Библиотечно-информационное обеспечение
Основным источником обеспечения информационно-методического процесса являются фонды библиотеки школы, которая начала создаваться одновременно с созданием школы в 1999 году. Являясь важным подразделением, библиотека успешно справляется со своей основной задачей – полного и эффективного библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в соответствии с информационными запросами своих читателей.
Учебно-методическая и информационная база библиотеки обеспечивает поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогов в условиях ФГОС: укомплектованность печатными, электронными и информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам.
Требования к учебно-методическому обеспечению:
• Учебники, в том числе учебники с электронным приложением;
• Учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной программой основного общего образования;
• Дополнительная литература (отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература, научно-популярная, издания по изобразительному искусству и музыке, физкультуре и спорту, экологии, справочно-библиографические и периодические издания, словари).
Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), печатных, аудиовизуальных и электронных документов.
С усилением внимания к обеспечению учебного процесса электронными учебными изданиями и расширением доступа к ним электронная библиотека содержит: учебные пособия, учебники. Обучающиеся имеют свободный доступ к электронной библиотеке, существует электронный каталог всей имеющейся в библиотеки литературы.
При формировании заказа были учтены требования к учебно-методическому обеспечению в условиях реализации ФГОС начального общего, основного общего образования
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень.
В структуре библиотеки абонемент и читальный зал.
В библиотеке МОУ ВМР «СОШ №3 г.Вольска»в штате библиотеки 1 сотрудник (педагог-библиотекарь), имеет высшее библиотечное образование, прошла курсы повышения квалификации в 2020 году.
Общая площадь, занимаемая библиотекой и читальным залом (в т.ч. хранилище) – 100,9 кв.м
Количество посадочных мест в читальном зале - 16
Общая характеристика библиотечно-информационного обеспечения
Библиотека оборудована:
- компьютер с монитором – 2 шт;
- ноутбук – 2 шт;
- лазерное черно-белое МФУ;
- АИБС MAРК SQL Школьная библиотека.
Библиотечный фонд насчитывает:
- Общий фонд – 17168 экз.
- учебной литературы –9171 экз;
- электронных пособий – 248 шт.
Количество читателей – 726
Количество посещений -3909
В 2022 году учебный процесс обеспечен программной и учебно-методической литературой на 100%. Фонд библиотеки состоит из различных видов учебной, научно-популярной, программно-методической, художественной литературы, электронных документов и формируется в соответствии с учебными планами и программами, анализом книгообеспеченности образовательного процесса.
Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с ФПУ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательную программу общего образования с учетом потребностей школы и учебными программами, главной целью которых является реализация государственных образовательных стандартов.
Приказом № 132 по школе от 03.04.2023 года определен список учебников и учебных пособий из перечня, допущенных к использованию для реализации выше указанных программ.
Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), печатных, аудиовизуальных и электронных документов.
С усилением внимания к обеспечению учебного процесса электронными учебными изданиями и расширением доступа к ним электронная библиотека содержит: учебные пособия, учебники. Студенты имеют свободный доступ к электронной библиотеке, существует электронный каталог всей имеющейся в библиотеки литературы.
Обеспеченность студентов Техникума учебной, учебно-методической, научной литературой, периодическими и справочными изданиями соответствует нормативным требованиям.
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, местного (субвенции) бюджета.
В школе создана медиатека, включающая художественную и методическую литературу по различным образовательным предметам, аудио- и видеокассеты, компьютерные диски, используемые в образовательной деятельности, электронные версии учебных и/или наглядных пособий по предметам или темам; электронные версии энциклопедий, справочников, словарей. Также имеется своя база электронных учебников.
Поступление в фонд библиотеки в 2022 году
Окружной бюджет | Муниципальный бюджет | Средства ООУ |
Количество | Сумма, руб | Количество | Сумма, руб | Количество | Сумма, руб |
2022 |
Учебники |
801 | 425157,70 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Основной фонд |
0 | 0 | 53 | - | 0 | - |
Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной организации фондов.
Как и в прошлом году делалось все, чтобы читатели имели возможность познакомиться с основным фондом. Для этого наиболее яркие и значимые книги выставлялись в открытом доступе в соответствии с читательскими интересами и потребностями. Тем самым частично решалась задача по качественному обслуживанию читателей и формированию у них культуры чтения.
В прошедшем учебном году продолжалась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причиненного книгам. Проводились беседы с учащимися о бережном отношении к книгам. Для учащихся начальной школы проводились библиотечные уроки «Правила обращения с книгой» и практические занятия по ремонту книг из основного фонда. Из-за отсутствия новых поступлений художественной литературы, снижается качество основного фонда. Учащиеся с неохотой пользуются устаревшей и ветхой литературой. Данная ситуация влияет и на показатели.
Наличие электронно-библиотечных систем, иных информационных систем, характеристика уровня доступа учащихся к этим условиям.
