Формулировка темы, целей и задач урока. | Посмотрите на слайд 1 и попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Цель урока? Задачи? | Подходят к теме «Русское общество в 11 веке», определяют цель и задачи (план урока) |
Изучение нового материала | Для достижения нашей цели мы сегодня будем работать в группах: Каждая группа заполняет по ходу урока оценочный лист. (Приложение 2) -. Скажите, по каким критериям можно оценить успешность развития государства под руководством Ярослава Мудрого? - Выделяю из предложенных вариантов сравнение со странами Западной Европы. - Какие характеристики вы можете дать западноевропейскому обществу 11 века? - Перечислите признаки феодального строя. - Давайте познакомимся с мнением историков, был ли на Руси в 11 веке феодализм. 1 группа работает с выдержками из трудов Б.Д. Грекова, 2 – И.Я. Фроянова - Какая проблема встала перед нами после работы с источниками? - Что мы должны сделать, чтоб решить эту проблему? -Когда мы будем работать по вопросам, не забывайте, что нам необходимо установить уровень развития русского общества в 11 веке. 1 вопрос. 1 группа работает с пакетом материалов №1, вторая группа – с пакетом №2. На основании исторических источников и работ современных историков сделайте вывод о времени возникновения на Руси феодальных отношений. 2 вопрос. Группы работают с пакетами №3 и №4. Выясняют, какие категории населения выделялись на Руси в 11 веке. 3 вопрос. Обе группы работают с текстом учебника (стр. 83 – 86) составляют схему «Государственное управление в 11 веке» 4,5 вопрос – заслушиваются сообщения учеников (опережающее задание) | Отвечают на вопрос, называют критерии. Перечисляют (феодальный строй) . Называют признаки Заполняют свою графу таблицы, обмениваются информацией. Называют проблему – определить, в какой стадии развития находилось русское общество в 11 веке. Называют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемы. Работают с материалами, формулируют вывод, представляют свое мнение, обсуждают с другой группой. Заполняют соответствующие графы таблицы. (приложение 1) Составляют схему, обмениваются результатами, дополняют, исправляют ошибки. Создают общую схему. | Слайд 2. |
Рефлексия | Итак, вернемся к главному вопросу нашего урока: на какой стадии развития находилось русское общество в 11 веке по сравнению с западноевропейскими странами? Проверьте заполнение оценочного листа и сдайте учителю. | Высказывают свое мнение, соглашаются с выводами И.Я. Фроянова. Отмечают отставание Руси от западноевропейских стран по времени сформированности феодальных отношений. | |