СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сдаём ЕГЭ по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрены алгоритмы выполнения заданий в формате ЕГЭ по истории 2023 года

Просмотр содержимого документа
«Сдаём ЕГЭ по истории»

СДАЁМ ЕГЭ по Истории Не желательно «пролистывать» сразу вариант, есть вероятность, что при просмотре своего варианта, вы придёте к выводу, что он сложен или вы не совсем готовы к нему Начните просто выполнять задания последовательно, не пропуская ни одного Отвечая на вопросы тестовой части экзамена используйте не черновик, а сам КИМ. Вам удобно будет потом переносить ответы в бланк ответов № 1

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Не желательно «пролистывать» сразу вариант, есть вероятность, что при просмотре своего варианта, вы придёте к выводу, что он сложен или вы не совсем готовы к нему

Начните просто выполнять задания последовательно, не пропуская ни одного

Отвечая на вопросы тестовой части экзамена используйте не черновик, а сам КИМ. Вам удобно будет потом переносить ответы в бланк ответов № 1

СДАЁМ ЕГЭ по Истории время проведения экзамена — 2 часа 30 минут - 210 минут Экзаменационная работа по истории состоит из 21 задания: 12 в первой части и 9 заданий – во второй. Первая часть включает задания с кратким ответом в виде последовательности цифр, слова, словосочетания. Во второй части все задания предполагают развёрнутый ответ. Максимальный первичный балл за всю работу – 42балла Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории. Всеобщая история Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 21 заданиях. ... Культура ... Картографический блок ... Великая Отечественная война ... История современной России ... Исторические источники ... Таблицы на сопоставление ... Установление причинно-следственных связей Результат запоминание основных моментов истории, а потом на этот «скелет» нанизываются факты и дополнительная информация. Старайтесь как можно больше решать различные варианты тестов, используя портал открытый банк заданий ФИПИ, портал Решу ЕГЭ и другие 1

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

время проведения экзамена — 2 часа 30 минут - 210 минут

Экзаменационная работа по истории состоит из 21 задания: 12 в первой части и 9 заданий – во второй. Первая часть включает задания с кратким ответом в виде последовательности цифр, слова, словосочетания. Во второй части все задания предполагают развёрнутый ответ. Максимальный первичный балл за всю работу – 42балла

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 21 заданиях. ...

Культура ...

Картографический блок ...

Великая Отечественная война ...

История современной России ...

Исторические источники ...

Таблицы на сопоставление ...

Установление причинно-следственных связей

Результат запоминание основных моментов истории, а потом на этот «скелет» нанизываются факты и дополнительная информация.

Старайтесь как можно больше решать различные варианты тестов, используя портал открытый банк заданий ФИПИ, портал Решу ЕГЭ и другие

1

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Систематизация исторической информации соответствие

Определение последовательности исторических событий

задание 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А)  первое упоминание Москвы в летописи 1) 988 г.

Б)  Карибский кризис 2)  1147 г.

В)  Бородинская битва 3)  1662 г.

Г)  Медный бунт 4)  1812 г.

5)  1939 г.

6)  1962 г.

Задание 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1)  Крымская война XIX век или середина XIX века

2)  реформа патриарха Никона XVII век; Никон, Алексей Михайлович

3)  падение Византийской империи XV век Софья Палеолог или Иван III

Ответ: 321

Нужно пробовать, например, запоминать события и даты с привязкой к периоду правления конкретного главы государства или составить ленту времени

А

Б

  2

В

Г

В КИМах можно соединить стрелками событие и временной период

перечень событий всеобщей истории, которые могут быть использованы в задании 2, содержится в кодификаторе

Пример

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Работа с информацией, представленной в форме таблицы

задание 4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Вариант техники выполнения задания

Географическийобъект

Событие (явление, процесс)

Нижний Новгород

_______________(А)

Время, когда произошло событие

_______________(В)

Строительство Транссибирскоймагистрали

(явление, процесс)

______________(Б)

Архангелогородскаягуберния

__________________(Д)

______________(Г)

_______________(Е)

Противостояние Красной армиии Добровольческой армии

1710-е гг.

генерала А. И. Деникина

1910-е гг.

Географический объект

Событие (явление, процесс)

Псков

Омск

первые годы жизни М. В. Ломоносова

Время, когда произошло соытие

Медный бунт

Екатеринодар

1890-е гг.

  1610-е гг.

