СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник задач с профессиональным содержанием для самостоятельной работы по дисциплине Математика для профессии СПО 19.01.17. Повар,кондитер:

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник представляет собой методическое пособие для решения математических задач с профессиональным содержанием по темам алгебры: «Понятие о числе», «Уравнения и неравенства» и геометрии: «Многогранники», «Тела вращения» и предназначен для студентов первого и второго  курса, обучающихся по профессии 19.01.17 «Повар-кондитер», по специальности  19.02.10   «Технология продукции общественного питания» в качестве дидактического материала на уроках математики, а так же может быть использован на уроках  междисциплинарных курсов в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям. 

Просмотр содержимого документа
«Сборник задач с профессиональным содержанием для самостоятельной работы по дисциплине Математика для профессии СПО 19.01.17. Повар,кондитер:»

Коми Республикаса йöзöс велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»





СБОРНИК ЗАДАЧ

с профессиональным содержанием

для самостоятельной работы

по дисциплине

ОУД. 03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ

для профессии СПО 19.01.17 – «Повар, кондитер»



















Сыктывкар, 2016 г



СБОРНИК ЗАДАЧ с профессиональным содержанием для самостоятельной работы по дисциплине ОУД. 03 «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»

для профессии СПО 19.01.17 – «Повар, кондитер» /Составители:

Горохова Анастасия Александровна – студентка I курса, группа ПК-12

Кызъюрова Анастасия Юрьевна - студентка I курса, группа ПК-12

Черепянская Н.Ф – преподаватель математики, высшая квалификационная категория

Лапин Д.И – мастер производственного обучения, повар V разряда



Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждения «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» , 2016. –25с.


Рассмотрены на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин протокол № 2 от 20 октября 2016 года.



Рецензент: Уланова Надежда Ренгольдовна – преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория





























Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………………… 4

Методические рекомендации с примерами решения задач с профессиональным содержанием…………………………………………………………………………………..5

1.Задачи на определение концентрации и процентное соотношение…………………….10

2.Задачи на определение объемов и площадей…………….................................................12

3.Задачи на приготовление блюд из овощей и грибов…………………………………….14

4.Задачи на приготовление супов и соусов, блюд из мяса рыбы и домашней птицы……………………………………….…………………………...................................16

5.Задачи на приготовление холодных блюд и закусок……………………………………18

6.Задачи на приготовление сладких блюд и напитков……………………………………19

8. Задачи на приготовление хлебобулочных, мучных и

кондитерских изделий……………………………………………………………………….21

9.Задачи на логику и сообразительность……………………………………………………23

Ответы………………………………………………………………………………………...24

Источники информации …………………………………………………………………….25







Пояснительная записка



Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования квалифицированные рабочие и служащие должны обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью, быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособными на рынке труда. Важная роль в системе подготовки студентов к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению курса математики на уровне формирования у студентов умений решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Данный сборник представляет собой методическое пособие для решения математических задач с профессиональным содержанием по темам алгебры: «Понятие о числе», «Уравнения и неравенства» и геометрии: «Многогранники», «Тела вращения» и предназначен для студентов первого и второго курса, обучающихся по профессии 19.01.17 «Повар-кондитер», по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» в качестве дидактического материала на уроках математики, а так же может быть использован на уроках междисциплинарных курсов в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям.

Задания, включенные в сборник, способствуют развитию вычислительных навыков и формированию профессиональных компетенций у студентов ГПОУ «СТТТ» через решение математических задач с профессиональным содержанием в процессе реализации практико-ориентированного обучения.

Сборник содержит 100 текстовых задач разного уровня сложности по рассматриваемым темам, перечень профессиональных компетенций, примеры решения, охватывая различные методы решения, что позволяет студенту актуализировать, систематизировать и углубить знания. Задачи составлены в соответствии с требованиями к задачам с профессиональным содержанием. Текст задачи описывает реально существующую, производственную ситуацию, содержит ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи, не указывает на способы и средства ее решения. Решение задач рассчитано на привлечение знаний из разных предметных областей.

В процессе решения задач с профессиональным содержанием предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний обучающихся к решению практических и производственных задач, развития логического мышления, пространственного воображения, вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, профессиональным оборудованием, таблицами, справочной литературой.



Методические рекомендации с примерами решения математических задач

с профессиональным содержанием


Повар должен уметь производить калькуляцию и учёт продуктов питания, определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания. Поэтому важны для этой профессии математические знания и умения решать задачи на определение концентрации веществ и процентное соотношение. В тех случаях, когда в условии задачи не сказано, относительно какого числа следует вычислять проценты, их следует определить по содержанию задачи:

- отходы при механической кулинарной обработке исчисляются в процентах от массы брутто и, следовательно, масса брутто служит начальным числом;

- потери при тепловой обработке устанавливают, как правило, от массы нетто, так как они получаются при приготовлении продуктов, прошедших механическую обработку, и начальным числом считают массу нетто.

