СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сдаём ЕГЭ. Вспоминаем алгоритм сочинения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Сдаём ЕГЭ. Вспоминаем алгоритм сочинения"»

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2024 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ГИА – 2024

ПЛАН

СОЧИНЕНИЯ

ЕГЭ 2024

ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ГИА – 2024

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ Вступление Формулировка проблемы текста Комментарий к сформулированной проблеме текста Позиция автора Собственная позиция Заключение

ПЛАН

СОЧИНЕНИЯ

  • Вступление
  • Формулировка проблемы текста
  • Комментарий к сформулированной проблеме текста
  • Позиция автора
  • Собственная позиция
  • Заключение
1. Вступление Объем: 2-3 предложения. Задача: подвести читателя к проблеме. Во введении также можно: Порассуждать об эпохе. Вспомнить факты из биографии писателя. Кратко поговорить глобально о поднятой теме. Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя  к проблеме.

1. Вступление

Объем: 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме.

Во введении также можно:

  • Порассуждать об эпохе.
  • Вспомнить факты из биографии писателя.
  • Кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Здесь уместно будет выделить ключевое слово проблемы, чтобы подготовить читателя  к проблеме.

2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!) Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста. Объем: 2-4 предложения. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме. Способы формулирования проблемы:   Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора) Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей

2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

Способы формулирования проблемы:  

  • Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
  • Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей

2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Проблема — вопрос, на который дается ответ в тексте. Важно отличать ее от темы. Как правило, тема высказана одним-двумя словами, она абстрактна и не призывает к рассуждению. Проблема же направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом, носит негативный оттенок (неприятности, конфликты). Кроме того, иногда она расширяет какой-то моральный аспект (не просто «проявление доброты», а «проявление доброты к детям»). Проблема может быть выражена утвердительным предложением, в таком случае автор ставит или поднимает ее. Можно сформулировать проблему в форме вопроса. Он должен полностью раскрывать главную мысль текста, а также быть связан с общими размышлениями и поступками, а не с конкретным героем. 4 варианта формулировки проблемы в 27 задании ЕГЭ по русскому:

  • роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
  • проявление (проблема проявления жестокости на войне).
  • отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
  • влияние (проблема влияния любви на людей).
Клише для проблемы В данном тексте ... (ФИО автора) ставит проблему ... (Р.п.) Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста. К этой проблеме обращается ... (ФИО автора) в представленном тексте. Над этим вопросом задумывается / размышляет автор... Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.

Клише для проблемы

  • В данном тексте ... (ФИО автора) ставит проблему ... (Р.п.)
  • Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.
  • К этой проблеме обращается ... (ФИО автора) в представленном тексте.
  • Над этим вопросом задумывается / размышляет автор...
  • Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.

УДАЧНЫЕ СПОСОБЫ НАЧАТЬ ТЕКСТ:

риторические вопросы или восклицания по теме текста, диалог с читателемЗадумывались ли вы о том, как литература, прочитанная в детстве, повлияла на вашу взрослую жизнь? А ведь она во многом сформировала ваш характер!

цитата из текста , которая плавно подводится к формулировке проблемы — «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью», — так герой описывает свои ощущения от звучащего органа. Вновь услышав знакомую с детства пьесу, рассказчик задумывается, какую роль искусство (а в первую очередь музыка) играет в нашей жизни.

пословица, поговорка, афоризм«Береги честь смолоду», — говорят в народе. Эта фраза прекрасно иллюстрирует текст, в котором герой размышляет о важности совести и чести для человека.

собственные размышления о проблеме текстаНет в мире чувства, более необычного, чем любовь. Она способна исцелять и творить чудеса, но может и разрушить. Над этим задумывается и автор текста, поднимая проблему силы любви.

назывные предложения , которые рисуют перед читателем картинку, связанную с проблемой текста — Голод и разруха. Страх перед будущим, страх за близких. Для описания войны не найти положительных слов. Именно об этом пишет рассказчик — об ужасах войны.

Связка

Связка" между проблемой и комментарием

Связка необходима обязательно, чтобы текст вашего сочинения был логичным. Например, между проблемой и комментарием можно сказать: Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста. Размышляя о данной проблеме, автор....

3. Комментарий к сформулированной проблеме — самое важное! За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2023 года можно получить только 3 балла (вместо 5 баллов, как было раньше). Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора. 

3. Комментарий к сформулированной проблеме — самое важное!