  формирование Второго народного (земского) ополчения

1650-е гг.

Задание предусматривает:

  • Много событий военной истории
  • Мало событий XX века
  • Нет вопросов по ВОВ (хотя в изменениях этого года отмечено, что количество заданий по ВОВ увеличится, значит следует ожидать их появления)
  • Часто встречаются вопросы про взаимоотношениям с Польшей и освоение Сибири
  • В рамках освоения Сибири и Дальнего востока установление взаимоотношений с Китаем и Японией.
  • Переименования географических объектов.

Пропущенные элементы:

1)  Псков

2)  первые годы жизни М. В. Ломоносова

3)   1890-е гг.

4)  1610-е гг.

5)  Омск

6)  Медный бунт

7)  Екатеринодар (Краснодар)

8)  формирование Второго народного (земского) ополчения

9)  1650-е гг.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Задание можно назвать вопросом по военной истории, абсолютное большинство вопросов связано с полководцами.

Много вопросов по реформам и революциям.

Чаще всего - 2 из 4 - х заданий по ХХ веку

Одно из заданий вопрос на внимательность

1) Присоединение Крыма к РФ

2) Присоединение Крыма к Российской империи

Знание исторических деятелей VIII – начала XXI в

задание 5. Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.

РЕФОРМЫ ФАМИЛИИ

A)  ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов 1)  И. В. Сталин

Б)  принятие закона «О кооперации в СССР» 2)  Н. С. Хрущёв

B)  реформа А. Н. Косыгина по расширению самостоятельности предприятий 3)  Л. И. Брежнев

Г)  денежная реформа и отмена карточной системы 4)  Ю. В. Андропов

5)  М. С. Горбачёв

Для выполнения данного задания можно использовать

- список персоналий в  Историко-культурном стандарте , размещённом на сайте Российского исторического общества

привязать личность к событию по схеме «эпоха — правитель — исторический деятель — современник»

Исторический деятель – занимаемое положение + содержание деятельности + оценки современниками или историками (профессиональными)

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Анализ текстовых исторических источников

задание 6. Прочтите отрывок из письма бойцов и командиров 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

«Мы, правнуки и внуки славных и воинственных запорожцев земли Украинской, которая теперь входит в Великий Советский Союз, решили тебе, проклятый палач, письмо это написать, как писали когда-то наши предки и деды, которые громили врагов Украины.

Ты, подлый иуда и гад, напал на нашу Украину и хочешь забрать у нас фабрики и заводы, земли, леса и воды и привести сюда баронов, капиталистов – таких, как ты, бандитов и разбойников-фашистов.

Этому никогда не бывать! Мы сумеем за себя постоять. Не видеть тебе нашей пшеницы и сала... Не раздобудешь ты и одного воза провизии, хотя уже и потерял лучшие дивизии, не построишь ты на нашей земле ни одну виллу, мы выделим для каждого из вас по два метра на могилу. И как не доведётся свинье на небо смотреть, так тебе в нашем огороде не рыть, хотя у тебя морда свиняча и свинская удача...

На этом мы кончаем и одного тебе желаем, – чтобы у тебя, пса, застряла во рту польская колбаса, чтобы ты со своими муссолинами подавился греческими маслинами, а в остальном, чёртовы гады, не миновать вам наших пуль и снарядов...»

  Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  Письмо было написано во времена Гражданской войны.

2)  Главный адресат письма  — английский премьер-министр Чемберлен.

3)  Письмо отсылает читающего к написанному за несколько веков до этого письму запорожских казаков турецкому султану.

4)  Письмо написано в остро сатирическом ключе.

5)  В письме содержится намёк на союзника адресата  — фашистскую Италию.

6)  Письмо написано в 1920-х гг.

Существуют определённые приёмы, которые позволяют правильно атрибутировать (определять, оценивать) исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры  — определённые элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе.

Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года (именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках). А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549–1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного. Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка (Прохоровское поле) — на события 1943 года.

Для выполнения задания требуется:

- Умение определять время, исторического деятеля, о котором говорится в тексте, иногда – автора текста.

- Умение выделять информацию, прямо содержащуюся в историческом источнике.

- Знание исторической информации, связанной с рассматриваемым отрывком.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Работа с изображениями ВОВ

Задание 8 вызывает затруднения у многих, т.к. здесь необходимы знания о событиях Великой Отечественной войны. Нужно точно знать даты, причины начала войны, героев, командующих фронтов, названия кодовых, оборонительных и наступательных операций.

