СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Психологический климат в коллективе- основа плодотворной работы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Психологический климат в коллективе- основа плодотворной работы»»












СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:


«Психологический климат в коллективе»












Подготовила

педагог-психолог

О.В.Дорошева













2021 г




Цели:

  • Выявить особенности развития психологического климата.

  • Определить факторы, влияющие на климат в коллективе.

  • Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

  • Содействовать сплочению коллектива.

Участники: педагогический коллектив гимназии.

Время проведения: 1 час – 1 час 30 минут.

Подготовка: до проведения семинара провести диагностическую работу с педагогами

Оборудование:

лист ватмана, стикеры из красной, желтой, зеленой бумаги листочки, макет дерева; клей.

План семинара:

  1. Вступление.

  2. Тренинг по аудиториям

Ход семинара

1. Вступление

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Слайд 2

«В каждый момент нашей жизни

мы должны стараться отыскивать не то,

что отделяет нас от других людей,

а то, что у нас с ними общего»

Джон Рескин

Слайд 3

Что такое коллектив:

Так что же такое коллектив? Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия.









Слайд 4

Слайд 5

Психологический климат – это преобладающий в коллективе

относительно устойчивый психологический настрой его членов,

проявляющийся во всех многообразных формах деятельности

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Слайд 5

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Слайд 6

Слайд 7 -8-9


Важнейшими факторами, влияющими на формирование комфортного психологического климата в коллективе являются:

  • организация условий труда и отдыха;

  • снижение уровня конфликтности в коллективе;

  • формирование адекватного отношения к критике;

  • создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов;

  • единство администрации и членов коллектива;

  • сплоченность коллектива, уважение, признание ценностей и традиций коллектива.

Слайд 10

Уровень оценки конфликтности члена коллектива:

1. В о время педсовета начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а- не принимаю участия; б- кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в- активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

а- нет ; б- только если имею для этого веские основания ; в- критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает

3. Часто ли спорите с коллегами?

а- только если люди не обидчивые ; б – лишь по принципиальным вопросам; в- споры- моя стихия

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а- возмущаюсь в душе ; б- делаю замечание ; в- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

5. В столовой подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а- не буду поднимать бучу из-за пустяков; б- молча возьму солонку; в- не удержусь от едких замечании и , быть может, демонстративно откажусь от еды…

6. Если вам случайно наступили на ногу…

а- с возмущением посмотрю на обидчика; б- сухо сделаю замечание ; в- выскажусь, не стесняясь в выражениях; в -устрою скандал

7.Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

а- промолчу ; б- ограничусь коротким тактичным комментарием ; в - устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а- постараюсь казаться равнодушным ; б- не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш ; в- проигрыш надолго испортит настроение.

Слайд 9

Проверим себя: за ответ А – 4 балла; Б – 2 балла; В – 0

  • 22-32 балла- тактичные миролюбивые личности, ловко уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуации на работе и дома. Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом.

  • 12-20 баллов- являются людьми конфликтными. Но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение , не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не унижаются до оскорблении. Все это вызывает уважение.

  • До 10 баллов – споры и конфликты являются «воздухом», без которого они не могут жить. Любят критиковать других , но если слышат замечания в свой адрес, то есть могут «съесть в живьем».Очень трудно приходиться тем, кто рядом с ними. Их несдержанность и грубость отталкивают людей. Им нужно постараться перебороть свой вздорный характер.


Существует три вида социально-психологического климата:

Благоприятный климат: характеризуется взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью.

Неблагоприятный климат: проявляется в неуважительном отношении членов коллектива друг к другу, повышенным уровнем конфликтности, формированием негативных установок, снижением мотивации к труду.

Нейтральный климат: климат, направленность которого четко не определена.

Таким образом, коллектив с благоприятным психологическим климатом не склонен к аффектам, стрессам, внутригрупповым и межличностным конфликтам, имеет конструктивную направленность.

Психологи утверждают: «Оценивая работу учителя необходимо всегда придерживаться принципа: «Критика – неэффективный способ информирования». Почему? Критика, как мы знаем из практики, вызывает моментальную психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не суть проблемы, как правило). Необходимо помочь каждому педагогу снять эту защитную реакцию, давая понять каждому: «Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале».

Слайд 10-- ВЫБЕРИТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ и раскрасьте её мвсленно в один из 6-ти цветов: красный, жёлты, зелёный, синий, чёрный или серый.

КВАДРАТ

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем заняты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата – распланированная предсказуемая жизнь ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник:

Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник

Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Круг

Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем – то конфликт , наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.


Зигзаг:

Фигура. символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего – то нового , оригинального – вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг – самый восторженный , самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.


Необходимо искать в коллегах доброе и хорошее. Обязательно отмечать достижения. (можно и авансом).. Для учителя важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации.

Создание благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации психологических проблем в процессе профессионального становления. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь немаловажно для становления позитивного психологического климата в нашем коллективе.

Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором.



