СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Игра нам очень помогает, мы речь, играя, развиваем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития младших дошкольников. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии ребенка

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Игра нам очень помогает, мы речь, играя, развиваем»»

Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Игра нам очень помогает, мы речь, играя, развиваем»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития младших дошкольников, раскрытие значения речи во всестороннем развитии ребенка.

Задачи:

  • продолжать вести работу по взаимодействию и сотрудничеству с родителями;

  • познакомить родителей с особенностями развития речи младших дошкольников;

  • познакомить с играми и упражнениями, которые помогают совершенствовать устную речь ребенка;

  • создать атмосферу эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

  • вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, дидактические игры и пособия, папки-передвижки, консультации для родителей, памятки для родителей, носовые платочки по числу родителей, выставка методической литературы.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: семинар-практикум.

Предварительная работа:

  • подобрать методическую литературу по теме;

  • подготовить игры и пособия по развитию речи;

  • по количеству родителей подготовить памятки;

  • составить консультации для родителей по теме;

  • оформить папки-передвижки,

  • подготовить материалы для проведения мастер-класса.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы приглашаем Вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей. Именно семье принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии ребенка. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Надеемся, что сегодняшнее мероприятие будет очень полезно для совместного времяпровождения с детьми.

Тема семинара-практикума: «Игра нам очень помогает, мы речь, играя, развиваем». Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии все глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Возможно ли это исправить? Мы обсудим позднее. 

Сейчас предлагаем вам ответить на следующие вопросы: поднимите правую руку те, кто заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Вы все подняли руку, и это говорит о том, что все мы любящие и внимательные родители. А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно, правильно говорит. Рук практически нет. И это неудивительно, ведь в этом возрасте дети говорят не всегда правильно, звукопроизношение у них не сформировано — и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту. Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению? В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Речевое развитие детей состоит из нескольких составных частей: 1.Формирование словаря.

2.Грамматический строй речи.

3.Связная речь.

4.Звуковая культура речи.

Словарный запас ребенка 3-4 лет приблизительно должен составлять 1500 - 2000слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия; появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные (папин стул, мамина чашка).

Однако в самостоятельной речи ребенок не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

А сейчас я предлагаю Вам немного потренировать свой мозг.

Я назову существительное, а вы попробуйте к нему подобрать определение. Например, «яблоко» (круглое, румяное, спелое, сладкое, наливное, большое, вкусное….) А теперь глагол - «яблоко» (висит, растет, лежит, упало, поспело, купили…..). Видите, даже Вы не сразу можете придумать подходящее слово, но чем больше тренируемся, тем лучше!

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов (например, у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы). Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей ифруктов.

Грамматический строй речи, это, прежде всего, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; умение употреблять существительные с предлогами.

Что касается связной речи, то в возрасте 3,5-4 лет ребенок должен все чаще отвечать развёрнутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложноподчиненные и сложносочиненные). В предложениях используются однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение, так как это заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах: в образовательной деятельности на специальных занятиях по развитию речи, а также в других видах деятельности в режимных моментах — в игровой и художественной деятельности в повседневной жизни. Здесь на помощь придут игры.

(на экране демонстрируются видео речевых игр, которые выполняют дети)

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия превратить в веселую игру. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ.

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Котик умывается», «Лошадка», «Маляр»

Речевая игра: «Надуваем шарик», «Насос» 

«Чистоговорки» - от слова «чисто говорить». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же, чистоговорки быстро, легко запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отработанные звуки. Чистоговорки можно сочинять самим. (Проговаривание чистоговорок с родителями)

«Са-са-са, на носу сидит оса!.......»

«Ча-ча-ча мы увидели грача»

«Ши-ши-ши, мы уже не малыши»

«Ва-ва-ва прилетела к нам сова»

Дыхательная гимнастика: Немаловажную роль в развитии речи детей 3-4 лет играет правильное речевое дыхание. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание такое частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношение. Учитывая, все выше сказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика «Подуем на перышко», «Задуй свечу».

Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Это очень верно, потому что, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Моторные центры в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела.

Предлагаем вашему вниманию ряд пальчиковых упражнений.

Пальчиковая игра с платком «Медведь»

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай лады, лады, лады (хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды (совершаем интенсивные моющие движения обеими ладонями)

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши)

Маме улыбаемся (улыбаются друг другу).

Обратите внимание, мы составили вот такую схему. Во главе треугольника стоит ребенок. Он познает новое, открывает самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Так давайте закладывать вместе фундамент доброжелательных отношений в детском и родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами. От успешного взаимодействия нашего союза-треугольника: «Педагог – ребенок – родители» зависит полноценное развитие ребенка. Отсюда следует сделать вывод, что нам стоит объединять наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.

Мы также подготовили для вас выставку игр и пособий, которые можно использовать для развития различных сторон речи детей.























А сейчас предлагаем вам приступить к практической части нашего семинара. Мы покажем вам мастер-класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» 

Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание) и речевое (дыхание, участвующее в организации нашей речи).

В процессе физиологического дыхания мы делаем короткий вдох и короткий выдох. А во время разговора - короткий вдох и длительный выдох.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, не умеют делать глубокий вдох, рационально использовать выдох. Потому одним из первых этапов коррекционной работы с детьми является развитие речевого дыхания.

В нашей группе мы сделали несколько дидактических пособий для такого вида деятельности: «Поиграй с клоуном», «Подуй-ка»«Забей гол в ворота», «Прожорливые фрукты» и другие.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению нового для наших детей пособия «Дракончики». Все что вы сегодня сделаете, вы сможете забрать домой и поиграть со своим ребенком дома.

Цель этого пособия – формирование речевого дыхания.

Задачи: развивать умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох; способствовать увеличению объёма дыхания.

Для того чтобы «огонь» из пасти дракона вырывался сильнее ребёнок научится вдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох (чтобы «огонь» вырывался дольше).

Итак, для изготовления нам понадобятся: цветная бумага, гофрированная бумага, втулки от использованной туалетной бумаги, салфетки, ножницы, клей, кисточка.

Из цветной бумаги вырезаем полоски по ширине втулки и обклеиваем ее.








Из гофрированной бумаги нарезаем полоски шириной примерно 1 см. Из белых салфеток скатываем заготовки для глаз, а из гофрированных полосок – ноздри. Далее оклеиваем рулончики цветными полосками, наклеиваем глаза и ноздри. В открытую пасть вклеиваем гофрированные полоски, соотнося с цветом мордочки. На белые глаза наклеиваем чёрные зрачки.















И вот, что у нас получилось!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!