задание 8. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Заполните пропуск в предложении: «Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот _______________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Ответ:

Иллюстративный материал представляет собой марки, почтовые конверты, плакаты и юбилейные медали

Много вопросов по освобождению городов во время войны

Оружие Победы (конструкторы оружия)

Герои войны – командующие, партизаны, герои

Заполните пропуск в предложении: «На данной фотографии изображены события _________тысяча девятьсот сорок пятого года». Ответ запишите словом (необходимо указать месяц ).

Ответ:

Ответ прописывается без пробелов (слитно) и необходимо обратить внимание на падеж.

Необходимо очень внимательно прочитать условия задания, так как вариант ответа может предусматривать названия: Месяца; Кодового названия военной операции; Должности занимаемой исторической личностью

Заполните пропуск в предложении: «Данный плакат посвящён событиям, которые произошли в ходе наступательной операции РККА под кодовым названием ____________». Ответ запишите словом.

Ответ:

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Анализ исторических карт, схем

Соответствие информации из исторической карты и текста

задание 9. Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.

Ответ:

Задание 9-11 предусматривают умение работать с картой. При подготовке к экзамену желательно постоянно использовать исторические атласы и контурные карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде. При работе с контурными картами можно самим создавать задания, особенно с периодом, который вызывает у Вас затруднения

Существуют определённые приёмы, которые позволяют правильно атрибутировать (определять, оценивать) исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры  — определённые элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе.

Определить часть страны на карте (европейская часть, Волга- Урал, Сибирь, Дальний Восток, Запад)

- Карта смещена на север (Балтийское море) – войны со Швецией

-Карта смещена на юг (Черное море) – войны с Турцией

- Поволжье – восстания Разина и Пугачёва, взятие Казани

- Восток – Ермак, освоение Сибири, Русско- Японская война

Обратить внимания на названия городов (Санкт- Петербург, Петроград, Ленинград/Сталинград/Волгоград, Константинополь/Стамбул)

Изучить легенду карты

Надписи над направлениями походов

Обращаемся к заданию 12 и ищем подсказки

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Анализ исторических карт, схем

Соответствие информации из исторической карты и текста

задание 10. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:

задание 11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.

  «На юге части РККА продвинулись к немецкому городу _______, где впервые встретились с англо-американскими союзниками».

Ответ:

задание12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1)  На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».

2)  События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.

3)  События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

4)  События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.

5)  С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.

6)  Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.

Ответ:

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.

 

     «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

     Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

     Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

Задание 13. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?

Задание 14. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.

Для успешного выполнения задания необходимо:

- Умение определять время, исторического деятеля, о котором говорится в тексте, иногда - автора текста.

- Умение выделять информацию, прямо содержащуюся в историческом источнике.

- Знание исторической информации, связанной с рассматриваемым отрывком.

- Обратите внимание, что в текстах, предлагаемых на ЕГЭ, обязательно есть подсказки ( "зацепки" ), позволяющие понять, о каком времени идёт речь, о каком историческом деятеле. Начните прежде всего с поиска этих "зацепок".

СДАЁМ ЕГЭ по Истории задание 15 задание 16 Назовите правителя, изображённого на иллюстрации. Используя изображение, укажите и обоснуйте, к какому жанру относится данный вид портрета. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в честь рождения исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, по проекту которого создан данный памятник архитектуры. Преобладает ХХ век; много скульптурных памятников; есть вопросы по особенностям архитектурного стиля классицизм Вопросы по художественным фильмам Советского периода  Много вопросов про периоды управления государством в ХХ веке Ленин (Ульянов В.И.) -1917-1924; Сталин (Джугашвили В.И.) 1924-1953 Хрущёв Н.С. 1953-1964; Брежнев Л.И. 1964-1982; Андропов 1982-1984 Черненко 1984-1985; Горбачёв М.С. 1985-1991

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

задание 15

задание 16

Назовите правителя, изображённого на иллюстрации. Используя изображение, укажите и обоснуйте, к какому жанру относится данный вид портрета.

Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в честь рождения исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, по проекту которого создан данный памятник архитектуры.

