СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий по русскому для детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо ли  обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса.

Задачи педагога:

1.      Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка

2.      Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.

3.      Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

4.      Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности

5.      Учитывать положительное воздействие общественного мнения

6.       Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания

Именно решение данных задач на уроках русского языка приведут к положительным результатам в обучении.

Просмотр содержимого документа
«сборник заданий по русскому для детей с ОВЗ»





Сборник заданий по русскому языку для детей с ОВЗ

9 класс











Смирнова А.А.



































































Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Тексты изложений с творческими заданиями…………………………5

  2. Примерные темы сочинений……………………………………………8

  3. Упражнения по теме: «Орфография. Морфология»…………………..9

  4. Упражнения по теме: «Пунктуация. Синтаксис»……………………..21



























Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
         Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

         Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

 Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Необходимо ли  обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса.

Задачи педагога:

  1. Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка

  2. Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.

  3. Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

  4. Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности

  5. Учитывать положительное воздействие общественного мнения

  6.  Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания

Именно решение данных задач на уроках русского языка приведут к положительным результатам в обучении.













Тексты изложений с творческими заданиями.



Изложение с творческим заданием № АИ-9-3

Однажды почти всё лето я занимался сбором трав и цветов. Я узнавал их названия и свойства по старому определителю растений и заносил всё это в свои записи. Это было увлекательное занятие.

Никогда до тех пор я не представлял себе целесообразности всего, что происходит в природе, всей сложности и совершенства каждого листка, цветка, корня или семени.

Эта целесообразность напоминала иногда о себе чисто внешне и даже болезненно.

Как-то осенью я со своим другом провёл несколько дней на рыбной ловле на глухом, старом русле Оки. Оно потеряло связь с рекой несколько столетий назад и превратилось в глубокое и длинное озеро. Его окружали такие заросли, что продраться к воде было трудно, а в иных местах и невозможно.

Я был в шерстяной куртке, и к ней пристало много колючих семян череды (похожих на плоские двузубцы), репейника и других растений.

Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь.

На третий день прошёл небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал в нескольких местах у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.

Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку. Они провинтили её насквозь, потом прокололи рубашку и среди ночи добрались наконец до моей кожи и начали осторожно покалывать её.

Это был, пожалуй, один из самых ярких примеров целесообразности. Семя падало на землю и лежало там неподвижно до первых дождей. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву. Но как только земля становилась влажной от дождя, семя, скрученное спиралью, набухало, оживало, ввинчивалось в землю, как бурав, и начинало в назначенный ему срок прорастать.

Мне вспомнилось еще одно удивительное явление.

Речь идет о пряном запахе цветов обыкновенной липы – романтического дерева наших парков. Этот запах слышен только на отдалении. Вблизи дерева он почти не заметен. Липа стоит как бы окружённая на большом расстоянии замкнутым кольцом этого запаха. В этом есть целесообразность, но она нами ещё целиком не разгадана.

(По К. Г. Паустовскому) (319 слов)

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту книги
К. Г. Паустовского «Золотая роза».

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Изложение с творческим заданием № КИ-9-3

Морские пехотинцы держали оборону в горах.

Одно отделение устроилось очень складно: заняло место среди отвесных скал. Снизу фашистам взобраться на эти скалы было почти невозможно. Правда, часто прилетал к скалам бомбардировщик, бросал бомбы. Но бойцы прятались в пещеру. И бомбы не причиняли вреда, только дробили камень. Облако каменной пыли часами стояло над позицией отделения. Дышать каменной пылью было трудно, она скрипела на зубах, засоряла глаза. Но это – не самое тяжёлое на войне. Такое можно стерпеть и нужно было стерпеть. Ведь отделение огнём своего оружия удерживало дорогу, по которой передвигались фашисты.

