Тема «Создание предметно - развивающей среды как средства сенсорного развития детей раннего возраста».
Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком этапов детства;
индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых;
поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства; формирование познавательных интересов и действий;
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Первый шаг ребёнка в познании мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которого в дальнейшем формируются умственные способности ребенка, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире, творческие способности малыша, развивается мышление, память, внимание. Проблему сенсорного развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Манасеина, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они рассматривали чувствительность ребенка к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников. Накопление сенсорных представлений у ребенка возможно под руководством взрослого и при создании взрослым правильно организованной предметно-развивающей среды. Правильно организованная предметно - развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического. В нашем детском саду функционирует 3 группы раннего возраста до 3-х лет. Предметно-развивающая среда в группах организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. В группах подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине. Основными принципами построения предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста являются:
- содержательно - насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;
- доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
- вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;
- полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предметзаместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы;
- трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно - развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Таким образом, в условиях предметно-развивающей среды сенсорного развития ребенок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.