СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейные ценности в литературе 19 века. (Л.Н. Толстой «Война и мир» и Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При анализе эпизодов по теме «Семья на страницах романа», у нас возник ряд вопросов:

- В каких произведениях 19 века рассматривается и как решается проблема семьи?

- Какими качествами обладают герои?

- Как выходят из трудных ситуаций?

И мы решили сопоставить произведения, в которых герои находятся в условиях, требующих проявления качеств, направленных на формирование нравственных ценностей. И как итог каждая группа предложит 10 советов каждой семье.

Просмотр содержимого документа
«Семейные ценности в литературе 19 века. (Л.Н. Толстой «Война и мир» и Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)»

3-я четверть

Урок 75-78 (10 класс)


Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Семья и ее значение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)



Цели: 1) познавательные – на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть понятие “мысль семейная”: показать идеал семейной жизни, простого человеческого счастья, основанных на здоровых нравственных началах, выявить авторский взгляд на тему семьи; выяснить, какую роль играет семья в формировании семейных ценностей; уметь находить примеры воспитания героев, основанного на нравственных ценностях в произведениях литературы 19 века

2) практические – совершенствование у обучающихся навыков сопоставительного анализа с целью выявления авторского отношения к героям; исследовательских навыков анализа, выделения главного, сравнения;

3) развивающие – развитие коммуникативной компетенции: монологической речи, умения вести диалог с использованием оценочной лексики в группах, создавать собственные тексты; развитие эмоционально-образного, аналитического мышления;

4) воспитывающие – осознание вечных жизненных ценностей: семьи, детей, любви; формирование собственного семейного идеала обучающихся

.


Ход урока.

Небольшая разминка. Викторина «О ком идет речь?»

1. «…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». (Наташа Ростова)

2. «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». (Андрей Болконский).

3. «... некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты...». (Марья Болконская)

4. «в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». (Николай Болконский).

5. «…двадцатилетний… был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность...» (Николай Ростов)

6. «... была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее...» «...ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели...». (Соня Ростова).

7. «...лет сорока пяти…» «...была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение...». (Графиня Наталья Ростова).


I. Учитель.

- Какое слово нужно вставить вместо пропуска?


Слайд 1

Добро по миру не рекой течет, а (семьей) живет

В (семье) и каша гуще

На что и клад, когда в (семье) лад.

В (семье) любовь да совет, так и нужды нет


Учитель.

- Обратите внимание на цитаты, размещённые перед вами. 

- Давайте их прочитаем 


Слайд 2. Записи высказываний на экране:

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л. Н. Толстой).

«Люди как реки: у каждого свой исток, своё русло…» (Л.Н.Толстой).

«Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов).


- Почти все высказывания принадлежат одному человеку – великому русскому писателю-философу Льву Николаевичу Толстому, а одно высказывание – о Л.Н. Толстом, вернее, о его романе-эпопее «Война и мир».

- Каким понятием, какой мыслью объединены эти высказывания?

- О чём будет наш сегодняшний урок?

Озвучивание темы «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». 


А цель нашего урока будет следующая:

Слайд 3

- разобраться, какая семья в понимании писателя является «настоящей семьей».

Попробуем ответить и на другой очень интересный вопрос:

- можно ли считать образцом семейных отношений в современном обществе семью в толстовском понимании?

Ответить на эти вопросы вы сможете к концу нашего урока.

- вам также было предложено провести исследовательскую работу: найти в произведениях литературы 19 века такие, в которых героев можно сравнить с представленными в романе семьями, сопоставить характеры, традиции, нравственные ценности каждой семьи, сделать выводы.


II. Введение в тему урока

Учитель: Сегодняшний урок, пожалуй, один из самых важных в процессе изучения романа. Наверное, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни – семье.

Роман «Война и мир» был написан Львом Николаевичем Толстым полтора века назад. За это время многое изменилось – мы и одеваемся не так, и живём иначе, и думаем, казалось бы, совершенно по-другому.

