СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар – практикум для воспитателей и учителей начальных классов на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для воспитателей и учителей начальных классов на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи».»

Семинар – практикум для воспитателей и учителей начальных классов на тему:

«Фонематический слух – основа правильной речи».


Цель: формирование мотивации у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического слуха через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

- раскрыть значение развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста;

- приобщать педагогов к использованию в своей работе с воспитанниками игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического слуха;

- выявить типичные ошибки при обучении грамоте воспитанников старшего дошкольного возраста.

Обследование детей школы-интерната показало, что в начальных классах отклонения в речевом развитии имеют более 60% воспитанников.

Необходимо отметить, что в интернат прибывают, в основном, дети из семей социального риска (чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками, ведут асоциальный образ жизни, безработные). В подобных семьях процессу воспитания детей родителями уделяется недостаточно внимания, зачастую дети предоставлены сами себе, воспитываются на улице.

Для поступающих детей свойственно наличие нескольких сопутствующих хронических заболеваний в том числе и заболевания ЦНС.

Многие авторы (педагоги, психологи Р. Е. Левина, Г. Р. Никашина, В. К. Орфинская, Г. А. Каше и др.) ведущее место в коррекции речевого развития отводят формированию фонематического слуха.

Существует два вида слуха: неречевой (физический, который позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы и речевой (фонематический, который позволяет овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.

Иными словамифонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы родного языка, т. е. различать все звуки речи.

Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звука, благодаря которым смысл одного слова отличался от смысла другого, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи. Ребенок должен овладеть умением выделять сигнальные смыслоразличительные признаки русского языка. (Смыслоразличительные признаки в русском языке: ударность гласных звуков (замок – замок, звонкость и глухость согласных (бочка – почка, том, дом, твердость и мягкость согласных (пыл – пыль). Смена гласных или их ударности и смена согласных: по твердости и мягкости, звонких и глухих меняют смысл слова.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Этот термин был введен Л. С. Выготским. Фонематический слух включает в себя три речевые операции:

- способность слышать, есть данный звук в слове или нет (хлопни, если услышишь звук С: дом, сок, рот, мост);

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (молоток-локоток, улитка-калитка);

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (коза-коса, рак-лак).

На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие. Термин «фонематическое восприятие» был введен Д. Б. Элькониным, который занимался поисками наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Фонематическое восприятие включает в себя три операции:

- умение определять линейную последовательность звуков в слове (сок: с,о,к);

- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу (где находится звук р слове рак; трактор: в начале, в середине или в конце);

- осознание или подсчет количества звуков в слове (сколько звуков в слове лапа).

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух близок по значению с фонематическим восприятием, однако фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, или как мы его называем звуковой анализ, включающий в себя:

- выяснение порядка следования фонем в слове;

- установление различительной функции фонем;

- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

(Слово дом. 1звук д (согласный, твердый, звонкий); 2 звук о (гласный, ударный, 3 звук м (согласный, твердый, звонкий)

Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

(«Поймай звуки» : м,а,к. Что получилось? Мак)

Таким образом, фонематическая система включает следующие компоненты: фонематический слухфонематическое восприятиефонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематической системы, они отличаются стойкостью, и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения ребенка. По данным Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкина наиболее интенсивное его развитие происходит с 1года до трех. Его развитие происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В норме фонематический слух должен быть сформирован к 4 годам.

Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывая звуки речи. Ее можно условно разделить на шесть этапов.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки по способу звучания, направления звучания, умения определять одинаково звучащие неречевые звуки и умения различать неречевые звуки по длительности. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Игры: «Найди игрушку», «Что и где звучало?», «Кто сильнее?», «Узнай, что звучало?» и др.

Например, игровое упражнение «Угадай по звуку». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета предварительно проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с трех до пяти.

Игровое упражнение «ЧТО это?»

Включается аудиозапись разных звуков. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку, скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г) Магазин: работает касса, позвякивание чашек в кафетерии.

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

Игры: «Кто тебя позвал?», «Далеко-близко», «Три медведя», «Мамы и детки».