За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2023 года можно получить только 3 балла (вместо 5 баллов, как было раньше).

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора. 

 Задача комментария в 27 задании по русскому — показать,  как размышлял автор , как пришел к тому или иному выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать 2 иллюстрации из текста (с цитатами). Чаще всего это конкретные эпизоды, связанные с проблемой. Универсальный переход к комментарию: «Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о…». После каждого примера необходимо пояснение. В нем вы объясняете, о чем говорит эта сцена, почему она важна для понимания главной мысли. Между примерами должна быть смысловая связь. Важно указать ее в отдельном предложении. Виды смысловой связи:  равноправие (оба примера показывают, что…). противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …). причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …). следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…).  вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).

Задача комментария в 27 задании по русскому — показать,  как размышлял автор , как пришел к тому или иному выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать 2 иллюстрации из текста (с цитатами). Чаще всего это конкретные эпизоды, связанные с проблемой. Универсальный переход к комментарию: «Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о…». После каждого примера необходимо пояснение. В нем вы объясняете, о чем говорит эта сцена, почему она важна для понимания главной мысли. Между примерами должна быть смысловая связь. Важно указать ее в отдельном предложении. Виды смысловой связи: 

  • равноправие (оба примера показывают, что…).
  • противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …).
  • причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
  • следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…). 
  • вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).
Структура комментария: 1-ый пример-иллюстрация из текста; пояснение примера; 2-ой пример-иллюстрация из текста; пояснение примера; анализ смысловой связи. В качестве примера-иллюстрации можно использовать: цитаты; описания; истории; примеры, которые приводят авторы, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения; размышления автора, связанные с проблемой; средства выразительности, тропы; слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку); точки зрения, которые приводит автор.

Структура комментария:

  • 1-ый пример-иллюстрация из текста;
  • пояснение примера;
  • 2-ой пример-иллюстрация из текста;
  • пояснение примера;
  • анализ смысловой связи.

В качестве примера-иллюстрации можно использовать:

  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • примеры, которые приводят авторы, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • средства выразительности, тропы;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы (обычно содержащие эмоциональную оценку);
  • точки зрения, которые приводит автор.
Как писать комментарий Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией). В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Как писать комментарий

  • Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
  • Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
  • В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор.

Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Требования к комментарию

  • 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
  • Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные

средства выразительности, добавить эмоциональную

составляющую. При написании комментария недостаточно

просто показать две ситуации, привести два примера,

важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

3. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 4. Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». 5. Соответствие заявленной проблеме. 6. Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

3. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

4. Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».

5. Соответствие заявленной проблеме.

6. Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность,

комментарий оценивается в 0 баллов.

0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ: Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. 

0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:

  • Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
  • Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.
  • Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
  • Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. 
Слова, которые помогут начать комментарий (клише) Автор считает... (что?) Автор отмечает важность... (чего?) Автор рассказывает... (о чём?) Автор размышляет... (о чём?) Автор обращает внимание на... (что?) Автор подчеркивает... (что?) Автор раскрывает проблему на примере... Автор делает акцент на том, что... Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту (ФИО автора)... Автор начинает рассуждения с того, что... Анализируя ..., следует обратить особое внимание на слова автора: «…». (ФИО автора) убеждает читателя в том, что...

Слова, которые помогут начать комментарий (клише)

  • Автор считает... (что?)
  • Автор отмечает важность... (чего?)
  • Автор рассказывает... (о чём?)
  • Автор размышляет... (о чём?)
  • Автор обращает внимание на... (что?)
  • Автор подчеркивает... (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере...
  • Автор делает акцент на том, что...
  • Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту (ФИО автора)...
  • Автор начинает рассуждения с того, что...
  • Анализируя ..., следует обратить особое внимание на слова автора: «…».
  • (ФИО автора) убеждает читателя в том, что...
Комментарий  (максимально можно получить 5 баллов за правильно написанный комментарий)   (а)  1-й пример Комментарий - это все то, о чем рассказывает, рассуждает автор до того, как приходит к своей позиции. Обращаемся к тексту и находим важные для понимания проблемы участки. Сначала говорим о ситуации, которая происходит, либо о размышлениях автора, потом приводим цитату из текста. Чтобы комментарий не был пересказом, рекомендуем использовать частичное цитирование. (б)  Пояснения к 1-ому примеру   Ваша оценка приведенного выше комментария. Нужно объяснить, что хотел донести до нас автор этими словами. (в)  Связка   Нужно подвести читателя ко второй части комментария, связать по смыслу 1 и 2 пример комментария. (г)  2-й пример  (здесь все так же, как и с 1 примером) (д)  Пояснение ко 2-ому пример у (опять поясняем слова автора, ситуации, которые он описывает) (е)  Связь и анализ смысловой связи между примерами

Комментарий 

(максимально можно получить 5 баллов за правильно написанный комментарий)  

(а)  1-й пример

Комментарий - это все то, о чем рассказывает, рассуждает автор до того, как приходит к своей позиции. Обращаемся к тексту и находим важные для понимания проблемы участки.

