СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование Тема: Мотивация как средство повышения качества знаний в свете требований ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мотивация как средство повышения  качества

                            знаний  в свете требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Самообразование Тема: Мотивация как средство повышения качества знаний в свете требований ФГОС»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «БОХАНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»















Тема: Мотивация как средство повышения качества

знаний в свете требований ФГОС











Автор опыта: Комаров А.Ю. преподаватель спец дисциплин













2020г

п.Бохан

Содержание:

Информация об опыте

Условия становления и развития опыта

Актуальность опыта

Ведущая педагогическая идея опыта

Длительность работы над опытом

Диапазон опыта

Теоретическая база опыта

Новизна опыта

Технология опыта

Определение цели

Постановка задач, способствующих достижению данной цели

Описание содержания образования и средств достижения

Результативность опыта

Список литературы.





















1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1Условия возникновения опыта

Быстрое развитие науки, техники и уровень образовательной подготовки пришли в последние годы в противоречие. Поиск путей разрешения противоречий связан с решением проблемы совершенствования содержания образования и методов обучения.

Каждый преподаватель как и учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и творческим желанием занимались в техникуме. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и преподавателям/мастерам и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно учиться, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению, нет стимула, а порой и желания учиться лучше, а « не как все».

В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний?

Педагогический опыт показывает, что обучающихся нельзя успешно учить, если он относится к учению и получению знаний равнодушно, без интереса, не проявляя потребности к ним. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности.

В современном мире на первый план выходит не просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям и навыкам, а разностороннее развитие личности. Главная задача современного педагога состоит в раскрытии способностей каждого ученика. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы необходимых потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования в условиях введения ФГОС, когда на первый план выходит личность обучающегося, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача педагога, реализующего ФГОС – организовать деятельность студента таким образом, чтобы у них возникло желание решать проблемы урока.

1.2 Актуальность опыта

Мотивация – один из основных факторов развития социальной и образовательной деятельности обучающегося, перспектив его дальнейшего теоретического и практического роста как востребованного специалиста общества.

В каждом группе есть обучающиеся, которые учатся лучше или слабее остальных. Причинами этого является отношение обучающегося к предмету, состояние здоровья, индивидуально- типологические особенности, различный уровень учебной мотивации. Почему меня заинтересовала именно эта тема, тема мотивации учебной деятельности обучающегося? Проведенная первая диагностическая работа показала различные результаты, свидетельствующие о разном уровне усвоения знаний.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку техникум должен выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей данного опыта является создание на уроке ситуаций в организации учебного процесса, при которых обучающиеся с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность. Высокий уровень мотивации при обучении ребят, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для студентов видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если обучающийся не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность студента, преподаватель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Внедрение в практическую деятельность предполагаемого педагогического опыта должно обеспечить:

повышение качества обучения;

повышение уровня познавательной активности;

повышение интереса к обучению;

развитие личности обучающегося



1.4 Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2014г. по 2020г. Работа велась поэтапно до момента выявления результативности. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась диагностическая работа. На заключительном этапе обобщался опыт. Проводимая диагностика показала успешность работы для решения педагогической проблемы.

1.5 Диапазон опыта.

Диапазон опыта очень широк. Это необычная форма обучения, включающая следующие виды уроков: уроки дискуссии, уроки- исследования, уроки выполнения творческих заданий, уроки- консультации, уроки самоконтроля и самооценки, творческие задания на различных этапах урока, использование результатов повседневных наблюдений.

1.6. Теоретическая база опыта.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.



Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитие. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический.

В теории мотивации А. Маслоу омотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).

Мотивы учения :внешние (мотивы обучения),внутренние (мотивы учения)

осознанные (умения обучающегося рассказать о том, какие причины побуждают его к действию)

неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)

реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие достижения)

мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)

Самостоятельность – определение объекта, средств деятельности, ее осуществления самим обучающимися без помощи взрослых и наставников.

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Компоненты активности:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность выполнения заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень и др.

Познавательная активность и самостоятельностьобучающегося неразделимы.

Сегодня проблема мотивации учебной деятельности всё шире используется в контексте требований ФГОС .



1.7 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в повышении качества образования, получении обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в свете новых требований Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Основными подходами в становлении опыта стали:

учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить студенту чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности;

создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие личности каждого обучающегося;

понимание, признание и принятие личности обучающегося, основанное на способности преподавателя учитывать точку зрения студента и не игнорировать его чувства и эмоции.

Система работы преподавателя включает в себя следующее:

исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения студента;

организация учебно- познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве;

создание условий для достижения личностных и метапредметных результатов.



2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1. Для выявления наличия и предметной направленности познавательных интересов обучающихся провел анкетирование учащихся.