- Как вы считаете – для чего нужна семья? И нужна ли она вообще? (Ответы учеников)

- Прочитайте, как трактуется значение слова «семья» в словарях


Слайд 4 Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Как-то немного сухо. А если так:

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

Семья – это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты. 

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно!


Наш урок сегодня – необычный. Вы сегодня будете выступать и в роли исследователей, и в роли экспертов.

Вы были распределены на 4 группы:

«семейное гнездо Ростовых»;

«семейное гнездо Безуховых»;

«семейное гнездо Курагиных»;

«семейное гнездо Болконских».


Но прежде чем перейти к непосредственному анализу семейных глав романа «Война и мир», поразмышляем

- Что такое семья в вашем понимании?

(Семья –основа жизни человека, оплот его спокойствия, потому что в семье ребенок находит пример для подражания, счастья, душевного равновесия, потому что все дороги ведут к дому. Семья – первая незаменимая школа жизни, потому что именно в ней ты падаешь и поднимаешься, плачешь и смеешься, тебя понимают и принимают).


Слайд 5 Семья – это основа всей жизни человека, его счастья, спокойствия, душевного равновесия. В идеале семью скрепляет, скрашивает любовь… и не только. Семья – это вечная ценность. Семья – первая незаменимая школа жизни. 


- Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей?

(Да – потому что родители передают нам генетическое «я»: внешность, привычки.

Нет – потому что не всегда ребенок повторят негативный пример своих родителей, потому что дети хотят достичь большего. С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать).


Учитель: В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается с семьи.

Цель урока нашего – проследить, как Л.Н. Толстой доказывает – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях.

- Какое слово является ключевым в теме урока?

Обучающиеся называют свои варианты.

- В ходе урока мы попробуем прийти к единому мнению. Сравнивая семьи в романе, мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого.

-Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”?

1.Семья Ростовых.

2.Семья Болконских.

3.Наташа и Пьер Безуховы.

4.Элен Курагина и Пьер Безухов.


На стороне каких семей симпатии автора?


Учитель: В романе изображается хроника четырёх семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. Но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет.

Итак, мы сегодня побываем в гостях у семьи Ростовых, семьи Болконских, семьи Безуховых, семьи Курагиных.



- Назовите самый первый документ, в котором упоминаются все, связанное с понятием «семья»

(Домострой)- Рассказ ученика (Шульженко)

С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Говорят, не надо воспитывать своих детей: всё равно они будут похожи на вас. Надо воспитывать СЕБЯ.


Учитель: Мы в гостях у семьи Ростовых.

Пожалуй, самые лучшие качества семьи сконцентрированы в образе любимой героини Толстого – Наташе Ростовой. Именно она является душой всей семьи, к ней тянутся все без исключения члены семьи, у неё просят поддержки в трудную минуту. Именно её просит – нет, требует позвать к себе мать графиня Наталья Ростова, узнав о трагической гибели своего младшенького, Петеньки. И Наташа, забыв обо всём, несколько дней не отходит от матери, пытаясь вывести из тяжкого состояния. Любовь, искренность, сердечность, душевность – всё у неё на грани самоотречения, всё через край.



Вопросы по семье Ростовых: Сообщение о семье Ростовых

1.  Каковы взаимоотношения между старшим и младшим поколением в семье Ростовых? Какие примеры вы можете привести?

(Наташа делится с матерью своими детскими секретами

Отец без разговоров, нотаций принимает решение заплатить проигрыш сына)

2. Каковы отношения между детьми Ростовых? Чем они увлекаются?

(Любовь и уважение. В семье царит атмосфера любви и влюблённости. Наташа делится секретами с Соней. Увлечения – пение и танцы)

3. Насколько близки Ростовы к природе? Есть ли в романе сцены, в которых кто-либо из Ростовых изображён на фоне природы?

(Живут летом в своём имении Отрадное. Любование красотой ночи в Отрадном).