Преобладает ХХ век; много скульптурных памятников; есть вопросы по особенностям архитектурного стиля классицизм

Вопросы по художественным фильмам Советского периода Много вопросов про периоды управления государством в ХХ веке

Ленин (Ульянов В.И.) -1917-1924; Сталин (Джугашвили В.И.) 1924-1953

Хрущёв Н.С. 1953-1964; Брежнев Л.И. 1964-1982; Андропов 1982-1984

Черненко 1984-1985; Горбачёв М.С. 1985-1991

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

задание 15

Пятилетка в четыре года

Белогвардейские банды

Кукуруза…

15 лет сталинской конституции

Если речь идет о марке, плакате или афише , то на изображении представлена словесная информация ; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны , в них присутствует несколько исторических пластов. У марок, которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема (событие или процесс, которому она посвящена) и сюжет (конкретный образ, который использован при создании марки). Например, существует серия марок, посвящённых одной теме, — 850-летию Москвы, а вот сюжеты у них разные. На одной нарисовано строительство белокаменного Кремля (эпоха Дмитрия Донского, вторая половина XIV века), на другой — храм Христа Спасителя (XIX век). На третьей марке, допустим, изображён памятник Юрию Долгорукому, и тут нужно знать не только время его жизни (XII век), но и время создания этого памятника — он был заложен на тогдашней Советской площади к 800-летию Москвы, в 1947 году.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Работа с историческим источником

задание 17

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

Содержание задания 17 посвящено крупным значимым событиям войны и большая часть заданий выглядит не сложно, вопросы посвящены следующим событиям: - битва за Москву - Сталинградская битва - Курская битва - блокада Ленинграда - конференции союзников антигитлеровской коалиции

 

Третий вопрос в задании - по тексту, что облегчает работу

А)  «Через оптику я видел, на что способен знаменитый русский «генерал Мороз». Хваленая немецкая техника бездействовала. Пока «генерал Мороз» продолжал морозить немцев, другой генерал по фамилии Жуков прибыл на передовую. Я видел этого коренастого, сурового человека, когда он готовил армию к контрнаступлению. К нам уже прибывали свежие силы – хорошо, по-зимнему одетые сибирские части, вооруженные автоматами. Здорово тогда помогла кавалерия. Летучие кавалерийские отряды постоянно нападали на немецкие санные обозы, не давая возможности провезти снаряды и питание.»

Предусмотрено много вопросов связанных с командующими фронтов и армий

  Б)  «Многие мальчики, вернувшиеся из пионерских лагерей в летом 1941 года, оказались единственными мужчинами в своих семьях. Отцы и старшие братья ушли на фронт. Тогда говорили, что война закончится нашей быстрой победой. Вместе с одноклассниками я не раз штурмовал военкомат Ленинградского района, близ Савеловского вокзала,— успеть бы повоевать, но тщетно. От нас отмахивались: нашлись, мол, вояки… Никто не мог тогда представить, что уже к концу 1941года превратится в прифронтовой. Чтобы хоть чем то помочь фронту, я вместе с одноклассниками закончил слесарные курсы и в 12 лет стал рабочим на авиационном заводе.

Предусмотрено много вопросов про военные операции в рамках крупных битв

— Куда тебя определить…  — глянув на меня, изрек мастер и добавил:  — Ну вот что, Иваныч, побудь пока возле женщин, а там посмотрим. В бригаде авиационных ремонтников были одни женщины. Я особенно радовался, когда мастер брал меня с собой в командировку на аэродром, куда прилетали прямо с передовой «раненые ястребки». Загрузив в санки куски алюминия, дрели и молотки, мы топали по снегу на аэродром. Ремонтировали самолеты ночью, при свете фонарей.»

 

Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название немецкой наступательной операции, которую они провели в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.

Необходимо быть очень внимательными со вторым вопросом, т.к. это может быть название не только кодовой операции, но и наступательной операции или оборонительной

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

установление причинно-следственных связей

задания 18

!!ОШИБКА. ПОСЛЕДСТВИЕ ПУТАЕТСЯ С ПРИЧИНОЙ

!!ОШИБКА: ПРИЧИНЫ (ПОСЛЕДСТВИЯ) ВКЛЮЧЕНЫ В САМИ СОБЫТИЯ

Характерный пример: "Назовите три причины принятия христианства на Руси в 988 году".

Причина события (или процесса) должна соответствовать двум условиям:

Если в ответе записать "это помогало укрепить власть князя", то это будет неточной формулировкой. То, что принятие христианства помогало укрепить власть князя - это следствие, а не причина. Но можно написать так: "христианство как монотеистическая религия (т.е. религия, в которой один Бог) лучше обосновывало превосходство киевского князя (один Бог - один великий князь), чем это делало язычество".