В школе с 2011 года функционирует АИБС «MAРК SQL Школьная библиотека»:
Библиотека обеспечивает раскрытие состава и содержания фонда в системе каталогов с целью точного, полного и оперативного удовлетворения информационных запросов всех категорий пользователей библиотеки. Для выполнения этих задач осуществляет каталогизацию документов на всех видах носителей, организует и ведет как традиционные каталоги, картотеки для подразделений библиотеки, так и электронный каталог в АИБС MAРК SQL, который включает в себя 3298 записи.
Продолжаются работы по пополнению баз данных электронного каталога школьной библиотеки.
№ | Наименование БД | Количество записей. |
1 | Медиатека | 281 |
2 | Книги | 863 |
3 | Учебники | 627 |
4 | Книги 2 | 1527 |
Доступ к электронному каталогу читателей в библиотеке осуществляется с помощью компьютеров в читальном зале электронной библиотеки.
Библиотекой была внедрена новая форма донесения информации - онлайн-выставки, посвященные знаменательным датам, размещенные на сайте школьной библиотеки. Например: «5 самых интересных книг Жюль Верна для подростков» (http://biblioteka.volsk-sh-3.edusite.ru/p47aa1.html), «10 лучших книг о Великой войне и Великой Победе» (http://biblioteka.volsk-sh-3.edusite.ru/p45aa1.html)
Материалы публиковались и обновлялись ежемесячно, по настоящее время эта форма работы актуальна и востребована.
Реализуемая школой модель информационной среды позволяет педагогическому и ученическому коллективу активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Школа подключена к сети Интернет. Использование Интернет – ресурсов доступно школьникам в урочное и внеурочное время для подготовки. В целях обеспечения психического здоровья детей, защиты их от негативного влияния Интернет - угроз на компьютеры установлена контент-фильтрация.
Для обеспечения прозрачности образовательного и воспитательного процессов, доступности родителей к любой информации организации учреждение имеет свой сайт. Сайт образовательного учреждения обеспечивает открытость, доступность и достоверность информации: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных образовательных программах, о ФГОС, о составе педагогических работников, о материально-техническом обеспечении, об оснащенности образовательного процесса и т.д.
Информатизация школы позволила создать предпосылки для обеспечения доступа учащихся и учителей школы к различным современным информационным образовательным ресурсам, расположенным в сети Интернет.
Из этого следует, что одной из задач и функций школьной библиотечно-информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов.
Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования.
Электронный каталог, издания на электронных носителях и ресурсы Интернет, к которым имеют доступ читатели библиотеки, дают возможность говорить о сформированности электронного справочно-поискового аппарата библиотеки.
Вместе с тем актуальной задачей дальнейшего развития остается создание электронной библиотеки, оцифровка библиотечного фонда.
Кроме того, принимаются во внимание современные достижения в области информатизации и новых информационных технологий, опыт их практического применения в общеобразовательных учреждениях.
Информатизация осуществляется в рамках следующих направлений:
- развитие технической базы;
- развитие информационных ресурсов и технологий;
- развитие информационной культуры (включая пользовательские компетенции).
Мероприятия по обеспечению ограничения доступа обучающихся к информационным ресурсам, в том числе и сети Интернета, наносящим вред физическому и психологическому здоровью обучающихся.
В исполнении Федеральных Законов от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремизма» (ред. от 21.07.2014), от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 29.06.2013), в целях обеспечения ограничения обучающихся к информации приносящей вред их здоровью и развитию, в том числе экстремистского содержания, имеющаяся в библиотеке продукция (учебники, программно-методическая, научно-познавательная, художественная литература) используется в соответствии с классификацией информационной продукции, предназначенной для обучения и воспитания детей.
Согласно приказу от 01 сентября 2022 № 263 «О создании комиссии по проверке библиотечного фонда на наличие экстремистской литературы», создана постоянная комиссия.
В обязанности комиссии входит: производить сверку фонда библиотеки-медиатеки вновь поступающих документов на предмет отсутствия в них материалов экстремистской направленности с регулярно обновляемым списком экстремистских материалов, размещенном на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, и составлять акты сверки с периодичностью один раз в квартал; своевременное отслеживание обновлений Федерального списка экстремистских материалов, размещенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, с периодичностью не реже 1 раза в месяц;- оперативное информирование комиссии с обновлениями Федерального списка экстремистских материалов и незамедлительное устранение материалов экстремистской направленности из фонда открытого доступа для обучающихся, в случае обнаружения таковых.
Вывод: В ходе самообследования в части оценки библиотечно-информационного обеспечения установлено: учебный фонд скомплектован в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных учреждениях, библиотечного фонда достаточно для реализации образовательных программ.
В целом, объем учебной и учебно-методической литературы, информационного обеспечения является достаточным для ведения образовательной деятельности, но для доступа к качественной образовательной литературе необходимо:
- библиотеку обеспечить включением в локальной сеть школы и непрерывным доступом к сети Интернет;
- постепенно обновить основной и учебный фонд новыми изданиями;
- укомплектовать библиотеку электронными информационно-библиотечными ресурсами.