СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей: "Игры и упражнения,. направленные на развитие фонематического слуха и профилактики дисграфии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный семинар-практикум предназначен для родителей, чьи дети готовятся идти в первый класс. 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей: "Игры и упражнения,. направленные на развитие фонематического слуха и профилактики дисграфии"»

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и профилактики дисграфии

Аннотация. Конспект семинара-практикума с элементами игрового тренинга для родителей воспитанников подготовительной группы. В ходе семинара-практикума родители узнают, почему некоторые дети испытывают трудности в процессе обучения письму в начальной школе. Получат теоретические знания о том, что такое нарушение письма? Познакомятся с видами нарушений письма и методами профилактики. Получат практические навыки по профилактике нарушений письма, которые смогут использовать в дома для подготовки детей к школе.

Цель: Оказание помощи родителям в овладении практическими приемами и игровыми упражнениями по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития коррекции речевых нарушения у детей с ТНР.


Актуальность данного мероприятия обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме речевого развития детей, развитию логического мышления, развитию общей и мелкой моторики, развитию фонематического слуха, графических навыков. Большинство родителей, все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса.

Чтобы исправить данное мнение, и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи, развития логического мышления, развитию мелкой и общей моторики, развитию фонематического слуха, графических навыков в качестве практического материала нами представлен конспект родительского собрания-практикума.

Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников подготовительной группы с ТНР.

Форма проведения: собрание-практикум.


ЗАДАЧИ:

1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.

2.Пробудить в родителях интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.

3. Познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие.

4. Познакомить родителей с уровнями фонематического восприятия через систему игр и упражнений.

5. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям в вопросе развития фонематического восприятия.

6. Упражнять родителей:

- в выполнении звукового анализа слов.

- заданий, направленных на профилактику дисграфии.

7. Активизировать знания родителей о значимости развития оптико-пространственного ориентирования при к обучении грамоте;

  1. Обучать игровым приемам развития оптико-пространственного ориентирования;

  2. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

  3. Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.


Предварительная работа:

  1. Разработка сценария собрания-практикума.

  2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.


План проведения:

1. Доклад учителя-логопеда на тему: «От игры к письму»

2. Практикум для родителей «Игра – как средство профилактики дисграфии у дошкольников».

3. Подведение итогов собрания-практикума. Рефлексия.


Логопед: Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Назовем эти аспекты.

  1. Речевое развитие ребенка в дошкольном воз­расте, отношение в семье к чтению.

  2. Уровень мотивации ребенка к занятиям пись­мом, чтением и к обучению вообще.

  3. Развитый фонематический слух.

  4. Функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Последний аспект очень важен. Случается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и ин­теллектом, хорошей мотивацией к обучению, может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению грамоты, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала.

Определить, что ребенку действи­тельно трудно дается правописание, можно будет по характеру ошибок. Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему и любящему родителю, желающему на­учить ребенка родному языку? Выберите в карточке те действия, которые вы станете предпринимать, если возникнут трудности в учебе? (Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «План действий»)

Можно сказать сразу: ни один из вышеперечисленных спо­собов не поможет. Более того, подобные действия нанесут ре­бенку моральную травму: к трудностям овладения родным язы­ком прибавится еще и страх, нелюбовь к предмету, и досада на родителей. Как же заниматься с такими детьми? Что делать?

В последние годы значительно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении на этапе начальной школы. Около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. Они нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, это заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту. Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Это говорит о том, что большинству современных дошкольников необходимы занятия по профилактике нарушений письменной речи независимо от того, есть ли у него выраженные нарушения развития речи или нет. Так, как всем известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Таким образом, необходимость введения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей в детском саду очевидна.

Определение.

Что такое «специфическое нарушение письма»?

Специфическое нарушение письма или дисграфия – это стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения.

Виды нарушений письма с учетом возраста по С.Ф.Иваненко.

В процессе обучения в школе своевременно обратить внимание на трудности в освоении письма вам поможет знание следующих видов нарушений письма.

1. «Трудности в овладении письмом» Для нее характерно нечеткое знание всех букв алфавита; Сложности при переводе звука в букву и, наоборот, при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

2. «Нарушение формирования процесса письма» Основным показателем является смешение письменных и печатных букв, написание слов без гласных, слияние нескольких слов в одно или их расщепление.

3. «Дисграфия» Основной показатель - стойкие ошибки одного или разных видов.

4. «Дизорфография» Показатель неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Предпосылки возникновения нарушений письма.

Почему некоторые дети в период школьного обучения испытывают трудности в усвоении письма? Как отмечает Т.Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Признаки:

  • вредности в период внутриутробного развития и родов;

  • низкий уровень языковых способностей детей, которому предшествуют нарушения речи или задержка речевого развития;

  • нарушения внимания, памяти, работоспособности;

  • низкий уровень графо изобразительных способностей;

  • нарушение ориентировки в пространстве и во времени.

