боль локализуется в эпигастральной области.

Желудочная диспепсия – постоянный синдром гастрита. Симптомы: нарушения аппетита, отрыжка, изжога, тошнота,иногда рвота, чувство дискомфорта в животе после еды.

Нарушения общего состояния – снижение массы тела, гиповитаминоз, изменения со стороны печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

Каждый вид гастрита имеет различную симптоматику.

Антральный гастрит.

В основном он ассоциирован с пилорической хеликобактерией, сопровождается гипертрофией слизистой оболочки и повышенной (или нормальной) желудочной секрецией. Чаще встречается у молодых. Жалобы на изжогу после кислой пищи, отрыжку кислым, запоры, иногда рвоту. Боли появляются через 1-1,5 часа после еды, возможны «голодные» – ночные боли, стихающие после приема пищи. Аппетит снижается только при обострении, вне обострения он нормален или повышен. Общее состояние и масса тела нарушаются. Язык обложен, пальпация эпигастральной области болезненна.

Исследование желудочной секреции выявляет повышенную кислотность (особенно – стимулированную).

Рентгенологически выявляется утолщение складок слизистой оболочки желудка и признаки гиперсекреции.

Фундальный (аутоиммунный) гастрит.

Встречается чаще у людей зрелого и пожилого возраста, характеризуется первичной атрофией слизистой оболочки и секреторной недостаточностью.

Жалобы на тупые распирающие боли в подложечной области сразу после приема пищи, быстрое насыщение, резко сниженный аппетит, неприятный вкус во рту.

Отрыжка у пациентов с запахом тухлого яйца после белковой

пищи, изжога – после употребления углеводистой пищи. Частые симптомы: урчание и вздутие живота, поносы.

Язык обложен. Плохая переносимость молока. Масса тела снижена, кожа сухая, бледная (развивается В12-дефицитная анемия). Появляются симптомы гепатита, холецистита, колита, панкреатита. ОАК – признаки анемии. При исследовании желудочной секреции – анацидное или гипоацидное состояние. При рентгеноскопии – складки слизистой оболочки истончены.

Осложнения хронического гастрита.

  1. Желудочное кровотечение (ассоциированный с ИР, геморрагический гастрит).

  2. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (ассоциированный с HP гастрит).

  3. Рак желудка (ассоциированный с HP и аутоиммунный).

  4. B12-дефицитная анемия (аутоиммунный).

Проблемы пациентов, страдающих гастритами: желудочный дискомфорт, боль в эпигастрии, изменения аппетита, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, исхудание и др.

Потенциальные проблемы: желудочное кровотечение, страх осложнений (рак, язвенная болезнь).

Диагностика.

Чаще протекает без клинических изменений, поэтому постановка диагноза основывается на данных исследований. Хронический аутоиммунный гастрит чаще сочетается с тиреоидитом, тиреотоксикозом. Анамнез и симптомы будут обусловлены этими заболеваниями.

Лабораторные и инструментальные исследования.

  • ОАК – изменения не характерны, но если сочетается с анемией, то изменения соответствуют виду анемии.

  • Наличие Н. pylori. В желудочном соке.

  • Исследование АТ к париетальным клеткам желудка ( характерно  для 1 и 2 типа)

  • ФЭГДС – основной метод подтверждения диагноза, можно проводить с биопсией.

  • УЗИ печени, ПЖЖ, желчного пузыря для подтверждения сопутствующей патологии.

Показания к консультациям других специалистов.

  • Онколог – при выявлении рака желудка.

  • Гематолог – уточнение диагноза при сопутствующей анемии.

Лечение при хроническом гастрите

должно быть комплексными дифференцированным. Начинают лечение с нормализации режима труда и быта. Лечебные мероприятия, индивидуальные для каждого пациента, определяет лечащий врач.

  • Большое значение в комплексной терапии имеет лечебное питание. Больной должен принимать пищу небольшими порциями через сравнительно короткие промежутки времени (5-6 раз в день) в одни и те же часы. Необходимо избегать физических и психических перенапряжений. В период ремиссии гастрита больной лечится амбулаторно.

  • Диетическое меню для больного хроническим гастритом предусматривает все необходимые для жизнедеятельности организма компоненты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли. Не рекомендуется употреблять кофе, какао, так как эти напитки, которые содержат вещества, раздражающие слизистую оболочку желудка. Перец, горчица, хрен, уксус исключаются из рациона. При нарушении секреции пищеварительного сока пища плохо переваривается, поэтому обильная еда противопоказана. Строго противопоказаны алкоголь, пиво, газированные напитки.