4.  Какой поступок семьи Ростовых во время Отечественной войны достоин уважения? Почему? Можно ли сказать, что Ростовы – патриоты?

(Во время отступления русских войск после Бородинской битвы уходят из Москвы, отдав свои подводы под раненых)

(Младший сын Петенька идёт 15-летним мальчишкой на войну и погибает)

Вывод: Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения.


1 группа. «В гостях у семейного гнезда Ростовых».

План задания:

1. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?

а) Каковы взаимоотношения между старшим и младшим поколением в семье Ростовых? Какие примеры вы можете привести?

б). Каковы отношения между детьми Ростовых? Чем они увлекаются?

в). Насколько близки Ростовы к природе? Есть ли в романе сцены, в которых кто-либо из Ростовых изображён на фоне природы?

Г). Какой поступок семьи Ростовых во время Отечественной войны достоин уважения? Почему? Можно ли сказать, что Ростовы – патриоты?

2. Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”?

Учитель: Мы в гостях семьи Болконских.

Вопросы по семье Болконских: Сообщение о семье Болконских

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских

2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

3. Какой предмет изучает дочь старого князя княжна Марья под руководством отца? Почему?

(Геометрию. На первом месте старый князь ценил в людях деятельность и ум. Хотел, чтобы его дочь не была похожа на пустых барышень)

4. Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

5. Почему старый князь против брака своего сына и Наташи Ростовой?

(Считает Наташу и всех Ростовых легкомысленными и пустыми)

6. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

7. Можно ли сказать, что в семье Болконских царит дух патриотизма?

(Да. Князь Андрей идёт на войну с Наполеоном. Его называют солдаты «Наш князь», любят за то, что заботится о них)



Вывод: Болконский незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, Н.А. Болконский - сложная во всех отношениях личность. Но в семье Болконских члены семьи очень любят друг друга, хотя внешних проявлений этой любви нет. Сдержанность, гордость, высокий интеллект, строгость, понятие чести, благородство, требовательность к себе и к другим – вот основные черты семьи Болконских. Лучшие черты семьи Болконских сконцентрированы в княжне Марье. Ей досталось больше всех от тяжёлого характера отца, но это не сломило её. Она осталась чистой, доброй, кроткой, спокойной, глубоко верующей.


2 группа. «В гостях у семейного гнезда Болконских».

План задания:

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских

2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

3. Какой предмет изучает дочь старого князя княжна Марья под руководством отца? Почему?

4. Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

5. Почему старый князь против брака своего сына и Наташи Ростовой?

6. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

7. Можно ли сказать, что в семье Болконских царит дух патриотизма?


Учитель:

Казалось бы, 2 совершенно разные семьи. Но по замыслу Толстого именно они достойны пересечения.

- Когда впервые Наташа встречает князя Андрея?

(После ранения под Аустерлицем. Он находился в депрессии, символом которой является старый дуб, ночь в Отрадном и подслушанный разговор дали ему уверенность и надежду) Т 2, часть 3, гл.1-3.

- Нашли ли продолжение отношения Наташи и князя? (Первый бал Наташи Ростовой. Т.2, ч.3, гл.15)

- Почему старый князь не дает согласия на брак сына с Наташей?

- Почему Наташа предает князя Андрея?

(Наиболее драматичным моментом среди мирных картин романа является соблазнение Анатолем Наташи).

- Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает ее? (Не позволяет воспитание, заложенное отцом. Андрей признается Пьеру, что хочет простить Наташу, но не может)

Учитель: А главное, он не способен понять, как Наташа могла увлечься таким негодяем, как Анатоль.

- Как повел себя Пьер?

(Он, единственный, понимает Наташу, потому что по-настоящему любит ее, он сам стал жертвой семьи Курагиных).


Вывод: Толстой признает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает свои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Мы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских – мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.

Учитель: Итак, для понимания истинных семейных ценностей нам необходимо побывать в гостях у Курагиных. Эта семья активно вмешивается в жизнь героев романа. Возможно, здесь мы не задержимся.


