СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа «Игровые методы в работе с детьми с отклонениями в развитии»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа «Игровые методы в работе с детьми с отклонениями в развитии»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Факультет специальной психологии и педагогики






Лабораторная работа № 1

по «Психолого-педагогической коррекции»


Тема: «Игровые методы в работе с детьми с отклонениями в развитии».


Выполнила: студентка 3 курса ФСПП

группа ДФ - 12

Кожухова Наталья Викторовна















Хабаровск

2014











Содержание

Введение

  1. Виды игр для детей с отклонениями в развитии

  2. Основные качества и характеристики игр.

  3. Игровые правила.

Заключение

Список литературы



























Введение

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.

Своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция должны осуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с отклонениями в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в сензитивный период, в свою очередь, замедляют психическое развитие.

В развитии ребенка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает ребенка, в первую очередь зависят его отношения с окружающим миром. Детей в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Это объясняет актуальность выбранной мною темы.

Целью исследования является изучение влияния игры на эмоциональное развитие детей с отклонениями в развитии. Объект исследования: дети с отклонениями в развитии. Предмет исследования: игра, как средство эмоционального развития.

  1. Виды игр для детей с отклонениями в развитии.

Различают несколько видов игр: сюжетно-ролевая и дидактическая игра, театрализованные, режиссерские и народные игры, игры-экспериментирования.

Сюжетно-ролевая игра ценна не столько тем, что в ней ребенок может получить новые знания, сколько тем, что в ней он активно использует эти знания, экспериментирует с ними, ставя перед собой разнообразные игровые задачи, решая их в соответствии с игровыми замыслами, применяет и развивает их в своей игровой практике. В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют следующие компоненты: мотив, тему, сюжет, игровое действие, игровую роль, воображаемую ситуацию, игровой материал.

Самодеятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов, принято называть режиссерскими играми. Они возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры и включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее с одной стороны как форму обучения, а с другой - как своеобразную игровую деятельность. Эта структура включает следующие компоненты: цель, дидактическую и игровую задачу, игровой замысел, игровые действия, правила, результат.



  1. Основные качества и характеристики игр.

Мотив характерен для сюжетно-ролевой игры. Первоначально в этом качестве выступает игровое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется, им становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.

Тема рассматривается применительно к сюжетно-ролевым играм и представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «Семья», «Почта» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом, а также с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Сюжет задают события, которые изображаются в игре. В одной теме игры может быть реализовано несколько сюжетов. Например, тема «Детский сад». Сюжеты: «Мамы ведут детей в детский сад», «Дети завтракают», и др. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Основным условием развития сюжета является наличие у ребенка личного опыта (знания, умения, навыки и привычки к познавательной деятельности), интереса к теме игры, партнеров.

Сюжеты могут быть различной сложности и включать:

- одного персонажа и одно действие в одной предметной ситуации (мама варит обед, врач делает укол, воспитатель кормит ребенка);

- нескольких участников с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (две мамы варят обед, два врача лечат больных);

- двух дополняющих друг друга персонажей, взаимодействующих в одной ситуации (парикмахер - клиент, учитель - ученик и др.);

- персонажей, между которыми заданы определенные отношения (дети выполняют задания воспитателя, парикмахер выполняет заказ клиента).

На сюжетах игр обычно отражаются перемены в обществе, появление новых детских книг, популярных у детей фильмов (например, после выхода на экран фильма «Чапаев» дети многие годы играли в «Чапаева», а сегодня играют в «Бэтмена» и в «Человека-паука»).

В основе всех сюжетов индивидуальных режиссерских игр лежит то, что составляет непосредственный опыт ребенка, то, что он видит вокруг себя: обыденная жизнь и взаимоотношения людей. Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета, но не навязывает стереотипности в последовательности событий. Ребенок сам создает сюжет, сценарий, что очень важно для развития детской игры. Сюжеты отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью, ребенок чувствует себя более свободно. Это обусловлено тем, что режиссерская игра, в отличие от сюжетно - ролевой, позволяет переносить ролевые отношения на кукольных персонажей. Ребенок знает, что персонажи должны делать, говорить, он сам управляет развитием игровых событий, фантазирует, размышляет. Он полновластно распоряжается своими знаниями и опытом, не опасаясь при этом критики со стороны других ролевых участников, поскольку их нет.

Цель дидактической игры - это то, для чего игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

- воспитательный, т.е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель формулируется не как передача знаний, умений и навыков, а как развитие психических процессов и способностей ребенка.