Повар рассчитывает объём посуды, количество жидкости для точного расчёта количества порций, поэтому ему важны знания и умения для определения геометрических форм, вычисления их площадей и объёмов.

Для решения задач на определение энергетической ценности пищевых продуктов, необходимо воспользоваться таблицей «Химический состав отдельных продуктов на 100г» и формулой для расчета ЭЦ = (Х белок × 4) + (Х углеводы ×4 ) + (Х жиры × 9) + (Х орг.кислоты ×3 ) + (Х спирт × 7)

Часть данных может располагаться в преамбуле задачи. Необходимые дополнительные данные, если они не указаны в тексте задачи, берут из справочников, сборников рецептур, специальных таблиц.



Примеры решения задач

  1. Масса (нетто) очищенного картофеля 56 кг. Сколько было израсходовано неочищенного картофеля, если норма отходов 30%?

Решение:

Начальным числом является масса брутто. Это искомое число равно 100%. Данное число (масса нетто равна 56 кг) содержит 100%-30%=70% (так как масса нетто равно массе брутто за вычетом массы отходов).Записываем краткое условие задачи: данное число 56 кг содержит 70%,искомое число Х кг - 100%.

56 кг - 70%

Х кг - 100%

Х=56100/70=80 кг

Ответ: 80 кг неочищенного картофеля было израсходовано.


2. Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при тепловой обработки составляет 3% массы нетто. Определите массу вареного картофеля.

Решение:

Следует найти массу вареного картофеля. Данное число (масса 56 кг) содержит 100%-3%=97%. Записывает краткое условие задачи: 56 кг содержит 100%,а Х%-97%.

56кг - 100%

Х кг - 97%

Х=5697/100=54,32 кг

Ответ: 54,32 масса вареного картофеля.


3. При разделке свинины мясной выход мякоти составляет 86%, отходы 13.5%, потери при разделке 0.5%, определите массу мякоти, отходов и потерь, если масса туши 120кг.

Решение:

Найдем массу мякоти, которая составляет 86%

120 кг- 100%

Х кг-86%

Х= 12086/100=103,2 –масса мякоти

Найдем массу отходов, которые составляют 13,5%.

120 кг -100%

Х кг- 13,5%

Х=12013,5/100=16,2-масса отходов

Найдем потери, если их процент при разделки составляет 0,5%

120 кг-100%

Х кг- 0,5%

Х=1200,5/100=0,6 кг- потери при разделки

Ответ: 103,2 кг-масса мякоти; 16,2 кг-масса отходов; 0,6-масса потерь.


4. Определите, какой процент воды содержится в свежих грибах, если после сушки их масса уменьшилась с 22 кг до 1 кг 98 г.

Решение:

Масса воды = 22000-1098=20902гр
22000г - 100%
 20902г - x % 

x== 95%

Ответ: 95%


5. Сухие фрукты содержат 20% воды, а свежие – 72%. Сколько необходимо свежих фруктов, чтобы получить 7 кг сухих?

Решение: 

В сухих фруктах 20% воды, 80% сухого вещества, а в свежих фруктах 72% воды, 28 % сухого вещества. В 7кг сухих фруктах – 0,8  7 кг сухого вещества, в х кг свежих фруктах – 0,28  х кг сухого вещества.

Так как в сухих и свежих фруктах количество сухих веществ остается без изменения, получим уравнение:

0,28х = 0,87

х = 5,6 : 0,28

х = 20 (кг свежих фруктов)

Ответ: 20 кг


6. Чтобы получить 50%-ный раствор кислоты, надо к 30 г 15 %-го раствора кислоты добавить 75 %-ный раствор этой кислоты. Найдите количество 75 %-ного раствора кислоты, которое надо добавить.

Решение: К 30 г 15%-го раствора кислоты надо добавить х г 75%-го раствора кислоты, чтобы получить (30+х)г 50%-го раствора кислоты.

Получим уравнение:

300,15+х0,75=(30+х)0,5

4,5+0,75х=15+0,5х

0,25х=10,5

Х=42 (г надо добавить)

Ответ: 42 г


7. Повару необходимо замариновать мясо для шашлыка 6%-ным раствором уксуса, а у него имеется 30%-ный раствор (200г). Сколько воды ему необходимо добавить к имеющемуся раствору, чтобы получить уксус необходимой концентрации?

Решение:

1 раствор: 2000,3=60

2 раствор: 200+x

(200+x) 0,06

Решение:

Пусть добавили x г воды. Т.к доливали только воду, то масса уксуса остается неизменной, значит (200+x) 0,06=60

12+0,06=60

0,06x=48

x=800

Ответ: 800гр.


