СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа обучающихся на уроках физической культуры как путь к самосовершенствованию

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены современные проблемы формирования самостоятельности студентов в процессе обучения,  а также роль физической культуры в процессе развития навыков самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа обучающихся на уроках физической культуры как путь к самосовершенствованию»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПУТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Давлетшина Венера Равиловна, преподаватель физической культуры

Галимов Динар Рашидович, преподаватель физической культуры

ГАПОУ «КАТТ им. А.П. Обыденнова»


Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы формирования самостоятельности студентов в процессе обучения, а также роль физической культуры в процессе развития навыков самообразования.


Ключевые слова: физическая культура, спорт, самостоятельность, самообразование, компетентность.


В современных условиях окружающей действительности, продиктованной духом нового времени, становится очевидным, что обществу необходимы высококвалифицированные, компетентные и уверенные в себе специалисты с активной профессиональной и жизненной позицией, способные не только адаптироваться в глобальном мире, но и занять в нем лидирующие позиции. Поэтому сфера образования должна решать особые задачи, связанные с формированием будущих специалистов, обладающих как профессиональными, так и культурными компетенциями, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Несомненно, для достижения этой цели невозможно ограничиваться пересмотром методологических подходов, которые используются в процессе преподавания в учебных заведениях, и использованию современных технологий. Решение этой проблемы требует, прежде всего, изменения концептуальных принципов обучения, поскольку формирование творческой самоидентификации вряд ли может быть осуществлено путем традиционной передачи знаний. В новой образовательной парадигме студент из пассивного потребителя знаний должен превратиться в активного субъекта, способного самостоятельно решать проблемы, находя эффективные способы их достижения. Такое видение самостоятельной работы является не просто формой учебного процесса, она превращается в его неотъемлемую основу [1].

Самостоятельная работа учащихся – вид учебной деятельности, направленный на индивидуальное выполнение дидактических задач, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной области. Самостоятельность играет ведущую роль в становлении миропонимания, формирует общую культуру и является необходимым условием ее социальной активности [3]. Поэтому рассмотрение существа и содержания самостоятельной работы в учебных заведениях является актуальной проблемой и требует детального анализа и исследования.

Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью образования. Они способствуют развитию физической компетентности и физической подготовки и помогают молодежи вести активный образ жизни. Здоровая и активная молодежь, более внимательна и мотивирована к учебе. Это единственная программа, которая предоставляет возможность развивать двигательные навыки, а также умственную и физическую подготовку [2]. При изучении такой комплексной дисциплины как физическая культура, помимо развития физических навыков, наиболее важными задачами являются формирование активности мыслительных процессов, а также интереса к самостоятельной работе учащихся для улучшения состояния здоровья и поддержания его на высоком уровне [6].

По характеру воздействия самостоятельные занятия физическими упражнениями являются надежным фактором формирования, укрепления и совершенствования здоровья студентов. В результате систематических самостоятельных занятий существенно расширяются и повышаются физические возможности организма, улучшается техническая подготовленность [4].

Помимо урочных форм дисциплина «Физическая культура» включает разнообразные внеаудиторные формы занятий, такие как занятия в секциях по видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика, лыжи, плавание, и др.); самостоятельное и при помощи преподавателя составление персонального плана комплексов физических упражнений и выполнение их в домашних условиях; участие в районных, областных, городских соревнованиях по различным видам спорта; участие в массовых спортивных мероприятиях («Спартакиады», «Дни здоровья» и др.). Также внеаудиторная работа включает подготовку письменных самостоятельных работ по теоретической части дисциплины «Физическая культура» (рефераты, презентации, доклады, сообщения) и подготовку к зачетам по практической и теоретической части дисциплины «Физическая культура».

Работа с дополнительной литературой способствует расширению у студентов богатого умственного и интеллектуального кругозора, повышению общего уровня культуры. Студенты учатся самостоятельно анализировать материал, проводить сравнительный анализ, а также делать выводы, опираясь на полученные знания. В помощь студентам создаются методические рекомендации, в которых определены цели каждого вида работы, задания по разделам и темам программы, нагрузка и формы контроля [5].

В заключении необходимо отметить, что овладение методами самостоятельной работы на занятиях физической культурой является непременным условием развития навыков самообразования, которые улучшают нравственно-психическое состояние человека, его волевые качества, инициативность, самостоятельность.

Список литературы:

  1. Ospanova B. Organization of students’ independent work in the language learning process at technical university [Text] // B. Ospanova; N. Kasenova; G. Baideldinova; G. Ospanov; A. Kabanova / ESPACIOS. – 2018. – V. 39(21). – P. 21.

  2. Polyakov A. Influence of Physical Education on Personality Development [Text] // A. Polyakov /Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2020. – V. 447. – P. 264-267.

  3. Воротилкина И. Самостоятельность студентов в учебном процессе [Статья] // И. Воротилкина /Высшее образование в России. – 2012. – Т. 3. – стр. 92-97.

  4. Гаптарь В. Повышение уровня физической подготовленности подростков (16-17 лет) средствами туризма [Статья] // В. Гаптарь / Мир Спорта.. – 2013. – Т. 4. – стр. 24-27.

  5. Кошкарева Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре [Статья] // Н. Кошкарева; Е. Сойнова / ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО. – 2017. – Т. 1(52). – стр. 66-68.

  6. Селезнева Е. Самостоятельна работа обучающихся на уроках физкультуры как инструмент формирования личности [Статья] // Е. Селезнева / Наука-2020. – 2020. – Т. 8(44). – стр. 53-57




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!