Сначала говорим о ситуации, которая происходит, либо о размышлениях автора, потом приводим цитату из текста. Чтобы комментарий не был пересказом, рекомендуем использовать частичное цитирование.

(б)  Пояснения к 1-ому примеру  

Ваша оценка приведенного выше комментария. Нужно объяснить, что хотел донести до нас автор этими словами.

(в)  Связка  

Нужно подвести читателя ко второй части комментария, связать по смыслу 1 и 2 пример комментария.

(г)  2-й пример  (здесь все так же, как и с 1 примером)

(д)  Пояснение ко 2-ому пример у (опять поясняем слова автора, ситуации, которые он описывает)

(е)  Связь и анализ смысловой связи между примерами

"Связка" между комментарием и позицией автора

Переход от комментария к позиции автора. Она может быть выражена даже вводными словами. 

Например: 

Таким образом, позиция автора становится очевидной.  

Проанализировав текст, можно сделать вывод и т.д.

4. ПОЗИЦИЯ АВТОРА — вопрос, который задает автор. Абзац с позицией является ответом, к которому он приходит после размышлений. Для определения позиции нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Кроме того, найти ее помогают лирические отступления, описание героев, отсылки к другим текстам и даже средства художественной выразительности. Иногда позиция автора выражена словами героев. Самое главное — найдите цитату, в которой дается ответ на поставленный вопрос. Не забывайте, что после цитирования должно следовать ваше пояснение. Выразить позицию автора можно такими фразами: Позиция автора ясна: ... Автор считает, что… Автор хочет донести мысль, что… Точка зрения автора на проблему выражена прямо: ...

4. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

— вопрос, который задает автор. Абзац с позицией является ответом, к которому он приходит после размышлений. Для определения позиции нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Кроме того, найти ее помогают лирические отступления, описание героев, отсылки к другим текстам и даже средства художественной выразительности. Иногда позиция автора выражена словами героев. Самое главное — найдите цитату, в которой дается ответ на поставленный вопрос. Не забывайте, что после цитирования должно следовать ваше пояснение. Выразить позицию автора можно такими фразами:

Позиция автора ясна: ...

Автор считает, что…

Автор хочет донести мысль, что…

Точка зрения автора на проблему выражена прямо: ...

4. Формулировка позиции автора текста по проблеме Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. Объем: 1-2 предложения. Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? Клише для авторской позиции Автор приходит к выводу: ... Мнение автора таково: ... Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем,  что ... (ФИО автора) хотел донести до читателя следующую  мысль: ... Автор считает, что... На мой взгляд, автор хотел...

4. Формулировка позиции автора текста по проблеме

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем: 1-2 предложения.

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Клише для авторской позиции

  • Автор приходит к выводу: ...
  • Мнение автора таково: ...
  • Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем,

что ... (ФИО автора) хотел донести до читателя следующую

мысль: ...

  • Автор считает, что...
  • На мой взгляд, автор хотел...
5. Ваша собственная позиция  В 27 задании нужно не только найти позицию рассказчика, но и высказать свою. Во-первых, необходимо выразить согласие или несогласие с автором («Я согласен с автором и тоже считаю, что роль искусства в жизни сложно переоценить»). Вы можете быть несогласны с мнением рассказчика, но нужно уметь аргументировать свою позицию. Очень важно не принижать автора и относиться с уважением к его словам. Во-вторых, необходимо обосновать свою точку зрения.

5. Ваша собственная позиция

В 27 задании нужно не только найти позицию рассказчика, но и высказать свою. Во-первых, необходимо выразить согласие или несогласие с автором («Я согласен с автором и тоже считаю, что роль искусства в жизни сложно переоценить»). Вы можете быть несогласны с мнением рассказчика, но нужно уметь аргументировать свою позицию. Очень важно не принижать автора и относиться с уважением к его словам. Во-вторых, необходимо обосновать свою точку зрения.