8. Соревнуется три бригады кондитеров. Первая и третья бригада изготовило кондитерских изделии в два раза больше, чем вторая, а вторая и третья – в три раза больше, чем первая. Какая бригада победила в этом соревновании?

Решение.

 Пусть х,y,z – количество изделии, изготовленное соответственно первой, второй и третьей бригадами.

По условию

Вычитая из первого уравнения системы второе, получаем

х-y=2y-3x или 4х=3y.

Отсюда 

Значит, победила вторая или третья бригада. Подставляя  в первое уравнение системы, находим 

сравним  и  заключаем, что zy.

Ответ: победила третья бригада.


9. Два повара могут выполнить некоторую работу за 6 ч. Если бы один первый выполнил 60% всей работы, а затем один второй – оставшуюся часть, то они затратили бы 12ч. Сколько времени нужно каждому для того, чтобы выполнить эту работу одному?

Решение: 

Пусть а – величина работы, х ч – время, за которое первый повар может выполнить эту работу, y ч – время, за которое второй повар может выполнить всю работу.

Тогда - производительность первого, - производительность второго повара.

По условию

Решим полученную систему способом подставки. Из второго уравнения системы выразим y через х:

Подставляя это выражение в первое уравнение системы, получаем

.

Или после упрощений, х2-22х+120=0, откуда х1=12,х2=10. следовательно, y1=12, y2=15.

Ответ: задача допускает два ответа: 12ч и 12ч; 10ч и 15ч.


10. В сборнике рецептур написано, что на три порции фруктового салата необходимо взять 150гр киви, 210гр манго,180гр папайи и 60гр миндальных орехов. По сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 20 порций фруктового салата.

Решение:

Выясним по сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления одного салата.

150/3=50гр киви.

210/3=70гр манго.

180/3=60гр папайи.

60/3=20гр миндальных орехов.

Умножим получившиеся результаты на 20порций.

5020=1000гр киви.

7020=1400гр манго.

6020=1200гр папайи.

2020=400гр миндальных орехов.

Ответ: на 20 порций фруктового салата необходимо 1000гр киви,


11.Необходимо разлить 1 л фруктового мусса в конические бокалы высотой 9 см и диаметром основания 8 см. Сколько бокалов потребуется?

Решение:

1л = 1 дм3 = 1000 см3;

Vб = πR2H;

Vб = 3,14 · 42· 9 = 151см3;

1000 : 151 ≈ 6 бокалов

Ответ: 6 бокалов.



12.Дана следующая рецептура мясного бульона: мясо – 300г

морковь – 8г

петрушка (корень) – 6г

лук репчатый – 8г

вода – 1250г

____________________

Выход: 1000г


Вычислите содержание белка для данного блюда и его процентное содержание.

Решение:

Для решения данной задачи необходимо воспользоваться таблицей:

«Содержание белка в 100г продукта».

Пищевые продукты

Количество белка (г)

Сыры, нежирный творог, мясо, рыба, бобовые, грецкие орехи и фундук.

Более 15

Жирный творог, колбасы вареные, сосиски, яйца, мука, макароны, крупы: манная, гречневая, овсяная, пшено.

10 – 15


Молоко, кефир, сметана, сливочное масло, шпинат, цветная капуста, овощи, фрукты, ягоды, грибы.

4,9 – 0,4


Хлеб ржаной, пшеничный, рис, перловка, зеленый горошек.

5 – 9,9



Определим содержание белка в данном блюде:

мясо - (15г  300г) : 100г = 45г

морковь - (0,9г  8г) : 100г = 0,072г

петрушка - (0,4  6г) : 100г = 0,024г

лук - (0,6  8) : 100г = 0 ,048г

Тогда полное содержание белка равно: 45г + 0,072г + 0,024г + 0 ,048г = 45,144г ≈ 45г. Найдем % содержание белка в данном блюде:

.

Ответ: 45г; 4,5 %.


13. Определить энергетическую ценность 100г хлеба пшеничного 1-го сорта.

Решение.

Согласно справочнику: «Химический состав пищевых продуктов» в 100г хлеба содержится 7,6г белка, 0,9г жира и 49,7г углеводов.

Следовательно, энергетическая ценность 100г этого хлеба будет равна:

4ккал (16,7кДж)  7,6 = 30,4ккал (126,92кДж)

9ккал (37,7 кДж)  0,9 = 8,1 ккал (33,93 кДж)

4ккал (16,7 кДж)  49,7 = 198,8 ккал (829,99кДж)

______________________________________________

30,4ккал + 8,1 ккал + 198,8 ккал = 237,3ккал

126,92кДж + 33,93 кДж + 829,99кДж = 990,84кДж

Ответ: 237,3ккал или 990,84кДж.





  1. Задачи на определение концентрации и процентное соотношение

1.1. Врачи рекомендуют дневную норму зимнего рациона питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 0,3; второй завтрак – 0,2; обед - 0,4; ужин -0,1. Записать предлагаемую норму в процентах и составить диаграмму.