Вопросы представителям семьи Курагиных. Сообщение о семье Курагиных

План задания:

1. Каков стиль отношений между членами семьи?

2. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи?

3. Какими члены семьи выходят в жизнь? Дать характеристику князя Василия, Анатоля, Элен.

4. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

5. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?

6. С какой целью князь Василий Курагин приходит в салон Анны Павловны Шерер?

7. Как он называет своих детей?

8. Почему Василий Курагин мечтает о браке своей дочери Элен и Пьера Безухова? Почему об этом мечтает и сама Элен?

(Пьер – самый богатый жених в Москве, именно это привлекает князя Василия в нём).

Вывод: Глава семьи Курагиных князь Василий – пустой самоуверенный человек. Он озабочен только собой и тем, как получше пристроить, сбыть с рук детей. Он не любит своих детей, считает их обузой.  Собственно говоря, все члены семьи Курагиных думают только о себе, о жизни в своё удовольствие. Безнравственность, душевная пустота, забота только о себе – основные черты семьи Курагиных.

В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни.

Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить», Элен выдана замуж за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах, в Австрии – вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье.

Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.

Об этом говорит поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.

Обратим внимание, что на протяжении всего романа Толстой ни разу не изображает Курагиных на фоне природы – они далеки от этого.  Самый яркий образ семьи Курагиных – красавица Элен.

Это – яркий пример красивой оболочки с гнилой начинкой. Элен глубоко безнравственна, развратна, глупа. Но всё это прикрыто аристократическими манерами, и в светском обществе Элен принята и даже уважаема.


3 группа. «В гостях у семейного гнезда Курагиных».

1. Каков стиль отношений между членами семьи?

2. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи?

3. Какими члены семьи выходят в жизнь? Дать характеристику князя Василия, Анатоля, Элен.

4. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

5. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?

6. С какой целью князь Василий Курагин приходит в салон Анны Павловны Шерер?

7. Как он называет своих детей?

8. Почему Василий Курагин мечтает о браке своей дочери Элен и Пьера Безухова? Почему об этом мечтает и сама Элен?


III. Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого».


Выберите черты, соответствующие семьям, и занесите в таблицу номера

Семьи

Номера вариантов ответов

Ростовы

 

Болконские

 

Курагины

 

 

1. В этой семье детей считают обузой.

2. В доме установлен строгий порядок.

3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

4. Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.

5. Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».

6. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

7. Отец, отправляя на войну сына, пишет письмо Кутузову

8. Младший, 15-летний сын из этой семьи по своему желанию идёт воевать и погибает

9. Глава этой семьи выдаёт свою красавицу дочь за самого богатого жениха, полагая, что любовь не имеет никакого значения

10. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

11. Отец называет сыновей дураками.

12. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

13. Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

14. Во время войны с Наполеоном эта семья, уходя из Москвы, отдаёт свои подводы для раненых

15. Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то что, может быть, навсегда

4 группа. «В гостях у семейного гнезда Безуховых».

План задания:

1. Чем отличается Наташа-девушка от Наташи-женщины? (Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины – только мужу.)

2. В чем состоит смысл жизни для женщины, по Толстому?

(в материнстве). Для мужчины? (в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости)


IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

- Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает настоящей?

-Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21-ый? (Порядочность, бескорыстие, любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, начало всех начал, поддержка, доверие)

Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили.

Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок – диалог и это поможет вам.

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. И чтобы уклад семейный основывался не только на привязанности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказанием, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружно, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома царит взаимопомощь, взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!




V. Семейные ценности в литературе 19 века.

(Л.Н. Толстой «Война и мир» и Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)


При анализе эпизодов по теме «Семья на страницах романа», у нас возник ряд вопросов:

- В каких произведениях 19 века рассматривается и как решается проблема семьи?

- Какими качествами обладают герои?

- Как выходят из трудных ситуаций?

