СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообследование библиотеки 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообследование библиотеки 2022»

Библиотечно-информационное обеспечение

Основным источником обеспечения информационно-методического процесса являются фонды библиотеки школы, которая начала создаваться одновременно с созданием школы в 1999 году. Являясь важным подразделением, библиотека успешно справляется со своей основной задачей – полного и эффективного библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в соответствии с информационными запросами своих читателей.

Учебно-методическая и информационная база библиотеки обеспечивает поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогов в условиях ФГОС: укомплектованность печатными, электронными и информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам.

Требования к учебно-методическому обеспечению:

• Учебники, в том числе учебники с электронным приложением;

• Учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной программой основного общего образования;

• Дополнительная литература (отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература, научно-популярная, издания по изобразительному искусству и музыке, физкультуре и спорту, экологии, справочно-библиографические и периодические издания, словари).

Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), печатных, аудиовизуальных и электронных документов.

С усилением внимания к обеспечению учебного процесса электронными учебными изданиями и расширением доступа к ним электронная библиотека содержит: учебные пособия, учебники. Обучающиеся имеют свободный доступ к электронной библиотеке, существует электронный каталог всей имеющейся в библиотеки литературы.

При формировании заказа были учтены требования к учебно-методическому обеспечению в условиях реализации ФГОС начального общего, основного общего образования

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень.

В структуре библиотеки абонемент и читальный зал.

В библиотеке МОУ ВМР «СОШ №3 г.Вольска»в штате библиотеки 1 сотрудник (педагог-библиотекарь), имеет высшее библиотечное образование, прошла курсы повышения квалификации в 2020 году.

Общая площадь, занимаемая библиотекой и читальным залом (в т.ч. хранилище) – 100,9 кв.м

Количество посадочных мест в читальном зале - 16

Общая характеристика библиотечно-информационного обеспечения

Библиотека оборудована:

- компьютер с монитором – 2 шт;

- ноутбук – 2 шт;

- лазерное черно-белое МФУ;

- АИБС MAРК SQL Школьная библиотека.

Библиотечный фонд насчитывает:

- Общий фонд – 17168 экз.

- учебной литературы –9171 экз;

- электронных пособий – 248 шт.

Количество читателей – 726

Количество посещений -3909

В 2022 году учебный процесс обеспечен программной и учебно-методической литературой на 100%. Фонд библиотеки состоит из различных видов учебной, научно-популярной, программно-методической, художественной литературы, электронных документов и формируется в соответствии с учебными планами и программами, анализом книгообеспеченности образовательного процесса.

Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с ФПУ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательную программу общего образования с учетом потребностей школы и учебными программами, главной целью которых является реализация государственных образовательных стандартов.

Приказом № 132 по школе от 03.04.2023 года определен список учебников и учебных пособий из перечня, допущенных к использованию для реализации выше указанных программ.

Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), печатных, аудиовизуальных и электронных документов.

С усилением внимания к обеспечению учебного процесса электронными учебными изданиями и расширением доступа к ним электронная библиотека содержит: учебные пособия, учебники. Студенты имеют свободный доступ к электронной библиотеке, существует электронный каталог всей имеющейся в библиотеки литературы.

Обеспеченность студентов Техникума учебной, учебно-методической, научной литературой, периодическими и справочными изданиями соответствует нормативным требованиям.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, местного (субвенции) бюджета.

В школе создана медиатека, включающая художественную и методическую литературу по различным образовательным предметам, аудио- и видеокассеты, компьютерные диски, используемые в образовательной деятельности, электронные версии учебных и/или наглядных пособий по предметам или темам; электронные версии энциклопедий, справочников, словарей. Также имеется своя база электронных учебников.

Поступление в фонд библиотеки в 2022 году

Окружной бюджет

Муниципальный бюджет

Средства ООУ

Количество

Сумма, руб

Количество

Сумма, руб

Количество

Сумма, руб

2022

Учебники

801

425157,70

0

0

0

0

Основной фонд

0

0

53

-

0

-


Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной организации фондов.

Как и в прошлом году делалось все, чтобы читатели имели возможность познакомиться с основным фондом. Для этого наиболее яркие и значимые книги выставлялись в открытом доступе в соответствии с читательскими интересами и потребностями. Тем самым частично решалась задача по качественному обслуживанию читателей и формированию у них культуры чтения.

В прошедшем учебном году продолжалась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причиненного книгам. Проводились беседы с учащимися о бережном отношении к книгам. Для учащихся начальной школы проводились библиотечные уроки «Правила обращения с книгой» и практические занятия по ремонту книг из основного фонда. Из-за отсутствия новых поступлений художественной литературы, снижается качество основного фонда. Учащиеся с неохотой пользуются устаревшей и ветхой литературой. Данная ситуация влияет и на показатели.

Наличие электронно-библиотечных систем, иных информационных систем, характеристика уровня доступа учащихся к этим условиям.