Хороша была позиция. Одно было там плохо – ни ручейка, ни родничка. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы так, что камень жжётся, пить очень хочется. Воду бойцы ценили больше всего. Без воды прожить нельзя. Вода в скалах отмерялась строгой мерой. И только для питья. На умывание – ни капли.

Но вскоре наладилось и с водой. Как-то матрос, ходивший за продуктами в хозяйственную роту, заметил неподалёку от её расположения ослика. Ослик стоял в тени густого дерева, побрыкивал ногами, помахивал хвостом, встряхивал ушами – отгонял мух. Оказалось, что иного дела у него нет. Он ничей. Остался из-за войны без хозяина. Матрос привёл ослика к кухне и вкусно накормил. Потом навьючил на него два термоса с ключевой водой, себе на спину взвалил мешок с продуктами. И оба пошагали узкой тропинкой вверх, в скалы.

Всё отделение во главе с командиром обрадовалось появлению помощника. Решили не поскупиться и сытно накормить ослика. Моряки были щедрыми. А ослик улёгся у большого камня: ему тут нравилось.

К вечеру, когда жара начала спадать, матрос навьючил на ослика пустые термосы и повёл его вниз по тропинке – в хозяйственную роту. Там, хотя ноша на этот раз была пустяковой, ослик снова получил вкусную еду.

Всю ночь ослик пасся у ручья. А утром моряк опять навьючил на него воду, снова повёл в скалы... Ослик довольно скоро сообразил: за каждый рейс он получит немалое вознаграждение. И стал один, без провожатого, как самый исполнительный работник, носить воду в скалы и возвращаться с пустыми термосами в хозяйственную роту.

Моряки полюбили ослика. Назвали его Яша. Были ослики и в других подразделениях, но самой большой известностью пользовался Яша.

(По А. В. Митяеву)

(348 слов)

Задание

  1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту по фрагменту рассказа А. В. Митяева «Серьги для ослика».

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

  1. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

С какими испытаниями сталкивается человек на войне?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Примечание для организатора:

  • тест изложения читается 3 раза;

  • глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение с творческим заданием).













Примерные темы сочинений

Комплект тем сочинений № К9-2

  1. «Природа… будит в нас потребность любви» (И. С. Тургенев)

  2. Размышление о важности взаимопонимания между людьми.

  3. В чём разрушительность эгоизма для личности?

  4. Какие человеческие пороки высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?



Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на художественное произведение и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комплект тем сочинений № А9-3

  1. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих» (Ф. М. Достоевский)

  2. «Назначение человека именно то, чтобы делать добро» (В. И. Даль)

  3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?

  4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)



Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме от 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

В случае выбора четвёртой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.













































Упражнения по теме: «Орфография. Морфология»

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ 6 КЛАСС (Учебник Разумовской)

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Гром гулял уже над самой д..ревней. Он нач..нался неохотно лениво, словно (не )зная стоит или (не) стоит греметь. Растравив себя ворчанием вдруг делал мгнове(нн, н)ый и ярос?ный прыжок в стор..ну и т..ж..ло, натужно лопался взрывался ра..брасывая вокруг множество гремящих осколков. (Не) успевал отшуметь один ра..кат, возникал другой. (В.Распутин.)

ПОДЧЕРКНУТЬ ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

____________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Однажды бродя по лесу с с..бакой охотник встретил м..дведицу с м..двежатами. Зверей в л..су (не) было видно. Об их пр..сутствии д..л..жила с..бака с тр..вожным лаем брос..вшаяся к н..гам х..зяина. По сл..дам с..баки катила б..льшая м..дведица. Сверкая маленькими гла..ками ост..новилась в двух ш..гах от ок..меневшего в неподвижности ч..л..века. (Не) выдержав его взгляда м..дведица шевельнулась неспешно п..в..рнулась и грозно рыча направилась к св..им м..двежатам. (И.Соколов-Микитов.)