Д. Карнеги предлагает следующие принципы общения:

Основные методы обращения с людьми

  • не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь;

  • честно и искренне оценивайте достоинства людей;

  • пробуждайте в человеке искреннее желание проявить себя;

Шесть способов понравиться людям

  • Проявляйте искренний интерес к другим людям;

  • Улыбайтесь;

  • Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени;

  • Будьте хорошим слушателем;

  • Поощряйте других на разговор о них самих;

  • Говорите о вещах интересующих вашего собеседника;

  • Давайте людям почувствовать собственную значимость- и делайте это искренне.

  • тест

  • Обсуждение результатов исследования психологического климата в коллективе.

Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Сегодня мы хотели бы предложить вам поучаствовать в нашем тренинге и выполнить коллективно несколько упражнений.


Ход тренинга:

Разминка «Немного о себе»

Цель: снять эмоциональное напряжения, поднять настроение, узнать друг о друге дополнительную информацию.

  • Потопать ногами те, кто: носит брюки

  • Поднять руку те, кто любит яблоки

  • Пропеть ноту ДО те, кто умеет играть на гитаре

  • Прокукарекать те, кто носит часы

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми и т.п.

  • Поменяться местами тем, кто работает всю жизнь в одном учреждении;

  • Взять соседа за ухо тем, кто любит свою работу;

  • Встать тем, работает педагогом уже больше 10 лет;

  • Похлопать тем, кто мечтал быть педагогом с детства и т.д.

  • Покачать головой тем, кто никогда не ругает учеников.

  • Постучать кулаком по парте тому, кто каждый месяц ждёт смс о перечислении зарплаты.

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.

3. «Самопрезентация» Упражнение выполняется всеми участниками, начиная с 1 ряда по очереди. Участникам предлагается по очереди сообщить остальным членам группы следующую инфор­мацию о себе:

  • имя;

  • специальность

  • две лучшие черты своего характера.

А также рассказать интересный эпизод или запоминающееся событие из своей жизни. Ведущий и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительны вопросы. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляю­щемуся участнику заинтересованность в получа­емой информации и помогает ему более полно раскрыться.

3. «Любое число» Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгно­венно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий команду­ет «три — четыре». Одновременно должно встать столько иг­роков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.

4. «Потому, что твой портрет для меня, и то секрет». Каждому ряду необходимо описать одного-двух участников команды в третьем лице. Например: Девушка, 25 лет, её вес находится практически в идеальном соотношении с ростом. У неё тем­ные волосы, карие глаза. Он носит очки и вы­глядит как... После краткого описания внешности не­обходимо перейти к описанию черт характера. После описания все участники отгадывают, о ком речь. В каждой команде загадать и описать три участника.

4. «Посчитаем до ста» Аудитории даётся задание поочерёдно, по партам, посчитать до ста. Например, первая парта 1 ряда- 1 и 2, средний ряд 1 парта 3 и 4, трети ряд 1 и 2 парта 5 и 6. Далее 1 ряд вторая парта 7 и 8 и так далее. Говорить надо быстро. Если сбились, начинаем заново. Как только досчитали до ста, не сбившись, меняем условия. На число, где есть цифра 5 (5, 15, 25, 35, 45,55 и т.д) участник хлопает. Где есть цифра 8 (8, 18, 28 и т.д)- топает. Если сбились-начинаем заново.

5. Каждая команда рисует портрет и описывает качества: 1 ряд- уверенный в себе человек, 2 ряд- неуверенный, 3 ряд-самоуверенный. По очереди презентуют свой вариант.

Обсуждение.

6. А вы не знаете обо мнеТот, кому в руки попадает мяч, рассказывает о себе что либо интересное, потом передаёт мяч дальше.

7. Что мы знаем друг о друге:

1. Сколько Светлан в гимназии ведут русский язык и литературу?

2. Сколько Ирин в штате сотрудников гимназии?

3. Сколько входов и выходов в 1 корпусе?

4. На каком этаже библиотека во 2 корпусе?

5. Кто в прошлом году в коллективе стал могодетным папой?

6. Кто из педагогов гимназии в совершенстве владеет немецким языком?

7. Сколько детей в гимназии?

8. Любимое время года у педагогов гимназии?

9. Назовите по именам всех учителей английского языка гимназии.

10. А как зовут учителей физической культуры?

11. Любимое мероприятие сотрудников гимназии.

8.Дерево достижений

Предлагается участникам каждой команды выделить по одному-два участника, чтоб вместе с нарисовать на доске дерево команды.

Ведущий: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У нас есть мелки трёх цветов.. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Те, кто выбрал

Красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Зеленый — будут успешны и настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


  • Восточная притча
  • Всё в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Вот так же и наша жизнь, наше общение, наши взаимоотношения- всё в наших руках.


Рефлексия:

Задание: пусть каждый выскажет своё мнение по проведённому тренингу:

- Мне было интересно…

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- самым важным для меня было….

Всем спасибо за активное участие!!!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!