СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник задач и упражнений по топографии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник задач и упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Сборник задач и упражнений по топографии»

20


Т.М. ВОРОНОВИЧ










Сборник

задач и упражнений

по топографии















Краснодар

2006


Автор (составитель) преподаватель Пашковского сельскохозяйственного колледжа и Московского геологоразведочного техникума

Воронович Татьяна Михайловна





Предисловие.


Сборник задач и упражнений по топографии составлен в соответствии с программой по дисциплине «Основы топографии» и предназначен в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, в которых изучают геодезию. Предлагаемые задачи и упражнения позволят студентам лучше усвоить курс топографии, приобрести навыки в применении теоретических знаний для решения практических задач. Отдельные типовые задачи приведены с решениями. Задачи, предлагаемые для индивидуального решения, даны, как правило, в 6 или 10 вариантах.






Масштабы.

  1. На картах подписаны словесные выражения масштаба:

а) в 1 см – 5 м; б) в 1 см – 100 м; в) в 1 см – 25 м;

г) в 1 см - 20 м; д) в 1 см - 1 км; е) в 1 см – 1000 м.

Запишите соответствующие численные масштабы.


  1. Определить длину горизонтального проложения линии местности d, если соответствующий ему отрезок на плане l равен 3,2 см, а масштаб плана 1: 1000.

Решение. Знаменатель масштаба показывает во сколько раз уменьшено горизонтальное проложение линии при изображении его на плане. Так как известна длина отрезка на плане и знаменатель масштаба М, горизонтальное проложение вычисляется по формуле:

d = l · M

d = 3,2 · 1000 = 3200 см = 32 м.


  1. Определить длину горизонтального проложения линии местности, если известны длина соответствующего отрезка на карте и масштаб карты (Таблица 1).

Таблица 1

№ варианта

Длина отрезка на карте

Масштаб карты

1

2

3

4

5

6

5,4 см

2,8 см

7,2 см

16,3 см

1,2 см

4,5 см

1: 2000

1: 1000

1: 500

1: 2000

1: 25000

1: 10000


4. Определить длину линии на плане, если известны горизонтальное проложение этой линии на местности и масштаб плана. (Таблица 2)

Таблица 2

№ варианта

Горизонтальное проложение линии (м)

Масштаб плана

1

2

3

4

5

6

124,80

385,00

89,65

268,30

179,80

17,20

1: 2000

1: 25000

1: 500

1: 10000

1: 1000

1: 500



  1. Определить масштаб карты, если известны горизонтальное проложение линии на местности и длина соответствующего ему отрезка на карте (Таблица 3).


Таблица 3

№ варианта

Горизонтальное проложение (м)

Длина отрезка на карте (см)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

240.00

146.00

67.00

1180.00

525.00

35.00

79.00

107.00

335.00

52.50

4.8

7.3

13.4

11.8

2.1

3.5

15.8

5.35

6.7

10.5


  1. Построить прямоугольный треугольник АВС с катетами АВ =68,6 м и АС = 104,5 м в масштабах 1: 1000 и 1: 5000 (Рис.1). Определить длину гипотенузы.

В


С

А

Рис. 1


  1. На плане масштаба 1: 10000 стороны участка, имеющего форму прямоугольника, равны 2,8 см и 3,6 см. Определить площадь этого участка в гектарах.


  1. Определить точность масштаба 1: 1000.

Решение. Величина, соответствующая в масштабе плана 0,1 мм называется точностью масштаба.

В 1 см плана масштаба 1: 1000 содержится 10 м;

в 1 мм ----------------- ----------------------- 1 м;

в 0,1 мм ---------------- ----------------------- 0,1 м.

Таким образом, точность данного масштаба 0,1 м.


  1. Определить точность масштабов (Таблица 4).

Таблица 4.

№ варианта

1

2

3

4

5

6

Масштаб

1: 25000

1: 100

1: 5000

1: 100000

1: 500

1:1000000







Ориентирование линий.

  1. Дирекционный угол линии АВ равен 136˚ 40′ . Найти соответствующий ему румб. (Рис. 2).

Решение:

r = 180˚ - α

r = 180˚ - 136˚ 40′ = 43˚ 20′ : ЮВ

А


Рис.2

В

11. Даны дирекционные углы направлений. (Таблица 5). Найти соответствующие им румбы. (Сделать чертеж).

Таблица 5.

№ варианта

1

2

3

4

5

6

Дирекционный угол

148˚ 36′

203˚ 54′

64˚ 20′

313˚ 10′

184˚ 50′

296˚ 30′


12. Даны румбы направлений (Таблица 6). Найти соответствующие им дирекционные углы. (Сделать чертеж).

Таблица 6

№ варианта

Румб направления

№ варианта

Румб направления

1

2

3

4

5

СЗ: 42˚ 10′

ЮЗ: 64˚ 25′

СВ: 37˚ 30′

ЮВ: 45˚ 20′

ЮЗ: 76˚ 44′

6

7

8

9

10

ЮЗ: 12˚ 43′

ЮВ: 84˚ 10′

СЗ: 71˚ 36′

СВ: 20˚ 36′

ЮВ: 54˚ 50′


13. Даны дирекционные углы: α 1 = 125˚ 40′ , α 2 = 316˚ 20′ , α 3 = 189˚ 40′ . Найти обратные им дирекционные углы. (Сделать чертеж).