 Требуется объяснить ход ваших мыслей, привести хотя бы один аргумент. Можно воспользоваться такой формулировкой: «Примером, подтверждающим мою точку зрения, является…». Что можно использовать для обоснования: литературу; пословицы и поговорки; песни; фильмы; исторические события; примеры из культуры; биографии известных людей; научные факты, статистику; логические рассуждения.

Требуется объяснить ход ваших мыслей, привести хотя бы один аргумент. Можно воспользоваться такой формулировкой: «Примером, подтверждающим мою точку зрения, является…». Что можно использовать для обоснования:

  • литературу;
  • пословицы и поговорки;
  • песни;
  • фильмы;
  • исторические события;
  • примеры из культуры;
  • биографии известных людей;
  • научные факты, статистику;
  • логические рассуждения.
Клише для формулирования собственного мнения к авторской позиции Я разделяю точку зрения автора. Действительно, ... Я согласен / согласна с позицией писателя и считаю, что... Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни. Для обоснования собственной позиции приведу пример из произведения .. (ФИО автора) «…». Подтверждением моих слов может служить... Справедливость моего высказывания подтверждает... Объем: 1-2 предложения.

Клише для формулирования собственного мнения к авторской позиции

  • Я разделяю точку зрения автора. Действительно, ...
  • Я согласен / согласна с позицией писателя и считаю, что...
  • Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.
  • Для обоснования собственной позиции приведу пример из произведения .. (ФИО автора) «…».
  • Подтверждением моих слов может служить...
  • Справедливость моего высказывания подтверждает...

Объем: 1-2 предложения.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)  Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения. Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы. В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть: завершенность работы; связь заключения с текстом, с его проблематикой.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.

Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:

  • завершенность работы;
  • связь заключения с текстом, с его проблематикой.
Клише для заключения (вывода) Таким образом, можно сделать вывод, что... В заключение хотелось бы сказать, что... Проанализировав текст ... (ФИО автора), я пришёл / пришла к следующему выводу: ... В заключение хотелось бы отметить, что текст ... (ФИО автора) заставил задуматься о том, что ... Таким образом, мы доказали, что ...

Клише для заключения (вывода)

  • Таким образом, можно сделать вывод, что...
  • В заключение хотелось бы сказать, что...
  • Проанализировав текст ... (ФИО автора), я пришёл / пришла к следующему выводу: ...
  • В заключение хотелось бы отметить, что текст ... (ФИО автора) заставил задуматься о том, что ...
  • Таким образом, мы доказали, что ...
ИЗ-ЗА ЧЕГО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому: неоправданные повторы (слово можно убрать/заменить на другое, и смысл не потеряется). клише (не нужно употреблять такие приевшиеся выражения, как «светлое будущее», «проходит красной нитью»). лишние притяжательные местоимения («наш текст», «в своей книге»). упоминание об актуальности и важности проблемы. ошибки в имени автора.

ИЗ-ЗА ЧЕГО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ

Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому:

  • неоправданные повторы (слово можно убрать/заменить на другое, и смысл не потеряется).
  • клише (не нужно употреблять такие приевшиеся выражения, как «светлое будущее», «проходит красной нитью»).
  • лишние притяжательные местоимения («наш текст», «в своей книге»).
  • упоминание об актуальности и важности проблемы.
  • ошибки в имени автора.
КАК ОФОРМЛЯТЬ ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ За неправильное оформление цитат в 27 задании ЕГЭ по русскому языку проверяющие могут снять баллы за пунктуацию. Разберем несколько правил:  прямая речь, цитата идет  после  слов цитирующего:  Автор пишет: «Ц». Автор пишет: «Ц!» Автор пишет: «Ц?» Автор пишет: «Ц…» Автор пишет: «...ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).

КАК ОФОРМЛЯТЬ ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ

За неправильное оформление цитат в 27 задании ЕГЭ по русскому языку проверяющие могут снять баллы за пунктуацию.

Разберем несколько правил: 

  • прямая речь, цитата идет  после  слов цитирующего: 
  • Автор пишет: «Ц».
  • Автор пишет: «Ц!»
  • Автор пишет: «Ц?»
  • Автор пишет: «Ц…»
  • Автор пишет: «...ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).
КАК ОФОРМЛЯТЬ ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ прямая речь, цитата идет  перед  словами цитирующего:  «Ц», — пишет автор.  «Ц?» — пишет автор. «Ц!» — пишет автор. «Ц…» — пишет автор. «...Ц…»  — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца).  цитата как  часть  придаточного предложения:  Автор пишет, что «ц…». Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).