Например, игровое упражнение: взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

-Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

Игровое упражнение: взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А- плачет девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А – качаем малыша

А- девочка укололась иголкой и т. п.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Игры: «Верно-неверно», «Запомни и расставь картинки», «Подбери слово», «Доскажи словечко»

Например, игровое упражнение: взрослый дает ребенку два кружка- красный и зеленый- и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное- красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произнести звукосочетания:

Баман

Паман

Банан

Банам

Альбом

Айбом

Аньбом

Авьбом

Игровое упражнение: из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава

4 этап - дифференциация слогов.

Игры: «Назови лишний слог», «Телефон», «Скажи наоборот», воспроизведение слоговых рядов со сменой ударного слога, с одинаковыми гласными и согласными, с наращиванием стечения согласных и т. д.

Игровое упражнение: воспроизведение слогового ряда со меной ударного слога:

та-та-та

та-та-та

та-та-та

Игровое упражнение «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5 этап - дифференциация фонем. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных фонем.

Выделение в звуковом потоке гласного звука (хлопнуть, остановиться, поднять зрительный образ, «Угадай-ка» (соотношение звукоподражания с предметом, «Дом большой, дом маленький», затем идет такая же работа по дифференциации согласных фонем.

Игровое упражнение: «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух и трехсложные слова, выделяя ударный слог «Хлопушки» : ру-ка, ра-ду-га, далее дети учатся анализировать гласные звуки («Хлопни столько, сколько звуков», «Назови первый звук, затем приступают к анализу согласных звуков, при этом также должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяется последний согласный звук в слове. «Назови последний звук».

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематическое восприятие и подготавливают детей к работе по анализу звукового состава речи.

Игры и упражнения по развитию фонематического слуха можно проводить как на фронтальных занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных, а также в любые режимные моменты.

В настоящее время появилось много авторских программ и разработок по развитию навыков элементарного звукового анализа, причем не всегда высокого качества. На какие ошибки хотелось бы обратить ваше внимание:

- смешивается понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые образуют два звука, а не один. (Ю,Е, Я, Ё);

Для ребенка - дошкольника слово в первую очередь состоит из звуков (а не из букв)

Поэтому важно предлагать для звукового анализа, а также начального этапа чтения только те слова, написание которых совпадает с произношением (грозы, тумба, вазы, замок, шапка, дубы, кошка и пр.);

- наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т. е. последовательности их развития, что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении;

- названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции, или с призвуками (СЭ, ПЭ);

- не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов, принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах): слова, написание которых расходится с произношением, исключаем.

Вот перечень таких опасных слов, которые, при анализе их звукового состава, вносят путаницу в сознание ребёнка. они пишутся не так как слышатся!

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться (просьба-«прозьба»);

- мягкий согласный звук может смягчать предыдущий твердый согласный (ветви – «ветьви», двери – «дьвери»);

- безударные гласные произносятся по-другому комок – «камок», огурец –«агурец», петух – «питух»;

- с йотированными гласными Е Ё Ю Я. В начале слова они составляют 2 звука (яма, после согласной звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (сравните: ёрш, мёд);

- с гласным э в безударной позиции, так как он подвергается редукции (сокращается, изменяется) и становится близким ко звуку и. (этажерка, экскаватор, этаж);

- с аффрикатами (ч,ц, которые сами являются составными звуками (ц=т+с, ч=ть+щь);

- со звонкими согласными бвдгзж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (юбка, год, нож, низко, все, подставка);

- с непроизносимыми согласными грустный, сердце, праздник;

- с сочетаниями жи, ши, которые слышатся как жы,шы

- удвоенная согласная буква обозначает один звук (анна, шоссе).

Речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием, слова, написание которых расходится с произношением, исключаем из упражнений и оставляем их только для частичного анализа (первый звук, последний звук и пр.)

не брать йотированные гласные, буквы ь,ъ в старшей группе, в подготовительной изучать в конце года.

Не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе, т. к именно в этом возрасте наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно в этом возрасте развивать фонематическое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. Очень надеемся, что смогли убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста, для его подготовки к школе.





Список литературы

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки

2. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» — С-П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

3. Интернет- публикация. Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического восприятия у детей». Учитель-логопед. Романова. Е. Ю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!