СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский народный танец.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский народный танец.»

Русские народные танцы.   29 апреля- Международный день танца  https://multiurok.ru/tests/5734194 /

Русские народные танцы.

29 апреля- Международный день танца 

https://multiurok.ru/tests/5734194 /

История русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни. Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительный просмотр, они из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию составляющих их выразительных средств.  Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий. Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства.

История русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни.

Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительный просмотр, они из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию составляющих их выразительных средств.

Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий.

Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства.

В споминаем, как плясали на Руси. Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и ярмарочный танец с медведем.  Без танца на Руси не обходился ни один праздник. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств. Называли танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений. Пляски бывали лирическими или боевыми. 

В споминаем, как плясали на Руси.

Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и ярмарочный танец с медведем.

Без танца на Руси не обходился ни один праздник.

Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Называли танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений.

Пляски бывали лирическими или боевыми. 

Для танцев тех времен был характерен обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующие определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных. Гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы.

Для танцев тех времен был характерен обязательное смысловое наполнение.

Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующие определенное действие, событие.

Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных.

Гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы.

Барыня . Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между

Барыня .

Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует.

Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик».

При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой.

В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином).

Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза: « Барыня-барыня, барыня сударыня! »

Берёзка (хоровод) Танец с языческими корнями. Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» — часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план.  Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников.  Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки. https://dzen.ru/video/watch/61f8cfa266d4ec263d694c81?f=d2d

Берёзка (хоровод)

Танец с языческими корнями.

Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» — часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план. 

Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников.

Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки.

https://dzen.ru/video/watch/61f8cfa266d4ec263d694c81?f=d2d

Голубец Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых. Пляска парная. Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по своему отбивая ногами. Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу.

Голубец

Голубе́ц (голубиный танец) — старинная русская народная пляска, в которой изображается размолвка и примирение двух влюблённых. Пляска парная.

Она начиналась в очень медленном темпе. Каждый плясал в своём характере и по своему отбивая ногами.

Девушка стояла на одном месте, стараясь отвернуть лицо от парня, который ходил вокруг неё, подражая голубю, ухаживающему весной за голубкой. Затем темп музыки ускорялся, парень начинал более энергично наступать на девушку, выделывая разнообразные коленца, стараясь показать свою удаль. Девушка всё приветливее относилась к партнёру и уже не старалась от него уйти, а затем шла ему навстречу.

  Журавль Журавль— белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра, где главным персонажем выступал «журавль».  Происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев. До XIX века представлял собой часть магического обряда на свадьбах, также связан с колядованием.    https://yandex.ru/video/preview/12374252509160048341

  Журавль

Журавль— белорусский, казацкий, русский, украинский танец-игра, где главным персонажем выступал «журавль».

Происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев.

До XIX века представлял собой часть магического обряда на свадьбах, также связан с колядованием.

https://yandex.ru/video/preview/12374252509160048341

Кадриль . Из французской деревни в русскую через дворянские ассамблеи. Обрусевший французский танец в России оброс своими традициями. Танцевальная встреча нескольких пар выросла до настоящего романа в танце со множеством глав: «знакомство», «прогулочка», «разлучная», «прощальная».  Дополненная частушкой, кадриль стала первым танцем на деревне. https://yandex.ru/video/preview/12643566850771843963

Кадриль .

Из французской деревни в русскую через дворянские ассамблеи. Обрусевший французский танец в России оброс своими традициями. Танцевальная встреча нескольких пар выросла до настоящего романа в танце со множеством глав: «знакомство», «прогулочка», «разлучная», «прощальная».

Дополненная частушкой, кадриль стала первым танцем на деревне.

https://yandex.ru/video/preview/12643566850771843963

Казачок .  Русский, терский, кубанский. Танец интернациональный с проходами вприсядку, парными переплясами и подскоками. Бодрая и задорная мелодия казачка известна с ХVIII века. Слава народного танца докатилась и до парижских салонов вместе с русскими войсками.   Александр Даргомыжский  написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок», а  с ХIХ века казачок в России «повысили» до бального танца .

Казачок .

Русский, терский, кубанский.

Танец интернациональный с проходами вприсядку, парными переплясами и подскоками.