ПОДЧЕРКНУТЬ ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

____________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ. ОЗАГЛАВИТЬ.

ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ; ТЕМУ И ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

С..сновые боры – настоящие ветроломы. Они любую бурю встр..ч..ют д..стойно вступая в б..рьбу с ра..бушевавшейся ст..хией. Напитав ветром все св..и иголки с..сна плавно ра..качива..т?ся накл..няясь всё ниже и ниже. Сража..т?ся до последне..о. Весь бор ход..т ходуном а в..рхушки то устр..мляясь (в)низ то взл..тая (в)верх ведут рискова(н, нн)ую игру, от которой з..хватыва..т дух. И часто случа..т?ся что с..сна (не)устоит рухн..т начисто вырвав себя из почвы до последне..о. Дер..во поги..шее в схватке напом..на..т б..йца.

ПОДЧЕРКНУТЬ ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

_________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

С..сновые сухие л..са по б..р..гам перемешивались с в..ковыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи. К..рабельные сосны повале(нн, н)ые ветром л..жали через реку над прозрачной в..дой, как будто медные литые м..сты. Лес т..нулся на много к..лометров, и (не) было поблизости (н..)какого жилья. (По К.Паустовскому.)

ПОДЧЕРКНИТЕ ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

____________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Здесь, в густых зар..слях камыша, обманчиво чувствует себя сокрытым от всего мира (не)опытный охотник. Тысячи гла.. незаметно наблюдают за ним. Лёжа в своих логовах чутко пр..слушиваются к треску к..мыша ост..рожные к..баны. Ск..льзящий над к..мышами вет..р д..нёс зап..х ч..л..века. Как камень броше(нн, н)ый ловкою рукою кинулся зверь, и долго ещё буд..т слушать охотник, как уход..т его добыча л..мая высокие к..мыши. (По И.Соколову-Микитову.)

ПОДЧЕРКНУТЬ ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

____________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Река загромождё(нн, н)ая белыми льдинами сле..ка искрилась под серебристым и грус?ным светом луны ст..явшей над г..рами. С того Бер..га уд..лё(нн, н)ого версты на четыре л..жилась густая неопределённая тень. Вдали неясно в..днелись бер..говые сопки покрытые лесом уходившим всё дальше и дальше. (В.Короленко.)

ПОДЧЕРКНИТЕ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

____________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Книга это духовное завещание одного поколения другому. Совет ум..рающего старца юноше нач..нающему жить. Приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых. Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. В ней все учения потр..савшие умы и все страсти потр..савшие сердца. Она програ(мм, м)а будущего. (По А.Герцену.)

ПОДЧЕРКНИТЕ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

__________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Мамам енотов (н..)когда (не) приходит?ся напоминать детям: «Помой, прежде чем есть!»

А зна..те, почему? Ни один порядочный енот (не) забуд..т помыть лапы или пищу перед едой. Была бы в..да поблизости! Отмо..т отполощ..т ототрёт всё до блеска! Как(то) одному еноту достался на обед кусочек печенья. Он тут же принялся его пол..скать, и был бе..конечно уд..влён и ошарашен, когда печенье ра..творилось в в..де. За странную для зверя пр..вычку всё мыть, енот и получил своё инт..ресное прозвище – пол..скун

Указать спряжение глаголов. Обозначить орфограммы с пропусками и скобками.

Подчеркнуть однородные члены в 5 предложении, составить его схему.

_________________________________________________________________________

СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ БУКВЫ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ.

Пустыня это ж..лтое и голубое. Голубое – небо. Ж..лтое – пески. Пески повсюду: впереди, позади, справа, слева – вокруг. Сколько вид..т глаз и ещё дальше – за г..ризонтом. З..мля насквозь прокалё(нн, н)ая со?нцем. Звенящая глина ра..трескавшаяся, как мостовая. Тонкое б..лото засыпа(нн,н)ое белой солью – солончак. Сугробы з..л..того песка – барханы. И странные саксауловые леса. (По Н.Сладкову.)

