Самоанализ урока литературы в 8 А классе на тему «Изображение «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Учитель русского языка и литературы
Мирзоян Н.А
Учащиеся 8 А класса проявляют активную читательскую позицию. У них сформированы умения и навыки работы с текстом, что позволяет им анализировать художественное произведение, определять его проблематику, использовать литературоведческую терминологию.
На изучение данного произведения программой по литературе под редакцией В. В Коровиной отводится 2 часа. Данная тема является завершающей в системе уроков по творчеству Н.В. Гоголя.
При планировании урока мною учтены возрастные особенности учащихся, а также влияние на подростков современного мира, поэтому много внимания уделяется морали, милосердию, человечности, а не только обличию скудности личных качеств главного героя.
Тип урока — исследование с элементами анализа текста.
Универсальные учебные действия :
Метапредметные. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. Умение структурировать знания.
Личностные. Воспитывается уважение к литературе, культуре своего народа; формируются ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
Регулятивные. Учатся умению самостоятельно определять цели своего обучения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеть основами самоконтроля.
Познавательные. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; ориентироваться в тексте художественного произведения
Коммуникативные. Учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеть устной монологической речью.
Исходя из особенностей класса, темы и типа урока обучающий аспект целей урока можно сформулировать следующим образом:
формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения;
развитие лингвистической компетенции, которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки;
Таким образом, я старалась, чтобы поставленные задачи были связаны как с развитием общеучебных навыков у учащихся, так и с развитием их личностных качеств.
Структура была сформирована так.
На первом этапе урока произошло совместное целеполагание
Усвоение нового материала происходило через постановку проблемы, которую ученики решали в течение всего урока.
Для обеспечения работы на уроке использовались разнообразные средства обучения: презентация, видеофрагмент фильма, таблицы текстовые, словари и другие...
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи.
Для раскрытия главного материала мною выбраны словесные методы (рассказ, эвристическая беседа, работа с книгой, словарём)
Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке: информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве; технология развития критического мышления,
технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний.
Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока.
Считаю, что данный урок имеет большую воспитательную направленность, помогает детям увидеть, понять мир нравственных, духовных ценностей писателя.