СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа "Обособленные члены предложения"»

Предложения с обособленными членами.

I вариант.

Ф.И.______________________________________класс_________

1. Укажите неверное утверждение.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

Б. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами

В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.


2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.


3. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Летний дождь обильный, теплый напоил влагой землю.

Б. Насыщенные тучи ползли над старым городом.

В. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

Г. Отставшие, льдины стукались о борт парохода.

Д. На кого вы меня, старого, покинули?


4. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.

Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.

В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.

Г. В Тарусе жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.

Д. Наш повар Климов заболел.


5. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?

А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?

Б. Брат похож на отца как две капли воды.

В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.

Г.Камень мы использовали как стол.

Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.



6. Укажите предложение, которое осложнено уточняющим обстоятельством места.
А. На другой день в 11 часов утра Вронский выехал на станцию встречать мать.
Б.  Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами.
В. В начале июня часто шли необычные для лета дожди.
Г. А вдалеке за ширью снежной тают лазурью сизой розовые струи под кровлями.
7. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

А – 1, 2, 3, 4 Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1, 4, 5 Г – 1, 4.

Прочитайте внимательно текст. Ответы запишите словами.

1. А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. [...]

2. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. 3. Это как круги на воде. 4. Но круги, расширяясь, становятся всё слабее. 5. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. [...] б. Мудрость — это ум, соединённый с добротой.

8. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В причастии, имеющем приставку или зависимое слово, пишется нн». ___________________________________________________________________

9. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется—з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный». ___________________________________________________

10. Какой частью речи является слово «распространяясь» (предложение № 5)? _____________________________________________________________

11. Запишите номера предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами. _________________________________________

12. Запишите номер предложения, осложнённого обособленным определением. _________________________________________________

13. Запишите номера предложений, осложнённых обособленным приложением. ____

14. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными_____________________________________-

15*. Составьте простое предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством места и обособленным дополнением.________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения с обособленными членами.

II вариант.

Ф.И.______________________________________класс_________


1. Укажите неверное утверждение.

А. Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.

Б. Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.

В. Всегда обособляются приложения с союзом как.

Г. Обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами.


2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А.В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.

Б. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.

В. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.

Г. Утомленный штормом я спустился в свою каюту.

Д. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.


3. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.


4. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

А. Его знают как командира строительного отряда.

Б. Это был матрос Жухрай.

В. Летчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.

Г. Пришел январь месяц крепких морозов.

Д. Врач Савелий Николаевич всегда понимал меня с полуслова..


5. В каком примере запятая перед союзом как не нужна?

А. Следы на снегу как красивое обещание.

Б. Берег проявляется из мути как переводная картинка.

В. Летняя ночь была теплая как зола.

Г. Воздух чист как родниковая вода.

Д. Соседка как врач посоветовала ставить компресс.




6. Укажите предложение, которое осложнено уточняющим обстоятельством места.

А. Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира

Б. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадёжно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках

В. Туземцы всегда объясняли дорогу со страстью, с неистовым увлечением.

Г. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.


7.Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Снег сошёл с полей за одну неделю (1) обнажив парящую землю (2)и (3) сотнями ручейков(4) стекаясь в одну бурлящую реку (5) и оставил о себе только воспоминания.

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1 , 5

Г – 1, 4, 5


Прочитайте внимательно текст. Ответы запишите словами.

1. Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. 2. Изорванный тулуп висел на стене. 3. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. 4. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. 5. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. 6. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.


8. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -н- от существительного, основа которого оканчивается на -н-, пишется нн».________________________________________________________________

9. Выпишите слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак».______

10. Какой частью речи является слово «вспыхивая» (предложение № 4)?

_____________________________________________________________________

11. Запишите номер предложения, осложнённого обособленными однородными обстоятельствами.______________________________________

12. Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.______________________________________________________

13. Запишите номер предложения, в состав которого входит необособленное определение._________________________________________________________

14. Укажите номер сложного предложения._______________________________

15*.Составьте простое предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством времени и обособленным дополнением.______



Предложения с обособленными членами.

III вариант.

Ф.И.______________________________________класс_________


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены):

1) В его глазах было что-то тревожное и очень печальное.

2) Усталая она замолчала.

3) Все вышли в поле на уборку урожая кроме стариков и детей.

4) Облокотясь на бархат ложи девушка не шевелилась.


2. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

1) находится между подлежащим и сказуемым

2) относится к личному местоимению

3) имеет добавочное обстоятельственное значение

4) находится перед определяемым словом


3. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены):

1) Короткая борода немного темнее волос слегка оттеняла губы и подбородок.

2) Афанасий Лукич без шапки с растрепанными волосами бежал впереди всех.

3) Время проведенное в Крыму представлялось ему непрерывным утром.

4) Среднего роста с лысой головой он каждым своим движением позволял узнать в нем унтер-офицера.


4. Укажите предложение, в котором определение относится к личному местоимению (знаки препинания не расставлены):

1) Незримый ты мне был уж мил.

2) Он первое время не замечал оттенков серого цвета свойственных ненастью.

