2. Сведения о ландыше. | Ландыши – чудесные цветы с ароматным и неповторимым запахом. Ландыш не только красив, но еще и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи. Однако, ландыши рвать запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становиться всё меньше. Этот цветок, ландыш майский, занесен в Красную книгу. Давайте посмотрим, что об этом цветке написано в Красной книге. ИД Написал это произведение поэт, о котором мы вчера говорили на уроке. Кто это? (Самуил Яковлевич Маршак). Тема урока: С.Я.Маршак «Ландыш. ИД -Какие задачи мы обычно ставим при изучении нового произведения? Учитель. Молодцы! Начнем работу. | Познакомиться с новым стихотворением. Выяснить и понять главную мысль текста. Познакомиться с особенностями литературного языка автора. Отметить выразительные средства языка. Высказать свое мнение, чувства по произведению. |
3. Актуализация знаний. Творческая работа в группах. | -Интересно, а каким увидели ландыш вы? -Попробуйте в группе описать этот прекрасный цветок. - Чтобы ваше описание было ярким, выразительным, используйте литературные приемы. Какие вы знаете, давайте вспомним. ИД Соедините понятие и определение. -В группе опишите ландыш: цветы, листочки. Задание понятно, выполняем. Проверка задания. Какие литературные приемы использовали при описании? Как красиво у вас получилось! -Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию? -Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком. | Эпитет, сравнение, олицетворение. Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои. |
Работа с текстом во время чтения. Диалог с автором. | -Обратите внимание, что Маршак ни разу в стихотворении не употребил слово «ландыш». -Какими словами он воспользовался для замены этого слова? -Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение и ответим на этот вопрос. Чтение по четверостишиям. 1 четверостишие. -Каким вы представили лес? -Какой литературный прием использован в этих строках? Как вы понимаете значение слова объят? Объят - охвачен, обнят. -С чем сравнивает цветы поэт? -Какой прием использует? -Кто знает значение этого слова? ИД Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен. Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен (показать нить жемчужную). -А почему они дрожат? Они только начинают распускаться, дрожат от ветерка, словно пока еще боятся окружающего мира. А может быть, они дрожат не от страха, а от нетерпения скорее раскрыться, стать еще прекраснее. Мне кажется, если внимательно прислушаться, можно эту дрожь услышать. -Чудесно! Читаем следующее четверостишие. Давайте разберем значение непонятных слов. Бутоны - почки цветка. Бубенчики - полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. (показать муз. инструмент). Венчики - часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков. -Да ландыш – просто музыкальный инструмент какой-то! И бубенцы на нем, и колокольчики. -Кто может играть на этом инструменте? - Кто помогает колокольчикам ландыша раскрыться? -Какой интересный образ – солнышко-волшебница! Солнышко-волшебница (прием олицетворения). Какой прием использовал поэт, описывая ландыши? СРАВНЕНИЕ.(бутоны-бубенчики, колокольчики весны). Продолжаем читать и удивляться. 3 четверостишие. -На кого теперь похож ландыш? -Чей это ребенок? -Кто его запеленал? -Какой прием? - Слово спелёнутый – яркая метафора, цветок сравнивается с ребёнком, которого мама бережно спеленала. Показаны первые признаки пробуждения от зимнего сна. Новый прием-метафора. В учебнике посмотрите, что такое метафора. ИД (вернуться к слайду лит.приемов) -Каким ещё вы увидели ландыш? -Как называются эти образные определения? -Почему ландыш нужно защищать? Верно, насладиться красотой и ароматом ландыша можно и не срывая его. -Как? -Давайте прочитайте последний отрывок. 4 четверостишие. - Что делает лес весной? -Как понимаете значение этого слова? -Давайте проверим значение в толковом словаре. Ссылка на интернет.ИД Томится - переживать, мучиться. Томиться-это и ожидание чего-либо желанного. Не может дождаться, когда же он весь преобразится, нарядится, окончательно проснется. -Как вы понимаете выражение «счастливая тоска»? - Почему ландыш назван горьким цветком? Ягоды ландыша ядовиты, отсюда и «горький». -Автор начинает и заканчивает стихотворение описанием леса. -Что это напоминает? -Какую картину Маршак хотел поместить в эту раму? | Читает ученик От первого слова немного повеяло тревогой, даже чуть-чуть страхом. Но потом сразу понимаешь, что лес не страшный и не мрачный, а просто сонный. Он голый и черный, потому что снег стряхнул, а листья еще не надел. Лес еще сонный, не до конца проснулся. Только начало весны, все сырое, туманное. Этот туман похож на дыхание леса. Олицетворение. Лес живой, просыпается как человек. Бутоны ландыша, как маленькие жемчужинки. Сравнение Ветерок. Весна-красавица. Солнышко. Лучиком, как волшебной палочкой коснулось бутона-бубенчика, он и раскрылся! Читает ученик На маленького ребенка, на малыша, потому что спеленутый в лист, как в пеленку. Мать природа, дитя леса. Олицетворение Хрупкий, душистый, прохладный. эпитеты Он хрупок, чуть тронь – уже сломал или смял. А еще от жадных людей защищать его надо, которые целыми охапками могут срывать цветы. Можно просто запомнить, или фотографию сделать. Снять на видео, нарисовать или стихотворение написать, как Маршак! Читает ученик Томится Ожидание весеннего тепла, солнца, появление цветов. Ягоды ландыша ядовитые. Узор, орнамент, раму для картины. |