КАК ОФОРМЛЯТЬ ЦИТАТЫ В СОЧИНЕНИИ

  • прямая речь, цитата идет  перед  словами цитирующего: 
  • «Ц», — пишет автор. 
  • «Ц?» — пишет автор.
  • «Ц!» — пишет автор.
  • «Ц…» — пишет автор.
  • «...Ц…»  — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца). 
  • цитата как  часть  придаточного предложения: 
  • Автор пишет, что «ц…».
  • Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).
Е Г Э ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Е Г Э

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1 АБЗАЦ. ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Первый абзац должен содержать 2-4 предложения. Примеры первого абзаца:  Какому принципу в общении с людьми мы должны следовать, чтобы не приносить вреда ни им, ни самому себе? Такую проблему ставит в предложенном для анализа тексте великий русский писатель Л. Н. Толстой.  В приведенном фрагменте всемирно известный русский писатель Л. Н. Толстой размышляет над проблемой принципов межличностного общения.  Текст величайшего русского писателя Л. Н. Толстого заставил меня задуматься над проблемой общения между людьми. Какими принципами люди должны руководствоваться, чтобы общение не причиняло взаимного вреда?

1 АБЗАЦ. ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Первый абзац должен содержать 2-4 предложения. Примеры первого абзаца:

  • Какому принципу в общении с людьми мы должны следовать, чтобы не приносить вреда ни им, ни самому себе? Такую проблему ставит в предложенном для анализа тексте великий русский писатель Л. Н. Толстой.
  • В приведенном фрагменте всемирно известный русский писатель Л. Н. Толстой размышляет над проблемой принципов межличностного общения.
  • Текст величайшего русского писателя Л. Н. Толстого заставил меня задуматься над проблемой общения между людьми. Какими принципами люди должны руководствоваться, чтобы общение не причиняло взаимного вреда?
2 - 4 АБЗАЦЫ. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ Схема комментария может выглядеть следующим образом:  1. Подводка (2-ой абзац): Раскрывая проблему, (автор текста, писатель, фамилия) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который (в двух словах пересказываем сюжет и подводим к первому примеру-иллюстрации).  2. Первый пример-иллюстрация: Автор (с восхищением, с сожалением, с гордостью и т.п.) пишет, что (приводим первый пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами).  3. Пояснение экзаменуемого (о чем нам говорит этот пример-иллюстрация, какое отношение он имеет к поставленной проблеме).  4. Второй пример-иллюстрация (3-й абзац): Далее автор (с негодованием, с разочарованием, с восторгом и т.п.) пишет, что (приводим второй пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами).  5. Пояснение экзаменуемого (чем этот пример важен для поставленной проблемы и как связан с первым примером).  6. Анализ смысловой связи между примерами (4-й абзац)

2 - 4 АБЗАЦЫ. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

Схема комментария может выглядеть следующим образом:

1. Подводка (2-ой абзац): Раскрывая проблему, (автор текста, писатель, фамилия) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который (в двух словах пересказываем сюжет и подводим к первому примеру-иллюстрации). 2. Первый пример-иллюстрация: Автор (с восхищением, с сожалением, с гордостью и т.п.) пишет, что (приводим первый пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами). 3. Пояснение экзаменуемого (о чем нам говорит этот пример-иллюстрация, какое отношение он имеет к поставленной проблеме). 4. Второй пример-иллюстрация (3-й абзац): Далее автор (с негодованием, с разочарованием, с восторгом и т.п.) пишет, что (приводим второй пример-иллюстрацию (цитату из текста или кратко пересказываем своими словами). 5. Пояснение экзаменуемого (чем этот пример важен для поставленной проблемы и как связан с первым примером). 6. Анализ смысловой связи между примерами (4-й абзац)

2 И 3 АБЗАЦЫ. ДВА ПРИМЕРА-ИЛЛЮСТРАЦИИ  Примеры-иллюстрации в тексте сочинения можно оформить в виде следующих речевых клише:  Автор обращает внимание читателя на…  Автор начинает рассуждения с того, что…  Поступок героя говорит о том, что…  Обратим внимание на следующую мысль…  Автор рассказывает историю, которая произошла с ним…  Проблема раскрыта автором на примере…  В центре внимания автора…  Особого внимания заслуживает…  Нельзя не обратить внимание на слова автора (цитата)  Автор раскрывает понятие через описание…

