СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа «Использование арт – методов в работе с детьми с тяжелыми отклонениями в развитии»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с отклонениями в  развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого ребёнка  нарушено представление о целостной  картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный  набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. 

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа «Использование арт – методов в работе с детьми с тяжелыми отклонениями в развитии»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Факультет специальной психологии и педагогики






Лабораторная работа № 2

по «Психолого-педагогической коррекции»


Тема: «Использование арт – методов в работе с детьми с тяжелыми отклонениями в развитии».


Выполнила: студентка 3 курса ФСПП

группа ДФ - 12

Кожухова Наталья Викторовна















Хабаровск

2014













Содержание

Введение

1. Общая характеристика метода

2. Принципы психокоррекционной работы в арт-терапии

3. Методы работы по арт-терапии с детьми


Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

















 

 

 

 

 

 



 

Введение

Дети с отклонениями в  развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого ребёнка  нарушено представление о целостной  картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный  набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Необходимо создать естественные условия для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством.

Многие психические и  некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арттерапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые способы  общения с миром, т. е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

 

 

 

 

1. Общая характеристика  метода

Арт-терапия – метод  лечения при помощи искусства. Введен в употребление А. Хиллом в 1938 году. Ценность данного метода в коррекционной социально-психологической работе состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне анализировать разные чувства, исследовать их и давать им описательное выражение.

Методика арт-терапевтического воздействия базируется на постоянном отражении внутреннего «Я» человека в зрительных, слуховых и двигательных образах во время его спонтанной (неконтролируемой высшими нервными центрами) художественной деятельности (рисунок, лепка, составление композиций, самовыражение в движении, танце, ритме и т.д.). Анализ результатов  рисования, лепки, композиционной работы с природным материалом рассматривается  в психологии как результат «активности» воображения, напрямую связанный с  реализацией ассоциативных импульсов (сублимация).

Термин «арттерапия» состоит из двух частей: «арт» означает искусство, «терапия» - лечебное воздействие; во второй части понятия отражены направленность, цели, задачи, технология и содержание.

Основную цель арттерапевтической работы можно определить как коррекцию отклонений в эмоционально-личностном развитии на основе создания оптимальных психологических условий для стимуляции развития индивидуального творческого потенциала личности средствами искусства.

Механизмы психологической  коррекции с помощью арт-терапии:

  1. Искусство позволяет  в своеобразной символической  форме переконструировать травмирующую  ситуацию и найти выход из  нее, используя креативные способности  ребенка.

  2. Под воздействием искусства  появляется эстетическая реакция,  изменяющая действие « аффекта  от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987г.).

Основным методом арт-терапевтического воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство. В этом заключается его принципиальное отличие от традиционных схем взаимодействия «врач - пациент», «учитель - ученик».

В арттерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Упражнения арттерапии:

- Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование  в парах, на заданную тренером  тему или тема не оговаривается,  и в этом случае создаются  «групповые фрески», когда участники  рисуют все, что хотят, на  общем рисунке. Упражнения направлены  на работу с эмоциями, на создание  образов, ассоциаций к понятиям (наша группа, надежда).

- Танцтерапия. Танец является средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать, помогает снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность участников группы.

- Музыкальные релаксации. Преследуемые цели могут быть  различны: снижение тревожности,  укрепление веры в себя, переоценки  прошлого опыта. Во время релаксации  участники сидят или лежат  в расслабленной позе с закрытыми  глазами. После окончания упражнения  осуществляется опрос членов  группы для выяснения тех образов,  которые возникли в их сознании  при проведении этого этапа  работы.

2. Принципы психокоррекционной работы в арттерапии

Арттерапевтическая работа с детьми с отклонениями в развитии опирается на принципы психокоррекционной работы и непосредственно арттерапевтические принципы.

Принципы психокоррекционной работы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость определения в любой коррекционной программе трех видов задач:

1.1. Коррекционной - исправление отклонений и нарушений;

1.2. Профилактической - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

1.3. Развивающей - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Единство всех трех видов  задач обеспечивает эффективность  коррекционно-развивающей программы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического и клинико-психолого-педагогического обследования.