ПОДЧЕРКНИТЕ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

____________________________________________________________________________



КАРТОЧКИ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» ПО ТЕМЕ: «ПРИСТАВКИ ПРИ-ПРЕ» 6 КЛАСС

ПРОВЕРЬ ПРЕ и ПРИ В СЛОВАХ. СПИШИ ТОЛЬКО ТЕ, ГДЕ ЕСТЬ ОШИБКИ. ИСПРАВЬ ИХ.

1.Примудрый;

2.Пречуда;

3.Преследовать;

4.Преуралье;

5.Преодолеть;

6.Приоткрыть;

7.Прибавка

8.Призедент;

9.Примета;

10. Преостановить.

САМОКОНТРОЛЬ: сумма порядковых номеров слов с ошибками равна 25.

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕННЫМИ СЛОВАМИ.

____________________________________________________________________________

ПРОВЕРЬ ПРЕ и ПРИ В СЛОВАХ. СПИШИ ТОЛЬКО ТЕ, ГДЕ НЕТ ОШИБОК.

1.Препятствие;

2.Привратить;

3.Предвинуть;

4.Прикрепить;

5.Премадонна;

6.Приласкать;

7.Превышать;

8.Преподаватель;

9.Пригородный;

10.Пристиж.



САМОКОНТРОЛЬ: сумма порядковых номеров слов без ошибок равна 35.

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ПРЕДЛОЖЕННЫМИ СЛОВАМИ.



_____________________________________________________________________________



КАРТОЧКИ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» ПО ТЕМЕ: « Н и НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС.

ПРОВЕРЬ Н и НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СПИШИ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЧТО ПРЕДЛОЖЕНЫ С ОШИБКАМИ. (ИСПРАВЬ ИХ).


1.Лубянная избушка;

2.Серебряный подсвечник;

3.Равниная местность;

4.Оловянный солдатик;

5.Платянной шкаф;

6.Ветреный день;

7.Торжественое событие;

8.Сезонный рабочий;

9.Кожаные туфли;

10.Лебединная верность.


САМОКОНТРОЛЬ: сумма порядковых номеров слов с ошибками равна 26.

_____________________________________________________________________________


ПРОВЕРЬ Н и НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СПИШИ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЧТО ПРЕДЛОЖЕНЫ БЕЗ ОШИБОК.


1. Пленный рыцарь;

2.Длиный путь;

3.Карманые расходы;

4.Голубиное перо;

5.Песчанная буря;

6.Земляная нора;

7.Лунное затмение;

8.Стеклянная посуда;

9.Мышиный писк;

10.Стариная рукопись.

САМОКОНТРОЛЬ: сумма порядковых номеров слов без ошибок равна 35.




КАРТОЧКИ ТЕМЕ: «ЧАСТИЦЫ НЕ – НИ». 7 класс



НЕ или НИ; СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО.

Спиши предложения, выбрав верное написание.

1.Что(бы) рыбку с..есть, надо в вду лезть. 2.Если (бы) ночи (н..)были такими лу(н,нн)ыми, можно было (бы) переправит?ся на ту сторону р..ки. 3.Нет (н..)чего в мире, что(бы) могло перекрыть Днепр. 4.Старик пробормотал что(то) о том, что (н..)один заяц в трубу (н..)полезет.

____________________________________________________________________________

НЕ или НИ; СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО.

Спиши предложения, выбрав верное написание.

1.Как (н..)полезна вещ?, ц..ны (не)зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клон..т.

2.Даже в (не)погоду скво..ь тучи проб..валось столько света, что воздух казался (н..)серым, а лучистым. 3.Оши..ка была (н..)испр..вима, но он всё(таки) надеялся на лу..шее. 4.(Н..)косточкой (н..)где (н..)мог я поживит?ся.

__________________________________________________________________________

НЕ или НИ; СЛИТНО или РАЗДЕЛЬНО.