Бодрая и задорная мелодия казачка известна с ХVIII века. Слава народного танца докатилась и до парижских салонов вместе с русскими войсками.

  Александр Даргомыжский  написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок», а  с ХIХ века казачок в России «повысили» до бального танца .

Калинка . Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году.  В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация.

Калинка .

Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной.

Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году.

В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация.

Камаринская .  Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра.   Михаил Глинка  в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а  Петр Чайковский  включил тему в «Детский альбом». В главной роли танцевальной версии — «камаринский мужик», веселый и задорный житель Камаричей, волости Орловской губернии.

Камаринская .

Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра.

  Михаил Глинка  в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а  Петр Чайковский  включил тему в «Детский альбом».

В главной роли танцевальной версии — «камаринский мужик», веселый и задорный житель Камаричей, волости Орловской губернии.

Матаня  Матаня (танец) — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш  Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией.  Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души»    https://yandex.ru/video/preview/12807202547589746449

Матаня 

Матаня (танец) — русская пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш

Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими.

В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией.

Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души»

https://yandex.ru/video/preview/12807202547589746449

Метелица Метелица —народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель. Метелица — танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду. Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель.  Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. .    https://rutube.ru/video/bd5d38d0a19f39a49d4e40337a97e3a0/

Метелица

Метелица —народный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель.

Метелица — танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду.

Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель.

Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку.

Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях.

.

https://rutube.ru/video/bd5d38d0a19f39a49d4e40337a97e3a0/

Присядка . Танец как элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух. В Вологодской области столетие назад состязались в танцах, выкидывая коленца, а флотский танец вприсядку получил название «Яблочко» — по названию наигрыша. https://yandex.ru/video/preview/9518601719966533353

Присядка .

Танец как элемент боя.

Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой.

То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух.

В Вологодской области столетие назад состязались в танцах, выкидывая коленца, а флотский танец вприсядку получил название «Яблочко» — по названию наигрыша.

https://yandex.ru/video/preview/9518601719966533353

Танок . Больше чем танец — обряд, в котором сошлись песня, движения, игры. Традиция зародилась на Курских и Белгородских землях. Местные жители разнообразили обычные хороводы и наделили особым смыслом. В каждом селе по-своему: в одну линию, с поясами, в четыре ряда, с полотенцами — движется  танок  из молодых девушек к месту гулянья. Чтобы пуститься в пляс кто во что горазд, следуя традициям и собственной фантазии. https://yandex.ru/video/preview/3318447384606098104

Танок .

Больше чем танец — обряд, в котором сошлись песня, движения, игры.

Традиция зародилась на Курских и Белгородских землях. Местные жители разнообразили обычные хороводы и наделили особым смыслом.

В каждом селе по-своему: в одну линию, с поясами, в четыре ряда, с полотенцами — движется  танок  из молодых девушек к месту гулянья.

Чтобы пуститься в пляс кто во что горазд, следуя традициям и собственной фантазии.

https://yandex.ru/video/preview/3318447384606098104

Тройка . Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей.  Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене. Как, к примеру, в  балете  «Щелкунчик»  на музыку Петра Ильича Чайковского. https://yandex.ru/video/preview/2075109385971020323

Тройка .

Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров.

Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей.

Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене.

Как, к примеру, в  балете  «Щелкунчик»  на музыку Петра Ильича Чайковского.

https://yandex.ru/video/preview/2075109385971020323

Трепак Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Исполняется в быстром темпе.  Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе.  Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Трепак

Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска, распространённая также на Украине.

Исполняется в быстром темпе.

Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног.

Основное положение рук на поясе.

Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Яблочко Танец «Яблочко» считают «матросским». Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.  Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтского хорнпайпа и русских народных плясок. Российские матросы переняли в портовых кабаках от плававших на британских кораблях матросов-ирландцев.

Яблочко

Танец «Яблочко» считают «матросским».

Его танцуют на одном месте с заложенными за спину руками.

Существует версия, что танец «Яблочко» появился как синтез кельтского хорнпайпа и русских народных плясок.

Российские матросы переняли в портовых кабаках от плававших на британских кораблях матросов-ирландцев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!