Наличие этих признаков говорит о том, что «Ребенку нужна помощь!» Таким образом, необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения нарушений письма (дисграфии) у детей путем устранения ее предпосылок. Проблема очень серьезная. Что делать? Ответ один – Играть! Согласно клинической психологии в поэтапном игровом развитии формируются механизмы необходимые для успешной учебы.


Практическая часть.

Логопед. Сейчас я предлагаю вам отправиться в страну детства.

Логопед. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти и фонематического восприятия – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Эти игры существенно облегчат первые школьные годы ребенка.

Логопед. Игра “Услышишь — стой!” Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук [С]. Участники становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 5-6 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают участники и, первые достигшие логопеда.

Логопед. (называет слова, родители выполняют правила игры) Кошка, стол, лодка, слон, зубы, шапка, стакан, ворота.

Логопед называет победивших, благодарит, за участие в конкурсе.

Логопед. А теперь переверните ваш лист и прочитайте вопрос №1 (Родитель читает вопрос №1)

Скажите, пожалуйста, встречались ли вам подобные игры в вашем детстве? Расскажите о играх вашего детства? (Родители делятся опытом собственных игр). Прочитайте вопрос №2 (Родитель читает вопрос №2)

Часто ли ваши дети играют в такие игры во дворе со сверстниками?

Мы с вами вспомнили многие игры нашего детства такие как «Да» и «нет» не говорить; Съедобное – несъедобное; Эти игры направлены на развитие внимания, восприятия, но, к сожалению, современные дети мало играют в игры такого вида.

Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …предлагаю вам продолжить цепочку. Логопед. Составляя цепочку, мы упражнялись в……… (ответы родителей, правильно, в определении первого и последнего звука в слове

Логопед. Для того чтобы ребенок научился бегло читать, он должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строке, абзаце. Для грамотного письма ребёнок должен научиться четко, различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.

Логопед. А теперь я предлагаю командам выполнить следующее упражнения.

(родителя выдаются карточки с заданиями)

Упражнение «Бусы». Вам нужно проследи глазами по «ниточке» и собрать слова из бусинок. Родители выполняют упражнение и называют получившиеся слова. Приложение №1

Упражнение «Волшебные точки».

Соедините точки по порядку. Какие буквы у вас получились?

Родители называют буквы. Приложение №2

Логопед: Прочитайте вопрос №3 (Родитель читает вопрос №2) Как вы думаете, какие возникнут трудности при выполнении этих заданий детьми? Родители высказывают свое мнение.

Логопед. Я согласна с мнением многих родителей, что основное затруднение у детей вызовет припоминание образа буквы.

Предлагаю вашему вниманию советы по организации запоминания образа букв

  • написать букву в воздухе, на столе;

  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;

  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

  • вылепить из пластилина, теста;

  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Так же для формирования навыка правильного письма, прежде всего, нужно научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть, ориентироваться в пространстве (уметь различать правую и левую руку)

Логопед. В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко – слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства целиком. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится ребенок, начинающий обучение грамоте.

Если анализ речевого потока ребенку недоступен это приведет к появлению следующих ошибок:

  • пропуск букв в словах («лто» вместо «лето»);

  • вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»);

  • перестановка букв («вебра» вместо «верба»);

  • пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);

  • вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»);

  • перестановака слогов («мотолок» вместо «молоток»);

  • слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу »);

  • разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в детском саду на занятиях по развитию речи и занятиях по подготовке к обучению грамоте, однако некоторые дети оказываются не в состоянии овладеть навыками анализа в рамках дошкольной программы. Им требуется дополнительное количество тренировочных упражнений. С этой задачей нам педагогам могут помочь родители. А сейчас мы рассмотрим игры,. проведение которых доступно каждому из родителей

Игра «Звуковой анализ слов?» Я предлагаю поиграть дальше. Уважаемые родители, вам нужно определить количество звуков, их последовательность охарактеризовать звуки и обозначить их предложенными схемами. Приложение № 3.

Игра: «Вычеркните заданную букву»

Игра: «Восстановите слово из букв»

Игра: «Вычеркните заданный слог»

Воспитатель: В поэтап­ном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма.

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформирова­ны пространственные представления, насколько четко он раз­личает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.


«Потерянный объект»

Логопед: В группе спрятана шоколадка, найдите ее.

Поиски со­провождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить го­лову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой впе­ред и т. д.


«Хоккеисты

Логопед: Возьмите в руки фишку — это шайба. Перед вами лист бумаги – это ворота. Я – комментатор, а вы хоккеисты. Послушайте мои инструкции и поместите фишку в заданное место.

Удар! Шайба летит в правый верхний угол ворот.

Шайба летит в центральную част ворот и т.д.


Работа на карточках (Приложение № 4)

Родителям предлагается выполнить ряд заданий на карточке.

  1. Зачеркните неправильные буквы.

  2. Обведите правильные буквы.