Спиши предложения, выбрав верное написание.

1.Одной стороной избушка пр..мыкала к (н..)густому лесу, (н..)д..леко от избушки р..сла м..гучая ель. 2. (Н..)когда (н..)беритесь за последующее, (н..)усвоив предыдущего. 3.(Н..)кто так и (н..)знал, удастся (ли) ему что(то) ..делать для друга. 4.(Н..)сказок о вас (н..)ра..кажут, (н..)песен о вас (н..)споют.

____________________________________________________________________________



НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Анне вспомнелся горячий песок реки протикавшей рядом с их домом. Она играит с братом возле них дремлит нянька. Рядом сидят кот и сабака не разлучные друзья. На верху в доме раздоются звуки санаты: их мамочка играит. Вода тёплая дно мяхкое. Они бродят басиком смотрют как плотва и пескари стаями гуляют возле купальни. (13)

_____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Ранее июльское утро. Константин Ивановичь проснулся и подошол к открытому окну. Прелесный запох цветов хвои и не уловимая насившаяся в воздухе влага преятно щекотали ноздри. Перед самым окном расли деревца. На их бледно зелёной зелени блистели капли расы. Пела залевалась в кустах малиновка черикали воробьи где-то тривожно заверещала стрекотунья сарока. (16)

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Всюду и над водой и над парком и над окресными лугами нависла тешина, точьно перед грозой. Стволы и листья диревьев поверхность пруда поросшая ярко зелёной ряской были одинаково неподвижны. Красно головый трудяга дятел разыскевающий в трещинках кары ивы червячков быстро переберая лапками прополс по стволу повертел головой вздрогнул вдруг сарвался и улетел в чащу. (12)

_____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Глубокое медно красное русло не большой речьки прорезывает не обьятную жолтую поверхность солончака. По обе стороны реки тянутся стенки русла потрескавшиеся от жгучих лучей солнца и покрытые влно-образной карой солянных осатков и чахлыми пучками растительности. На самой окраине колышущейся травы стаит столб. Старый изъеденый избитый погодой и временем напоменая о том, когда на этом самом месте нахадилась гавань для рыбачих лодок. Гавань давным давно изчезнувшая под илом. (16)



НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

В сорока или пятидесяти шагах от лимана тянеться врезываясь в желтовато зелёную траву ниское плоскогорье поросшее тёмно зелёными елями и соснами. В лево, в каких нибудь ста шагах, виднелись очиртания плотины с несколькими жосткими стеблями на её верхушке. Выше плотины нежились на солнце заросшие луга довно уже отвоёваные у моря. По этим душистым лугам извевалась тихая речёнка соеденявшаяся с главной рекой через отверстие для спуска воды в плотине. (14)

____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Весна выдалась на славу. Рана в этом году за цвели фруктовые деревья. Они оделись в пушистые одежды, белые или бледно розовые. От них сады козались призрачными лёхкими похожими на мяхкие облока опустившиеся на землю с весенего неба. И наше село окутаное этой волшебной дымкой принило какой то сказочный вид. Молоденькие берёски у околице покрылись зелёным пушком. Весёлое чериканье щолканье и цоканье оглосили окресности. (17)

_____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

На островке стоял единственый домек. Низенькое строение с парой тёмных окан заделаных решотками. В нём жил угрюмый старик. Когда то остров соеденялся с городом деревяным мостом перекинутым через уский рукав реки. Но со временем мост обведшал стал опастным и его снисли. В выемке берега у острова остались две сваи напоменая два гнелых зуба торчащих во рту. К сваям старик превязывал лодку служившую ему связью с городом. (15)

_____________________________________________________________________________



НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

По красному крупному сыпучиму песку главной алеи Летнего сада отражоные солнцем плесали круглые молодые листочки сто летних лип. И прелесное лёхкое изысканное круживо этих листиков окоймляло боковые части алеи с поставлеными в ряд чугуными скомьями. Чудестно пахло весной маем.Сдесь были тень и прохлада. (16) ____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.



