СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум «Танцевально – двигательная терапия как средство психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танцевально-двигательная терапия – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, прорабатывает эмоциональные зажимы, развивает поведенческую гибкость, восстанавливает внутреннюю целостность, развивает социальные навыки, адаптивные способности.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «Танцевально – двигательная терапия как средство психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями»»

Филиал муниципального автономного образовательного учреждения Тоболовская средняя общеобразовательная школа специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей»

ул. Ленина, д. 59а, п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская обл., 627720,

тел./факс(34551)3-50-65, е-mail: interkor@yаndex.ru









Семинар - практикум

«Танцевально – двигательная терапия

как средство психолого – педагогической поддержки детей

с ограниченными возможностями»










Подготовили:

Самойленко Э.Х. (педагог-психолог)

Алексеева И.В. (учитель)

Лукошкова К.И. (учитель)










март, 2023г.

Организационная часть

  1. При входе участникам предлагается определить как часто вы применяете метод ТДТ на своих уроках или занятиях с помощью методики «Лесенка».

  2. Упражнение «Дирижер»

(Название: «Облака». Слова: С. Козлов. Музыка: В. Шаинский (в современной обработке));(Название: «От улыбки станет всем светлей». Слова: Г. Гладков, Музыка: В. Шаинский)

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Начнем мы с такой притчи:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности

Мы предлагаем вашему вниманию семинар практикум «Танцевально – двигательная терапия как средство психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями»

Цель проведения семинара - практикума:

  • повышение уровня компетентности педагогов вопросах применения танцевально-двигательной терапии при организации образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО с УО.

  • создать условия для мотивации участников семинара - практикума к применению приёмов танцевально-двигательной терапии при организации образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО с УО.

Теоретическая часть

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является танцевально- двигательная терапия. Что же такое танцевально-двигательная терапия?

Танцевально-двигательная терапия – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, прорабатывает эмоциональные зажимы, развивает поведенческую гибкость, восстанавливает внутреннюю целостность, развивает социальные навыки, адаптивные способности.

В наши дни активно развивается танцевально-двигательная терапия как метод психологического воздействия на личность. Не смотря на многозначность данного термина, танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.

Очень осторожно надо использовать занятия для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все занятия); предпочтительны медленные, спокойные. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение занятия.

Значение движения в развитии ребенка школьного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний.

Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств.

У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому педагоги могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы.

С помощью музыкального движения можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя школьника достаточно сложна и насыщенна);

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе.

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;

- научить детей контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

- развивать саморегуляцию.

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Слаженные, ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект многократно повторяющийся ритмического или мелодического оборота - вспомните всемирно известный "Танец маленьких утят". В традиционной культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении с помощью данного эффекта используется как оптимальная структура для энергообмена всех участвующих в действе. Подобный энергообмен имеет направленный психологический эффект, это либо своеобразная терапия, либо внушение всем присутствующим определенных состояний, соответствующих ситуации. Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объемности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством.

В школе элементы  танце-двигательной терапии  мы предлагаем использовать на уроках ритмики, в психологическом тренинге.


Практическая часть

Мышечная радость – движение.

Известно, что мышечное напряжение является компонентом страха и других отрицательных эмоций. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мус­кулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности.

Упражнение «Цветочек».

(Название: Бал цветов. Слова: А. Емельянов, музыка Е. Королева)

Потянутся вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (“цветок встречает солнышко”). Затем последовательно уронить кисти (“спряталось солнышко, головка цветочка поникла”), согнуть руки в локтях (“стебелек сломался”), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени (“завял цветочек”).

Методическое обоснование: освободить  тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.


Упражнение «Огонь–лед»

(Название: Музыка. Faudel - Mundial Corrida)

Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Ведущий попеременно (примерно через минуту) даёт команды «огонь», «лед». По команде «огонь» начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. По команде «лед» застыньте в позе, в которой застигла вас команда, напрягите до предела все тело. Команды чередуются через произвольное время.

Методическое обоснование: освободить  тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении

Эмоциональная регуляция.

Задача данных упражнений - сформировать и развить в каждом  ребенке индивидуальность посредством выразительности танца, снять эмоциональное напряжение, научить выражать определенные эмоции через танцевальные упражнения.

Радость общения

Танцевальные движения представляют собой  своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам  общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении.

Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой.

Танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения умения выражать через танец свои эмоции, умения взаимодействовать в группе. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм.

Цель данных упражнений – развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, снятие барьеров в общении между детьми и взрослыми; повышение групповой сплоченности.


Упражнение «Падение»

Музыка – активизирующий фон. Дети падают на маты. Необходимо упасть на мат каким-либо определенным образом. Пространство падения строго ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке – медленно, с подскоком, весело и т.д.

Методическое обоснование: снятие эмоционального напряжения, выражение эмоций через танцевальные упражнения

 Упражнение «Марионетки»

(Название: Кукольный Кэк-уок . Музыка: К.Дебюсси)

Дети образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".

В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у каждого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

Методическое обоснование: развитие коммуникативных навыков.

Упражнение «Тропинка»

В начале игры задается эмоционально-образная ситуация: "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдет назад и передаст роль ведущего следующему за ним".

В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение "по извилистой тропинке", то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.

Методическое обоснование: развитие творческого воображения.



В процессе обучения педагог своим советом, словом, собственным примером и т.д. помогает найти ребенку нужное движение. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, способствует снятию мышечного напряжения, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность, развиваются коммуникативные навыки.

Для пополнения методической копилки предлагаем вам методическое пособие по теме «Танцевально – двигательная терапия как средство психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями»

Рефлексия

Предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами лестница, выберите , на какую ступень вы поставите себя после полученной информации на семинаре – практикуме:

-бесполезно, бесперспективно, безразлично;

-нужно, полезно, интересно, необходимо;

-сложно, страшно, неинтересно, обременительно.


Вывод: Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно социализировать ребенка. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.











































Применяю, активно использую

Слышала, но не применяю

Не слышала, не знаю



Бесполезно, бесперспективно, безразлично;


Нужно, полезно, интересно, необходимо;


Сложно, страшно, неинтересно, обременительно.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!