1) она должна была произойти до наступления указанного события;

2) она должна была вызвать или поспособствовать наступлению указанного события.

!!ОШИБКА. ЗАБЫВАЮТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШАГИ

Например , не будет причиной Отечественной войны 1812 года переход Великой армии Наполеона через реку Неман, т.к. этот переход включён в события самой войны, а не произошёл до неё.

Ещё один пример. "Назовите три причины Отечественной войны 1812 года".

Частая ошибка - указывать как причину Отечественной войны 1812 года заключение Тильзитского мира 1807 года. Но заключение мира как причина войны - это звучит само по себе довольно странно. Здесь упущены некоторые промежуточные шаги, которые на самом деле и были причиной войны.

Последствие события (или процесса) должно, соответственно, наступить позже указанного события и быть вызвано им.

Например , можно сказать, что после Тильзитского мира 1807 года значительно пострадала российская торговля, так как России пришлось присоединиться к континентальной блокаде Англии, а Англия была ведущим торговым партнёром России. Условия континентальной блокады были крайне невыгодны для России, Россия была вынуждена их нарушать, ведя контрабандную торговлю с Англией, и это вызывало недовольство Наполеона. Можно сказать, что по итогам Тильзитского мира 1807 года было создано вассальное Наполеону Великое Герцогство Варшавское, которое Наполеон использовал как средство давления на Россию, поддерживая антироссийские настроения среди поляков.

Обращайте внимание на формулировки.

Нужно указать три последствия принятия указа о единонаследии Петром I.

Например, неверно будет так сформулировать последствие: "согласно указу, имения не дробились, недвижимое имущество мог получить только один из наследников дворянина". Это не последствие, это положение самого указа. Обратите внимание на точный вариант формулировки, данный в ответах к демоверсии: "недвижимое имущество после подписания указа мог получить только один из наследников дворянина, имения не дробились". В данном случае последствие сформулировано верно.

Ещё один пример -"Укажите три последствия поездки княгини Ольги в Константинополь в 957 году".

Неверно будет написать, что последствием стало принятие Ольгой христианства, так как это было осуществлено в ходе самой поездки. Но можно сказать, что поездка способствовала распространению христианства среди ближайшего окружения Ольги. Также она привела к конфликту между "христианской" и "языческой" партиями, который в итоге привёл к отстранению Ольги от управления.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Проверка знаний исторических понятий

Особенности работы с понятийным аппаратом

задание 19.

Понятие – это логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Факт – это действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует. 

Обратите внимание, что в историческом факте обязательно должно фигурировать раскрываемое нами понятие! 

1.   Смысл понятия , например: человек, получивший от землевладельца ссуду и из-за этого попавший к нему в зависимость.

2.  Факты :

−  правовое положение закупов определялось согласно Русской Правде;

−  превращение закупа в полного холопа могло наступить и в случае совершения им кражи, независимо от размера стоимости украденного.

Желательно разделить информацию, чтобы часть ее содержалась в определении, а часть в историческом факте.

Обязательно проверьте, что термин содержится в указанном вами историческом факте.

Исторический факт обязательно должен содержать конкретную информацию. Общие рассуждения (например, "Стрельцы сыграли важную роль в укреплении обороноспособности России", "Новая экономическая политика (НЭП) благотворно повлияла на развитие экономики СССР" и т.п.) не могут быть засчитаны, как исторический факт.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Сравнение исторических событий 

задание 20

Тезис – это выдвинутое оппонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают?

Тезис – обобщённо оценочное суждение, точка зрения. в тезисе должны быть два объекта сравнения.

Тезис должен быть в меру обобщённый, обязательно должен содержать линию сравнения

Тезис не должен содержать факты, они должны быть в аргументации

два объекта сравнения должны сравниваться по одной линии сравнения

линия сравнения должна быть измеримой (больше/меньше, расширилось/сузилось, увеличилось/уменьшилось)

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: ______________________________________

Обоснования тезиса:

1) ___________________________________________

2) ___________________________________________

Обоснование тезиса

Вводные слова для тезиса

Для подтверждения сходства: « Во время… таже, как и при ….. происходило (шёл процесс/власть опиралась на/наблюдался рост/спад….и т.д.») «Оба правителя / и …. , и….. значительное внимание уделяли….»

