7
Единый классный час «Семья и Отечество в моей жизни»
Цели:
Развитие сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление:
шары, выставка семейных фотографий “Дом глазами детей” и рисунков «Моя семья – мое Отечество!», плакаты.
Плакаты:
“Когда семья вместе, так и душа на месте”
“Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому”.
Музыкальное оформление: песни “Родительский дом”, “Изгиб гитары желтой”, «Посвящение родителям»
Ведущий: Добрый день, ребята и дорогие гости! Мы рады видеть вас. Послушайте замечательную притчу и скажите, о каких двух важных понятиях мы будем вести речь на нашем едином уроке.
- Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один.
Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами, а наша деревня будет твоей Родиной.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по - настоящему счастливым.
-О чем эта притча?
- О каких двух понятиях идёт речь? (семья, Отечество). Какова тема нашего единого урока?
(Слайд 1)
Тема нашей встречи: «Семья и Отечество в моей жизни!»
Ведущий: У нас в гостях сегодня люди, которые имеют самое непосредственное отношение к теме нашего урока: глава Развильненского СП - Жилина Светлана Афанасьевна,семья Соколовых, семья Греховодовых.
Для начала, давайте выясним почему понятия «Семья» и «Отечество» связаны?
(слайд 2)
Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников». Какие ассоциации у вас со словом семья?
(слайд 3)
Ведущий: Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Семья – это частичка нашей Отчизны. Таких частичек в России множество, и все они сливаются в одну большую, крепкую и дружную семью – нашу Родину!
Ведущий: Вот что писал о России как о семье великий педагог К.Д. Ушинский:
(слайд 4)
«Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»)
(Слайд 5)
Как связаны понятия семья и Отечество? (каждая семья - это маленькое Отечество. Ведь от каждой семьи зависит в целом состояние и процветание нашей Родины.)
(слайд 6)
Ведущий: 15 мая во всем мире отмечался Международный день семьи, он учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.
Главная задача праздника Международного Дня семьи — привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи.
На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Ведущий: У нас в гостях глава Развильненского сельского поселения, Председатель собрания депутатов – Жилина Светлана Афанасьевна. Она расскажет о том, какую помощь семьям оказывает государство.
(Выступление председателя собрания депутатов – Жилина Светлана Афанасьевна)
Ведущий: У некоторых ребят, на столах лежат конверты. В них слова. Вам необходимо из слов собрать пословицы о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче - не страшна и туча.
В семье дружат - живут не тужат.
Семья без детей что цветок без запаха.
Ведущий: Пока ребята выполняют задание, я проверю вашу логику и сообразительность.
Викторина «Логические вопросы о семье».
Вопросы:
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается Международный день семей? (15 мая).
Когда отмечается День любви, семьи и верности?(8 июля)
Ведущий: Молодцы! Посмотрим, как справились со своим заданием остальные.
(Дети зачитывают пословицы и вешают на доску)
Ведущий: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья Соколовых воспитывает 6 детей, и носит статус - многодетной. Семья имеет награды и дипломы. Особенность этой семьи – любовь к творчеству и вокалу. Слово предоставляется маме семьи - Соколовой Елене Владимировне и ее дочерям.
Песня «Мама и дочка».
Ведущий: Елена, я буду задавать вопросы, чтобы с вами познакомиться, а честно отвечать на них.
1.Сколько лет вашей семье?
2. Назовите дату рождения вашей семьи.
3. Из скольких человек состоит ваша семья? Перечислите, пожалуйста.
4. Есть ли в вашей семье любимый праздник? Какой?
5. Какую телевизионную передачу вы любите смотреть всей семьей?
6. Есть ли такое блюдо, которое любят все члены вашей семьи? Кто его готовит?
Спасибо!
Ведущий: Отгадайте загадку об одной сказочной семье:
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд.
Итак, предлагаю вам побыть актерами из этой сказки. Наделяю каждого ролью: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Ваша задача: с определенными словами и движениями принимать участие в постановке. А поскольку семья у бабки с дедкой была дружной, все с уважением относились к просьбам друг друга, мы будем озвучивать роли при помощи вежливых слов.
Репка, как только услышит своё имя, говорит «спасибо».
Дедка – отвечает «будьте добры».
Бабка – «пожалуйста».
Внучка – «извините».
Жучка – «рада помочь».
Кошка – «очень благодарна».
Мышка – реагируют бурными аплодисментами.
Каждая театральная труппа наделяется словами и движениями. Зачитывается и обыгрывается сказка «Репка».
Это своеобразная физкультминутка на уроке.
Для справок: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Ведущий: У человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
В народе говорят: Жизнь прожить – не поле перейти. Так и в семейной жизни. Сегодня у нас в гостях семья Греховодовых. Они прожили вместе 52 года. На их пути встречались размолвки, ссоры, обиды, но они смогли почувствовать счастье, преодолеть все препятствия.
Один великий мудрец сказал, что в отношениях главное – заложить надежный фундамент. Вы не только смогли создать его, но и построили крепкий дом из кирпичиков взаимопонимания. Кроме того, вам удается поддерживать ровный огонь домашнего очага много лет. Лучшее, что вы можете для нас сделать – это передать свой жизненный опыт. Расскажите как вы познакомились? Место знакомства? «Назовите день, когда ваш любимый супруг сделал вам предложение»,«Букет каких цветов был у вас в руках в день свадьбы?» Как вы пронесли любовь и взаимопонимание через года?
(Выступление семьи Гриховодовых)
КОНКУРС “ЗНАЮ ЛИ Я СВОЕГО мужа- жену?”
Любимый цвет вашего мужа?
Любимый цвет жены?
Любимое блюдо жены? Мужа? Кто его готовит?
Любимый семейный праздник?
Любимое занятие мужа? Жены?
Ведущий: Пусть ваш семейный очаг всегда горит таким же ясным и негасимым пламенем, пусть это пламя всегда освещает вашу жизнь, согревает вас теплотой взаимоотношений, любви и преданности.
Семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день
бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой
зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой,
покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)
Ведущий: Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить по кругу.
- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши ладошки? (Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг является гарантией вашей защищенности.) Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? Ведь семьи бывают разные: весёлые, путешествующие, любящие, отзывчивые, дружные… А какая ваша семья?(Ответы учеников) Используя эти ладошки в каждый пальчик необходимо вписать слова – характеристики вашей семьи. (Дети работают под музыку. )
Музыка
Теперь вам необходимо выйти прикрепить свою ладошку к кругу.
Выход учеников.
Ведущий: Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек - это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.
Учитель: У каждой семьи свой уклад, свои интересы, привычки, своя родословная. Не даром говорится « Какие корешки, такие и ветки. Какие родители, такие и детки» . Я знаю, что некоторые ребята подготовили стихотворения (Выступление учеников )
Стихи учащихся о семье:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Ведущий: Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
. Важность семьи для нашего государства огромна. - В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности.
- Семья, дом — это крепость, в которой безопасно. Это мир, где царят …. любовь, уважение, тепло и взаимопонимание.
Ведущий: Хочется сказать большое спасибо гостям и всем ребятам. Выразить надежду, что сегодняшняя встреча помогла нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника.
(Песня в исполнении 5 класса)
Рефлексия.
А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.(Дети по очереди высказываются.)
Подведение итогов.
Мне было приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным.
Дорогие ребята, вы вырастите, создадите новые семьи и продолжите традиции своих отцов и дедов, как это сделали ваши родители. И в свою очередь научите своих детей любить Родину, ценить и любить свою семью, продолжать традиции наших предков.
7