СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское общество в XI веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для сильного класса, обучающиеся умеют формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с первоисточниками.

Просмотр содержимого документа
«Русское общество в XI веке»




БОУ КМР ВО «Талицкая СШ»





Урок истории


по теме: «Русское общество в XI в.»


9 класс



Автор:

Фуркова И.В.

учитель истории и обществознания,


Цель урока: характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период в сравнении с запаноевропейскими странами, определение уровня развития русского общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы, методы, технологии:

  • Методы: проблемный, поисковый.

  • Технологии: критического мышления.

  • Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками, письменно-графический (составление схемы).

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная



Оборудование и материалы:

Мультитедийный комплекс.

Подборки документов, выдержки из трудов российских историков, учебник.


УМК: учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, М., «Просвещение» 2014 г.















Ход урока:


Этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

ИКТ сопровождение

Орг. момент.

Приветствие, настрой на работу, проверка сформированности групп..

Настраиваются на работу



Проверка д/з

Организует обсуждение вопросов д/з

Отвечают на вопросы 3 и 5 к предыдущему параграфу




Слайд 1.

Формулировка темы, целей и задач урока.

Посмотрите на слайд 1 и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Цель урока? Задачи?



Подходят к теме «Русское общество в 11 веке», определяют цель и задачи (план урока)











Изучение нового материала

Для достижения нашей цели мы сегодня будем работать в группах: Каждая группа заполняет по ходу урока оценочный лист. (Приложение 2)

-. Скажите, по каким критериям можно оценить успешность развития государства под руководством Ярослава Мудрого?

- Выделяю из предложенных вариантов сравнение со странами Западной Европы.

- Какие характеристики вы можете дать западноевропейскому обществу 11 века?

- Перечислите признаки феодального строя.

- Давайте познакомимся с мнением историков, был ли на Руси в 11 веке феодализм. 1 группа работает с выдержками из трудов Б.Д. Грекова, 2 – И.Я. Фроянова

- Какая проблема встала перед нами после работы с источниками?


- Что мы должны сделать, чтоб решить эту проблему?

-Когда мы будем работать по вопросам, не забывайте, что нам необходимо установить уровень развития русского общества в 11 веке.


1 вопрос. 1 группа работает с пакетом материалов №1, вторая группа – с пакетом №2. На основании исторических источников и работ современных историков сделайте вывод о времени возникновения на Руси феодальных отношений.



2 вопрос. Группы работают с пакетами №3 и №4. Выясняют, какие категории населения выделялись на Руси в 11 веке.


3 вопрос. Обе группы работают с текстом учебника (стр. 83 – 86) составляют схему «Государственное управление в 11 веке»


4,5 вопрос – заслушиваются сообщения учеников (опережающее задание)




Отвечают на вопрос, называют критерии.



Перечисляют (феодальный строй)

.


Называют признаки


Заполняют свою графу таблицы, обмениваются информацией.

Называют проблему – определить, в какой стадии развития находилось русское общество в 11 веке.

Называют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемы.



Работают с материалами, формулируют вывод, представляют свое мнение, обсуждают с другой группой.




Заполняют соответствующие графы таблицы. (приложение 1)



Составляют схему, обмениваются результатами, дополняют,

исправляют ошибки. Создают общую схему.

Слайд 2.




Рефлексия

Итак, вернемся к главному вопросу нашего урока: на какой стадии развития находилось русское общество в 11 веке по сравнению с западноевропейскими странами?




Проверьте заполнение оценочного листа и сдайте учителю.

Высказывают свое мнение, соглашаются с выводами И.Я. Фроянова. Отмечают отставание Руси от западноевропейских стран по времени сформированности феодальных отношений.

Домашнее задание

(дифференцир.)


Комментарии и дополнения к домашнему заданию
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!