3) Весной я почувствовал никогда не испытанное мной волнение.

4) В полдень по-летнему горячий и белый они подъехали к сутулому особняку.


5. Найдите определение, стоящее после определяемого слова (знаки препинания не расставлены):

1) Жена писала о вытоптанной солдатскими конями Европе.

2) Сожаление о зря погибающем великолепном материале преследуют меня непрерывно.

3) Чайки оглушенные боем с детским визгом неслись на юг.

4) Целый мир остался на исписанных карандашом листках.

6. Какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении:

«В дальнем углу светилось желтое пятно(1)огонь в окне квартиры Серафимы(2) пристроенной к стене конюшни»

1) 1 - запятая, 2 – тире 2) 1 - тире, 2 – тире 3) 1 - тире, 2 – запятая 4) 1 - запятая, 2 - запятая


7. Неверно выделено приложение:

1) В соседнем номере студент-медик готовился к экзамену.

2) Герой-рассказчик включен в поток бытия.

3) Самыми интересными обитателями форта были рыбаки-зверобои.

4) Они пообедали у известной в городе вдовы-поварихи.


8. Дополните: Обособлением называется ____________ и интонационное выделение второстепенных членов предложения.


9. Дополните: Всегда обособляются обстоятельства с предлогом «несмотря на», которые имеют __________ значение.


10. Дополните: Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является _______________


Прочитайте внимательно текст. Ответы запишите словами.

1. А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. [...]

2. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. 3. Это как круги на воде. 4. Но круги, расширяясь, становятся всё слабее. 5. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. [...] б. Мудрость — это ум, соединённый с добротой.


11. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В причастии, имеющем приставку или зависимое слово, пишется нн».

_______________________________________________________________

12. Какой частью речи является слово «расширяясь» (предложение № 2)?

______________________________________________________________

13. Запишите номера предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами.____________________________________________

14. Запишите номер предложения, осложнённого обособленным определением._____________________________________________________

15. Запишите номера предложений, осложнённых обособленным приложением.______________________________________________________

16. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными. _______________________________________







Предложения с обособленными членами.

IV вариант.

Ф.И.______________________________________класс_________


1. Дополните: Обособлением называется смысловое и ______________ выделение второстепенных членов предложения.


2. Дополните: Всегда обособляются обстоятельства с предлогом___________ , которые имеют уступительное значение.


3. Дополните: В предложении не обособляется деепричастие со значением (какой части речи?)______________


4.Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены):

1) Он пришел особенно возбужденный и веселый.

2) Мальчик глядя в окно вагона счастливо улыбался.

3) Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

4) Мне вспоминается эта река затененная скалистыми горами.


5. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

1) находится после определяемого слова

2) относится к неопределенному местоимению

3) находится между подлежащим и сказуемым

4) имеет добавочное обстоятельственное значение


6. Укажите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены):

1) Пароход покачивался у горбатого острова черным камнем торчавшего из воды.

2) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо вернулась с прогулки.

3) С язвительной усмешкой в глазах стоял он у косяка двери.

4) Отец мой с виду человек суровый на самом деле был очень внимателен и добр.


7. Укажите предложение, в котором определение относится к личному местоимению (знаки препинания не расставлены):

1) Очнулся он от конского топота внезапно вырвавшегося из-за бугра.

2) Он кружился над сценой ослепленной сотнями огней.

3) Беспечный и веселый он совсем упал духом.

4) Она была освещена неизвестно откуда исходившим тусклым светом.


8. Найдите определение, стоящее после определяемого слова (знаки препинания не расставлены):

1) Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

2) Мальчишки гоняли красных от заката голубей,

3) Улетающие на юг птицы опускаются на ночлег.

4) Парень презирающий удобства умирает на сырой земле.


9. Укажите предложение, в котором обособленное несогласованное определение выделено верно:

1) Две стеариновые свечки, в дорожных шандалах горели перед ним.

2) Проживал у нас некоторое время орел, из породы степных небольших орлов.

3) Из памяти не выходила Елизавета Киевна с красными руками, в мужском платье.

4) Один из присутствующих, постарше других с испуганным лицом,

продвинулся вперед.


10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю.

2) Молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина.

3) По пыльной дороге ведущей к садам, тянулись скрипучие

4) Луна взошла сильно багровая и хмурая.


11. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов в предложении: «Лодка полетела поперек реки (1)скользя по вертящейся быстрине(2)бегущей у самого берега»

1) 1-запятая, 2-запятая 2) 1 - двоеточие, 2 - тире

3) 1 - запятая, 2 - тире 4) 1 - тире, 2 запятая


Прочитайте внимательно текст. Ответы запишите словами.

1. Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. 2. Изорванный тулуп висел на стене. 3. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. 4. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. 5. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. 6. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.


12. Выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -н- от существительного, основа которого оканчивается на -н-, пишется нн».________________________________________________________________

13. Выпишите слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак».______

14. Какой частью речи является слово «вспыхивая» (предложение № 4)?

_____________________________________________________________________

15. Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.______________________________________________________

16. Запишите номер предложения, в состав которого входит необособленное определение._________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!