1.2. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы повар столовой получил 22446 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата повара?

1.3.Определите процент выполнения плана работы столовой, если план товарооборота 40000 тонн год, а фактически товарооборот 40500 тонн год

1.4. Определите процент выполнения нормы выработки, если фактическая выработка бригады составляет 4950 блюд. А плановое задание 5000 блюд.

1.5. Для приготовления обеда в столовой выделили 260 кг картофеля. После механической обработки получено 221 кг чистого картофеля. Определить процент отходов.

1.6. Взято для очистки 80 кг картофеля. Определите, какой должна быть масса отходов, если норма отходов установлена 30% массы брутто.

1.7. Взято для отчистки 80 кг картофеля. Определите процент отходов при механической обработке, если их масса 24 кг.

1.8.Масса очищенного картофеля 56 кг, масса жареного 38 кг 640 гр. Определите процент потерь при тепловой обработке.

1.9. Повару необходимо приготовить 20 порций бифштекса по 200 г в каждой. Сколько ему необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы.

1.10. Масса разделанной говядины 180 кг. Сколько было израсходовано говядины (масса брутто), если норма отходов составляет 26%

1.11. Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при тепловой обработки составляет 3% массы нетто. Определите массу вареного картофеля.

1.12. Масса почек говяжьих охлажденных (брутто) 5 кг. Норма отходов при холодной обработке 7%, потери при варке 47%. Определите массу отварных почек.

1.13. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие содержат 12% воды. Сколько получиться сухих грибов из 22кг.

1.14. Из молока получается 21% сливок, а из сливок - 24% масла. Сколько нужно взять молока, чтобы получить 630 кг масла?

1.15. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 15 л морской, чтобы концентрация соли составляла 1,5%.

1.16. Чтобы получить 50%-ный раствор кислоты, надо к 30 г 15 %-го раствора кислоты добавить 75 %-ный раствор этой кислоты. Найдите количество 75 %-ного раствора кислоты, которое надо добавить.

1.17. При сушке свежие грибы теряют 98% веса. Сколько свежих грибов надо высушить, чтобы получить 4 кг сушеных грибов

1.18. Средняя жирность сливочного масла 80%, а молока 3%. Сколько потребуется молока для получения 1 кг сливочного масла?

1.19. Сухие фрукты содержат 20% воды, а свежие – 72% воды. Сколько необходимо свежих фруктов, чтобы получить 7 кг сухих?

1.20. В трех ящиках имеется всего 64,2 кг сахара. Во втором ящике находится 4/5 того, что есть в первом ящике, в третьем – 42,5% того, что есть во втором. Сколько сахара в каждом ящике?

1.21. На производство поступило 200 кг неочищенного картофеля. Определите, сколько будет получено жареного картофеля, если норма отходов при холодной обработке составляет 30% массы брутто, а потери при тепловой обработке 31% массы нетто?

1.22. Для приготовления мороженого нужно взять воду, сливки и сахар. Воды потребуется в 2.5 раза больше, чем сливок, а сахара на 0.1 кг больше, чем сливок. Сколько сливок, воды и сахара требуется для приготовления 1 кг мороженого?









  1. Задачи на определение объемов и площадей

2.1. Какой объем молока может войти в тетрапакет в виде пирамиды, основание которой равносторонний треугольник со стороной 20см, высотой 24см

2.2. Определить объём кухонного бака цилиндрической формы диаметром 60 см и высотой 80 см.

2.3. Найти объём торта «Прага», диаметр которого 20 см, высота 7см.

2.4. Определить полную поверхность электрической плиты «ЭП-2м», если её ширина 173 см, глубина 143см, высота 81 см.

2.5. Длина крышки стола 110см, а ширина – 50см. Сколько тарелок можно поставить на стол, если каждая тарелка имеет диаметр 20 см?

2.6. В цилиндрической кастрюле диаметром 20 см и высотой 12 см готовят суфле. После приготовления его нужно разлить в цилиндрические формы диаметром 8 см и высотой 5 см. Сколько форм потребуется, если заполнять их нужно до половины?

2.7. Определите объём наполнителя для вафельного рожка конической формы, диаметр основания которого 6 см, а образующая 15 см. Сколько литров наполнителя потребуется для приготовления 20 таких рожков?

2.8. Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё выливают 1 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?

2.9. Какова должна быть высота цилиндрической кастрюли с диаметром дна 26 см, чтобы в ней можно было приготовить 0,75 л плодово-ягодного киселя? (Результат округлите до сотых.)

2.10. Кастрюля имеет форму цилиндра, образующая которого 45 см, а диаметр основания 50 см. Можно ли приготовить в этой кастрюле 350 порций кипячёного молока, если при нагревании объём молока увеличивается в 1,1 раз.