Мы выеснили направление и свернув с чорной ленты шоссе отправелись дальше. Дорога шла через прекрастный старый лес и круто, почти под примым углом, загебала в право. Огромные деревья сосны ели берёзы всдымались кругом. Шумел ветир в вершинах леса и падали всё падали мокрые хлопья сизым мильканием напалняя мрачное гудящее пространство. (11)

____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Низское небо нависла над морским простором. Чуствовалась близкая гроза. Минаносец «Чуткий» пребавил ход и быстро двигался вдоль берега. Большие пенестые волны взыгрывая и бурля перекатывались через носовую часть карабля. А за кормой бижала в даль широкая полоса от винтов. Мимо плыли преветливые берега со строениями крепосными валами казавшимися с минаносца игрушечьными. (13)

_____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Прежде чем войти в запорошоную первым снежком гостинницу гость окинул её взглядом. Луна неосвещала её по этому он мог заметить только что строение было одно этажным каменым в десять или двенадцать гиганских окон. Зонтек на колонах кое где позолоченых весел над дверью из тяжолого дуба с серебристо зеркальными стёклами бронзовой ручькой в виде птичей лапы держащей хрустальный многогранник. (16)

_____________________________________________________________________________

НАЙДИ ОШИБКУ. 9 КЛАСС.

Спиши, исправив орфографические ошибки; расставь знаки препинания. Количество орфографических ошибок указано в скобках после текста.

Однажды в реку упала совершено обезсилевшая собака. Бедное животное немогло плыть и захлебнулось-бы но тут его увидил прогуливавшийся по берегу огромный пёс породы водолаз. Сильный пёс броселся в воду заботливо преподнял еле дышащую собаку и вытошил её на берег. Извесно что водолазы большие охотнеки спасать. Были случаи когда они досаждали купаящимся. Водолазы упорно лезли со своими спасательными услугами принемая плавцов за утопающих. (13)

КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 6 КЛАСС.



Спиши, выбрав верное написание. Числительные записывай словами. Укажи разряд и состав числительного.

ВОДОПАДЫ ВИКТОРИИ.

Р..ка (З,з)амбези, (Ю,ю)жная (А,а)фрика. Один из крупнейших водопадов в мире был открыт в 1885 году английским путешестве(н,нн)иком и и(с,сс)ледователем Ливингстоном и назван им в честь английской к..р.левы. Высота водопада – 120 метров, ширина – 1800 метров. Ра(с,з)ход воды – 1400 кубических метров в с..кунду. Поток воды устр..мляет?ся в у(з,с)кую и глубокую трещину в базальтах, подн..мая г..ган?ские ст..лбы водя(н,нн)ой пыли. Из(за) этого аборигены назвали водопад «Моби -оа – Тунья» - «дым, который гремит».

____________________________________________________________________________

Спиши, выбрав верное написание. Числительные записывай словами. Укажи разряд и состав числительного.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА.



(П,п)ариж, (Ф,ф)ранц..я. Знаменитая арка, ра(с,з)положе(н,нн)ая на площад.. Л Этуаль в конце Елисейских полей, была построе(н,нн)а в 1806 – 1836 годах архитектором Шальгреном. Она имеет один пролёт, характерный для маленьких арок. Её высота – 49,5 метра; ширина фасада – 44,8 метра; б..ковой фасад – 22,21 метра. Арку укр..шают скульптуры Рюда, Корто, Этекса.

__________________________________________________________________________

Спиши, выбрав верное написание. Числительные записывай словами. Укажи разряд и состав числительного.

КРОЛИКИ.



