СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Я. Маршак «Ландыш». Языковые средства художественной выразительности. Работа над выразительным чтением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Приветствие

Видеоролик «Подснежники».     ИД(1)

Придумано кем-то Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро! Доброе утро Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера.

Просмотр содержимого документа
«С.Я. Маршак «Ландыш». Языковые средства художественной выразительности. Работа над выразительным чтением.»

Тема урока: С.Я. Маршак «Ландыш».

Языковые средства художественной выразительности.

Работа над выразительным чтением.


Этапы урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Приветствие

Видеоролик «Подснежники». ИД(1)

Придумано кем-то
Просто и мудро

При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

 


Учитель:

Всем доброе утро. Уверена, что добрым будет и день, и вечер.


2.Определение

темы урока,

постановка задач.

Наступила долгожданная весна. Природа пробуждается после зимнего сна. Скоро появятся первые цветы.

Давайте прогуляемся по весеннему лесу, послушаем пение птиц и узнаем, о каком весеннем цветке мы будем читать произведение. ИД

Да, о ландыше сегодня пойдет речь на уроке.





2. Сведения о ландыше.

Ландыши – чудесные цветы с ароматным и неповторимым запахом. Ландыш не только красив, но еще и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи.

Однако, ландыши рвать запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становиться всё меньше. Этот цветок, ландыш майский, занесен в Красную книгу.

Давайте посмотрим, что об этом цветке написано в Красной книге. ИД









Написал это произведение поэт, о котором мы вчера говорили на уроке. Кто это?

(Самуил Яковлевич Маршак).

Тема урока: С.Я.Маршак «Ландыш. ИД









-Какие задачи мы обычно ставим при изучении нового произведения?

















Учитель. Молодцы! Начнем работу.












































Познакомиться с новым стихотворением.

Выяснить и понять главную мысль текста.

Познакомиться с особенностями литературного языка автора.

Отметить выразительные средства языка.

Высказать свое мнение, чувства по произведению.

3.

Актуализация знаний.

Творческая работа в группах.

-Интересно, а каким увидели ландыш вы?

-Попробуйте в группе описать этот прекрасный цветок.

- Чтобы ваше описание было ярким, выразительным, используйте литературные приемы.

Какие вы знаете, давайте вспомним.

ИД

Соедините понятие и определение.

-В группе опишите ландыш: цветы, листочки.

Задание понятно, выполняем.

Проверка задания.

Какие литературные приемы использовали при описании?



Как красиво у вас получилось!

-Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию?







-Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком.











Эпитет, сравнение, олицетворение.















Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои.



4.Первичное чтение.

-А сейчас послушайте, как рассказал о ландыше С.Я. Маршак.

Учитель выразительно читает стихотворение.


5. Выявление первичного восприятия.


-Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?

Радость

Удивление

Восхищение


6. Самостоятельное чтение текста детьми.

А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:

-Какие картины вы представили при чтении стихотворения?


Работа с текстом во время чтения.

Диалог с автором.














-Обратите внимание, что Маршак ни разу в стихотворении не употребил слово «ландыш».

-Какими словами он воспользовался для замены этого слова?

-Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение и ответим на этот вопрос.

Чтение по четверостишиям.

1 четверостишие.

-Каким вы представили лес?




























-Какой литературный прием использован в этих строках?



 

Как вы понимаете значение слова объят?


Объят - охвачен, обнят.

-С чем сравнивает цветы поэт?





-Какой прием использует?



-Кто знает значение этого слова? ИД

Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.


Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен (показать нить жемчужную).

-А почему они дрожат?


Они только начинают распускаться, дрожат от ветерка, словно пока еще боятся окружающего мира.
А может быть, они дрожат не от страха, а от нетерпения скорее раскрыться, стать еще прекраснее.
Мне кажется, если внимательно прислушаться, можно эту дрожь услышать.
-Чудесно! Читаем следующее четверостишие.

Давайте разберем значение непонятных слов.

Бутоны - почки цветка.

Бубенчики - полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. (показать муз. инструмент).

Венчики - часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.


-Да ландыш – просто музыкальный инструмент какой-то! И бубенцы на нем, и колокольчики.


-Кто может играть на этом инструменте?