В школе с 2011 года функционирует АИБС «MAРК SQL Школьная библиотека»:

Библиотека обеспечивает раскрытие состава и содержания фонда в системе каталогов с целью точного, полного и оперативного удовлетворения информационных запросов всех категорий пользователей библиотеки. Для выполнения этих задач осуществляет каталогизацию документов на всех видах носителей, организует и ведет как традиционные каталоги, картотеки для подразделений библиотеки, так и электронный каталог в АИБС MAРК SQL, который включает в себя 3298 записи.

Продолжаются работы по пополнению баз данных электронного каталога школьной библиотеки.

Наименование БД

Количество записей.

1

Медиатека

281

2

Книги

863

3

Учебники

627

4

Книги 2

1527

Доступ к электронному каталогу читателей в библиотеке осуществляется с помощью компьютеров в читальном зале электронной библиотеки.

Библиотекой была внедрена новая форма донесения информации - онлайн-выставки, посвященные знаменательным датам, размещенные на сайте школьной библиотеки. Например: «5 самых интересных книг Жюль Верна для подростков» (http://biblioteka.volsk-sh-3.edusite.ru/p47aa1.html), «10 лучших книг о Великой войне и Великой Победе» (http://biblioteka.volsk-sh-3.edusite.ru/p45aa1.html)

Материалы публиковались и обновлялись ежемесячно, по настоящее время эта форма работы актуальна и востребована.

Реализуемая школой модель информационной среды позволяет педагогическому и ученическому коллективу активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Школа подключена к сети Интернет. Использование Интернет – ресурсов доступно школьникам в урочное и внеурочное время для подготовки. В целях обеспечения психического здоровья детей, защиты их от негативного влияния Интернет - угроз на компьютеры установлена контент-фильтрация.

Для обеспечения прозрачности образовательного и воспитательного процессов, доступности родителей к любой информации организации учреждение имеет свой сайт. Сайт образовательного учреждения обеспечивает открытость, доступность и достоверность информации: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных образовательных программах, о ФГОС, о составе педагогических работников, о материально-техническом обеспечении, об оснащенности образовательного процесса и т.д.

Информатизация школы позволила создать предпосылки для обеспечения доступа учащихся и учителей школы к различным современным информационным образовательным ресурсам, расположенным в сети Интернет.

Из этого следует, что одной из задач и функций школьной библиотечно-информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов.

Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования.

Электронный каталог, издания на электронных носителях и ресурсы Интернет, к которым имеют доступ читатели библиотеки, дают возможность говорить о сформированности электронного справочно-поискового аппарата библиотеки.

Вместе с тем актуальной задачей дальнейшего развития остается создание электронной библиотеки, оцифровка библиотечного фонда.

Кроме того, принимаются во внимание современные достижения в области информатизации и новых информационных технологий, опыт их практического применения в общеобразовательных учреждениях.

Информатизация осуществляется в рамках следующих направлений:

- развитие технической базы;

- развитие информационных ресурсов и технологий;

- развитие информационной культуры (включая пользовательские компетенции).

Мероприятия по обеспечению ограничения доступа обучающихся к информационным ресурсам, в том числе и сети Интернета, наносящим вред физическому и психологическому здоровью обучающихся.

В исполнении Федеральных Законов от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремизма» (ред. от 21.07.2014), от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 29.06.2013), в целях обеспечения ограничения обучающихся к информации приносящей вред их здоровью и развитию, в том числе экстремистского содержания, имеющаяся в библиотеке продукция (учебники, программно-методическая, научно-познавательная, художественная литература) используется в соответствии с классификацией информационной продукции, предназначенной для обучения и воспитания детей.

Согласно приказу от 01 сентября 2022 № 263 «О создании комиссии по проверке библиотечного фонда на наличие экстремистской литературы», создана постоянная комиссия.

В обязанности комиссии входит: производить сверку фонда библиотеки-медиатеки вновь поступающих документов на предмет отсутствия в них материалов экстремистской направленности с регулярно обновляемым списком экстремистских материалов, размещенном на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, и составлять акты сверки с периодичностью один раз в квартал; своевременное отслеживание обновлений Федерального списка экстремистских материалов, размещенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, с периодичностью не реже 1 раза в месяц;- оперативное информирование комиссии с обновлениями Федерального списка экстремистских материалов и незамедлительное устранение материалов экстремистской направленности из фонда открытого доступа для обучающихся, в случае обнаружения таковых.

Вывод: В ходе самообследования в части оценки библиотечно-информационного обеспечения установлено: учебный фонд скомплектован в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных учреждениях, библиотечного фонда достаточно для реализации образовательных программ.

В целом, объем учебной и учебно-методической литературы, информационного обеспечения является достаточным для ведения образовательной деятельности, но для доступа к качественной образовательной литературе необходимо:

- библиотеку обеспечить включением в локальной сеть школы и непрерывным доступом к сети Интернет;

- постепенно обновить основной и учебный фонд новыми изданиями;

- укомплектовать библиотеку электронными информационно-библиотечными ресурсами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!