2.11. Стаканчик для мороженого конической формы имеет 12см глубину и 5см по диаметру верхней части. На него сверху положили две ложки мороженного в виде полушарий диаметра 5см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если позволить ему растаять.

2.12. Для приготовления трёхцветного желе составы красного, зелёного и жёлтого цвета выливают послойно в стаканы усечённой конической формы так, чтобы толщина каждого слоя была одинаковой. Каков объём каждого слоя, если диаметры стакана 10 см и 4 см, а высота 9 см?



2.13.

2.14.

2.15.

2.16.





  1. Приготовление блюд из овощей и грибов.

Профессиональные компетенции:

Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

Задачи:

3.1. Для приготовления блюда выделено 300 кг неочищенного картофеля (масса брутто). Определить массу отходов при его первичной обработке, если норма отходов установлена в 40% от массы брутто.

3.2. Масса картофеля (брутто) 300кг. Масса отходов при его обработке 120кг. Определите процент отходов.

3.3. Из 22 кг свежих грибов получается 2,5 кг сухих грибов, содержащих 12% воды. Каков процент воды в свежих грибах?

3.4. Определите, какой процент воды содержится в свежих грибах, если после сушки их масса уменьшилась с 22 кг до 1 кг 98 г.

3.5. На складе было 100 кг ягод. Анализ показал, что в ягодах 99% воды. Через некоторое время содержание воды в ягодах упало до 98%. Сколько теперь весят ягоды?

3.6. Свежие грибы содержат по массе 90%, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?

3.7. Яблоки, содержащие 70% воды, потеряли при сушке 60% массы. Сколько процентов воды содержат сушеные яблоки?

3.8. При обработке 23.4 кг лука получено 20 кг продукта весом нетто. Определить процент отходов.

3.9. Обработали 50 кг картофеля и получили 16 кг 200 г отходов. Определить процент отходов, который получился фактически, и сравнить его с нормой, если норма отходов в этот период равна 30%.

3.10. Вес 100 порций отварного картофеля 25 кг. Определить, сколько при этом было израсходовано картофеля весом нетто и весом брутто, если потери при варке составляют 3% от веса нетто, а отходы при холодной обработке в марте 40% от веса брутто (с точностью до 0.1 кг).

3.11. Повар получил помидоров 12 плодов по 250 г, 10 плодов по 330 г и 8 плодов по 210 г. Найдите среднюю массу одного помидора?

3.12. Для мойки овощей в одном бассейне налито 100 литров воды, а во втором – 150 литров воды. Каждый час в первый бассейн вливается 15 литров воды, а во второй – 5 литров. В какие моменты времени в первом бассейне будет больше воды, чем во втором?

3.13. Для салата из кружочков моркови нужно порезать треугольник. Найдите максимальную площадь остроугольного треугольника, чья наибольшая сторона равна 3 см, а одна из оставшихся 2 см.

3.14. Один килограмм репчатого лука стоит на 20% меньше 1 кг моркови, а 1 кг свеклы – на 10% меньше 1 кг лука; 1 кг огурцов стоит на 15% меньше 1 кг свеклы. На сколько процентов 1 кг огурцов стоит меньше 1 кг моркови?



  1. Приготовление супов и соусов.

Приготовление блюд из мяса, рыбы и домашней птицы.


Профессиональные компетенции:

Готовить бульоны и отвары.

Готовить простые супы.

Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

Готовить простые холодные и горячие соусы.

Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.


Задачи:

4.1. В столовую поступил мясной фарш весом 62 кг. Сколько порций котлет можно будет приготовить, если на каждую котлету необходимо 75 г фарша?

4.2. В магазин поступила свежемороженая рыба 250 кг по 200 рублей за килограмм. Магазин делает наценку 10%. Какую прибыль будет иметь магазин от продажи рыбы?

4.3. Вес фарша 5 кг. Вес говядины в фарше 3 кг 210 г. Определить процентное содержание говядины в фарше.

4.4. Мясо теряет при варке около 35% своего веса. Сколько нужно всего мяса, чтобы получить 520 г вареного?

4.5. Повару необходимо приготовить 15 порций бифштекса по 200г в каждой. Сколько ему необходимо взять сырого мяса, если известно, что мясо при варке теряет 35% своей массы.

4.6. Сварили 12 кг 200 г трески весом нетто и получили 9 кг 700 г вареной. Определить процент потерь при тепловой обработке трески.

4.7. Сколько надо получить со склада картофеля для приготовления 50 порций рассольника ленинградского, если в октябре картофель имеет не 25% отходов, а на 5 % больше.

4.8. Масса замороженной говяжьей туши 244кг, потери сока из тканей мяса при размораживании составляет 1,2% массы туши. Определите массу туши после оттаивания и массу естественной убыли.