Для подтверждения различия:

« При ….. , в отличии от…, политика была направлена на ….» «Князь/царь ввёл ….., а князь/царь …. отменил» «Вектор внешней политики при …. был направлен на …, а при ……» « Произошло изменение в политическом/экономическом/культурном развитии, при ….. было….., а при …….»

Обоснование – это утверждение подтверждающее тезис и состоящее из фактов

Факт- это событие, явление, процесс, что действительно произошло, и отражено в исторических источниках

Обоснование должно быть по двум сравниваемым объектам

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Сравнение исторических событий 

Основные приёмы формулировки обобщающего тезиса.

Сравниваем объекты по критериям сравнения ➡ устанавливаем общую закономерность.

Ищем, каких критериев сравнения больше всего ➡ формулируем обобщающий тезис на основе этих критериев. Например, если вы сравниваете внешнюю политику Николая I и Александра II и у вас больше критериев сравнения, относящихся к борьбе с Турцией, то целесообразно сформулировать обобщающий тезис, относящийся к русско-турецким отношениям.

Выделяем характерные признаки объектов ➡ сопоставляем их, находим сходства и различия. Например, нам нужно сравнить положение князя во Владимиро-Суздальской Руси и в Новгородской земле в XII - XIII вв. Выделив характерные признаки положения князя во Владимиро-Суздальском княжестве (наследственная передача власти, подчинение бояр князьям) и Новгородской земле (договорной характер отношений между вече и князем, свобода приглашения князей и т.д.), мы можем выделить закономерность: власть князя во Владимиро-Суздальском княжестве была значительно сильнее, чем в Новгородской земле.

ФОРМУЛИРОВКА ОБОСНОВАНИЙ

Далее, уже опираясь на написанное и на критерии сравнения, можно расписать два обоснования.

1) При Екатерине II начало развиваться дворянское самоуправление, дворянские собрания, тогда как при Петре I этого не было.

2) При Екатерине II дворяне освобождались от обязательной службы, в то время как при Петре I они были обязаны служить.

3) При Екатерине II дворяне свободно могли передавать свое недвижимое имущество нескольким наследникам, в то время как при Петре I действовал указ о единонаследии, по которому недвижимое имущество могло быть передано только одному наследнику, что ограничивало дворян в решении наследственных вопросов.

задание 20

Если речь идет о примере с различиями, то обоснование лучше строить таким образом:

"Дворянство при Петре I ... (факт 1: например, было обязано служить), в то время как дворянство при Екатерине II ... (факт 2: например, могло выбирать, служить или нет)". Таким образом, в каждом обосновании будет по два факта.

Если же используется другая модель, где нужно найти сходства между объектами, то можно написать так: "Дворянство и при Петре I, и при Екатерине II ... (факт 1: например, владело землями)". Следовательно, в модели на нахождение сходств достаточно указания одного общего факта для обоих объектов.

ФОРМУЛИРОВКА КРИТЕРИЕВ СРАВНЕНИЯ

Например, сравнивая положение дворянства при Петре I и Екатерине II, можно выделить следующие критерии сравнения: наличие/отсутствие дворянских собраний, наличие/отсутствие обязательной службы и т.д. Именно опираясь на эти критерии сравнения, в конечном счёте можно сформулировать обобщающий тезис.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА (ОБОБЩЕННОГО ОЦЕНОЧНОГО СУЖДЕНИЯ) Если мы пройдёмся по критериям сравнения, то мы можем уловить определённую закономерность: при Екатерине II дворянство имело гораздо больше привилегий, чем при Петре I. Соответственно, мы можем сформулировать и обобщающий тезис: "Положение дворянства при Екатерине II было более привилегированным, чем при Петре I".

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Аргументация с использованием исторических фактов

Как составить аргумент?

задание 21

Формула аргумента:

В XVI-XVII вв. в Германии проходит Реформация католической церкви, а в России реформа Патриарха Никона. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для России _______________________________________

Аргумент для Германии _____________________________________

  • Аргумент = факт  (неоспоримое знание) +  пояснение  (содержательное, раскрывающее факт в контексте предложенной точкой зрения) +  клише * (которое придаёт аргументу законченный вид, опционально). Так, например, для задания из примера выше, корректным аргументом по истории России будет следующий вариант: В XVII веке в России началась церковная реформа патриарха Никона. Реформа шла при участии государства. Противники реформы сопротивлялись её проведению. В 1668–1676 гг. произошло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооружённое сопротивление царским войскам, что подтверждает тезис о том, что обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооружённую борьбу.

