СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.А.Есенин Тема Родины в лирике Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.А.Есенин Тема Родины в лирике Есенина»

Учитель: Голубова Анжелика
Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

5 класс

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого русского поэта С.А.Есенина, определить главную тему его произведений (тему Родины).


ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные: совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста;

  2. Развивающие: повышение уровня мотивации к изучению литературы, развитие умения выражать свое мнение и отношение к теме урока, развитие образного мышления через использование творческих заданий.

  3. Воспитательные: формировать интерес к чтению произведений писателя; приобщить учащихся к нравственным ценностям.


Предметный результат: учащиеся владеют знаниями о творчестве писателя; обозначают главную тему и совершенствуют навыки анализа лирического текста;


Метапредметный результат: умение строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения;


Личностный результат: осмысление важности творчества С.А.Есенина;

Воспитывать любовь к Родине через любовь к природе; учить замечать красоту окружающего нас мира.


Тип урока по ФГОС: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 1 час.



Оборудование

  1. Портрет С.А.Есенина;

  2. Мультимедийная презентация;

  3. Рабочие листы;

  4. Цветные карандаши.


Литература:

1)Литература.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-2-е изд. -М. : Просвещение, 2013-303с.









Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)

  3. Слово учителя о поэте (6 мин)

  4. Чтение, анализ текста (15-20 мин)

  5. Итог урока (3 мин)

  6. Рефлексия (2 мин)

  7. Домашнее задание (2 мин).





Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке, посвященном моему любимому поэту, о котором я расскажу в ходе урока.


Эпиграф к уроку:

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.

С.А. Есенин


  1. Мотивация и актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на экран. (На презентации фотография города Оренбурга.)

-Вам знакомы эти места? Как думаете, почему я обратила ваше внимание на ваш родной город? (речь пойдет о Родине)

-Ребята, напишите 5 ассоциаций, к слову «родина», то есть придумайте такие слова, которые сразу же приходят на ум после того, как вы слышите это слово. Ответ необходимо вписать в рабочем листе, в задание №1. На задание дается 2 минуты.

Учащиеся зачитывают слова.


- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока.

- Ребята, а кто поможет прочитать эпиграф?

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» С.А.Есенин.


- Как вы поняли эти строки? Что значит «лирика живет любовью к Родине»? (Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места)

-И так, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться? (С.А.Есенина)

-Какая главная тема в творчестве С.А.Есенина? (тема родины)

-Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, используя главные слова «С.А.Есенин; тема родины»

Тема урока: «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

-запишите тему урока на рабочем листе.

-Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта, понять отношение автора к Родине»


  1. Слово учителя о поэте.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Александровича Есенина - великого русского поэта и посмотрим, а что же для него Родина, как он ее изображает.
-Возьмите, пожалуйста, рабочие листы и во время моего рассказа о поэте, внимательно слушайте и параллельно выполняйте задание №2: дополните факты из биографии поэта.


Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. Это село раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки.

Эти места – колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь впервые «выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…

Родители Есенина были крестьяне, и из-за бедности семьи Сергея Есенина забрал к себе на воспитание его дед Фёдор Андреевич Титов. Вот, как поэт говорил о своем дедушке: «Это был удивительно умный человек, яркая личность, широкая натура. Ему я больше всего обязан». Дед научил его читать, а бабушка познакомила будущего поэта с народным творчеством и привила к нему любовь. Есенин вспоминает: «стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам».

Учился поэт в Константиновской земской школе, по окончании которой «за весьма хорошие успехи и отличное поведение» получил похвальный лист. В Спас-Клепиках, что недалеко от села Константиново, он учился три года во второклассной учительской школе. Здесь начался его поэтический путь. Старший преподаватель Хитров обучал детей русской словесности, чистописанию, церковному чтению. Он заметил талант Есенина и стал его первым литературным наставником.

После окончания школы поэт отправляется в Москву и с этого времени становится известным поэтом.


- В первые годы столичной жизни Есенин скучал по своей малой родине, где он не был целых 6 лет, однако из-за работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил.


-Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание, внимание на доску (на презентации представлены ответы)


  1. Чтение, анализ текста

-Давайте познакомимся с одним из стихотворений С.А.Есенина, обращённым к теме родного дома: «Я покинул родимый дом…».