Кто помогает колокольчикам ландыша раскрыться?
-Какой интересный образ – солнышко-волшебница!

Солнышко-волшебница

(прием олицетворения).

Какой прием использовал поэт, описывая ландыши? СРАВНЕНИЕ.(бутоны-бубенчики, колокольчики весны).




Продолжаем читать и удивляться.
3 четверостишие.

-На кого теперь похож ландыш?







-Чей это ребенок?

-Кто его запеленал?


-Какой прием?


- Слово спелёнутый – яркая метафора, цветок сравнивается с ребёнком, которого мама бережно спеленала. Показаны первые признаки пробуждения от зимнего сна.

Новый прием-метафора.

В учебнике посмотрите, что такое метафора.

ИД

(вернуться к слайду лит.приемов)


-Каким ещё вы увидели ландыш?





-Как называются эти образные определения? 



-Почему ландыш нужно защищать?  Верно, насладиться красотой и ароматом ландыша можно и не срывая его.









-Как?
 











-Давайте прочитайте последний отрывок.
4 четверостишие.


- Что делает лес весной?

-Как понимаете значение этого слова?

-Давайте проверим значение в толковом словаре.


Ссылка на интернет.ИД

Томится - переживать, мучиться.

Томиться-это и ожидание чего-либо желанного.
Не может дождаться, когда же он весь преобразится, нарядится, окончательно проснется.

-Как вы понимаете выражение «счастливая тоска»?




- Почему ландыш назван горьким цветком?
Ягоды ландыша ядовиты, отсюда и «горький».


-Автор начинает и заканчивает стихотворение описанием леса.

-Что это напоминает?

-Какую картину Маршак хотел поместить в эту раму?















Читает ученик


От первого слова немного повеяло тревогой, даже чуть-чуть страхом. Но потом сразу понимаешь, что лес не страшный и не мрачный, а просто сонный.
Он голый и черный, потому что снег стряхнул, а листья еще не надел.
Лес еще сонный, не до конца проснулся.
Только начало весны, все сырое, туманное. Этот туман похож на дыхание леса.


Олицетворение. Лес живой, просыпается как человек.







Бутоны ландыша, как маленькие жемчужинки.



Сравнение



















































Ветерок.

Весна-красавица.


Солнышко. Лучиком, как волшебной палочкой коснулось бутона-бубенчика, он и раскрылся!






Читает ученик


На маленького ребенка, на малыша, потому что спеленутый в лист, как в пеленку.


Мать природа, дитя леса.


Олицетворение
















Хрупкий, душистый, прохладный.


эпитеты




Он хрупок, чуть тронь – уже сломал или смял.
А еще от жадных людей защищать его надо, которые целыми охапками могут срывать цветы.


Можно просто запомнить, или фотографию сделать. Снять на видео, нарисовать или стихотворение написать, как Маршак!



Читает ученик


Томится
















Ожидание весеннего тепла, солнца, появление цветов.


Ягоды ландыша ядовитые.




Узор, орнамент, раму для картины.


Работа над выразительным чтением.

1.

-Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?

-Прочитайте самостоятельно стихотворение о лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша.

-Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно.

2.

-А теперь послушайте выразительное стихотворение в записи.


Нежно, тихо, с восхищением.

Составление модели обложки.

 – Составим модель обложки к данному произведению. ИД





Рефлексия.

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Какими словами заменил Маршак слово «ландыш»?

-Какие приемы использовал?

-С каким новым приемом познакомились?

-Чем удивило вас это стихотворение?

-Какая главная мысль этого произведения?


Ландыш-красивый цветок.

В природе всё прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить её. Весна-время пробуждения новой жизни, красоты.

-С.Я. Маршак написал чудесное стихотворение «Ландыш».

-Выберите слова, которые показывают, как поэт относится к природе. ИД







Итог урока.

ИД

Меня удивило

Для меня это было открытием





Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение



Закончить урок я хочу следующими словами.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Должны мы над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать…

Спасибо за урок!