14. Дирекционный угол линии α ВС = 63˚ 20′, сближение меридианов в точке В γ = -3˚10′ . Вычислить истинный азимут линии ВС. (Сделать чертеж).


15. Истинный азимут линии ВС равен 203˚ 45′, сближение меридианов в точке В равно +2˚ 30′. Вычислить дирекционный угол и румб линии ВС.


16. Дирекционный угол линии α = 153˚ 10′, сближение меридианов γ =-1˚ 40′, магнитное склонение восточное δ = 3˚ 20′ (Рис.3). Вычислить истинный азимут и магнитный азимут линии.

А и = α - γ

А и = 153˚ 10′ - 1˚ 40 = 151˚ 30′

А м = А и - δ

α А м = 151˚ 30′ - 3˚ 20′ = 148˚ 10′

Рис.3

  1. Известны значения румба направления, сближение меридианов и магнитное склонение (Таблица 7). Вычислить дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты направления. (Сделать чертеж).

Таблица 7

№ варианта

Румб направления

Сближение меридианов

Магнитное склонение

1

2

3

4

5

6

СВ: 62˚ 10′

ЮВ: 37˚ 26′

СЗ: 42˚ 50′

ЮЗ: 56˚ 24′

ЮВ: 15˚ 50′

СВ: 37˚ 30′

+2˚ 20′

-1˚ 30′

-2˚ 40′

+1˚ 36′

+2˚ 15′

-2˚ 50′

-2˚ 50′

+3˚ 10′

-5˚ 30′

+2˚ 40′

-4˚ 30′

+3˚ 00′


  1. Даны дирекционные углы направлений (Рис.4)

а) α АВ = 154˚ 40′; α АС = 237˚ 30′;

б) α АВ = 78˚ 45′; α ВС = 162˚ 30′;

в) α АВ = 172˚ 50′; α ВС = 62˚ 43′ .

В ычислить соответствующие горизонтальные углы β1, β 2, β 3.

а) б) в)

А В А

β1 А β 2 β 3 С

С В С В

Рис.4

  1. Определить величину правого по ходу горизонтального угла β, если известны дирекционные углы предыдущего и последующего направлений.(Таблица 8).

Таблица 8

№ варианта

Дирекционный угол линии АВ

Дирекционный угол линии ВС

1

2

3

4

5

6

66˚ 10′

137˚ 40′

168˚ 47′

153˚ 24′

212˚ 50′

324˚ 20′

162˚ 40′

202˚ 14′

43˚ 26′

235˚ 50′

172˚ 35′

256˚ 10′





Условные знаки.

  1. Дать характеристику условных знаков (с примерами):

а) внемасштабных; б) контурных;

в) линейных; г) пояснительных.

21. Найти на карте масштаба 1: 25000 (1: 1000) и изобразить по три условных знака: а) контурных; б) внемасштабных; в) линейных.

  1. Дать описание всех объектов, имеющихся на учебной карте масштаба 1:25000 (Приложение 1)в квадрате координатной сетки, в которой находится:

а)…вершина горы Голая;

б) церковь в населенном пункте Федоровка;

в) геодезический знак с отметкой 159.7м.

Рельеф местности

и его изображение на топографической карте.

23. Определить отметки точек А, В, С, если высота сечения рельефа h = 5м. (Рис.5).

Рис.5

24. Определить отметки точек А, В , С и Д (Рис.6), если высота сечения рельефа: а) 1м, б) 2,5м.

Рис. 6

  1. По отметкам вершин квадратов (Рис.7) изобразить рельеф горизонталями, приняв высоту сечения рельефа 5м и 2м.


    1. 53.8


82.8 64.2


    1. 68.4




42.4 61.3


    1. 142.3





147.2 136.4

Рис.7


Измерение линий.

  1. При измерении линии 20-метровой лентой у заднего мерщика было 5 шпилек, длина домера составила в прямом направлении 12.43м, в обратном направлении – 12.39м. Определить длину линии и её горизонтальное проложение, если угол наклона линии ν = 4˚ 30'.

Решение. Длина измеренной линии вычисляется по формуле

L = l × n + d,

где l – длина ленты;

n – число шпилек у заднего мерщика;

d – длина домера.

Найдем среднее значение домера

d ср. = (dпр. +dобр.)/2 = (12.43м + 12.39м)/2 =12.41м.

и длину измеренной линии L = 20м × 5 + 12.41м = 112.41м.

Горизонтальное проложение линии вычисляется по формуле

D = L× cos ν; D = 112.4м × cos 4˚30' = 112.06 м.


  1. При компарировании 20-метровой ленты было установлено, что её длина меньше эталонной на 8мм. При измерении линии у заднего мерщика осталось 4 шпильки, а домер составил в прямом направлении 9.34м, в обратном – 9.31м. Найми длину линии и относительную погрешность её измерения.

