СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С законом на Ты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на систематизацию юридических навыков

Просмотр содержимого документа
«С законом на Ты»

Содержание.

Введение

Подготовительный этап

Ход  мероприятия

Заключение  

Литература          

Приложение

































ВВЕДЕНИЕ

Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс


Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих над проблемой правового воспитания обучающихся и формирования у них творческого потенциала. Преподаватель гуманитарных дисциплин должен находить такие эффективные способы взаимодействия со студентами, которые развивают их творческий потенциал и способствуют организации образовательной деятельности.

Проведение внеклассного мероприятия на тему правовой грамотности увеличивает возможности сплочения коллектива и предотвращения нарушения законодательства.

Данное занятие проводится в форме блицтурнира и позволяет формировать отношение к праву, как ценности. Проведение внеклассного мероприятия требует использование современных средств и форм организации занятия. Студенты могут подготовить дополнительный материал в виде названия команды и девиза.

Целью данной методической разработки :

расширить  представление  о  проведении  мероприятий  на темы  правовых  отношений, воспитание правовой  культуры, правильного  отношения  к  законодательной базе страны , развить  чувства ответственности   за  свои действия, воспитание   уважения  к  закону.

Задачи:

  1. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  2. формировать систему правовых знаний;

  3. способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  4. развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  5. на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  6. помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  7. развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

  8. формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

- подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения внеклассного мероприятия;

-    структура внеклассного мероприятия;

  -   методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;

-    заключительный этап   или  рефлексия - подводит итоги проведенного мероприятия.










ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Проведение блицтурнира в работе преподавателя требует особой подготовки с учетом возрастных особенностей студентов. Внеклассное мероприятие на тему правовых отношений можно планировать на каждом курсе, но для младшекурсников такое общение имеет актуальное значение, так как, они находятся на пороге множества соблазнов и выборов.

Студентам заранее сообщается тема и дается задание подготовить название совей команды и придумать девиз. Для проведения внеклассного мероприятия необходимо провести предварительную работу. Провести ряд занятий на тему «Право».

Для улучшения коммуникативного аспекта необходимо студентов разместить за круглые столы, выбрать ведущих и сформировать жюри.

Время проведения:  1 час 30 минут

Место проведения:   актовый зал техникума

Участники: В игре участвуют команды обучающихся по 5 человек от учебной группы.

Форма проведения: Игра проводится в актовом зале в форме блицтурнира.

Оборудование: листы с заданиями для команд, оценочные бюллетени для жюри, компьютер с мультимедийной установкой, презентация, микрофоны, музыкальная аппаратура.

 Домашнее задание:   подготовка  названия и девиза для команды.

   







ХОД ИГРЫ

Организационный момент: (слайд 1)

Преподаватель. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя, гости. Сегодня проводим правовую игру «С законом на «ТЫ».

Встречаем команды! Ребята, сегодня они покажут свои знания по праву. Будете отвечать на вопросы, решать правовые задачи, показывать подготовленное домашнее задания.

(слайд 2) Целью сегодняшнего мероприятия в форме блицтурнира является обобщение знаний обучающихся правовых норм, сформировать умение правильно действовать в различных жизненных ситуациях, добиться того, чтобы законопослушное поведение стало руководством в повседневном поведении ребят.

(слайд 3)Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • формировать систему правовых знаний;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  • помочь обучающемимся осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Преподаватель. Рада представить судейскую команду. Представление жюри.


(слайд 4) 1________________________________________________________

(слайд 5) 2__ _____________________________________________________

(слайд 6)3_________________________________________________________

(слайд7) Ребята, удачи. Жеребьевка. (приложение 1)

(слайд 8) Преподаватель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

(слайд 9) Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд 10) Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.

  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.

(слайд11)

  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой-либо причине.

  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

(слайд 12) Преподаватель: Итак, мы приступаем, и первым этапом нашего конкурса является Представление команд.

Максимальное количество баллов за приветствие – 3 балла.

(слайд 13) II Этап. Разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл

Вопросы для 1 команды:


(слайд 14)

  1. Год принятия Конституции РФ?

(слайд 15) (1993)

  1. (слайд 16) Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?

(слайд 17) (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения)

  1. (слайд18)Депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ может быть избран гражданин

(слайд 19) (достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)

  1. (слайд 20) С какого возраста наступает уголовная ответственность?