Ученики 1 группы. Этот цветок душистый, ярко-белоснежный. Он похож на связку крохотных колокольчиков. Широкие салатовые листочки мягкие, они, словно, вырезаны из бархата.
Ученики 2 группы. Листья у ландыша большие, а цветы крохотные, похожи на белые колокольчики. А еще они похожи на маленькие шапочки для лесных гномиков. На полянке ландышей так много, будто они образовали мини-городок, очень ароматный и красивый.
Ученики 3 группы. Ландыш цветет весной, когда сошел снег. Похоже, будто последние крохотные зимние снежные комочки не успели растаять и превратились в хрупкие нежные цветочки. Листья у ландыша напоминают острые ушки лисы, они как бы прислушиваются к лесным шорохам и звукам.
Учитель. Как красиво у вас получилось! Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию?
Ученики. Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои.
Учитель. Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком. Ученики высказывают разные точки зрения.







Учитель. Что делает лес весной?
Ученики. Томится.


Учитель. Как понимаете это слово?

Где можем узнать значение слова?( у взрослых, в учебнике, в толковом словаре, в интернете).


Ссылка на интернет.ИД

Томится - переживать, мучиться.


Ученики. Не может дождаться, когда же он весь преобразится, нарядится, окончательно проснется.
Учитель. Почему ландыш назван горьким цветком?
Ученики. Это один из первых цветов, солнышко еще не отдало тепло и сладость.
Может быть он горький, чтобы его никто не ел, такого красивого и хрупкого. Он так бережется.
Учитель. Еще добавлю, что ягоды ландыша ядовиты, отсюда и «горький».

Две картинки: цветущий ландыш и ландыш с ягодами.



Почему в конце стихотворения автор вновь возвращается к описанию леса? Что это напоминает?
Ученики. Узор, орнамент.
Нет, раму для картины.
Ученики. Нет, мы в этом стихотворении тоже испытываем и радость, и восхищение, и красоту чувствуем, даже нетерпение есть.
Но они не такие яркие, резкие.

Счастливая тоска, как у леса.
Умиление маленьким хрупким цветочком.


г) Работа над выразительным чтением.

1.Слушание аудиозаписи стихотворения.

3. Прочитайте самостоятельно стихотворение от лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша.

Как надо читать это стихотворение?

4. Выр. чтение вслух.

- Как вы считаете, получилось?



Учитель. Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого стихотворного произведения?
Ученики. Ландыш – очень красивый цветок.
В природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее.
Весна – время пробуждения, новой жизни, красоты.

V. Рефлексия.

Какие задачи мы поставили в начале урока?

Все задачи выполнили.
Учитель. Помните, мы говорили в начале урока о витамине роста, спрятанном в стихах Маршака? Появились ли у вас догадки, что это за витамин и как он расти помогает?
Ученики. Это, наверное, красивые образы и слова.
Это хорошие чувства, которые эти стихи вызывают.
Радость, счастье, забота – это все добрые чувства. Мы их испытали и стали добрее, лучше.
Я поняла! Это душа наша растет, лучше становится.
Учитель. Действительно, стихи Маршака учат нас только хорошему, делятся с нами красотой и неповторимостью окружающего мира, делают нас человечнее, чутче. И это замечательно. За этот урок, я думаю, вы получили очень много витамина роста. Вы очень выросли в моих глазах. Наверное, от этого волшебного витамина у вас так светятся добротой глаза, румянятся от волнения щеки. Мне было очень приятно с вами работать.

Выберите слова, которые показывают, как поэт, С.Я. Маршак относится к природе. ИД

С.Я. Маршак

С печалью

С восхищением

Равнодушно

Со светлой радостью

С уважением



С любовью



ИД:


Мне понравилось

Меня удивило






Смайлики-копии-перетащи.




-Что понравилось, что удивило?


. Спасибо вам за урок.

Домашнее задание – выучить стихотворение «Ландыш» наизусть, передать при чтении те чувства и мысли, о которых вы на этом уроке столь замечательно высказывались.

Закончить урок я хочу еще одним стихотворением.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Должны мы над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать…





















Релаксация

Вы в лесу… Теплый ветерок коснулся щеки. Ласковое солнышко нежно щекочет вам затылок. Щебечут птицы. Они рады весне. А вот и ландыши! Мы не будем срывать цветы, а осторожно погладим зеленые листочки, наклонимся и ощутим горький аромат.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!