  2. На местности измерена линия длиной 196.60м (Рис 8). При этом определены углы наклона ν для отрезков этой линии: ℓ1 = 72.74м, ν1 = -6° 30'; ℓ2 = 74.56м, ν2 = 7° 00'; ℓ3 = 48.30м, ν3 = -5° 30'

l3

Рис. 8

Определить горизонтальное проложение измеренной линии.


  1. При измерении линии в прямом и обратном направлении были получены результаты: Lпр. = 148.36м, Lобр. = 148.32м. Определить допустимо ли такое расхождение, если требуемая точность измерения 1/2000.

Решение. 1) Найдем абсолютную погрешность измерения:

fабс. =Lпр.Lобр. = 148.36м – 148.32м =0.04м.

2) Найдем относительную погрешность измерения (в виде дроби, в числителе которой единица):

f отн. = f /L = 0.04м /148.34м ≈ 1/3708

3) Сравним полученную относительную погрешность с допустимой:

1/3708

Следовательно, расхождение 0.04м между двумя измерениями данной линии допустимо.


  1. Определить допустимо ли расхождение между измерением линии в прямом и обратном направлениях при заданной точности измерения линии (Таблица 9).


Таблица 9

№ варианта

Результаты измерения линии (м)

Требуемая точность

Прямо

Обратно

1

2

3

4

5

6

264.20

156.54

184.07

92.13

174.97

77.43

264.16

156.57

183.99

92.18

175.02

77.39

1/3000

1/2000

1/2000

1/1000

1/3000

1/2000


  1. Вычислить неприступное расстояние АВ (Рис.9). Найти с какой относительной погрешностью оно определено.

Дано: АМ =131.64м, α1 = 52° 28' 18", β1 = 48° 14' 36",

АN = 140.37м, α2 = 51° 21' 42", β2 = 51° 57' 00".




Рис. 9


Решение. 1) Вычислить третий угол в треугольнике:

γ = 180° – α – β

2) Вычислить расстояние АВ по теореме синусов:

АВ / sinγ = АМ / sinβ

АВ = АМ × sinγ / sinβ

3) Абсолютная погрешность вычисляется как разность между двумя полученными значениями АВ.

4) Относительная погрешность вычисляется по формуле:

fотн. = fабс. / АВср.

Пояснение. Решение задачи приведено в таблице 10.

Таблица 10.

Обозначения

Решение

Δ АВМ

Δ АВN

АМ (АN)

sin 

sin 

АВ

Fабс.

Fотн.

АВср.


131.64 140.37

52 28' 18" 51 21' 42"

48 14' 36" 51 57' 00" 79 17' 06" 76 41' 18"

0.982564 0.973132

0.745980 0.787473

    1. 173.46

0.07

1/2478

173.42



  1. Вычислить неприступное расстояние АВ (Рис.10), если АС = 74.80м, ВС = 86.24м,  С = 734530.

А



С

В Рис.10


  1. Вычислить неприступное расстояние АВ (Рис. 9). Найти с какой относительной погрешностью оно определено (Таблица 11).

Таблица 11

варианта

АМ,м

АN,м

Измеренные углы

α1

β1

α2

β2

1

2

3

80.50

284.26

154.66

64.04

301.63

136.70

64º 17' 05"

57º 20' 36"

72º 38' 10"

81º 02' 10"

70º 58' 54"

72º 01' 00"

70º 09' 53"

79º 48' 00"

66º 17' 51"

82º 48' 07"

58º 26' 00"

72º 37' 10"




Горизонтальные съемки.


  1. По данным буссольной съемки (Таблица 12) выполнить накладку точек полигона в масштабе 1: 2000, вычислить относительную погрешность, полученную невязку распределить методом параллельных линий.


Таблица 12.

№№ точек

Румбы направлений

Горизонтальные проложения

1


2


3


4


5


1


ЮВ: 43° 30'


ЮЗ: 66° 34'


ЮЗ: 60° 17'


СЗ:25° 58'


СВ: 62° 45'


183.03


166.00


162.00


183.95


270.00



Пояснение. На формате А4 слева провести вертикальную линию NS, обозначающую направление магнитного меридиана. Произвольно выбрать положение точки 1, в этой точке провести линию, параллельную магнитному меридиану и транспортиром построить угол, соответствующий румбу линии 1-2. По полученному направлению отложить в масштабе 1: 2000 длину линии 1-2. Обозначить точку 2. В точках 2, 3, 4, 5 выполнить те же действия, что и в точке 1. При незамыкании полигона найти величину невязки, определить допустима ли она, и распределить ее методом параллельных линий.


Выпускной вечер. Актовый зал колледжа.


Классный час, посвящённый Булату Окуджаве. Аудитория № 89.





Землеустроительное отделение. Аудитория № 89.






Учебная геодезическая практика.




Пашковский сквер. У памятника после занятий.




Обучение студентов работе с нивелиром.



Фотография на память.


В актовом зале колледжа.


Выпускная группа 4 - 1 Тд 1989 года. Московский геологоразведочный техникум. Классный руководитель Воронович Татьяна Михайловна.



Скачать

© 2022, 512 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!