Чтобы игра оставалась игрой, не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна включать игровой замысел. Д. В. Менджерицкая отмечала, что развитие игрового творчества заключается, прежде всего, в формировании игрового замысла - умении сознательно выбирать игру, обдумывать её, находить лучшие способы осуществления задуманного, применять знания, полученные детьми на занятии. Замысел вызывает живой интерес, возбуждает активность, желание играть. Часто он выражен в самом названии игры, составляет ее начало и представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача ставится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений. Игровой замысел определяет характер игровых действий и реализуется в них.

Игровое действие рассматривается как компонент сюжетно-ролевой и дидактической игр и является основой игровой деятельности. Оно передается ребенком в соответствии с замыслом игры в обобщенной или сокращенной форме, в виде схемы. Для ребенка - это настоящее действие с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заместителей.

Игровое действие характеризуется наличием:

- осознанной цели и способов, с помощью которых оно совершается;

- игрушек или предметов - заместителей, которые в воображаемой ситуации заменяют действия с реальными предметами (например, палочка - зубная щетка, карандаш, ключ, градусник, шприц и т.д.).

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра и тем успешнее решаются познавательные задачи, составляющие ее суть и смысл. Игровые действия всегда включают в себя задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение этой задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, оно же дает наибольшее удовлетворение. Содержание может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время и пр. В играх маленьких детей игровые действия заключаются в перекладывании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок и т.д.; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

В дидактической игре задача, как правило, определена целью учебного задания или целью воспитательного воздействия. Причем одна и та же игра может иметь разные задачи и цели в различных ситуациях.

Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения (дидактическая задача) может не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой обучения, когда дети усваивают знания, умения, навыки как бы непреднамеренно. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются игрой. Дети и педагог - участники одной игры, отношения их можно назвать «субъект - субъектными», а обучение осуществляется в косвенном виде. Реально дидактическая игра - это игра только для ребенка, для взрослого она - способ обучения.

Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. Одним из ключевых моментов является выбор роли, т.е. отождествление ребенком себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений с другими действующими лицами. Роль часто становится мотивом, причем по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысла игры может меняться.

В режиссерской игре ребенок не берет на себя роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители; разыгрывает с их участием сюжет и регулирует отношения действующих лиц как режиссер.

Воображаемая ситуация в сюжетно-ролевой игре появляется в процессе самой игры из-за несовпадения реальных условий с игровым действием (сидит на стуле, а говорит, что плывет на корабле). Эта условность принимается всеми участниками игры при воссоздании реальной действительности через воплощение выбранной ребенком роли с использованием предметов-заместителей. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, что подгорают котлеты, мальчик бережно везет заболевшую куклу на машине и т.д..

Игровой материал в сюжетно-ролевой игре - это игрушки, предметы реального мира, предметы-заместители. Все это побуждает ребенка к игре, и имеет важное значение для обучения и развития ребенка, и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

  1. Игровые правила.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила обусловлены содержанием игры и вместе с тем выполняют очень большую роль - определяют характер, способ и порядок действий, устанавливают запреты, организуют, направляют и регламентируют поведение и взаимоотношения детей в игре, доводят до сознания детей замысел, игровые действия и обучающую задачу. Главное значение правил состоит в развитии у ребенка произвольности выполняемых действий, осознанного восприятия, умения запоминать, воспроизводить и действовать в соответствии с инструкцией, сдерживать и регулировать эмоции, поведение, отношения с другими участниками игры.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия (определяют характер игровых действий и их последовательность) и правила общения (регулируют отношения между играющими). Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не назвал; не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примеры правил общения: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, выбирать тех детей, кто еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления или действия, или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий.

Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра учит детей общаться.

Игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Результат (подведение итогов) в дидактической игре определяется сразу по окончании. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом и воспринимается детьми как достижение. Для педагога результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребенка не является точной копией того, что он наблюдает. Для ребенка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Отношение ребенка к окружающему миру складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям и явлениям. Отношение взрослого, его пример во многом определяют развитие потребностей ребенка, его ценностных ориентаций, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на положение окружающих людей, сопереживать им. Это определяет содержание внутреннего мира и содержание игровой деятельности.









Заключение

Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

Развитие эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности. Педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации. Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника.

Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Все, о чем было написано в работе, подчинено задаче воспитания активного и гармонически развитого человека, целенаправленного формирования у него социальных эмоций и чувств.



Список литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста.- М.: Издательство «Медицина», 1969.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.

3. Виноградова Н. А. Сюжетно - ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009.

4. Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

7. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!