  • Медикаментозное лечение гастритов, ассоциированных с НР. Назначают семидневные курсы лечения: ранитидин + кларитромицин + метронидазол (трихопол) или омепразол + кларитромицин + трихопол, или фамотидин + де-нол + тетрациклин и др.

  • При аутоиммунном гастрите с анемией назначается внутримышечное введение оксикобаламина (вит. В12) длительно по схеме. Проводится заместительная терапия ацидин-пепсином, ферментными препаратами (фестал, дигестал), плантаглюцидом, витаминами С, РР, В6.

  • При высокой кислотности желудочного сока назначаются гастроцепин, антациды (маалокс, гастал, ремагель, фосфалюгель и др.).

  • Не менее важно санаторно-курортное лечение (после обострения) – Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и др. Минеральная вода применяется в период амбулаторного и стационарного лечения при обострении, наибольший эффект дают минеральные воды – углекислые или щелочные.

  • При хроническом гастрите они улучшают функцию пищеварительных желез, нормализуют секреторную и моторную деятельность желудка и способствуют растворению и удалению скопившейся в желудке слизи. При

  • гастрите с повышенной секрецией и кислотностью желудочного содержимого назначают Боржоми, а при пониженной – Ессентуки № 17.

  • В ряде случаев при гастрите назначают грязелечение, диатермию, электро- и гидротерапию. Уход за пациентами хроническим гастритом требует от медицинской сестры хорошего знания основ лечебного питания. Нужно напоминать ему о приеме пищи в строго определенные часы (для выработки так называемого пищеварительного рефлекса).

Профилактика.

Для предупреждения хронического гастрита необходимо тщательно и своевременно лечить различные как острые, гак и хронические воспалительные заболевания органов брюшной полости: колит (воспаление толстой кишки), холецистит (воспаление желчного пузыря), аппендицит (воспаление червеобразного отростка). Борьба, с курением – необходимый элемент профилактики хронического гастрита, так как под влиянием курения слизистая оболочка желудка вначале значительно утолщается, а затем атрофируется.

Существует понятие первичной и вторичной профилактики.

Профилактика хронического гастрита является первичной, а профилактика обострений хронического гастрита вторичной. Если лечебными мерами удалось приостановить патологический процесс и добиться практического восстановления нормальных функций, желудка, то наступает стадия ремиссии (стойкого улучшения).

Необходимо следить за состоянием полости рта, своевременно лечить другие заболевания, устранять профессиональные вредности и глистно-протозойные инвазии. Пациенты с хроническим гастритом подлежат диспансеризации.

Сестринский процесс при хроническом гастрите

I этап. Сестринской обследование.

Медицинская сестра вступает в доверительные отношения с пациентом, пытаясь достоверно выяснить обстоятельства – факторы риска хронического гастрита. Собирается информация о характере питания с самого детства, об аппетите, характере стула, вредных привычках, о психологическом микроклимате Дома и на работе, о производственных интоксикациях, перенесенных заболеваниях, наследственной предрасположенности.

Выясняются объективные симптомы: цвет кожи (бледность), выражение глаз (обреченность, безразличие), полость рта (обложенность языка, кариес), оценка массы тела (похудание), форма живота (ассиметрйя, выпячивание), тургор кожи (снижение), боль при пальпации живота в эпигастриальной области. Устанавливается связь болей в животе с приемом пищи (ранние, поздние, сезонные) и др.

II этап. Сестринское определение проблем пациента.

В результате сестринского обследования устанавливаются проблемы (сестринские диагнозы) пациента.

  1. Чувство страха смерти при подозрении на рак желудка.

  2. Нарушение потребности в адекватном питании и питье – нарушения аппетита, боли в животе (в желудке), пониженная масса тела, тошнота, отрыжка, изжога, мелена и др.

  3. Нарушение потребности в физиологических отправлениях – понос, запоры, слабость, головокружение.

  4. Нарушение потребности в труде и отдыхе – страх потери работы, изменения окружающей среды и привычной деятельности.

III этап. Планирование сестринских вмешательств.

Цели сестринских вмешательств

План сестринских вмешательств

Пациент не будет испытывать чувство страха смерти;

1. Информировать пациента о состоянии его здоровья (о раке информирует врач).