4.9. Охлажденная птица массой 1,5кг подверглась замораживанию до температуры - 8С в толще грудной мышцы, это сопровождалось потерей массы до 0,6%. Определите массу птицы после замораживания и массу естественной убыли.

4.10. При замораживании печени массой 3,5кг в открытом виде естественная убыль составила 1,3%, а при замораживании в металлических формах с крышками – 0,6%. Определите массу печени после замораживания различными способами и сделайте выводы.

4.11. Повару необходимо замариновать мясо для приготовления шашлыка 6%-ным раствором уксуса, а у него имеется лишь 30%-ный раствор. Сколько воды ему необходимо добавить к имеющемуся уксусу, чтобы получить необходимую концентрацию?

4.12. Определить энергетическую ценность следующих пищевых продуктов:

а) молоко цельное – 200г; б) картофель – 300г; в) мясо говяжье – 150г;

г) капуста белокочанная – 250г.

4.13. Энергетическая ценность 50г отварной говядины 146ккал. Каким количеством молочных сосисок можно заменить отварную говядину, чтобы не изменилась энергетическая ценность?

4.14. 6. По графику процесса приготовления первого блюда определите

- время приготовления блюда;

- температуру закипания бульона;

- время варки на медленном огне;

- температуру процесса настоя готового блюда.









  1. Приготовление холодных блюд и закусок.

Профессиональные компетенции:

Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

Готовить и оформлять салаты.

Готовить и оформлять простые холодные закуски.

Готовить и оформлять простые холодные блюда.


Задачи:

5.1. Определите, какую массу картофеля (сырья) нужно взять для получения 120 кг полуфабриката, если потери при холодной обработке составляют 20% массы сырья.

5.2. В сборнике рецептур написано, что на одну порцию мясного салата необходимо взять 30г отварного мяса, 40г отварного картофеля, 30г соленых огурцов, 15г яиц, 30г майонеза. По сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 50 порций мясного салата.

5.3. В кулинарной книге написано, что на 3 порции летнего салата понадобится 300 г свежих огурцов; 300г свежих томатов; 30г репчатого лука; 90г сыра; 60г сладкого перца; 30г оливкового масла; 15г зелени; 3г пищевой соли. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций салата?

5.4. Определить, сколько порций весеннего салата можно приготовить из 80 яиц и 11,5 кг зеленого лука, если для приготовления одной порции требуется 1 яйцо и 150 г зеленого лука

5.5. Для праздничного стола повар решил приготовить необычный фруктовый салат. В кулинарной книге написано, что на 3 порции такого салата понадобится 150 г киви, 210 г манго, 180 г папайи и 60 г миндальных орехов. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для приготовления 20 порций фруктового салата?







  1. Приготовление сладких блюд и напитков.

Профессиональные компетенции:

Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

Готовить простые горячие напитки.

Готовить и оформлять простые холодные напитки.


Задачи:

6.1. Свежая малина содержит 85% воды, а сухая – 20%. Найдите массу сухой малины, если свежая была 36 кг.

6.2. Полученный при сушке винограда изюм составляет 32% всего веса винограда. Из какого количества винограда получается 2 кг изюма?

6.3. Необходимо разлить 1 л фруктового мусса в конические бокалы высотой 9 см и диаметром основания 8 см. Сколько бокалов потребуется?

6.4. Определите объём наполнителя для вафельного рожка конической формы, диаметр основания которого 6 см, а образующая 15 см. Сколько литров наполнителя потребуется для приготовления 20 таких рожков?

6.5. Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё выливают 1,2 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?

6.6. Стаканчик для мороженного конической формы имеет 12см глубину и 5см по диаметру верхней части. На него сверху положили две ложки мороженного в виде полушарий диаметра 5см. Переполнит ли мороженное стаканчик если позволить ему растаять.

6.7. Для приготовления трёхцветного желе составы красного, зелёного и жёлтого цвета выливают послойно в стаканы усечённой конической формы так, чтобы толщина каждого слоя была одинаковой. Каков объём каждого слоя, если диаметры стакана 10 см и 4 см, а высота 9 см?

6.8. Какой % крошки в сахаре, если в мешке с прессованным колотым сахаром массой нетто 70кг оказалось 2,3кг кусочков массой менее 5г? Соответствует ли это допустимым нормам по стандарту?

6.9. Один килограмм груш стоит на 20% меньше 1 кг персиков, а 1 кг яблок – на 10% меньше 1 кг груш; 1 кг слив стоит на 15% меньше 1 кг яблок. На сколько процентов 1 кг слив стоит меньше 1 кг пресиков?

6.10. Для приготовления мороженого нужно взять воду, сливки и сахар. Воды потребуется в 2,5 раза больше, чем сливок, а сахара на 0,1 кг больше, чем сливок. Сколько сливок, воды и сахара требуется для приготовления 1 кг мороженого?