Результаты анкетирования показали следующее:

Безразличное, отрицательное отношение к учению:

бедность и узость мотивов учения;

познавательные мотивы исчерпываются отношением к результату;

не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности;

не сформирована учебная деятельность;

отсутствует умение выполнять действия по развернутой инструкции взрослого;

отсутствует ориентация на поиск разных способов действий.

Положительное (ситуативное) отношение к учебе:

неустойчивое переживание новизны, любознательности, непреднамеренного интереса;

возникновение первых предпочтений одних предметов другим;

учебная деятельность характеризуется выполнением простых видов самоконтроля

Психологом техникума была проведена диагностика учебных возможностей студентов. Результаты были следующие

Максимально высокий уровень мотивации- 12%, среди предметов, к которым обучающиеся проявляют интерес был отмечен устройство тракторов и автомобилей, но его рейтинг составил всего35%.

Поиск ответа на этот вопрос привел к следующему выводу: вышеизложенной ситуации не возникает, если преподаватель решает следующую педагогическую задачу – выращивать познавательные потребности своих студентов и, соответственно, мотивов учения.

Решая эту задачу, я начал изучать психолого – педагогическую литературу и обнаружил, что психологи дают различные определения понятий «мотив» и «виды мотивов», отсутствуют четкие инструкции, как это претворить в нашу педагогическую деятельность.

В результате я вышел на следующие проблемы:

Действительно ли педагогическая деятельность соотносится с принципами мотивации учебной деятельности?

Каково значение мотивации?

Что такое мотив и какие существуют способы мотивации?

Насколько я в собственной педагогической практике использую принципы учебной деятельности учащихся?

Чтобы деятельность обучающегося была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, у студента должна быть предварительно сформирована внутренняя цель деятельности («Я- цель»).

Ее возникновению предшествует появление потребности и, почти одновременно, мотива деятельности.

Следовательно, мотивация деятельности студента – первая и основная задача преподавателя, без которой нельзя решить никакие педагогические задачи.



2.2.Описание содержания образования и средства достижения цели

С целью формирования мотивации использую следующие способы мотивации:

Создание проблемной ситуации

Этот способ дает:

-творческое владение знаниями, навыками, умениями;

-развитие мыслительных способностей;

-усвоение способов самостоятельной деятельности

Необычная форма обучения

(нестандартная форма урока, метод, прием обучения):

-вовлечение всех в учебную деятельность, т. е. осуществляется принцип активности в процессе обучения (один из основных принципов дидактики);

-побуждение, стимулирование к учебной деятельности;

-пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету;

-возникновение реакции на новизну учебного материала.



Поэтому стараюсь применять следующие виды уроков: уроки дискуссии, уроки- исследования, уроки выполнения творческих заданий, уроки- консультации, уроки самоконтроля и самооценки, уроки- имитационные игры.

Данные виды уроков нацеливают преподавателя на максимальное развитие студентов в творческой деятельности.

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности

- формирование учебных действий самооценки;

-снижает стресс и напряжение при оценивании ответов

Культура общения (вербальные и невербальные способы общения)

-удержание внимания обучающихся;

-пробуждение разного вида эмоций;

-освоение обучающимися диалектики общения.

Чувство юмора

-часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда другие способы педагогического воздействия не помогают)

Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта обучающегося

-усвоение знаний, умений и навыков через личный опыт студента;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся

-включение в обучение эмоциональной схемы;

-использование опыта жизнедеятельности.

Создание ситуации успеха



2.3. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации



Содержание учебного материала усваивается обучающимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности,- от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

Отношение обучающихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того чтобы у обучающихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом.

Изучение каждого раздела состоит из следующих этапов:

-мотивационного

- операционно- познавательного

-рефлексивно – оценочного



Мотивационный этап

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.

Мотивационный этап состоит из следующих учебных действий:

-создание учебно- проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения темы (беседа, рассказ о значимости данной темы, создание проблемной ситуации, практическая работа)

- формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основной проблемы в созданной учебно- проблемной ситуации завершается формулировкой учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения темы.

Формулирование основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.

Операционно- познавательный этап

Рефлексивно – оценочный этап

Этап итоговый в процессе изучения темы, когда обучающиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, сопоставляя результаты деятельности с поставленными учебными задачами.

Работу по подведению итогов изучения организую так, чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у обучающихся формируется ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, т. е к появлению положительной учебной мотивации учебной деятельности.

При этом использую разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить обучающимся самостоятельность и инициативу.



2.4.Способы мотивации и методические приемы:

а). Задания игрового характера, повышающие мотивацию обучающихся

«Игра для ребенка – естественная потребность», утверждал В. Н. Сорока Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930г. Думаю, что с этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики очевидны. Во время игры дети чувствуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности В игре личность ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с преподавателем обучающийся получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А преподаватель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.(приложения)

б).Элемент занимательности как фактор повышения мотивации

«Смертный грех учителя быть скучным» Гербарт

Занимательность выступает в качестве стимула познавательного интереса.