2. Информировать его о благоприятных исходах заболевания.

3. Подчеркивать значения даже самого небольшого улучшения в течении болезни.

4. Научить родственников поведению у постели тяжело больного пациента

Пациент не будет испытывать боль в желудке, изжогу, отрыжку

1. Установить 5-6 разовый прием пищи соответственно назначенной, диете (1а, индивидуальная).

2. Проследить за строгим соблюдением установленных сроков приема пищи.

3. Побеседовать с пациентом о значении соблюдения диетического питания и приема минеральной воды.

4. Объяснить родственникам о необходимости приносить передами в соответствии с назначенной диетой.

5. Контролировать физиологические отправления.

6. Приготовить лекарства для снятия боли и вводить их по назначению.

7. При необходимости – организовать кормление пациента.

В течение недели пациент не будет испытывать слабость и головокружение из-за желудочного кровотечения

1. Установить режим голода – пациенту не принимать пищу, воду, лекарства внутрь, кроме раствора 5% аминокапроновой кислоты (по 1 ч.л. внутрь повторно).

2. Положить на живот пузырь со льдом.

3. Обеспечить горизонтальное положение и полный покой пациенту.

4. Приготовить гемостатические средства: 10% раствор кальция хлорида, 1 % раствор викасола, 12,5% раствор этамзилата, кровезаменители.

5. По назначению врача вводить гемостатические лекарственные средства.

6. Наблюдать каждые 15 минут за обищим состоянием пациента, цветом кожи, АД, пульсом.

Пациент не будет беспокоиться о потере работы и общения с друзьями

1. Информировать пациента о краткосрочном или (при необходимости) о длительном пребывании в больнице.

2. Рассказать пациенту о мероприятиях по реабилитации при заболеваниях желудка, эффективность которых зависит и от усилий пациента.

3. Беседа с родственниками – обучением общению с пациентом и уходу за ним после выписки из больницы.

4. Информировать сотрудников по работе о

необходимости навещать пациента.

IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.

Выполняются все запланированные мероприятия.

V этап. Итоговая оценка эффективности сестринских вмешательств

при благоприятном течении болезни дели вмешательств обычно бывают достигнуты: пациент спокоен, уверен в успехе лечения, готов выполнять режим, лечебные процедуры, у него прекращается боль в животе, восстанавливаются физиологические отправления, прекращается кровотечение.

При менее благоприятном течении могут возникнуть новые проблемы: непереносимость лекарств (кожная сыпь); не купируется боль (возможность перерождения язвы); рвота пищей, съеденной накануне (стеноз привратника)

и др. На каждую из возникших проблем медицинская сестра ставит новые цели и планирует сестринские вмешательства по уходу за пациентом. Все данные о результатах работы медицинская сестра документирует.

Алгоритм сестринского ухода при отрыжке

Действия медсестры

Обоснование

  • обеспечить соблюдение диеты, исключить газированные напитки, цельное молоко, бобовые, капусту, чёрный хлеб и другие продукты, богатые клетчаткой.

  • приём пищи малыми порциями, приём жидкости маленькими глотками, не пить через соломинку. Есть медленно, находясь в расслабленном состоянии до, во время и после еды, во время жевания держать рот закрытым, не использовать жевательную резинку.

Раздельное питание: приём жидкости между приёмами пищи.

  • рекомендовать избегать переедания, отдыхать до и после еды, избегать физической нагрузки и не лежать на животе в течение двух часов после еды.  

  • уменьшить газообразование в желудочно-кишечном тракте;    

  • уменьшить попадание воздуха в желудок;  

  • исключить одномоментное переполнение желудка;

  • исключить повышение давления в желудке.

Алгоритм сестринского ухода при поносах, связанных с ферментативной недостаточностью

Действия медсестры

Обоснование

беседа о правильной диете: высококалорийная и легкоусвояемая пища малыми порциями, приготовленная на пару или отварная, в протёртом виде, блюда вязкой консистенции (слизистые супы, вязкие каши), крепкий чай, кисель из сушёной черники или черёмухи, белые сухари, при частом обильном стуле;

  • приём жидкости не менее 2 литров в сутки, – наблюдать за видом испражнений, кратностью стула, массой тела, общим состоянием пациента;

  • соблюдать личную гигиену;  

  • обучить пациента уходу за перианальной областью – принимать препараты по

  • назначению врача.  

