Семинар-практикум для педагогов на тему: «По ступенькам финансовой грамотности»
Цель семинара-практикума: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях МБДОУ.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор педагогов посредством игровых заданий экономической направленности;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов МБДОУ.
Оборудование: карточки с заданием, картинки к сказкам, картинки с изображением пословиц (поговорок), листочки бумаги с ручкой, волшебная коробочка (сундучок), бутылочки из-под йогурта, косметические средства по уходу за собой, набор фруктов из игры «Магазин».
Аудитория слушателей: воспитатели МБДОУ.
Теоретическая часть
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наше метод. объединение будет посвящено финансовой грамотности. И начнем мы его с консультации на тему «Знакомство детей с основами экономики через сказку», с которой нас познакомит Кравченко Елена Викторовна.
Воспитатель: - Ну, что же, с консультацией мы ознакомились, а теперь настало время Вам рассказать немного о финансовой грамотности. Итак, начнем.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного?
Финансово грамотный человек:
1. планирует свои доходы и расходы
2. имеет сбережения
3. тратит меньше, чем зарабатывает
4. умеет выбирать финансовые услуги
5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг
Какие азы финансовой грамотности должны знать дети?
- умение ценить деньги
- умение считать деньги
- умение зарабатывать и создавать источники доходов
- умение экономить и сберегать
- умение тратить и жить по средствам
- умение возвращать долг
- умение делиться
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы: что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Воспитатель: - Ну, а сейчас, я предлагаю вам принять участие в педагогическом семинаре-практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
Какое животное всегда при деньгах (свинья)
Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Воспитатель: - Молодцы, уважаемые коллеги. Ответы полные, содержательные. А главное я вижу, что вы готовы продолжать работу. Неспроста мы начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где я познакомлю вас с заданиями, позволяющими расширить понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Практическая часть
Задание №1
Воспитатель: - Уважаемые коллеги, будем работать по столам. На столах у вас находятся задания под номерами. Откройте задание под №1. Задание называется «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол: если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение и обычно, очень трудно перестроить ребенка к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2 стол: так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
1 стол: если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно, то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
2 стол: объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Воспитатель: - Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах я услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Задание №2
Воспитатель: - Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. Перед каждой командой находятся картинки с изображением той или иной сказки, которая будет ответом на мои вопросы. Будьте внимательны.
Воспитатель: - Я буду задавать вопросы, а каждая команда должна дать соответствующий ответ на мой вопрос и подобрать соответствующую картинку с одной из сказок.
1 команда:
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
2 команда:
1. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
2. Герои, какой сказки благодаря рациональному распределению труда, имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
3. В какой сказке муха нашла денежку и купила потом самовар? («Муха-цокотуха»)
Воспитатель: - Отсюда можно сделать вывод, что, знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание №3
Воспитатель: - Переходим к следующему заданию, оно будет общим. Скажите мне, пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, театр - покупка билетов, парикмахерская)
Воспитатель: - Молодцы, двигаемся дальше.
Задание №4
Воспитатель: - Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его надо продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
- Вы, конечно, догадались, о чем идет речь?» (реклама).
Воспитатель: - Правильно. Задача каждой команды перечислить на листочках бумаги виды рекламы, которые вы знаете?» (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы. А сейчас я вам предлагаю продолжить данное задание и попробовать себя в роли рекламного агента. От каждой команды нужно будет выделить по 1 человеку. Задача каждого из них прорекламировать следующие продукты:
1 команда: йогурты и фрукты,
2 команда: косметические средства по уходу за собой
Задание №5
Воспитатель: - Следующее задание – это рассматривание ситуаций. Я предлагаю рассмотреть ситуации, которые находятся в волшебной коробочке (волшебном сундучке)
1 команда - Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
2 команда - Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Воспитатель: - Ну и наконец, последнее задание «Угадай пословицу или поговорку». Каждой команде необходимо глядя на картинку, угадать к какой пословице или поговорке, она относится:
1 команда: «Деньги любят счет», «денег куры не клюют»,
2 команда: «Деньги лопатой гребут», «копейка рубль бережет»
Подведение итогов
Воспитатель: - Коллеги, большое спасибо за активное участие в нашем семинаре-практикуме посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС. И еще я хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить и ни в коем случае не следует забывать, что сегодняшние дети – это наше будущее.
Воспитатель: - Надеюсь, сам семинар был для вас познавательным и интересным. Всего всем хорошего и до новых встреч, уважаемые педагоги!