2 И 3 АБЗАЦЫ. ДВА ПРИМЕРА-ИЛЛЮСТРАЦИИ Примеры-иллюстрации в тексте сочинения можно оформить в виде следующих речевых клише: Автор обращает внимание читателя на… Автор начинает рассуждения с того, что… Поступок героя говорит о том, что… Обратим внимание на следующую мысль… Автор рассказывает историю, которая произошла с ним… Проблема раскрыта автором на примере… В центре внимания автора… Особого внимания заслуживает… Нельзя не обратить внимание на слова автора (цитата) Автор раскрывает понятие через описание…

Пояснение к примерам должно содержать ваш мини-вывод, который будет в дальнейшем использован для общего вывода по проблеме.  В мини-выводе обязательно должны присутствовать вводные слова (по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Важно: вводные слова на письме выделяются запятыми. Пример:  По моему мнению, донос на друга - это предательство.

Пояснение к примерам должно содержать ваш мини-вывод, который будет в дальнейшем использован для общего вывода по проблеме.

В мини-выводе обязательно должны присутствовать вводные слова (по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Важно: вводные слова на письме выделяются запятыми.

Пример: По моему мнению, донос на друга - это предательство.

Если в задании художественный текст, при описании примеров-иллюстраций можно использовать следующие речевые клише:  Автор знакомит читателя с героями текста…  Автор не случайно обращает наше внимание на...  Поступок героя показывает, что…  Слова ( мысли) героя позволяют увидеть…  Эти события автор описывает, чтобы…  Автор хочет сказать, что…  Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что…

Если в задании художественный текст, при описании примеров-иллюстраций можно использовать следующие речевые клише:

Автор знакомит читателя с героями текста… Автор не случайно обращает наше внимание на... Поступок героя показывает, что… Слова ( мысли) героя позволяют увидеть… Эти события автор описывает, чтобы… Автор хочет сказать, что… Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что…

Если вам попался в задании  публицистический текст, для приведения примеров-иллюстраций воспользуйтесь следующими речевыми клише:  Писатель хочет сказать, что…  Этот пример показывает, что…  Смысл этого высказывания в том, что…  Эти слова убедительно доказывают, что...  Я думаю, этим примером автор хотел показать…  Приведённые слова содержат глубокий смысл… Речевые клише для мини-выводов к примерам-иллюстрациям:  Этот пример убедительно доказывает…  Эти факты (события) помогают понять…  В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как…  На этом примере видно, что (как)…  Благодаря этому мы понимаем, что…  Данные строки помогают читателю понять…  Эти рассуждения подводят нас к выводу о том…

Если вам попался в задании публицистический текст, для приведения примеров-иллюстраций воспользуйтесь следующими речевыми клише: Писатель хочет сказать, что… Этот пример показывает, что… Смысл этого высказывания в том, что… Эти слова убедительно доказывают, что... Я думаю, этим примером автор хотел показать… Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Речевые клише для мини-выводов к примерам-иллюстрациям: Этот пример убедительно доказывает… Эти факты (события) помогают понять… В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как… На этом примере видно, что (как)… Благодаря этому мы понимаем, что… Данные строки помогают читателю понять… Эти рассуждения подводят нас к выводу о том…

4-Й АБЗАЦ. АНАЛИЗ СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ  Для анализа можно применять разные методы, в зависимости от того, какие примеры были подобраны. Ниже приводим возможные речевые клише для каждого метода. 1. Объяснение  Оба примера из текста объясняют важную мысль автора…  Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…  С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…  Приведённые примеры позволяют автору объяснить…

4-Й АБЗАЦ. АНАЛИЗ СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ Для анализа можно применять разные методы, в зависимости от того, какие примеры были подобраны. Ниже приводим возможные речевые клише для каждого метода.