  • обеспечить полноценное пищеварение    

  • вяжущее и обволакивающее действие  

  • восполнение дефицита жидкости – функция контроля  – инфекционная безопасность

  • профилактика опрелостей  

  • лечение основного заболевания

Ожидаемый результат: нормализация частоты стула и консистенции каловых масс.

Приложения

Приложение № 1

Тестовые задания

Выберите один правильный вариант ответа

1. Основная причина хронического гастрита типа В

а) отравление

б) аутоиммунные нарушения

в) нерациональное питание

г) хеликобактериальная инфекция

2. В рацион питания изделия из злаков включают потому, что они содержат

а) витамины группы В

б) растительную клетчатку

в) углеводы

г) микроэлементы

3. Для хронического гастрита характерны синдромы

а) диспепсический

б) гипертонический

в) интоксикационный

г) гепатолиенальный

4. Симптом хронического гастрита с сохраненной секрецией

а) понос

б) горечь во рту

в) лихорадка

г) боль в эпигастральной области

5. Основной симптом хронического гастрита с секреторной недостаточностью

а) повышение аппетита

б) отрыжка кислым

в) отрыжка тухлым

г) запор

6. При хроническом гастрите определяется

а) болезненность в эпигастральной области

б) симптом Ортнера

в) положительный симптом Пастернацкого

г) положительный симптом Щеткина-Блюмберга

7. При подготовке пациента к желудочному зондированию очистительная клизма

а) ставится вечером накануне исследования

б) ставится утром в день исследования

в) ставится вечером и утром

г) не ставится

8. Осложнение хронического гастрита с повышенной секреторной активностью

а) рак желудка

б) холецистит

в) цирроз печени

г) язвенная болезнь

9. Решающее значение в диагностике хронического гастрита имеет

а) рентгенография желудка

б) желудочное зондирование

в) лапароскопия

г) фиброгастроскопия

10. Осложнение хронического гастрита с резко сниженной секреторной активностью

а) рак желудка

б) холецистит

в) цирроз печени

г) язвенная болезнь

11. Информацию о секреторной функции желудка позволяет получить

а) общий анализ кала

б) желудочное зондирование

в) рентгенологическое исследование

г) дуоденальное зондирование

12. Подготовка пациента к желудочному зондированию

а) вечером – легкий ужин, утром – натощак

б) вечером – очистительная клизма

в) вечером и утром – очистительная клизма

г) утром – сифонная клизма

13. Подготовка пациента к эндоскопическому исследованию пищевода, желудка и 12-перстной кишки

а) вечером – легкий ужин, утром – натощак

б) вечером – очистительная клизма

в) вечером и утром – очистительная клизма

г) утром – сифонная клизма

14. Эндоскопическое исследование пищевода, желудка и 12-перстной кишки

а) ирригоскопия

б) колоноскопия

в) ректороманоскопия

г) эзофагогастродуоденоскопия

15. При подготовке пациента к эндоскопическому исследованию пищевода, желудка и 12-перстной кишки очистительная клизма

а) ставится вечером накануне исследования

б) ставится утром в день исследования

в) ставится вечером и утром

г) не ставится

16. Для стимуляции желудочной секреции медсестра использует

а) пентагастрин

б) растительное масло

в) сульфат бария

г) сульфат магния

17. Наиболее эффективный стимулятор желудочной секреции

а) капустный отвар

б) мясной бульон

в) пробный завтрак

г) гистамин

18. Парентеральный раздражитель желудочной секреции м/с вводит

а) через зонд

б) внутривенно

в) внутримышечно

г) подкожно

19. При хроническом гастрите из рациона исключают

а) жирное, жареное

б) молочные продукты

в) кашу

г) овощи и фрукты

20. Диета № 1 предполагает

а) повышенное содержание кальция

б) тщательное измельчение пищи

в) исключение молочных продуктов

г) исключение крупяных блюд

21. Наибольшее значение для профилактики обострений хронического гастрита имеет

а) нормализация массы тела

б) устранение гиподинамии

в) закаливание

г) рациональное питание

22. При хроническом гастрите с секреторной недостаточностью в качестве заместительной терапии используется