Родина кроликов – Пиренейский (полу)остров и (С,с)еверная (А,а)фрика.Д..машние кролики происходят от дико.. европейско.. предка. Он отл..чает?ся от зайца меньшей в..л..чиной, более к..ро..кими ушами и лапами. В некоторых обл..стях (А,а)нглии кроликов разв..дили специально для охоты и очень ц..нили. Ещ.. в 1309 году стоимость маленько.. дико.. кролика р..внялась стоимости увесисто.. поросёнка.

Спиши, выбрав верное написание. Числительные записывай словами. Укажи разряд и состав числительного.

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ.

(И,и)талия, 1174 – 1271 годы. Настоящее название знам..нитой «пад..ющей» башни – Кампанила. Она получила сильный наклон (из)за (не)равномерной осадки грунта. В 1301 году осадка ув..личилась (из)за дострое(н,нн)ого 7 яруса. Он был выведен под некоторым углом к оси башни, откл..нение которой достигло 4,2 метра у в..ршины. В..ками пр..н..мались меры по укр..плению грунта у осн..вания башни, но (не)смотря на это, угол наклона прод..лжа..т ув..личиват?ся на 1,1 градуса за д..сятилетие.












Упражнения по теме: «Пунктуация. Синтаксис».

ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Какое предложение по цели высказывания?

  • повествовательное (повеств.)

  • вопросительное (вопр.)

  • побудительное (побуд.)

2. Какое оно по эмоциональной окраске?

  • восклицательное (воскл.)

  • невосклицательное (невоскл.) 

3. Подчеркни грамматическую основу предложения. Какое это предложение с точки зрения особенностей грамматической основы?

  • двусоставное (двусост.)

  • односоставное (односост.)

Если односоставное, какое именно

  • назывное

  • определённо-личное

  • неопределённо-личное

  • безличное

Определи тип сказуемого. Укажи, словами каких частей речи выражены главные члены предложения.

Типы сказуемого:

  • простое глагольное (выражено одним глаголом в форме одного из наклонений, фразеологизмом); 

  • составное глагольное (выражено двумя глаголами: вспомогательный глагол + инфинитив);

  • составное именное (выражено двумя словами: вспомогательный глагол + именная часть речи);

  • смешанный (выражено несколькими словами: вспомогательный глагол + инфинитив + именная часть речи).

4. Подчеркни второстепенные члены предложения, сделав вывод о том, каким является данное предложение:

  • распространённым (распр.)

  • нераспространённым (нераспр.)

Укажи разновидности второстепенных членов:

  • определение: согласованное/несогласованное;

  • дополнение: прямое/косвенное;

  • обстоятельство: времени, места, образа действия и др.

Надпиши, словами каких частей речи они выражены.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Сделайте синтаксический разбор предложений:

1. Ребятишки, женщины, старики – все высыпали на улицу.

2. Друзья, как радостно видеть вас снова.

3. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

4. Добродушный старичок, больничный сторож, впустил его.

5. По небу, переливаясь и клубясь, плыли облака.

6. По Чехову, совесть есть врождённая способность души.

7. Как человек, вздыхает лето. 

Охарактеризуйте синтаксически два приведённых ниже предложения, объясните постановку знаков препинания. Сравните эти предложения. С каким предложением было проще работать? Почему?

К моему удивлению, открыв глаза, я увидел лёгкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, не покрытый попонами, и белую, как снег, лежанку.

Пришла весна, растаял снег, прилетели на почерневшие поля грачи.

 Задание 2.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.


Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.


Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1)    Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2)    Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3)    Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.


Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1)    Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2)    Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение. 
3)    Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

                                                                                    (По С.Аксакову)


Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

                                                                                (По И.Тургеневу)

Упражнение 6.

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал  и голосил на весь лес от боли.
 (По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_ 
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные 
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь    
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
                (В.Островой)


Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

                                                                                           (Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

                                                                                                                                      (А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

 

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация» 


1.  Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.


2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком 
2) нашел и собрал 
3) собрал корзинку 
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.


4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.


5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.


7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.


8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.


9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.


10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!