6.11 Определите энергетическую ценность 120г жареного кофе, если в 100г жареного кофе содержится 13,2г белка, 4,1г углеводов, 14,1г жира.

6.12. Чему равна энергетическая ценность 120г черного байхового чая, если в 100г этого чая содержится 20г белка и 6,9г углеводов?



  1. Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.

Профессиональные компетенции:

Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.


Задачи:

7.1. Масса навески муки до высушивания - 5г, после высушивания – 4,3г. Чему равна влажность муки? Сколько в муке сухих веществ?

7.2. Чему равна влажность крахмала, если масса навески картофельного крахмала - 5г, бюксы с крахмалом до высушивания – 14,9г, после высушивания 14,3г?

7.3. Чему равна зольность муки, если масса тигля с мукой до сжигания муки – 9г, после сжигания – 7,01г, а масса тигля – 7г?

7.4. Масса навески хлеба – 5г, после высушивания - 2,5г. Чему равна влажность хлеба? Соответствует ли полученная вами влажность стандарту?

7.5. Определить, сколько килограммов сухарей с влажностью 15% можно получить из 255 кг хлеба с влажностью 45%.

7.6. Конусообразное печенье высотой 1 см и диаметром основания 1 см покрыто шоколадом. Сколько шоколада пошло на печенье, если толщина слоя – 0,1 см?

7.7. Каковы должны быть стороны прямоугольного торта, объем которого равен 2 кг, высота – 10 см, чтобы площадь поверхности торта была наибольшей?

7.8. Конусообразное пирожное высотой 4 см и диаметром основания 6 см покрыто глазурью. Сколько глазури пошло на пирожное, если толщина слоя – 0,5 см?

7.9. Найти вес пирожного, поперечное сечение которого есть равнобедренный треугольник с основанием 5,6 см и высотой 3,5 см. Длина пирожного 12 см.

7.10. Хлебопекарня увеличила выпуск продукции на 50%. На сколько процентов увеличится прибыль пекарни, если отпускная цена ее продукции возросла на 10%, а ее себестоимость для пекарни, которая до этого составляла ¾ отпускной цены, увеличилась на 20%.

7.11. Для выпечки 100 ватрушек расходуется 5.8 кг теста, в состав которого входят 3.8 кг муки и 1.5 кг воды. Определить процентное содержание муки и воды в общем весе теста ( с точностью до 0.1%).

7.12. Вес коржика молочного до высушивания 75 г, после высушивания 64 г. Вычислить фактический процент влажности и определить, соответствует ли полученное число установленной норме, если по норме процент влажности коржика равен 14.5%.

7.13. При контрольном взвешивании 10 пирожков их вес оказался равным 1 кг 20 г. Вес одного пирожка по норме 100 г. Определить процент отклонения фактического веса пирожков от нормы, если допускается отклонение    2.5%.

7.14 В двух мешках находится 140 кг муки. Если из первого мешка пересыпать во второй 12,5% муки, находящейся в первом мешке, то в обоих мешках будет поровну. Сколько килограммов муки в каждом мешке?

7.15. На завтрак в школьной столовой любой ученик может выбрать булочку, ватрушку, кекс, а запить их он может соком, чаем или компотом. Сколько вариантов завтрака предлагается в столовой?

7.16. В пекарне, выпекающей булочки с изюмом, в среднем на 100 булочек в 5 булочек забывают положить изюм. Найдите вероятность того, что купленная булочка окажется с изюмом.

7.17. Определить теоретическую и практическую энергетическую ценность 100 г пшеничной обойной муки (в ккал и кДж), в состав которой входит 10 % белков, 2 % жира, 60 % крахмала.





8. Задачи на логику и сообразительность

8.1. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую



8.2. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

8.3.В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.

8.4. На обед в столовой предлагается 2 супа, 3 вторых блюда и 4 разных сока. Сколько различных обедов можно составить по предложенному меню?

8.5. Два повара должны испечь 174 пирожка. За час работы один повар может испечь 30 пирожков а другой 28. За сколько часов работая вместе они испекут все пирожки.

8.6. Нужно пожарить 12 котлет. На сковороду помещаются только 8. Жарить надо с двух сторон, каждая сторона прожаривается за 4 минуты. Нужно успеть приготовить за 12 минут. Как это сделать?

8.7.Сколько весит рыба, если ее хвост весит 4 кг, ее голова весит столько же, сколько ее хвост и половина тела, а тело весит столько же, сколько ее голова и хвост вместе взятые?

8.8. Повар испек 5 порций блинов по 4 штуке в каждой, а баурсаков -на 7 штук больше, чем блинов. Баурсаки повар разложил в 3 тарелки поровну. Сколько баурсаков в каждой тарелке?