И мы решили сопоставить произведения, в которых герои находятся в условиях, требующих проявления качеств, направленных на формирование нравственных ценностей. И как итог каждая группа предложит 10 советов каждой семье.


Семья Болконских

Семья Тараса Бульбы

Сходство

- Долг перед Отечеством, семьей

- Честь

- Отчизна

- Сдержанность чувств

- Долг перед товарищами

-Честь

- Товарищество

- Сдержанность чувств

Отношение между родителями и детьми

Чувство ответственности, любовь.

-Как проявляется любовь князя Николая Болконского к Андрею?

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет …стыдно» т.1, часть 1, гл.21-25

Доверие.

- Докажите, что Андрей Болконский безмерно уважает отца.

Особое доверие и безграничная любовь Андрея к отцу: воспитать внука должен дед, матери не отдавать

Гордость за детей.

- Почему князь не дал состоятся браку своей дочери?

Болконский знает Курагина Василия и презирает за подхалимство, разврат, ложь

- Как воспринял Николай Болконский отказ княгини Марьи от помолвки с Анатолем Курагиным?

Был очень рад, что княжна приняла разумное решение. Он воспитывал Марию умной, начитанной, неизбалованной.

Ответственность перед товарищами.

-Почему Тарас сам казнит своего младшего сына? Как проявляется любовь к сыновьям?

1) Особая любовь к младшему сыну, Андрию: я растил, я и наказывать буду, я несу ответ перед братьями-товарищами. От меня должно быть наказание. (анализ сцены убийства)

2) Отец рядом с сыном во время казни. Поддержать, если не сумел спасти. Своим присутствием дать силы. Это моральная поддержка. Рискуя быть пленённым, оказывается рядом с сыном в момент казни.

Гордость за детей.

-О чём думает Тарас, глядя на своих сыновей.

Вывод: Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин. Отец несёт ответственность за детей перед обществом. Дети – это и гордость, и радость, иногда и позор. Всё нужно принять. Если можно исправить, то только любовью, терпением. Понять и простить. Всегда есть выход. И в наказании уже есть прощение.



Семья Ростовых

Петр Гринёв, семья Мироновых

Сходство

Любовь

Любовь

Сердечность

Сердечность

Открытость

Простота

Особое доверие

Открытость

Естественность

Честность

Честь

Честь

Отношение между родителями и детьми

1) Именины Наташи Ростовой т.1, ч. 1, гл.7-11, 14-17

2) Какие нравственные ценности лежат в основе жизни семьи?

3) Как вы понимаете слова Толстого6 «В этой семье любовный воздух»?

4) Напишите «кодекс семьи» (нравственные качества, на которых строится эта семья, назовите ключевое слово, характеризующее взаимоотношения этой семьи)

Петруша несёт собой главную ценность семьи – честь.

- В каких эпизодах проявляется эта черта характера?


Проявление милосердия, умение быть благодарным. Эпизод с заячьим тулупом. Отказ присягнуть Пугачеву. Эпизод спасения Маши из рук Швабрина.

Анализ эпизода проигрыша

Проигрыш Долохову (шулеру) 43 тысяч

Отец спасает сына не только от позора и беды. Протягивает сыну руку. Толстой раскрывает подлинный смысл и значение отца.

- Какой вывод сделал для себя Николенька?

Это был урок великодушия, доброты. Этот урок стал началом осознания понятия «честное слово». Теперь оно будет не только словом – это будет осознанным ответственным поступком.

- Назовите главный капитал семьи Ростовых. (Доброта и душевность)

Проигрыш Зурину.

- Как ведет себя Петруша после проигрыша Зурину? Понимает, что это безответственность, ребячество, отсюда и расплата.

- Как признание и возврат долга характеризует Петра Гринёва.

Признание – это уже сохранение себя, своего достоинства. Быть честным перед самим собой труднее всего.

Вывод:

- гостеприимство радушное

- уважение к каждому

- искренность, доверие между родителями и детьми

- открытость.

Вывод: беречь любовь, быть верным своему Отечеству. Не бояться трудностей.



