СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока "Процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока "Процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов"»

Самоанализ урока технологии на тему:

«Процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов».

Преподаватель Лаптева М.В.

Урок проходил в группе плодоовощеводов второго периода обучения. Общий срок обучения- 2 года. Учащиеся занимаются 1,5 года. В группе 2 обучающихся (по норме наполняемости согласно Положению о специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа от 2005 года). Из них 1 обучающийся - «норма», а 1 человек - с ограниченными возможностями здоровья. Согласно характеристике по классификации Воронковой: 1 обучающийся м.б. отнесен ко 2-й группе по возможностям обучения.

Это требует создания условий для дифференциации в использовании как объема содержания материала, так и методов обучения.

Своей задачей я ставила: показать особенности работы преподавателя по формированию ОУУН у обучающихся «с проблемами в развитии» (формулировка согласно Уставу училища и Лицензии).

Эту проблему я считаю наиболее злободневной и первоочередной в своей деятельности, т.к. обучающиеся группы- это:

  1. подростки от 16 и 17 лет с разным образовательным цензом (1 ребенок обучается в 9-м классе коррекции, 1 в 9 классе общеобразовательной школы);

  2. 1 обучающийся находятся на низком уровне сформированности ОУУН, особенно информационных и аналитических (согласно данным первичной диагностики).

Тема урока: «Процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов, их особенностях». Это пятый урок по счету в общей теме «Хранение овощей». До проведения данного урока учащиеся уже знакомились с некоторыми условиями хранения овощей и фруктов, их особенностями и имеют общее представление о составе овощей и фруктов.

То есть, при изучении материала на уроке шла опора на уже имеющиеся знания.

Мною ставилась на урок следующие цели:

-образовательные. Создать условия для формирования у

обучающихся системных знаний о процессах, происходящих пи хранении овощей и фруктов.

-развивающие. Способствовать формированию у обучающихся ОУУН: планирования деятельности на урок, постановке целей деятельности, умения работать с различными источниками информации, осознанного чтения материала, умения выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, характеризовать объекты и явления по тексту учебника.

-Воспитательные. Способствовать формированию у обучающихся познавательной мотивации, осознанию обучающимися значимости учебного материала темы урока как основы высокой профессиональной подготовки плодоовощеводов; приучать обучающихся ставить цели для себя на урок и добиваться их достижения.

Т.к. данный урок был уроком изучения и первичного закрепления нового материала, то, считаю очень важным момент «введения» в урок обучающихся. Это я сделала с опорой на их самочувствие в начале урока, жизненный опыт и знания из других предметов (например, биологии: витамины, авитаминоз). Также привлечению внимания к изучаемому на уроке материалу, т.е. формированию познавательной мотивации способствовали: во- первых, загадки, которые обучаемые в силу своего возраста и развития, а также прошлых деприваций с удовольствием пытались разгадать.

Опираясь на вышеперечисленное, я организовала работу по постановке целей и принятию целей урока обучающимися. Ребята даже сами пытались ставить цели, а также учились планировать свои действия на урок (с моей помощью).

Часть урока состояла в изучении нового материала самостоятельно, обучению ребят работе с текстом (т.к. 1 обучающийся занимается в нашей группе 1 мес). Здесь решались следующие задачи формирования ОУУН:

    1. развитие умения читать ( «про себя»). Это очень важно, так как темп чтения 1 обучающегося группы составляет 70 слов в минуту, а это очень мало. Причем, не просто читать, а читать выборочно, выделяя основное, главное, согласно предъявленным мною требованиям к самостоятельной работе. (Образец заполнения таблицы мною был представлен перед обучающимися в начале самостоятельной работы);

    2. умения писать;

    3. умения организовывать деятельность во времени (на самостоятельную работу было дано 10 минут). Конечно, не все уложились во времени. Но, в основном, справились с работой за счет использования дифференцированного подхода, который состоял в предложении для самостоятельной работы по теме «процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов», разных по сложности поиска и количестве источников информации (обучающимся была предложена и справочная литература и учебники, а обучающемуся с проблемами в развитии- только учебник, где легче и быстрее можно было найти необходимую информацию).

Дифференцированный подход состоял также в оказываемой дозированной помощи: я подходила к обучающимся - коррекционникам и помогала им наводящими вопросами.

Результаты работы проверялись. Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха: он мог выйти и четко ознакомить товарищей с результатами выполненной работы. Также происходило развитие и коррекция речи через составление монологического рассказа по записи в тетради. Трудности в развитии слухового восприятия обучающихся я пыталась компенсировать иллюстративным материалом в таблице и рассматриванием образцов продукции.

На этапе закрепления материала формировались следующие ОУ умения:

  • сравнения (сравнивали процессы, происходящие в различных кульутрах);

  • обобщения.

Темп урока не был уплотненным, но, все -таки, материал, я считаю, по содержанию был отобран оптимально, все запланированное успели сделать. Даже осталось свободное время на проверку усвоения материала по карточкам- заданиям тестового характера.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо многократное «прокручивание» материала на уроке (от 5 до 8 раз). Развитие и коррекция произвольного внимания происходила через различные приемы повторения изученного. Если взять за основу то, что целью урока для обучающихся было понять и запомнить процессы, происходящие при хранении овощей и фруктов, то работу по достижению этой цели обучающиеся проделали:

  • при объяснении мною образца заполнения конспекта;

  • на этапе самостоятельного добывания знаний;

  • при восприятии и слушании ответов товарищей;

  • при записи материала в тетрадь;

  • при выполнении заданий тестового характера.

Я считаю, что обучающиеся материал усвоили. Что подтверждается и выводами, сделанными ими в конце урока, и правильно выполненными заданиями тестового контроля.

Мое мнение: урок целей достиг. Мне удалось если не на необходимом, то на оптимальном уровне решить поставленные задачи. Рефлексия в конце урока показала, что обучающимся урок понравился, материал в основном, усвоен. Недостатками урока считаю следующее:

-слабое чередование видов деятельности способствовало накоплению утомляемости и снижению познавательной активности. Но, с другой стороны, обучающиеся с проблемами в развитии не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро «врабатываться».

На будущее я сделала для себя выводы:

  • так как я начинающий преподаватель, тем более работаю с учащимися одновременно и с нормой, и с обучающимися с проблемами в развитии, то при подготовке к урокам мне необходимо более дифференцированно подходить к обучающимся;

  • мне следует более детально изучить методы и приемы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

М.В. Лаптева




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!