СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и виды семей. Основные функции семьи. Семейные ценности , их значение для семьи, для общества в целом

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Семья - самый первый и важный институт становления личности. Семья — это относительно небольшая группа людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Просмотр содержимого документа
«Семья и виды семей. Основные функции семьи. Семейные ценности , их значение для семьи, для общества в целом»



Беседа – «Семья и виды семей. Основные функции семьи. Семейные ценности, их значение для семьи, для общества в целом» (8-11 классы)

Семья — это относительно небольшая группа людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

- вступление в первый брак — образование семьи;

- начало деторождения — рождение первого ребенка;

- окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

- «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

- прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Согласно трактовке С.И. Ожегова, семья это - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно выделить в следующим:

- репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

- воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

- хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

- функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

- духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

- социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

  

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

- моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

- полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

- групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях.

- полиандрия (многомужество) .

- полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

- нуклеарная (простая), состоящая из родителей и несовершеннолетних детей;

- расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой необычной жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. Проблемную семью, к сожалению видно сразу. Такая семья холодна в общение и отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. Это происходит потому, что все источники жизни блокированы.

В настоящее время выделяют следующие типы семей:

1. Благополучная семья

2. Неблагополучная семья (проблемная, конфликтная, кризисная )

3. Семьи группы риска (деструктивная, неполная, ригидная, псевдосолидарная, распавшаяся семьи ).

Рассмотрим каждую из семей.

Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

- общение, предполагающее открытое самовыражение,

- преданность и сотрудничество в семье;

- гибкость отношений,

- самостоятельность.

В благоприятных семьях еще появляются проблемы. Их трудности, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

- с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («чрезмерная опека»);

- с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблематичные, конфликтные, кризисные). Психологические трудности появляются из-из-за неудовлетворения необходимостей одного либо нескольких членов семьи перед действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных причин. Основной проблемой, как правило, считается положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей часто появляются разные психогенные отличия: проекция на ребенка личных ненужных свойств, жестокость и эмоциональное отклонение, отсталость родительских эмоций и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

Неблагополучные семьи. В отношениях супругов и детей имеется сферы, в которых интересы, потребности, планы и желания членов семьи прибывают в столкновение, порождая сильные и длительные негативные эмоциональные состояния. Брак имеет возможность продолжительно сберегаться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а еще иным скрепляющим его факторам.

Неблагополучные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Семьи группы риска.

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

Деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

Неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

Ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

Распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

- нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

- использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

- непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

- невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

-директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

- спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Приведенные особенности семейной ситуации приводят к увеличению риска наркотизации, прежде всего поэтому, что у ребенка никак не формируется эмоция ответственности из-за себя, свою жизнь и свои действия.

Мы узнали, что семья – это небольшая социальная категория сообщества, важная форма организации собственного быта, основанная на супружеском союзе и родственных взаимосвязях, то имеется на многосторонних отношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сестрами и иными родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

семья – малая социальная группа общества;

семья – важнейшая форма организации личного быта;

семья – супружеский союз;

семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспро­изводством членов общества;

2) функция социализации — связана с формированием индиви­да как личности;

3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;

4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов;

5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) защитная функция — проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;

7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса;

8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга;

9) социально-статусная функция — заключается в предостав­лении своим членам социального статуса, что способствует вос­производству социальной структуры общества.

10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.

Семейные ценности и их значение для семьи, для общества в целом

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Традиционные ценности: что к ним относится:

— Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.

— Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

— Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

— Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

В основе ценностей современного общества по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев:

— Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

— Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

— Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Любовь: это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие: важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта: это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность: еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание: важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение: оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ?

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!