Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Целью моей работы является: выявление роли нестандартных форм проведения уроков в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
изучение психолого - педагогической литературы по проблеме форм проведения нестандартных уроков;
определение основных особенностей нестандартных уроков;
разработка и проведение нестандартных уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ нестандартных форм»
КГУ «Основная школа имени Е. Омарова»
Самоанализ творческой работы
«Использование нестандартных форм уроков
на уроках русского языка и литературы»
Учитель – Ибраева Жанара Жаксыбековна, стаж – 12 лет,
образование – высшее, категория – II.
Нестандартные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.
Целью моей работы является: выявление роли нестандартных форм проведения уроков в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
изучение психолого - педагогической литературы по проблеме форм проведения нестандартных уроков;
определение основных особенностей нестандартных уроков;
разработка и проведение нестандартных уроков.
Нестандартный урок – это импровизационное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильных шагов в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических признаков, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Я же придерживаюсь к мнению первых, так как вижу плюсы в использовании таких форм уроков. Использование нестандартных форм уроков на уроках русского языка и литературы позволяет развивать устную и письменную речь, критическое мышление, память, зрительную и слуховую память.
Минусы при проведении нестандартных форм уроков отсутствие интерактивной доски, в малочисленности учащихся.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные формы нестандартных уроков, которые нравятся моим ученикам: уроки соревнования, уроки творчества, уроки фантазии, уроки игры, межпредметные уроки.
Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся.
Проводиться тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал.
Придумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и в отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.
Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу.
Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли те уроки, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна мера и мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. То есть не совсем часто нужно использовать данную форму урока, а в соответствии с тематикой урока. Место нестандартных уроков определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.