Составляющие аргумента:

  • 1) Есть факты — «в XVII веке в России началась церковная реформа патриарха Никона», «В 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание», поспорить с этим знанием нельзя 
  • 2) Далее помещаем наши факты в исторический контекст, т.е. раскрываем их с помощью содержательного пояснения: «Реформа шла при участии государства. Противники реформы сопротивлялись её проведению. В 1668–1676 гг. произошло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооружённое сопротивление царским войскам».
  • 3) Наконец, добавляем клише. Это вовсе не обязательно! Оно нужно вам скорее для самопроверки, чтобы удостовериться, сошлось ли ваше пояснение с предложенной точкой зрения: «что подтверждает тезис о том, что обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооружённую борьбу».

Структура аргумента должна быть следующей. Исторические факты - это основа. Чтобы прийти от исторических фактов к выводу, вам потребуется "связка", в которую могут войти логические рассуждения или дополнительные подкрепляющие аргументы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ➡ "СВЯЗКА" ➡ ВЫВОД

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Аргументация с использованием исторических фактов

задание 21

Какие факты можно использовать?

Древнее Двуречье.

Река Нил помогала выживать в сухом климате Древнего Египта, была синонимом жизни. Вблизи этой реки строились египетские города. Нил способствовал развитию земледелия. Он регулярно разливался, и когда уровень воды спадал, на земле оставался плодородный ил. Чтобы регулировать разливы Нила, строились ирригационные сооружения, которые требовали усилий большого количества людей, что способствовало развитию системы управления.

Древняя Русь.

По рекам шёл ведущий торговый путь "из варяг в греки": он проходил через реки Волхов, Ловать и Днепр. вблизи рек строились крупные города, например, Смоленск, Киев. По рекам было удобно перемещаться, что позволяло соединить между собой различные уголки Древнерусского государства.

Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для Древнего Двуречья________________________

Аргумент доя Древнерусского государства ________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ➡ "СВЯЗКА" ➡ ВЫВОД

Структура аргумента должна быть следующей. Исторические факты - это основа. Чтобы прийти от исторических фактов к выводу, вам потребуется "связка", в которую могут войти логические рассуждения или дополнительные подкрепляющие аргументы.

СДАЁМ ЕГЭ по Истории

Аргументы для Древнего Двуречья.

"Древний Египет находился в зоне засушливого климата. Без реки Нил жизнь и ведение хозяйства в таких землях были бы крайне затруднительны. Недаром Нил считался самими египтянами богом Хапи и был синонимом жизни. Вблизи Нила строились египетские города и развивалось земледелие. Регулярные разливы Нила давали земле необходимый плодородный ил и способствовали высоким урожаям. Хорошая урожайность позволяла создать излишки, которые приводили к обогащению знати и формированию государства. Кроме того, разливы Нила иногда были очень бурными, и их нужно было регулировать. Для этого строились ирригационные сооружения. Строительство ирригационных сооружений требовало труда огромного количества людей. Для того чтобы регулировать этот труд, сложился слой управленцев, что способствовало формированию и развитию государства".

Аргументы для Древней Руси

«Через такие реки, как Волхов, Ловать и Днепр, в Древней Руси проходил торговый путь "из варяг в греки". Этот торговый путь, с одной стороны, связывал русские земли с Прибалтикой, с другой стороны, с Византией. Активные торговые отношения способствовали росту богатства древнерусских земель и формированию знати, которая стремилась взять управление в свои руки - все это стало предпосылкой возникновения государства. В связи с активной торговлей вблизи рек строились крупные города, такие как Смоленск и Киев. Кроме того, древнерусские земли занимали огромные пространства. В этом смысле реки связывали одни территории с другими. По рекам было удобно перемещаться. В связи с развитием речных путей связь между разными регионами росла, и это способствовало объединению в одно государство и дальнейшему развитию Древнерусского государства".

Аргументация с использованием исторических фактов

задание 21

Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для Древнего Двуречья________________________

Аргумент доя Древнерусского государства ________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ➡ "СВЯЗКА" ➡ ВЫВОД

Структура аргумента должна быть следующей. Исторические факты - это основа. Чтобы прийти от исторических фактов к выводу, вам потребуется "связка", в которую могут войти логические рассуждения или дополнительные подкрепляющие аргументы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!