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами в обществе. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом – компенсацией нарушения.

4. Принцип комплексности методов клинико-психолого-педагогического воздействия. Принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, технологий и приемов из арсенала специалистов разных профилей: клиницистов, психологов, педагогов-дефектологов, воспитателей, психотерапевтов.

5. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию и признание факта уникальности и неповторимости пути развития конкретной личности с другой. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

6. Принцип личностно-ориентированного и деятелъностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития.

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с особенностями в развитии. Предполагает организацию «ситуации успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение даже самых незначительных достижений.

8. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.

9. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями. Объектом развития является не отдельный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является, и в первую очередь его семья.

10. Принцип программированного обучения. Данный принцип предусматривает разработку программ, состоящих из последовательных операций, выполнение которых ребенком сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений, навыков и действий.

11. Принцип усложнения. Переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого к максимальному сложному.

12. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях коллективного обучения. Этот принцип принимает во внимание как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, уровень развития эмоционально-волевой сферы, уровень знаний и навыков и т. д.), так и специфические особенности, присущие детям с различными категориями нарушения развития, т. е. позволяет избирательно осуществлять коррекционно-образовательную деятельность согласно природе индивидуального недостатка развития.

Четыре принципа арттерапевтического воздействия (по А. И. Копытину):

1. Принцип использования разнообразных материалов. В арттерапевтической работе следует использовать «разнообразные изобразительные материалы и средства визуальной, пластической экспрессии» с целью самовыражения с их помощью.

2. Принцип создания условий. Работа с изобразительными материалами и различными «средствами визуальной, пластической экспрессии » должна быть организована в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии ателье, специально приспособленного для занятий), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному самовыражению.

3. Принцип посредничества. Работа с «изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии » должна проводиться в присутствии специалиста, обладающего достаточными навыками изобразительной деятельности и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции.

4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической работе. Арттерапевтическая деятельность предполагает использование специалистом определенных приемов, помогающих осознать отраженное в изобразительной продукции содержание внутреннего мира.





























  1. Методы работы по арт-терапии с детьми.

Песочная терапия – Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». 

Цветотерапия – лечение цветом, это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета  ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его.

Изотерапия – психологическая коррекция невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Работа с символами и образами – извлечение вытесненного, неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы и образы и работа с ним.

В отличие от традиционных методов коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в работе арт–терапией заложено разнообразие методик. Применение различных методик повышает эффективность коррекционных мероприятий, а также создает  дополнительный потенциал для развития  ребенка.





Заключение

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект:

1. Применение элементов методик арт-терапии в коррекционной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность. Повышает адаптационные способности воспитанников. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния. 
Ребята обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации. Изменяются негативные стереотипы поведения.

2. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии, укрепляет межличностные отношения в группе. Повышает самооценку и уровень самосознания у детей с речевыми нарушениями, происходит растормаживание речевой функции. Способствует формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Дети, невладеющие речью с помощью звуков, красок, движений, эмоционально-выразительных жестов т. е. языком несловесного общения получают новый опыт, который могут нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Средства невербального общения: жесты, телодвижения, мимика. Эмоции – важнейшие помощники в общении детей с особыми нуждами.. 
3. Ребенок с нарушениями, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах. Положительные результаты наблюдаются в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии.

4. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости. Все виды искусства влияют на адекватность его поведения ребенка, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. В процессе игровой деятельности с использованием арт-терапевтических методик ребенок усваивает тот объем социокультурных норм и правил поведения, который необходим ему для участия в социальной жизни.















 

Список литературы

  1. Копытин А. И «Арт-терапия - новые горизонты»

  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.

  3. АРТПЕДАГОГИКА И АРТТЕРАПИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, Москва ACADEMIA, 2001

  4. nsportal.ru

  5. http://www.pandia.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!