Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки»
Тема урока: «Русские народные сказки
Цели урока:
Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
Развивать речь, творческие способности обучающихся.
Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Постановка цели урока
- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.
- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
III. Выступления учеников
Презентация «Сказки о животных»
- Назовите, какие сказки о животных вы знаете?
Презентация «Волшебные сказки»
- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.
Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»
- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.
Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?
Презентация «Социально-бытовые сказки»
- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?
IV. Итог урока
Заполнение таблицы
Название сказки | Вид | Аргументы (почему?) |
1. «Репка» | бытовая | коллективный труд людей и животных |
2. «Снегурочка» | волшебная | волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки |
3. «Лиса и Журавль» | о животных | кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет |
4. … | | |
5. … | | |
6. … | | |
7. … | | |
Домашнее задание:
Закончить таблицу
Прочитать сказку «Царевна-лягушка»
- Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Выставление оценок за урок.