Семья Курагиных

Семья Чичикова

Сходство

Эгоизм

Эгоизм

Алчность

Алчность

Беспринципность

Беспринципность

Лжепатриотизм

Лжепатриотизм

Бездуховность

Бездуховность

Подлость

Поклонение копейке

Обман


Анализ эпизодов «Борьба за наследство графа Безухова» и «Наставление отца о ценности копейки»

Анализ эпизода борьбы за наследство, эпизода разрыва отношений Пьера с Элен, желание князя Василия женить Анатоля на Марье Болконской.

Анализ истории жизни Чичикова.

Наставления отца о важности копейки; беспринципное приобретение мертвых душ.




Вывод: Проанализировав произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и сопоставив проблемы, рассматриваемые в них с романом «Война и мир», мы пришли к выводу, что тема отношений родителей и детей в литературе не нова. Формирование будущего гражданина своего Отечества формируется в семье. Какие основы будут заложены в детях, такой будет и их жизнь в будущем. Любовь, терпение, понимание, прощение – это основа отношений, которые дадут свои плоды без гнили и червоточин.


Д/З: Задание по группам:

1 группа. Философия истории, по Толстому (причины, объяснения войны) (т.3, ч.1, гл.1, ч.3, 1)

2 группа. Единство настроения во французской армии. На чём оно основано? (т.3, ч.1, гл.1 ,2)

3 группа. Единство настроения русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово) На чём оно основано? (т.3, ч.2, гл.4, 14; ч.3, гл.5, 7)

4 группа. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

5 группа. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.





 









1 группа. «В гостях у семейного гнезда Ростовых».

План задания:

1. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?

а) Каковы взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых? Какие примеры вы можете привести?

б). Что значит для Ростовых родительский дом?

в) Каковы отношения между детьми Ростовых? Чем они увлекаются?

г). Какой поступок семьи Ростовых во время Отечественной войны достоин уважения? Почему? Можно ли сказать, что Ростовы – патриоты?

2. Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”?


2 группа. «В гостях у семейного гнезда Болконских».

План задания:

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских

2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

3. Какой предмет изучает дочь старого князя княжна Марья под руководством отца? Почему?

4. Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

5. Почему старый князь против брака своего сына и Наташи Ростовой?

6. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

7. Можно ли сказать, что в семье Болконских царит дух патриотизма?

 


3 группа. «В гостях у семейства Курагиных».

План задания:

1. Каков стиль отношений между членами семьи?

2. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи?

3. Какими члены семьи выходят в жизнь? Дать характеристику князя Василия, Анатоля, Элен.

4. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

5. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?

6. С какой целью князь Василий Курагин приходит в салон Анны Павловны Шерер?

7. Как он называет своих детей?

8. Почему Василий Курагин мечтает о браке своей дочери Элен и Пьера Безухова? Почему об этом мечтает и сама Элен?


4 группа. «В гостях у семейного гнезда Безуховых».

План задания:

1. Чем отличается Наташа-девушка от Наташи-женщины?

2. В чем состоит смысл жизни для женщины, по Толстому?

Для мужчины?

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого».


Выберите черты, соответствующие семьям, и занесите в таблицу номера

Семьи

Номера вариантов ответов

Ростовы

 

Болконские

 

Курагины

 

 

1. В этой семье детей считают обузой.

2. В доме установлен строгий порядок.

3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

4. Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.

5. Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».

6. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

7. Отец, отправляя на войну сына, пишет письмо Кутузову

8. Младший, 15-летний сын из этой семьи по своему желанию идёт воевать и погибает

9. Глава этой семьи выдаёт свою красавицу дочь за самого богатого жениха, полагая, что любовь не имеет никакого значения

10. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

11. Отец называет сыновей дураками.

12. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

13. Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

14. Во время войны с Наполеоном эта семья, уходя из Москвы, отдаёт свои подводы для раненых

15. Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то что, может быть, навсегда



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!