а) альмагель

б) атропин

в) пепсидил

г) маалокс

23. Беззондовое исследование секреторной функции желудка

а) ацидотест

б) глюкотест

в) рентгенография

г) лапароскопия

24. Ранняя боль в эпигастральной области возникает после еды в течение

а) 30 минут после еды

б) 2 часов после еды

в) 3 часов до еды

г) 4 часов до еды

25. Подготовка пациента к рентгенографии желудка

а) вечером – легкий ужин, утром – натощак

б) вечером и утром – очистительная клизма

в) утром – сифонная клизма

г) за 3 дня до исследования исключить железосодержащие продукты

26. Патогномоничные признаки желудочного кровотечения

а) бледность, слабость

б) головная боль, головокружение

в) рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул

г) тахикардия, снижение АД

27. Характер кала при остром желудочном кровотечении

а) кровянистый

б) дегтеобразный

в) обесцвеченный

г) жирный

28. При лечении хронического гастрита используются ферментные препараты

а) атропин, гастроцепин

б) викалин, циметидин

в) викалин, платифиллин

г) панзинорм, фестал

29. В первые 2 дня после желудочно-кишечного кровотечения медсестра контролирует соблюдение диеты

а) голодной

б) 2

в) 4

г) 6

30. При подготовке пациента к анализу кала на скрытую кровь следует отменить препараты

а) железа

б) магния

в) калия

г) кальция



ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ



1

г

16

а

2

а

17

г

3

а

18

г

4

г

19

а

5

в

20

б

6

а

21

г

7

г

22

в

8

г

23

а

9

г

24

а

10

а

25

а

11

б

26

в

12

а

27

б

13

а

28

г

14

г

29

а

15

г

30

а









Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Какой инфекционный фактор чаще вызывает хронический гастрит?

2. Какие неинфекционные причины развития хронического гастрита Вы знаете?

3. Что включает в себя нарушение режима питания?

4. Какие эндогенные факторы могут быть причиной развития хронического гастрита?

5. Длительный прием каких лекарственных препаратов может вызвать развитие хронического гастрита?

6. Укажите роль пилорического хеликобактера в возникновении хронического гастрита.

7. Как классифицируется хронический гастрит по состоянию кислотообразующей функции желудка?

8. Перечислите основные проблемы пациента при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью.

9. Назовите причину развития железодефицитной анемии у больных с хроническим гастритом с пониженной секреторной функцией.

10. Назовите причину развития В12–дефицитной анемии у больных с хроническим гастритом с пониженной секреторной функцией.

11. Перечислите осложнения хронического гастрита с пониженной секреторной функцией.

12. Перечислите основные проблемы пациента при хроническом гастрите с повышенной секрецией.

13. Перечислите данные основных инструментальных методов обследования при хроническом гастрите с сохранённой и повышенной секреторной функцией.

14. Перечислите данные основных инструментальных методов обследования при хроническом гастрите с пониженной секреторной функцией.

15. В чем отличие диетотерапии при хроническом гастрите с секреторной недостаточностью от диеты при хроническом гастрите с повышенной секрецией?

16. Фармакотерапия хронических гастритах с повышенной секрецией.

17. Фармакотерапия хронических гастритах с секреторной недостаточностью.

18. Какая заместительная терапия применяется при гастрите с секреторной недостаточностью?

19. Фитотерапия при хроническом гастрите.

20. Особенности приема минеральных вод при различных видах гастритов.















Приложение № 2

Ситуационные задачи

Задача 1

Пациент 48 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: язвенная болезнь желудка в фазе обострения.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота, наблюдалась однократная рвота цвета «кофейной гущи». Больным считает себя в течении 1,5 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом. В окружающем пространстве больной ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на общую слабость, усталость, плохой сон, в контакт вступает хорошо, выражает опасение за свое будущее, сомневается в успехе лечения.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм рт. ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области, печень, селезенка не пальпируются.

Пациенту назначено:

  • Режим постельный, диета №1а.

  • ФГДС с биопсией, исследование желудочной секреции.

  • Маалокс по 1 суспензии 3 раза в день.

  • Де-нол по 1 капсуле 4 раза в день.

Задания:

  1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

  2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  3. Объясните пациенту, как правильно подготовиться к ФГДС и желудочному зондированию.

  4. Обучите пациента правилам приема назначенных лекарственных средств.


Задача 2

В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота «кофейной гущей».

Объективно: кожные покровы бледные, влажные, пульс 120 ударов в мин., малого наполнения и напряжения, АД 90 и 60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.

Задания:

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте уход при  рвоте.



Задача 3

Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.

Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 ударов в мин., слабого наполнения. АД 80 и 40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания:

1. Определите и обоснуйте неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи  с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.


Задача 4

Пациент 63 лет, госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: Атрофический гастрит. При сестринском обследовании мед. сестра получила следующие данные: жалобы на чувство тяжести в эпигастрии, отсутствие аппетита, снижение массы тела, быструю утомляемость.

Объективно: состояние удовлетворительное, рост 180 см, вес 69 кг, температура тела 36,8 С, кожа бледная, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

Пациенту назначено:

  1. ФГДС

  2. Но-шпа 2% 2 мл в/м

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.

  2. Поставьте цель, составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.

  3. Объясните пациенту как подготовиться к ФГДС.

  4. Обучите пациента профилактике обострения хронического гастрита.

















Приложение  3

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1

1. Нарушенные потребности: есть, пить, быть здоровым, двигаться, работать, выделять, спать.

Проблемы пациента:

Настоящие: боли в эпигастрии, отрыжка, запор, метеоризм; плохой сон, общая слабость.

Потенциальные: развитие желудочного кровотечения, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация.

Из перечисленных проблем пациента приоритетной является - боль в эпигастральной области.

2. Приоритетная проблема пациента - боль в эпигастральной области.

Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7 дня пребывания в стационаре.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.

Сестринские вмешательства

План

Мотивация

  1. Обеспечить лечебно-охранительный режим.

Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечение.

  1. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №1а.

Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента.

  1. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов.

  1. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики.

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

  1. Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию.

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

  1. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов.

Для повышения иммунных сил организма, снижения активности соляной кислоты, желудочного сока.

  1. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула).

Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация).

  1. Выполнять назначения врача.

Для эффективного лечения.

Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.

3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность грамотно, доступно, аргументированно объяснить пациенту правила подготовки и сущность ФГДС и желудочного зондирования.

4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения пациента правилам приема назначенных лекарственных средств и определяет ответную реакцию пациента на проводимое обучение.

Задача 2

1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных – бледности и влажности кожных покровов, снижение АД 90 и 60 мм рт ст, рвоты цвета «кофейной гущи».

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;

в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;

г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровонаполнения сосудов;

д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;

е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);

ж) приготовить все для определения группы крови;

з) медсестра выполняет все назначения врача;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует уход при рвоте.

Задача 3

  1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

  1. бледность кожных покровов, холодный пот;

  2. частый пульс (96 ударов в мин), слабого наполнения, низкое АД (80 и 40 мм рт. ст.);

  3. учащенное, не затрудненное дыхание (24 в мин.).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;

б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;

в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;

г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;

д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;

е) к приходу врача приготовить препараты: 10% р-р кофеина; кордиамин; мезатон 1% 1 мл, изотонический р-ор хлорида натрия 0,9%  200 мл.

ж) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику измерения АД.


Задача 4

1. Нарушены удовлетворение потребностей: быть здоровым, есть, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: отсутствие аппетита, снижение массы тела, быстрая утомляемость.

Потенциальные: риск развития рака желудка, риск развития анемии.

2. Приоритетная проблема – отсутствие аппетита.

Цель краткосрочная: пациент осознает к концу недели важность полноценного питания для улучшения здоровья.

Цель долгосрочная: масса тела пациента не уменьшится к моменту выписки.


План

Мотивация

1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья.

 Убедить в необходимости принимать пищу.

2. М/с разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету.

Для возбуждения аппетита.

3. М/с эстетически оформит прием пищи.

Для возбуждения аппетита.

4. М/с с разрешения врача включит в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны.

Для возбуждения аппетита.

5. М/с будет регулярно проветривать палату.

С целью обогащения воздуха кислородом и возбуждения аппетита

6. М/с с разрешения врача рекомендует пациенту прогулки перед приемом пищи.

Для возбуждения аппетита

7. М/с один раз в 3 дня будет взвешивать пациента.

Наблюдение за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий.

8. М/с будет выполнять врачебные назначения.


Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу, его масса тела не уменьшается.

  1. Студент грамотно, доступно и аргументировано объясняет пациентке правила подготовки к  ФГДС.

  2. Студент демонстрирует процесс обучения пациента профилактике обострений хронического гастрита.









































Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи:

5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;

2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.


Критерии оценки тестового задания:

91-100% правильных ответов - "отлично";

81-90% правильных ответов - "хорошо";

71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!