Этапы урока | ИКТ | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. «Организация». | | Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, дружной работы в группах и хороших оценок! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
II. «Вызов». | | Организует работу в тетрадях: - Откройте тетради. Запишите число. На следующей строке «Классная работа» | Открывают тетради, записывают число, классная работа |
Актуализация знаний. 1.1.Эпиграф | | -Обратите внимание на эпиграф, с которым мы уже знакомы. Прочитаем его. Существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. (К.Г. Паустовский) -Этот эпиграф был дан ни к одному уроку, а к системе уроков. Именно в высказывании К.Г. Паустовского содержатся ключевые слова, которые и являются темой целого раздела. Назовите их. -Что такое русский литературный язык? -Что делает его образцовым? | - Русский литературный язык - образцовый язык - нормы |
1.2. Формулирование темы урока | | Задаёт вопрос: - Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сформулируйте её. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь. | Формулируют тему урока: - Повторение и обобщение по теме «Русский литературный язык и его нормы». |
1.3. Выявление знаний | | - Что такое нормы литературного языка? - Назовите нормы русского литературного языка. - Перед вами карточка, на которой указаны нормы русского литературного языка и то, что данная норма регулирует или изучает. Найдите соответствия и соедините стрелками Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов. | Синтаксические нормы | Нормы построения словосочетаний и предложений. | Орфоэпические нормы | Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов | Морфологические нормы | Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации. | Лексические нормы | Нормы правописания слов | Пунктуационные нормы | Нормы употребления и расстановки знаков препинания | Орфографические нормы | - Проверим! Что у вас получилось? | -Это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. - Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, нормы орфографии и пунктуации. Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов. | Синтаксические нормы | Нормы построения словосочетаний и предложений. | Орфоэпические нормы | Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов | Морфологические нормы | Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации. | Лексические нормы | Нормы правописания слов | Пунктуационные нормы | Нормы употребления и расстановки знаков препинания | Орфографические нормы | - Называют норму и то, что она регулирует. |
III. «Осмысление». | | | |
Постановка учебной задачи. | | - Постановке учебных задач на урок, нам поможет лирическое произведение Весника «Ода русскому языку». Прослушайте… О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой - Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: "ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил". Ну, ладно б жулик, или вор, Иль алкаши и наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана!.. Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: "ОсУжденный и инциНдент, БлагА, сочуЙствовать, оглУпят". Ну, ладно б только бюрократ - Кувшинное тупое рыло. Но журналист, но депутат Язык недавно исказили. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной - Его для внуков сохраните! | Ставят учебные задачи на урок: -Повторить и обобщить знания о русском литературном языке и его нормах. -Успешно выполнить задания ЕГЭ по русскому языку, связанные с нормами литературного языка. -Сохранить русский литературный язык!!! |
IV. «Повторение». 1.Орфоэпические нормы. | | Работать сегодня будете в группах. Общение, мнение, советы, обсуждение – всё это вам необходимо для работы. Начинаем. - Задания выдаются на карточке для каждой группы. Задание № 1 Задание № 2 «Конкурс дикторов центрального телевидения» | Ответ: произведЁн В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2021 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала. |
Физкультминутка | | | |
2.Лексические нормы | | - Говоря о лексических нормах, вспомните, что такое паронимы? Задание № 3 Задание № 4 | Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. Приведите примеры. Группа 1 (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно) рисовать. (Просветительской, просветительной) деятельностью. Группа 2 (Луковичных, луковых) цветов. (Сытно, сыто) пообедать. (Одеть, надеть) пальто. Группа 3 (Затруднённого, затруднительного) положения. (Болотная, болотистая) речонка. (Игорный, игральный) зал. Ответ: лингвистикой или языкознанием |
3. Морфологические нормы | | -Очень часто в речи школьников, сельчан можно услышать неправильные формы такие, как ихние, иёшний, едь, ехай, имя, евонный, обои девочки, в одна тысяча девятьсот шестьдесят первом году, ты хотишь, он хотит и т.д. Задание № 5 | Ответ: недра земли |
4. Синтаксические нормы | | - Правила соединения слов, словосочетаний. Задание № 6 | Ответ: 84361 8. Алексей не мог подобрать слов, передававших всю глубину его чувств. 4. Выслеживая добычу, охотник испытывает в душе чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания. 3. Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огонёк». 6. В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что он последний поэт деревни. 1. По окончании гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома. |
V. «Рефлексия». Обобщение результатов урока, подведение итогов. | | - Какие нормы русского языка мы с вами повторили? - Зачем вам необходимы эти знания? - Что происходит, когда люди не соблюдают нормы языка? - Согласны ли вы со словами К.Г. Паустовского «Существует вершина - чистый и гибкий русский литературный язык»? - Задачи, которые ставили на урок, нами достигнуты? И в заключение, хотелось бы вспомнить слова А. А. Ахматовой: И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем, Навеки! | Отвечают на вопросы |
Самоанализ | | - Где ты применишь полученные знания? - В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным? - За что бы ты себя похвалил на уроке? - Что тебе понравилось на уроке больше всего? | Оценивают себя. |
VI. Домашнее задание. | | Задание №8 из ЕГЭ | |
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Задание: выразительно прочитать текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова:
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Просветительской, просветительной) деятельностью.
(Луковичных, луковых) цветов.
(Сытно, сыто) пообедать.
(Одеть, надеть) пальто.
(Затруднённого, затруднительного) положения.
(Болотная, болотистая) речонка.
(Игорный, игральный) зал.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.