  3. Сделайте квадраты одинаковыми.

  4. Выберите только необходимые для заданного слова буквы


«Зеркальные рисунки»

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Родители делятся на пары, садятся лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Один родитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флаж­ком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача другого — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у соседа напротив справа, у него тоже было справа, то, что слева, тоже было слева и т.д.


Воспитатель: А теперь я предлагаю вам следующее задание.

  1. Выбрать на картинке фрукты в названии, которых два слога (Приложение № 5).

  2. Выбрать на картинке овощи в названии, которых три слога (Приложение № 6).

Это упражнение научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слов. Поможет избежать затруднений при переносе слов.

Рефлексия. (проводиться в форме игры «Незаконченная фраза»)

Логопед. Уважаемые родители я прошу вас поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем семинаре-практикуме. Закончите начатое мною предложение (родители зачитывают предложения, напечатанные на лепесточках, и высказывают свое мнение или пожелания)

1. «Сегодня я впервые узнал, что:»

2. «Мне кажется, такие встречи с родителями нужны, потому что:»

3. «Я думаю, гораздо полезнее для нас, родителей, будут такие формы работы, как:»

4. «Хотелось бы еще узнать о:»


Заключение. Работа по предупреждению специфических нарушений письма очень полезна для детей 5-7 летнего возраста, так как прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе. Помогите ребенку развить и реализовать его возможности. И тогда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него радостью, а не тяжкой обязанностью. Успехов вам и веры в возможности вашего ребенка!

Логопед. Огромное спасибо за активное участие в семинаре и совместную работу. (Логопед раздает родителям памятки. «Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте») Приложение №7


Список литературы:

1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их преодоления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.:

Просвещение, 1968. - 367с.

3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.:

Союз, 2001. - 240с


































Приложение № 1



















Приложение №2.

























Приложение № 3


Составьте схему слова:

ПИШИ; ЕНОТ МЯТА КОНЬ ЧАЙ



Вычеркните заданную букву

А А Л П В Р Н Г А Ц К Р Л А С А Щ Л Ы Р П А П Л


Восстановите слово из букв:

ОНС

ОУХ

ЛСАТА


Вычеркните заданный слог

ИМ НИ ИМ ЛИ ИШ ИЛ ИМ МИ ПИ КИ












Приложение № 4


Карточка для индивидуальной работы



Зачеркните неправильные буквы

Обведите только правильные буквы

Сделайте фигуры одинаковыми









Приложение № 5














Приложение № 6
















Приложение № 7

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никто не обращает внимания. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

Ι. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

• определять место заданного звука в слове (вначале, середине, конце);

• делить слова на слоги;

• различать твердые и мягкие согласные;

• различать гласные и согласные звуки;

• различать слова, похожие по звучанию;

• различать слова, отличающиеся одним звуком;

• находить слова, в которых нет заданного звука;

• осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

ΙΙ. Формирование правильного звукопроизношения

Родители должны сами говорить правильно. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

ΙΙΙ. Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

• пространственное восприятие расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «слева», «справа», «внизу» и т.д.);

• общую моторику;

• мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т.д.).

ΙV. Развитие звуко-буквенного анализа.

Ребенка надо научить:

• устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

• понимать смыслоразличительную роль буквы.

V. Развитие словаря

Формировать умения:

• определять количество и последовательность слов в предложениях;

• составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

• пересказать текст.

Советы родителям.

Обратитесь к специалисту, чтобы выявить причины, мешающие ребенку ос­воить письмо.

  1. Убедите ребенка в том, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и про­будить в нем желание «писать без ошибок».

  2. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщатель­но следите за их исполнением, но помните: это его задания, а не ваши.

  3. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оце­нок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам, подкрепляйте радость правильными словами поддержки:

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!

Ты сделал это лучше других!

Я бы так здорово не смогла!»

  1. Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении. Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках, пусть сам убедится, что книга помогает вам «обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы удовольствия».

  2. Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвку­шения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.

  3. Вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные во­просы школьной программы. Обеспечьте его энциклопе­диями, справочниками, словарями — это «вечные» книги, они и внукам пригодятся.

  4. Обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им кни­ги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями и впечатлениями, уважайте его выбор.

  5. Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интерес­ные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

  6. Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питал­ся (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимо­ны).

  7. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке — и успех будет обеспечен.

Приложение № 8



Карточка 1


Памятка родителям.

Какие ошибки говорят о проблемах в овладении письменной речью


♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;

♦ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие пере­вернуты в другую сторону;

♦ повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

♦ замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

♦ ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, слогов перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

♦ забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком круп­ное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).




Карточка 2


Анкета для родителей «План действий»


  1. Стану постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке.

  2. Нарисую страшную картину будущего всех безграмотных людей.

  3. Найму репетитора.

  4. Стану самостоятельно заниматься с ребенком.

  5. Посажу за дополнительные заня­тия.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!