На своих уроках использую занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в группе, и тогда она становится средством переключения эмоций , мыслей.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как техникум должен дать возможность каждому молодому человеку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания.

Чтобы достичь данного результата, группу лучше разделить на подгруппы с учетом психологических особенностей , характера каждого обучающегося.

Дифференцированный. подход к обучению приносит положительные результаты:

Уменьшается нагрузка на ребят, которым физически иногда трудно обучаться в рамках обычной программы, решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в группе улучшается психологический климат;

Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Критериями деления обучающихся на группы являются:

Объем имеющихся знаний,

Культура умственного труда;

Уровень познавательной активности;

Умение анализировать и обобщать;

уровень самостоятельности.

Студенты с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности.

Работа с сильными студентами предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности. у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.



Обучающиеся со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.

обучающиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в учебном в интеллектуальном и речевом развитии.

Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Проблема преодоления неуспеваемости –это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Такимребятам необходимы опорные схемы, таблицы.

В кабинете где проходят занятия, обязательно должны быть стенды

« Подсказка на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.

Этой группе обучающихся нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс решает задачи с доски, то слабые учащиеся выполняют задание по карточке.

д). Использование принципа наглядности

В процессе учебной работы использую иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, которое может, с одной стороны, облегчить восприятие и осмысление, с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

(иллюстрации, помогающие составить наглядное представление об этих героях и тех событиях, в которых они участвовали). На занятиях часто использую картинки или обобщающее видео по теме

Контроль как компонент учебной деятельности учеников реализую в формах самоконтроля и взаимоконтроля

Взаимоопрос в парах.

Максимально уплотнить время на уроках позволяет опрос в парах.

Опрос провожу в режиме «ученик – ученик». Сначала один обучающийся рассказывает изученное правило, затем меняются ролями. Опрос можно проводить по карточкам с ключом.

Постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом в процессе взаимоопроса в парах, осознание результатов этой деятельности развивает самостоятельность ребят.

У студента вырабатывается умение внимательно, не перебивая, слушать говорящего, в доброжелательной и вежливой форме корректировать высказывание собеседника, задавать уточняющие вопросы.

В процессе работы в парах на практике формируется чувство ответственности каждого обучающегося не только за качество собственных знаний, но и за успехи соседа по парте.

Самоконтроль

Одним из способов самоконтроля при проверке той или иной орфограммы являются схемы, таблицы, алгоритмы. Целесообразность использования таких форм обучения не вызывает сомнения.

Известно, что ребята воспринимающие мир в образах, часто рисуют на уроке. По мнению психологов, это защитная реакция ребенка от постоянного давления на него информации, подаваемой в моделях.

Поэтому в своей практике я использую иллюстрацию как альтернативу алгоритму и схеме.

Самоанализ и коррекция уроков

Постоянный самоанализ методики урока позволяет провести коррекцию, что способствует достижению намеченных целей. У одних обучающихся мотивация к обучению формируется быстрее, у других – постепенно. Поэтому важно прослеживать динамику развития студента, принятие им мотивов к познанию, совместно вырабатывать цели и средства достижения этих целей , и самое главное- это принятые им, а не навязанные учителем формы сотрудничества к данному виду учебной деятельности, искренняя заинтересованность преподавателя в успехе каждого обучающегося.



Для оценки результатов учебной деятельности использую следующие критерии:

Неудовлетворительный – обучающиеся задание не выполнили

Критический – задания выполнили отдельные обучающиеся

Хороший – задания выполнили половина или больше половины группы

Высокий – задания выполнили большинство обучающиеся

Оптимальный - задания выполнили все обучающиеся группы

Анализ деятельности позволяет отметить положительные результаты , которые заключаются в следующем:

Создание благоприятных морально- психологических условий для развития каждого студента;

Повышение активности и интереса к предмету;

Развитие самостоятельности обучающиеся;

Рациональная организация работы всех обучающихся и освоение большого объема материала за короткое время;

Установление доверительных отношений с преподавателем ;

Повышение качества знаний обучающиеся

3.Результативность опыта

В процессе работы по формированию положительной мотивации учебной деятельности очевидны положительные результаты.

Анализ деятельности позволяет отметить положительные результаты, которые заключаются в следующем:

Создание благоприятных морально- психологических условий для развития каждого обучающегося

Повышение активности и интереса к предмету;

Развитие самостоятельности обучающихся;

Рациональная организация работы всех обучающихся и освоение большого объема материала за короткое время;

Установление доверительных отношений с учителем ;

Повышение качества знаний обучающихся













































Список литературы

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.

5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,

6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. – Петербург, 1999.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!