(слайд 21) (с 16 лет)

  1. (слайд 22) Юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

(слайд 23) (Кодекс)

  1. (слайд 24) Расшифруйте аббревиатуру КоАП?

(слайд 25) (Кодекс об административных правонарушениях)

  1. (слайд 26) В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

(слайд 27) (1989 г.)

  1. (слайд 28) Эти органы центрального управления заменили в России приказы. Они назывались?

(слайд 29) (коллегии)

  1. (слайд 30) Какой центральный орган в РФ обладает исполнительной властью?

(слайд 31) (Правительство)

  1. (слайд 32) Кем осуществляется правосудие в РФ?

(слайд 33) (судом)

  1. (слайд 34) Что такое правонарушение?

(слайд 35) (виновное противоправное деяние, противоречащее нормам права)

  1. (слайд 35) Расшифруйте аббревиатуру ЗАГС?

(слайд36)

  1. (слайд 37) С какого возраста ребенок обладает правами?

(слайд 38) (С рождения)

  1. (слайд 39) Президент РФ избирается сроком на…

(слайд 40) (6 лет)

  1. (слайд 41) С какого возраста гражданин в РФ получает паспорт? 

(слайд 42) (14 лет)

  1. (слайд 43) Расшифруйте аббревиатуру УК РФ?

(слайд 44) (Уголовный кодекс)

  1. (слайд 45) Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства?

(слайд 46) (Референдум)

  1. (слайд 47) Назовите, кто не может участвовать в выборах в РФ?

(слайд 48) (недееспособные граждане, заключенные)

  1. (слайд 49) С какого возраста наступает административная ответственность?

(слайд 50) (с 16 лет)

  1. (слайд 51) Кто из российских императоров ввел в действие Свод законов Российской империи?

(слайд 52) (Николай 1)

(слайд 54) 3 этап «Правовые заморочки». Командам раздаются карточки с заданием. Время выполнения 3 минуты.

  1.  Определить вид правонарушения в следующих ситуациях. За каждый правильный ответ 1 балл. (слайд 55) (Приложение 2)

Ситуация

Вид правонарушения

1.

Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен

Преступление

2.

На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались

Административное правонарушение

3.

Ученик постоянно опаздывал на уроки в школе

Дисциплинарный проступок

4.

Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры

Административный проступок

5.

Школьники разбили окно в классе

Гражданско – правовой проступок

6.

Иван распространял во дворе дома наркотические средства

Преступление

7.

Подростки заставляли своего знакомого выпить пиво

Административный проступок

8.

Марине продали в магазине некачественный товар

Гражданско-правовой проступок

9.

Алексей ехал на автобусе, не купив билет

Административный проступок

10.

Ребята разорили птичье гнездо

Административный проступок


вопроса

Правильный ответ
























(слайд 56) 4 этап Ветви власти

Команды получают карточки с различными ситуациями проявления власти. Определите ветви власти (за каждый правильный ответ – 1 балл). Время выполнения – 2 минуты (Приложение 3)

(слайд 57)

1. Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).

2. Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).

3. Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).

4. Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).

5. Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления (исполнительная).

6. Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии (законодательная).

7. Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).

8. Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Президента от должности (законодательная).

9. Президент издает Указ о помиловании группы осужденных (исполнительная).

10. Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).

(слайд 58) 5 Этап Субъекты РФ (За каждый правильный ответ 1 балл). Время выполнения – 3 минуты


(слайд 59) Распределить субъекты РФ по статусу (приложение 4)

Республика

Область

Края

Города федерального значения

Автономная область

Автономный округ








  1. Адыгея

  2. Хакасия

  3. Еврейская

  4. Смоленская

  5. Тюменская

  6. Ханты – Мансийский (Югра)

  7. Калужская

  8. Татарстан

  9. Камчатский

  10. Красноярский

  11. Москва

  12. Ставропольский

  13. Ямало – Ненецкий

  14. Калининградская

  15. Саратовская

  16. Чукотский

Ответы:

Республика

Область

Края

Города федерального значения

Автономная область

Автономный округ

1,2,8

4,7,14,15

9,10, 12

11

3

6,13,16


(слайд 60) 6 Этап «вид юридической ответственности» (приложение 5)

Командам по порядку, называются различные ситуации, нужно определить какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».

- Ученик разбил стекло (административная ).

- Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

- Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).

- Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).

- Гражданин из мести поджог дом соседа (административная).

- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная).

- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).

- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная).

- Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).

За каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Представители милиции дают свои комментарии к каждой из этих ситуаций, разъясняют, в чем отличии между уголовной и административной ответственностью.

(слайд 61) 7 Этап «Преступление и наказание».

Командам называется задание из предоставленных ответов необходимо выбрать правильный. За каждую верно решенную карточку команда получает 1 баллу

(слайд 62)

Карточка №1.

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые. (ответ 4.)

Карточка №2.

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские. (ответ 1.)

Карточка №3.

Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.

Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.

Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло. (ответ 2.)

Карточка №4. Дмитрий, 12 лет, был задержан за мелкие кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью. (ответ 5.)

Карточка №5.

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное. (ответ 3.)

Карточка №6. Анатолий З. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс. руб. (ответ 6.)

Варианты ответов:

1. Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.

2. Условное осуждение.

3. Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.

4. Освобождение от наказания с передачей на поруки.

5. Отсрочка исполнения наказания.

6. Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.





(слайд 63) 8 Этап «Мораль или право?».

Ведущий: Следующий конкурс будет для капитанов. Я буду называть ситуацию, а вы должны будете определить в каких случаях наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая. И поднять соответствующую карточку.

- (слайд 64) Сергей солгал матери (слайд 65) (моральная).

- (слайд 66)Террорист попытался угнать самолет (слайд 67) (юридическая).

- (слайд 68)Тонул человек, прохожий не принял никаких мер (слайд 69) (юридическая).

- (слайд 70)Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (слайд 71) (моральная).

- (слайд 72)Аркадий сломал дерево (слайд 73) (моральная).

- (слайд 74)Девушка украла чужого ребенка (слайд 75)(юридическая).

- (слайд 75) Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (слайд 77) (юридическая).

- (слайд 78)Анатолий пожадничал (слайд 79)(моральная).

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

III.Итог:

(слайд 80) Преподаватель: Пока жюри подводит итоги мы с вами вспомним:

-О чем мы говорили?

-какие существуют ветви власти?

- в чем отличия моральной и юридической нормы?

(слайд 81)Эксперс - опрос:

-Понравилось ли занятие?

-Узнали  что-то новое для себя?

(слайд 82) Слово для вручения наград предоставляется председателю студенческого совета Яловой Ирине Витальевне

(слайд 83) Преподаватель: Ребята напоследок хочу напомнить, что один неосторожный шаг, ошибка молодости и вся жизнь может пойти кувырком. До новых встреч. Спасибо за мероприятие





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведения  внеклассного мероприятия  на  правовую  тему, вызывает  большой  интерес  у  студентов. Тема  правовых  отношений    заставляет задуматься  о  правилах соблюдения закона. Обучающиеся вспоминают и систематизирую полученные знания в области правового воспитания.

В результате такого мероприятия формируется представление об основных правовых нормах, понимание в необходимости соблюдения закона.

В процессе проведения тематического внеклассного мероприятия нарабатываются навыки общения, права добровольного участия, создается благоприятный морально-психологический климат в группе.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у обучающихся за результаты своего труда, развивает чувство конкуренции и желания стать лучше.

  Преподаватели обществознания, правоведения должны проводить подобные внеклассные мероприятия, пропагандируя послушание и знание законов. Это содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.












Список используемой литературы:

1. Кузибецкая М. Общественно - правовые отношения и нормы, связанные с преступлениями несовершеннолетних. Издательство "Учитель" 2009

2.Северина О.А. Гражданско - Правовое воспитание школьников 8 - 11 классов. Издательство "Глобус", 2010

4. Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993.

5.Флетчер Дж., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998 6.Козаченко И.Я., Незнамов Е. А. Уголовное право. Общая часть. М. 1998.

7..Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. Государство и право, № 1, 1993.

8.Подыногин И. (г. Новокузнецк) “Почему бы их не казнить?” (письмо в редакцию журнала “Век ХХ и мир” №2 90)

9. М.С. Гринберг. Пределы принуждения (уголовно – правовой аспект). // Государство и право.1994.№4.

10. Н.С. Малеин. Современные проблемы юридической ответственности.// Государство и право.1994.№6.

Информация на сайтах:

http: 1september.ru

http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm

http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений

sci.mnui.ru›sobytia/kruglyj-stol-na…nakazanie…xxi…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!