Самостоятельная работа по стилистике
Чем глубже в топкую вязкую ночь погружалось окрестное предгорье, тем выше и прозрачнее становилось небо над головой. Великолепная россыпь ярко мигающих тревожных звезд – игольчатый иней на гигантском стекле – пульсировала в невыразимой, несказанной вышине. Там шла бесконечная деятельная жизнь: неподвижными белыми прожекторами жарили крупные звезды; медленно ворочались, перемещаясь, маяки поменьше; суетливо мигали и вспыхивали бисерные пригоршни мелких огней, среди которых носились облачка жемчужной звездной пыли. Все жило, все плыло и шевелилось, боролось, заикалось, требовало, вздымалось и опадало в той ужасающей, седой от звезд, бездне вверху…
Там шла какая – то непрерывная контрольная по геометрии: выстраивались фигуры – окружности, углы и трапеции, а прямо в центре неба образовался квадрат –окно, довольно четко обозначенное алмазным пунктиром, и сколько бы я ни шла, то ускоряя, то замедляя шаг, это окно плыло и плыло надо мной, и мне казалось, что внутри своих границ оно содержит звезды более яркие, более устрашающие и одушевленные, и что наверняка где – то там, в другой вселенной, тоже идет по дороге одинокая и упрямая девочка, и над ней тоже плывет призывное это окно…Я придумала себе, что там вот – вот что – то произойдет, мне что – то покажут в этом космическом окне, поэтому то и дело останавливалась, задирала голову и пристально следила за знаками, каждый раз обнаруживая удивительные события: новые вспышки завихрений, новые сообщества беспокойно мигающих звезд…Иногда я принималась энергично махать руками, подавая знаки той, другой девочке: а вдруг у них такая развитая цивилизация, что она меня видит в какой – нибудь космический телескоп? (Д.Рубина)
Задания
Приведите примеры использованных автором средств художественной выразительности.
Сформулируйте вопрос по данному тексту, ответом на который мог стать следующий фрагмент:
Расположение звезд на небе только на первый взгляд хаотично. Они образуют скопления, составляющие галактики. В одной из которых, называемой Млечный Путь, находится наша Земля. В трехмерном пространстве звезды, которые мы видим в небесной сфере, собраны в созвездия. Похожие на геометрические фигуры с четкими, строгими линиями, как будто бы начерченными на небе каким-то неведомым нам математиком.
Созвездия – не что иное, как результат человеческого воображения. Его фантазии. Очень может быть, что где-нибудь, на другой планете. Какие-то люди видят звездное небо иначе, и созвездия, названные нами Орион или Кассиопея, у них имеют совсем другие названия. (По Е.Н. Давыдовой)
Выпишите из текста Д. Рубиной термины. Используя их, составьте небольшой текст в научном стиле речи.
Прочитайте стихотворение В.Брюсова « Голос иных миров». Что общего вы заметили в исследуемом тексте Д. Рубиной и в стихах поэта? Напишите о том, что объединяет эти тексты.
Пусть мучит жизнь, и день, что прожит,
Отзвучьем горьких дум тревожит,
И душу скорбь коварно гложет;
Взгляни в ночные небеса,
Где пала звездная роса,
Где Млечный путь, как полоса,
Пролег и свет на светы множит;
Вглядись покорно в чудеса, -
И Вечность нежно уничтожит
В тебе земные голоса,
Бессонной памяти положит
Повязку мрака на глаза;
Застынет, не упав, слеза,
И миг в безбрежном изнеможет!
5.Какова основная мысль текста Д.Рубиной.