ФГВУ «Орловское СПУ ЗТ»
Самоанализ урока технологии на тему «Зеленные овощные культуры».
Преподаватель Лаптева М.В.
Урок проходил в группе плодоовощеводов первого периода обучения. Общий срок обучения- 1 год. Учащиеся занимаются 6 месяцев. В группе 6 обучающихся (по норме наполняемости согласно Положению о специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа от 2005 года) все дети- с ограниченными возможностями здоровья. Согласно характеристике по классификации Воронковой: двое обучающихся могут быть отнесены к 1-й группе по возможностям обучения 2-е- ко 2-й группе, 2-е- к 3-й группе.
Это требует создания условий для дифференциации в использовании как объёма содержания материала, так и методов обучения.
Своей задачей я ставила: показать особенности работы преподавателя по формированию ОУУН у обучающихся «с проблемами в развитии» (формулировка согласно Уставу училища и Лицензии).
Эту проблему я считаю наиболее злободневной и первоочередной в своей деятельности, так как обучающиеся группы- это:
подростки от 14 до 16 лет с разным образовательным цензом (1 ребенок обучается в 7-м классе коррекции, остальные 5- в 8-м классе коррекции);
2-е обучающихся находятся на низком уровне сформированности ОУУН, особенно информационных и аналитических (согласно данным первичной диагностики).
Тема урока: « Зеленные овощные культуры». Это 18-й по счёту в общей теме «Овощеводство». До провепроведения данного урока учащиеся уже знакомились с некоторыми овощными культурами и имеют общее представление об их выращивании:
- о сроках посева,
- о видах почвы (из предмета «Биологические основы агрономии»),
- об уходе, уборке и применении выращенной продукции.
Они знают, как обозначаются символами глубина заделки семян, темпертур а появления всходов и т.д.
То есть, при изучении материала на уроке шла опора на уже имеющиеся знания.
Мною ставились на урок следующие цели:
Образовательная: способствовать созданию условий для формирования у обучающихся системных знаний об агротехнике зеленых овощных культур.
Развивающая: способствовать формированию у учащихся ОУУН: планировать деятельность на урок, ставит цели деятельности, умения работать с различными источниками информации, осознанного чтения материала, умения выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, характеризовать объекты и явления по тексту учебника.
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся познавательной мотивации, осознанию учащимися значимости учебного материала темы урока как основы высокой профессиональной подготовки плодоовощеводов; приучать учащихся ставить цели для себя на урок и добиваться их достижения.
Коррекционная: коррегировать развитие мыслительной деятельности у обучающихся (установление логических и причинно- следственных связей).
Так как данный урок был уроком изучения и первичного закрепления нового материала, то, считаю очень важным момент «введения» в урок обучающихся. Это я сделала с опорой на их самочувствие в начале урока, жизненный опят и знания из других предметов (например, биологии: витамины, авитаминоз). Также привлечению внимания к изучаемому на уроке материалу, то есть формированию познавательной мотивации способствовали: во-первых, загадки, которые обучаемые в силу своего возраста и развития, а также прошлых деприваций с удовольствием пытались разгадать; во-вторых, интересный, заранее подготовленный рассказ обучающегося под названием «Путешествие Кука» (об использовании и пользе зеленных культур).
Опираясь на вышеперечисленное, я организовала работу по постановке целей и принятию целей урока обучающимися. Ребята даже сами пытались ставить цели, а также учились планировать свои действия на урок (с моей помощью).
Вся основная часть урока состояла в заполнении таблицы и обучению ребят работе с ними. Здесь решались следующие задачи формирования ОУУН:
развитие умения читать («про себя»). Это очень важно, так как темп чтения некоторых обучающихся группы очень мал. Причем не просто читать, а читать выборочно, выделяя основное, главное, согласно предъявленным мною требованиям к самостоятельной работе. (Образец заполнения таблицы мною был представлен перед обучающимися в начале самостоятельной работы);
умение писать;
умения организовывать деятельность во времени ( на самостоятельную работу было дно 10 минут). Конечно, не все уложились во времени. Но, в основном, справились с работой за счет использования дифференцированного подхода, который состоял в предложении для самостоятельной работы зеленных культур, разных по сложности поиска и количестве источников информации (обучающимся была предложена и справочная литература, и учебники, и пакетики с семенами, а самым слабым обучающимся- только учебник, где легче и быстрее можно было найти необходимую информацию).
Дифференцированный подход состоял также в оказываемой дозированной помощи: я подходила к обучающимся и помогала им наводящими вопросами.
Результаты работы проверялись. Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха: он мог выйти и четко ознакомить товарищей с результатами выполненной работы. Также происходило развитие и коррекция речи через составление монологического рассказа по таблице. Я считаю, что использование на уроке перед глазами обучающихся образца заполнение таблицы (на слайдах) после проговаривания обучающимися результатов самостоятельно выполненной работы позволяло им в более быстром темпе и более грамотно вести записи. Задействование в работе аудиовизуальной и кинестетической сферы способствовало лучшему восприятию и запоминанию материала. Таким образом, трудности в развитии слухового восприятия обучающихся я пыталась компенсировать иллюстративным материалом (на слайдах) и рассматриванием образцов готовой продукции.
На этапе закрепления материала формировались следующие ОУ умения:
-сравнения (сравнивали общее и различия в агротехнике различных культур);
-обобщение.
Темп урока был уплотненным, но, материал, я считаю, по содержанию был отобран оптимально, всё запланированное успели сделать.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо многократное «прокручивание» материала на уроке (от 5 до 8 раз). Развитие и коррекция произвольного внимания происходило через различные приемы повторения изученного. Если взять за основу то, что целью урок для обучающихся было понять и запомнить общую агротехнику зеленных культур, то работу по достижению этой цели обучающиеся проделали:
- при объяснении мною образца заполнения таблицы;
- на этапе самостоятельного добывания знаний;
- при восприятии и слушании ответов товарищей;
- при записи материала в таблицу;
- при работе с содержанием таблицы.
Я считаю, что обучающиеся материал усвоили. Что подтверждается выводами, сделанными ими в конце урока.
Моё мнение: урок целей достиг. Мне удалось если не на необходимом, то на оптимальном уровне решить поставленные задачи. Рефлексия в конце урока показала, что обучающимся урок понравился, материал, в основном, усвоен. Недостатками урока считаю следующее: слабое чередование видов деятельности способствовало накоплению утомляемости и снижению познавательной активности, но с другой стороны, обучающиеся с проблемами в развитии не могу быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро «врабатываться».
На будущее я сделала для себя выводы- так как я работаю с обучающимися с проблемами в развитии, то при подготовке к урокам мне необходимо более дифференцированно подходить к обучающимся; - мне следует более детально изучить методы и приемы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
М.В.Лаптева