1. Объяснение Оба примера из текста объясняют важную мысль автора… Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить… С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)… Приведённые примеры позволяют автору объяснить…

2. Противопоставление  Автор противопоставляет эти истории, чтобы показать…  Противопоставляя поступки героев, автор хочет подчеркнуть…  С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…  Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.  Один эпизод противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора… 3. Сравнение  Писатель сравнивает такие качества личности, как…  Сравнивая этих героев, мы видим…  Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…  Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…

2. Противопоставление Автор противопоставляет эти истории, чтобы показать… Противопоставляя поступки героев, автор хочет подчеркнуть… С помощью противопоставления автор показывает разные стороны… Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным. Один эпизод противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора…

3. Сравнение Писатель сравнивает такие качества личности, как… Сравнивая этих героев, мы видим… Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны… Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…

4. Причина-следствие  Почему же герой так поступает? Причину автор раскрывает во втором примере…  Приведённые примеры показывают последствия поступков героя…  Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…  Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…  5. Определение понятия  Автор определяет значение слова «…»  Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»  Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»

4. Причина-следствие Почему же герой так поступает? Причину автор раскрывает во втором примере… Приведённые примеры показывают последствия поступков героя… Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий… Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

5. Определение понятия Автор определяет значение слова «…» Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…» Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»

5 АБЗАЦ. ПОЗИЦИЯ АВТОРА Следующий важный элемент экзаменационного сочинения на ЕГЭ по русскому языку – выявление позиции автора по заявленной проблеме. Как правило, в художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо), а в публицистическом она обозначена четко и ясно.

5 АБЗАЦ. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Следующий важный элемент экзаменационного сочинения на ЕГЭ по русскому языку – выявление позиции автора по заявленной проблеме. Как правило, в художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо), а в публицистическом она обозначена четко и ясно.

6 АБЗАЦ. ВАША ПОЗИЦИЯ В этой части нужно сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста. Ответьте на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора.  Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако отстаивать свое мнение следует в корректной форме и на конкретных примерах. Если же вы соглашаетесь с автором, сформулируйте свою позицию иными словами.

6 АБЗАЦ. ВАША ПОЗИЦИЯ

В этой части нужно сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста. Ответьте на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора.

Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако отстаивать свое мнение следует в корректной форме и на конкретных примерах. Если же вы соглашаетесь с автором, сформулируйте свою позицию иными словами.

7 АБЗАЦ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Для заключения в сочинении на ЕГЭ 2024 года достаточно одного предложения. Не следует пугаться смысловых повторов, но по возможности следует избегать тавтологии. Для этой задачи подойдут синонимы и синонимические конструкции. Задача этого абзаца – подытожить вышесказанное и подтвердить, что вам удалось полностью раскрыть заявленную проблему.

7 АБЗАЦ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для заключения в сочинении на ЕГЭ 2024 года достаточно одного предложения. Не следует пугаться смысловых повторов, но по возможности следует избегать тавтологии. Для этой задачи подойдут синонимы и синонимические конструкции. Задача этого абзаца – подытожить вышесказанное и подтвердить, что вам удалось полностью раскрыть заявленную проблему.

Е Г Э АРГУМЕНТЫ ЕГЭ ПО ТЕМЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Е Г Э

АРГУМЕНТЫ ЕГЭ

ПО ТЕМЕ

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

 Важным этапом при  подготовке к сдаче экзаменов  является поиск аргументов к сочинению ЕГЭ. Рекомендуем заранее продумать примеры из художественных произведений на различные темы. Одной из распространённых проблем в тексте на  ЕГЭ по русскому языку  является конфликт поколений. Рассмотрим аргументы ЕГЭ «отцы и дети», которые можно привести на экзамене для подтверждения того или иного тезиса. «Отцы и дети» – это тема, которая всегда будет давать пищу для размышлений.

Важным этапом при  подготовке к сдаче экзаменов  является поиск аргументов к сочинению ЕГЭ. Рекомендуем заранее продумать примеры из художественных произведений на различные темы. Одной из распространённых проблем в тексте на  ЕГЭ по русскому языку  является конфликт поколений. Рассмотрим

аргументы ЕГЭ «отцы и дети», которые можно

привести на экзамене для подтверждения того

или иного тезиса.

«Отцы и дети» –

это тема, которая всегда будет давать пищу для размышлений.

ПРИМЕРЫ АРГУМЕНТОВ Подходящие примеры можно найти во многих произведениях русской классической литературы . Отечественные писатели и поэты нередко обращались к проблеме отцов и детей в своих работах. При подготовке аргументов советуем вспомнить не только романы, но и другие жанры: рассказы; повести; новеллы; стихотворения; поэмы; пьесы.

ПРИМЕРЫ АРГУМЕНТОВ

Подходящие примеры можно найти во многих произведениях русской классической литературы . Отечественные писатели и поэты нередко обращались к проблеме отцов и детей в своих работах.

