учитель первой квалификационной категории Ковалев Сергей Владимирович
учитель высшей квалификационной категории
Никонов Игорь Андреевич
МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 г. Томска
"СЕМЕЙНОЕ ПРАВО"
9 класс
презентация для урока права
- Понятие и источники семейного права
- Общее понятие семьи и брака
- Условия вступления в брак
- Права и обязанности супругов
- Права и обязанности родителей и детей
- Алиментные обязательства
- Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей
Лев Николаевич
Толстой
[1828-1910]
- известный русский писатель и мыслитель, один из признанных величайших писателей мира.
Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения между гражданами, вытекающие из брака и принадлежности к семье.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Основной источник семейного права – Семейный кодекс РФ (вступил в силу
с 1996 года). В соответствии с ним принимаются другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения
по вопросам, отнесенных к их
ведению Семейным кодексом РФ
или им не урегулированным.
В юридическом смысле семья –это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание.
По семейному праву брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.
Общее понятие семьи и брака
Мужчина и женщина, которые состоят в незарегистрированном браке, в правовом понимании данный союз в нашей стране семьей не является . Он не порождает юридических прав и обязанностей супругов. Например, их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а гражданским правом. Собственником имущества будет тот, кем оно приобретено или на чье имя зарегистрировано.
Не влечет правовых последствий в нашей стране и религиозный брак, заключенный по религиозными обрядам в церкви, мечети, синагоге и других культовых учреждениях.
Только юридически оформленный, т.е. гражданский, брак порождает семейные правоотношения супругов.
- Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. Согласия третьих лиц закон не требует.
Практика показывает, что счастливы, как правило, именно те браки, на которые дали согласие близкие.
- Брак не может быть заключен, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке.
В нашей стране существует принцип моногамии : человек имеет право одновременно состоять только в одном браке.
- Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий отец или мать) братьями и сестрами.
- Не могут вступить в брак лица,
страдающие душевной болезнью или слабоумием и признанные по этим
причинам судом недееспособными.
- Если обнаруживаются нарушения любого из приведенных условий, брак признается недействительным , что производится только судом.
Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожены ставят свои подписи, а затем эти подписи скрепляются подписью должностного лица загса.
В паспортах жены и мужа делается соответствующая запись. Супругам выдается свидетельство о браке.
Статья 31 Семейного кодекса РФ устанавливает равенство супругов в семье .
- Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
- Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
- Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Наша с Вами задача сформировать в классе 2 группы, каждая их которых будет работать с одним из двух разделов данной таблицы:
ТЕПЕРЬ ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ!
Личные
1 группа
Имущественные права и обязанности супругов
права и обязанности супругов
2 группа
(не более 2-3 человек)
самостоятельно
самостоятельно
изучаем главу 6
изучаем главу 7
Семейного кодекса РФ;
Семейного кодекса РФ;
§ 28 учебника
§ 28 учебника
(стр. 228-229)
(стр. 228-229)
Подведем итоги:
- Личные права и обязанности супругов составляют основное содержание семейно-брачных отношений.
- Имущественные права супругов регулируются двумя режимами:
1) законным режимом имущества супругов , когда все имущество является их совместной собственностью;
2) договорным режимом имущества, определяемым брачным договором
(глава 8 Семейного кодекса РФ).
Брачный договор обязательно составляется в письменной форме и не имеет силы, если он не заверен нотариально.
Супруги по взаимному согласию могут позже его изменить или расторгнуть, но односторонний отказ не допускается.
Вопросы для индивидуальной внеклассной работы в часы консультаций:
- Сформулируйте определение брачного договора.
- Систематизируйте в схематичном виде положения содержания брачного договора.
- Составьте пример брачного договора.
Консультационное время (кабинет №7)
среда
пятница
12:15-13:00
12:15-13:00
« Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка»
[Семейный кодекс РФ, статья 17]
Юридическим основанием личных и имущественных отношений между родителями и детьми является кровное происхождение детей, удостоверенное государственным органом .
Происхождение ребенка от матери подтверждается медицинским учреждением или свидетелями, если ребенок родился вне его.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Они обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Какие выводы мы можем сделать?
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей, заботу о нем принимает на себя государство .
Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление, под опеку или в приемную семью . При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
В чем ведении находится семейное законодательство…
_________________________________
- в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
– в совместном ведении РФ и субъектов РФ
Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение…
_________________________________
- трех месяцев со дня заключения брака;
- трех месяцев со дня заключения брака и беременности жены;
- беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
– беременности жены и в течение года после рождения ребенка
Ребенком по действующему семейному законодательству признается лицо, не достигшее возраста…
_________________________________
– восемнадцати лет
Гражданское законодательство применяется к семейным правоотношениям…
_________________________________
- постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений;
- и имеет приоритет в законодательной силе.
– постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений
С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав?
_________________________________
– с четырнадцати лет
Дети обязаны содержать своих родителей в случае:
_________________________________
- если дети являются совершеннолетними и трудоспособными;
- если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися;
- дети не обязаны содержать своих родителей.
– если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися
В отношении каких лиц предусмотрено действие обеспечения приоритетной защиты прав и интересов?
_________________________________
- только в отношении детей;
- в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи.
– в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)
«Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье».
Обществознание. 9 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2016
Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2016
Калуцкая Е.К. Обществознание. 9 кл.: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2015
Федорова С.А. Обществознание. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2016
Всё о праве. Компас в мире юриспруденции - http://www.allpravo.ru/
Гарант. Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru/products/solution/mobile_tech/
- личные фотографии из семейного фотоархива
Ковалева С.В. (9, 11, 26 слайды в презентации)
Презентация подготовлена в рамках деятельности региональной инновационной площадки МКОУ ВСОШ №4 г. Томска «Применение ИКТ в педагогической практике как фактор влияния на качество обучения в условиях пенитенциарной системы»,
утвержденной Экспертным советом ТОИПКРО 21.11.2016г.
Руководитель: заместитель директора по научно-методической работе МКОУ ВСОШ №4 г. Томска - Павленок А.П.
Томск, 2017