8.9. Морковь лежит в двух мешках. Причем если из первого мешка во второй переложить 1кг моркови, то во втором мешке станет в 2 раза больше, чем в первом. А если из второго переложить в первый 1 кг моркови, тогда в обоих мешках станет поровну. Сколько моркови было в каждом мешке?

8.10. Для приготовления обеда потребовалось несколько луковиц. Четверть из них положили в суп, 3 луковицы ушло на салат, а половину – во второе блюдо. Сколько луковиц положили в суп?

8.11. Вася и Коля чистили картошку, и вдвоем очистили 400 штук. Вася очищает 3 штуки в минуту, Коля – две. Коля работал на 25 минут дольше Васи. Сколько времени работал каждый?

8.12. Надо очень быстро поджарить 3 кусочка хлеба. На сковороде вмещается 2, причём на поджаривание одной стороны уходит одна минута. За какое минимальное время им можно поджарить и как это сделать?



6.1

6,75

6.2

6,5 кг

6.3

6

6.4

2,88 л

6.5

нет

6.6

20,8 см3 нет

6.7

61 см3

6.8


6.9

38,8%

6.10

200г сливок; 500 г воды; 300 г сахара

6.11

996,96кДж

6.12

524,76кДж

7.1

86%; 4,3св

7.2

96%

7.3

5,46 г

7.4

нет

7.5

85 кг

7.6

0,8 см3

7.7

20;10

7.8

56,52

7.9

369,3

7.10


7.11

65,5% ; 25,9 %

7.12

14,7 %

7.13

2%

7.14

61,25 кг; 78,75 кг

7.15

9

7.16

0,05

7.17

1112,6 кДж

8.1

5 минут

8.2

16 кг

8.3

8

8.4

24

8.5

3

8.6

Свой ответ

8.7

32 кг

8.8

9

8.9

5 и 7

8.10

3

8.11

Вася- 70,

Коля-95

8.12

3 мин

Ответы:

1.2

25800 руб

1.3

101,25%

1.4

99%

1.5

15%

1.6

24 кг

1.7

30%

1.8

31%

1.9

5,4 кг

1.10

243 кг

1.11

54,32 кг

1.12

2,465 кг

1.13

2,5 кг

1.14

12500кг

1.15

35л

1.16

42г

1.17

200кг

1.18

1134 кг

1.19

20кг

1.20

29,7 кг; 23,76 кг; 10,7 кг

1.21

96,6 кг

1.22

0,2кг; 0,5кг; 0,3кг

2.1

68см3

2.2

226л

2.3

2,2л

2.4

10м2

2.5

17

2.6

27

2.7

2,6л

2.8

нет

2.9

14см

2.10

можно

2.11

нет

2.12

59,66 см3

116,18 см3

191,54 см3

2.13

В 6 раз

2.14

20см

2.15

210мл

2.16

30мл

3.1

120 кг

3.2

40%

3.3

90%

3.4

95%

3.5

50 кг

3.6

4.84 кг

3.7

25 %

3.8

17%

3.9

30%

3.10

10,75 кг

3.11

266 г

3.12

5 часов

3.13

2,8 см3

3.14

300 кг

4.1

826

4.2

5000

4.3

64,2%

4.4

800г

4.5

4,615 г

4.6

65

4.7

79,5%

4.9

241,1

4.10

1491

5.1

144 кг

5.2

1500;г
2000;г
1500;г
750;г
1500;г

5.3

2000 г
2000г
200г
600г
400г
200г
100г
20г

5.4

77

5.5

1000 г
1400г
1200г
400г













Источники информации:

  1. Солодовник Н. Н. Организация практико-ориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов колледжа[Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 228-231. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5972/

  2. Дмитриева В.Ф. Статья «Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-cherez-vnedrenie-v-obrazovatelnyy-protsess-praktiko-orientirovannyh-zadach

  3. Формирование профессиональных компетенций студентов СПО через внедрение в учебный процесс практико-ориентированных задач [Электронный ресурс] Научная библиотека КиберЛенинка . Режим доступа:: http://puma/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-cherez-vnedrenie-v-obrazovatelnyy-protsess-praktiko-orientirovannyh-zadach#ixzz4RES2LfK6

  4. Применение практико - ориентированных задач в обучении математике [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/stat-ia-primienieniie-praktiko-oriientirovannykh-zadach-v-obuchienii-matiematikie

  5. Использование практико-ориентированных задач при обучении математике [Электронный ресурс] Режим доступа:: https://multiurok.ru/volobuevasvetlana/files/ispol-zovaniie-praktiko-oriientirovannykh-zadach-pri-obuchienii-matiematiki-v-uchriezhdienii-spo.html -

  6. Опыт реализации практико-ориентированного обучения на примере экономических специальностей СПО[Электронный ресурс] Режим доступа:: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-po-teme-opit-realizacii-praktikoorientirovannogo-obucheniya-na-primere-studentov-ekonomicheskih-specialno-589097.html -



 

 

 



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!