СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СДП на уроках биологии и химии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой моей работы является деятельностный подход, обеспечивающий усвоение химии и биологии, развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние стимулы к учебе и поддержание учебной мотивации.

Просмотр содержимого документа
«СДП на уроках биологии и химии»


Системно-деятельностный подход на уроках биологии и химии

Клевцова С.И. 
учитель биологии и химии  высшей категории

Целью обучения и образования  является  формирование  конкурентноспособной  личности    учащихся  обладающего  мобильностью знаний.

       Главной целью своей работы я считаю формирование личности выпускника школы, обладающего высоким уровнем коммуникативной подготовленности, современным толерантным мышлением, достаточным для адаптации к новым условиям современного образования и жизни в целом.

     Основой моей работы является деятельностный подход, обеспечивающий усвоение химии  и  биологии, развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние стимулы к учебе и поддержание учебной мотивации.

Фундаментом опыта служит технология развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, использования современных информационных технологий. В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

     Стремлюсь овладеть в совершенстве формами и методами активного обучения, использую на уроках групповую, индивидуальную работу с учащимися. На уроках стараюсь создать хороший психологический климат, все ученики чувствуют себя комфортно и активно включены в работу.

     Одной  из  важнейших задач  в  моей  работе  - это  активизация  познавательной  деятельности  учащихся   в  процессе  обучения  и развития  у  них  умения  самостоятельной  работы.

     Уроки  биологии  и химии  я  стараюсь  начать с  постановки проблемного  вопроса. Проблемное  обучение  учит  мыслить  логично, научно, творчески.  Сделает  учебный  материал более  доказательным  и  убедительным.

   Например,  урок  биологии  в 7  классе на  тему:  « Внутреннее  строение птиц»  я  начинаю  с  такого  вопроса:  « Многие  птицы в  сутки  едят  столько  червяков,  сколько сами  весят.  Чем  это  связано?». В  шестом  классе  при  изучении  темы « Фотосинтез»  урок  начинаю  поговоркой:  «  Каждый  человек  должен  в  своей  жизни  посадить дерево, построить  дом  и  родить  сына.   Почему  именно  посадить  дерево?  Учащиеся на  уроках самостоятельно приобретают  знания    в           процессе  работы с учебником,  литературными источниками,  рисункам, схемами,  текстовыми  таблицами.  Самостоятельно  приобретенные  знания  прочно  сохраняются в  памяти  учащихся. Учебный труд,  как   и  всякий  другой.  Интересен  тогда,   когда он  разнообразен.   Чем  больше  новый материал  связан  с  усвоенными   ранее  знаниями, тем   он  интереснее  для   учащихся.  Слишком легкий  и  слишком  трудный  материал  не  вызывает интереса. Обучение  должно  быть  трудным,  но  посильным.

     Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации  ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Интерес к предмету заставляет школьников больше читать  биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

На своих уроках я стараюсь формировать навыки  поисково-исследовательской деятельности на основе использования в работе развивающих и творческих  заданий, кроссвордов, ребусов, викторин, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую частую смену деятельности, которая  поддерживает  работоспособность и повышает  активность  детей на уроке.    

       В своей педагогической деятельности использую  информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока. Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.

            Современный  педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.

Следующим методом развивающего обучения – это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 5- 8 классах и в работе инициативной группы «Возрождение». Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом « Пернатые друзья»

Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются:

 1) введение

 2) раскрытие темы

 3)стихи и загадки о птичьих повадках

 4) мои наблюдения за птицами

 5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки»

 6) используемая литература

 7) приложение.

Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала. Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

            Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

  Положительных результатов достигаю и за счёт создания ситуации успеха для каждого ребёнка: для этого детям подбираю такие задания, чтобы каждый мог справиться с ними и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения ребёнка, сочетая разумную требовательность с уважением к личности ученика, используя эмоционально – положительный стиль общения. Это позволяет создать в классе комфортную психологическую обстановку.

     Желая идти в ногу со временем, интересуюсь новинками педагогической и методической литературы, охотно применяю на своих уроках новые формы и методы, ищу эффективные приёмы обучения и воспитания детей.

       



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!