-Сейчас я прочитаю стихотворение, внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение? Тексты стихотворений представлены на рабочих листах.


Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,


И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918.


-Вам понравилось стихотворение?

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть, разлука)

-Обратим внимание на дату его создания: 1918год.

-Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько

значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

  • 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

  • 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

  • 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

-Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта? (Поэт не мог часто бывать дома, где ему казалось, было все по-прежнему, тихо, спокойно. В 1918г Есенину удалось заехать на несколько дней)


-Но вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

Выполните задание №3 в рабочих листах: соедините термины с их понятиями, запишите ответы в таблицу снизу. На задание дается 3 минуты.
Теперь переверните лист и проверьте правильно ли вы выполнили задание.

-Молодцы, идем дальше.


– Прочитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

- О чем говорится в этих строках? (о родимом доме)

– Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году?
(Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него — это родимая деревня Константиново рязанской земли.)

– Почему поэт называет Русь голубой? (Образ голубых небес, река Обь, даль небес, простор).

- Подчеркните голубым цветом этот эпитет. А какой еще эпитет встретился в первой строчке, тоже подчеркните.


– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки?
(Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

- Какой художественный прием использует автор?
(березняк теплит матери грусть – метафора). Давайте подчеркнем зеленым цветом этот прием, как цвет березы.

-Прочитайте следующие две строки.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

- Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?
(сравнение – золотой лягушкой.) Подчеркните желтым цветом.

- Какое еще художественное средство встретилось?
(эпитет тихой) Подчеркнем голубым карандашом.


-Читаем дальше.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках?
(Сравнение- словно яблонный цвет, седина)

- А какой это яблоневый цвет?
(Бело-розовый) Сравнение подчеркните розовым цветом


- Читаем дальше.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

- Какое время года описывается в 1-2 строфах?
(весна)

- А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу?
(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

- Какой прием автор использует?
(олицетворение)

- А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.


- Прочитайте следующие строки.

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?
(Ее стережет клен – хранитель родного очага. Он является олицетворением русской деревни для поэта.)

- Вновь какой прием использован?
(олицетворение – зеленый цвет)


-Давайте прочитаем последние четыре строки.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

– На кого, по мнению Есенина, похож клен?
(на самого поэта)

- Почему?
(Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою)

- Снова проходит шесть лет. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, - посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями».


- А сейчас сядьте прямо, прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении?

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,


От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.




- Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?

(нежность, любовь)


Словарная работа.

-Обратите внимание, на презентации и на рабочих листах представлены неизвестные для вас слова и их значения.
Березь-т.е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах.

Цветь- т.е. неприхотливые, мелко цветущие растения.

Выть — это диалектное слово. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле.


-Какие картины увидел поэт, думая о доме?

(Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.)


-Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом.» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул

родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «Низкий дом с голубыми ставнями…»)


-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

(«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не

видали», «ракитник. Кривой и безлистный».) Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.


-Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые

ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)


-В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете почему?

(Более возвышенные и сказочные образы родной природы Есенин создает в стихотворении «Я покинул родимый дом...»: «голубая Русь», луна – «золотая лягушка», одноногий сторож – клен. И напротив, самой обыденной предстает перед нами природа в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...», где поэт вспоминает серенький ситец бедных небес, седых курлыкающих журавлей, летящих в "тощие дали", "ракитник, кривой и безлистый". Такие разные описания природы связаны с настроением Есенина: в первом стихотворение - надежда, а во втором - подводится итог жизни.)

-Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.

(Неизменным в обоих произведениях остается любовь к своей земле, к "голубой Руси". Объясняет поэт это просто: "Но, наверно, навеки имею/Нежность грустную русской души".)


-Таким образом, ребята, в первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости, а во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.

Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С.А. Есенина, но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.


  1. Итог урока

-Ребята, понравился ли вам урок?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи

открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Многие поэты пытались раскрыть тему Родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-моему, не удавалось никому. Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью - любовью к Родине.


  1. Рефлексия


-А сейчас я предлагаю вам заполнить анкету в рабочих листах и поставить себе оценку, в конце урока рабочие листы сдаем.



  1. Домашнее задание (2 мин).

Выучить стихотворение С.Есенина о родине «Я покинул родимый дом...» или «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).


Задание на дополнительную оценку:

Найти репродукцию картины известного художника к одному из стихотворений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!