СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты памяти.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вырабатывать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.), подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала, привлечь внимание детей к процессам памяти.

Просмотр содержимого документа
«Секреты памяти.»

Конспект

подгруппового коррекционно – развивающего занятия

9 «Б» класс.

Дата проведения: 16.11.21

Тема: Секреты памяти

Цели:

- вырабатывать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.), подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала, привлечь внимание детей к процессам памяти;

- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности, интеллектуальные качества, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, учебные дискуссии и прочее, самостоятельность, слуховую память, внимание;

- воспитать ответственность за результаты учебного труда, интерес к учению, доброжелательное отношение учащихся к друг другу, усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивость, упорство.



Ход занятия:

  1. Организационное начало занятия.

- Давайте поприветствуем  друг друга.

Рада Вас всех сегодня видеть. Как ваше настроение? Самочувствие?

Ребята сегодняшняя тема занятия звучит так: Секреты памяти.


  1. Цели, задачи.

Ребят как Вы думаете, что мы с Вами будем сегодня делать? На что будет направленно наше сегодняшнее занятие?

- Как вы понимаете тему нашего занятия?


  1. Работа по теме занятия.

  1. Вступительная беседа

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминай надолго

Будь внимателен

Учи осмысленно

Рисуй, ищи связи

Составляй план

Повторяй с перерывами

Оформление класса

Память – эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь.

  1. Рассказ педагога

«Что такое память?»

- Память, её значение в жизни человека.

- Виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

- Запоминание: механическое и осмысленное.

Итак, каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума,» - говорил Суворов.

Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.

Так запоминается в 3 раза больше информации.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

  1. Игры на память

«Хорошая ли у вас память?»

Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.

а)   ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

б)  СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖА. ПТИЦА. ОГОНЬ.

в)   43,      57,      12,      33,      96,      7,      15,      81,     74,      46.

г)   84,      72,      15,      44,      83,       6,     37,      18,     56,      47.

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

5 – 6% – хорошая,

3 – 4% удовлетворительная.

Зрительная память:

В течении 10 секунд прочитайте и запомните слова

а) СТРЕКОЗА. ПУЛЕМЕТ. ЧАЙНИК. БАБОЧКА. ПИРОГ. ХОМУТ. СВЕЧА. ТАЧКА. ЖУРНАЛ. МАЛИНА.

б) ШУТКА. ДУБ. КУРИЦА. ОКНО. ГАЗЕТА.СОЛНЦЕ. РЫБА. НОГИ. ВОДА. ГОЛОВА.

Правила для запоминания: «Игра - тренинг»

Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты могут нам помочь?

Для улучшения памяти есть несколько рецептов.

Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.

Для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Ещё что посоветуете?

Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!

Мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать ещё очень и очень долго. Как ещё можно улучшить память?

Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.

Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)

  1. Закрепление

А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.

Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.

Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.

А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик.

Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?

Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.

И последний рецепт – повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!

Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!

IV. Подведение итогов.

Вот и подошло наше занятие к концу.

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Так давайте вспомним какие у нас были рецепты памяти?


V. Рефлексия.

У каждого на столе лежит листок с тучкой. Если Вам понравилось сегодняшнее занятие зарисуйте его ярким цветом, если вам не понравилось занятие, и вы ничего не поняли, зарисуйте его мрачным цветом.

Всем спасибо за занятие до-свидание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!