При подготовке аргументов советуем вспомнить не только романы, но и другие жанры:

  • рассказы;
  • повести;
  • новеллы;
  • стихотворения;
  • поэмы;
  • пьесы.
А.С. ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ «ТЕЛЕГРАММА» Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.

А.С. ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ «ТЕЛЕГРАММА»

Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.

А. АЛЕКСИН «РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА» Повесть показывает неблагодарное и эгоистичное отношение современного поколения к родителям. Анисия Ивановна приезжает к сыну и невестке для того, чтобы помочь выходить внучку Веру, нуждающуюся в опеке после родовой травмы. В итоге девочка сильно привязалась к бабушке, что не понравилось невестке. Эта история закончилась печально: мама и папа девочки подали в суд на раздел имущества, Анисия Ивановна уехала обратно в деревню, а Вера перенесла тяжёлый приступ. С. ЕСЕНИН «ПИСЬМО МАТЕРИ» Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.

А. АЛЕКСИН «РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА»

Повесть показывает неблагодарное и эгоистичное отношение современного поколения к родителям. Анисия Ивановна приезжает к сыну и невестке для того, чтобы помочь выходить внучку Веру, нуждающуюся в опеке после родовой травмы. В итоге девочка сильно привязалась к бабушке, что не понравилось невестке. Эта история закончилась печально: мама и папа девочки подали в суд на раздел имущества, Анисия Ивановна уехала обратно в деревню, а Вера перенесла тяжёлый приступ.

С. ЕСЕНИН «ПИСЬМО МАТЕРИ»

Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.

М.А. ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» В произведении ярко представлен конфликт отцов и детей. Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея (глава семьи) делают несчастными всех и каждого. Вспомним хотя бы насильственную женитьбу Григория на Наталье Коршуновой и наказание невестки Дарьи розгами за измену мужу. После революции Пантелей теряет свою власть, а новое поколение получает больше свободы, оно выбирает свою дорогу и судьбу. И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ» Данное произведение – классический пример столкновения двух поколений, отцов и детей. Старшее поколение представлено образами двух братьев – Николая и Павла Кирсановых. А младшее – сыном Николая, Аркадием, и его другом – Базаровым. Молодые люди являются сторонниками нигилизма, всё отрицают и бунтуют, старшее же поколение придерживается традиционных взглядов на жизнь, любит комфорт и классическую музыку.

М.А. ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

В произведении ярко представлен конфликт отцов и детей. Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея (глава семьи) делают несчастными всех и каждого. Вспомним хотя бы насильственную женитьбу Григория на Наталье Коршуновой и наказание невестки Дарьи розгами за измену мужу. После революции Пантелей теряет свою власть, а новое поколение получает больше свободы, оно выбирает свою дорогу и судьбу.

И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Данное произведение – классический пример столкновения двух поколений, отцов и детей. Старшее поколение представлено образами двух братьев – Николая и Павла Кирсановых. А младшее – сыном Николая, Аркадием, и его другом – Базаровым. Молодые люди являются сторонниками нигилизма, всё отрицают и бунтуют, старшее же поколение придерживается традиционных взглядов на жизнь, любит комфорт и классическую музыку.

Д.И. ФОНВИЗИН «НЕДОРОСЛЬ» Неправильный подход родителей к воспитанию может пагубно влиять на детей и их характер. Митрофан и его мать в произведении «Недоросль» – наглядное тому подтверждение. Простакова чрезмерно опекала сына, в итоге он вырос неблагодарным, злонравным и невежественным. Митрофан предал мать при первой же возможности. А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА» Драма «Гроза» – пример деспотичности родителей. Самодурство Кабанихи, стремящейся полностью контролировать жизнь собственного сына Тихона, дочери Варвары и невестки Катерины, приводит к трагедии. В финале произведения даже безропотный сын восстаёт против матери, поломавшей ему жизнь.

Д.И. ФОНВИЗИН «НЕДОРОСЛЬ»

Неправильный подход родителей к воспитанию может пагубно влиять на детей и их характер. Митрофан и его мать в произведении «Недоросль» – наглядное тому подтверждение. Простакова чрезмерно опекала сына, в итоге он вырос неблагодарным, злонравным и невежественным. Митрофан предал мать при первой же возможности.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

Драма «Гроза» – пример деспотичности родителей. Самодурство Кабанихи, стремящейся полностью контролировать жизнь собственного сына Тихона, дочери Варвары и невестки Катерины, приводит к трагедии. В финале произведения даже безропотный сын восстаёт против матери, поломавшей ему жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!