Конспект урока хореографии
по биодекватной методике.
Конных Светлана Владимировна,
учитель хореографии МБОУ Лицей «Эврика»
г. Саяногорск, р.п. Черёмушки, Республика Хакасия
Тема: Русский хоровод
Цель: Пробудить интерес учащихся к народным танцам и традициям.
Задачи:
Заинтересовать детей, осуществив их знакомство с народными традициями, проходившими на Руси;
Способствовать развитию творческого воображения;
Создать атмосферу творческого единения.
Оборудование и ТСО: музыкальный центр, фонограммы.
Методическое обеспечение: основные атрибуты для игр (цветочки, веночки, книжки), для релаксации (гимнастические коврики).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учащиеся входят в зал и выстраиваются в линии по 6 человек.
Выполняется поклон-приветствие.
2. Разминка
Учитель: Здравствуйте, девочки, сегодня для выполнения разминки, мы будем использовать движения в русском народном характере.
1) Под стилизованную музыку показываю движения. Учащиеся повторяют:
- релеве;
-тандю;
- движения рук;
- наклоны головы;
- движения плечами;
- наклоны и повороты корпуса;
- «приподания»;
- «пружинка»;
- «пружинка» с работой рук;
- притопы с хлопками
- перескоки;
- «елочка»
- «гормошечка»
2) Перестроение в линию. Исполняются танцевальные движения с продвижением по залу. Учащиеся друг за другом двигаются по диагонали.
- шаги на полупальцах;
- шаги на пяточках;
- бег с поочередным захлестом ног назад;
-галоп боковой;
-галоп с поворотом;
- маталочка;
-притопы;
-Во время исполнения движений обращаю внимание детей на сохранение интервалов.
- В завершении разминки учащимися исполняется танцевальная композиция, состоящая из ранее выученных русских народных движений.
- Дети возвращаются на места в линиях.
3. Объяснение нового материала
Учитель: Сегодня тема нашего урока «Русский хоровод»! Он является самым древним русским танцем - родоначальником всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода. Невозможно обозначить времени и места происхождения хороводов, так как они принадлежат глубокой древности.
Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом. Потому его очень любили на Руси и он сопровождал практически любой славянский праздник.
Учитель: Предлагаю учащимся сесть на коврики.
Релаксация
Я предлагаю вам расслабиться, принять удобную позу и погрузиться в комфортное состояние. Расслабить мышцы лица, рук. Расслабить мышцы спины и ног. Давайте мысленно представим себя на цветочной поляне. Улыбнитесь этой полянке. Почувствуйте аромат цветов.
А сейчас, я предлагаю вам, сплести из цветов веночек. Мы берем цветы один за одним и прикладываем стебелек к стебельку соединяя его в круг. Полюбуйтесь своим веночком. На нем написано «Хоровод». Хоровод – это движение людей по кругу с пением и пляской. На Руси люди водили хороводы по кругу для усиления и накопления положительной энергии. Чтобы очистить себя от отрицательных мыслей и чувств.
Давайте рассмотрим один из цветков на веночке. На нем написано «Орнаментный хоровод». Участники орнаментного хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, колонной, использовать различные переходы и перестроения.
Рассмотрите следующий цветок. Какого он цвета, какого он размера. Посмотрите, на нем мы видим слова «Игровой хоровод». Участники игрового хоровода с помощью жестов, мимики и пляски разыгрывают сюжет песни, воплощая различные образы и персонажи.
А сейчас давайте еще раз полюбуемся своим веночком. Обратим внимание на его круглую форму. Прочитаем слово «Хоровод» и почувствуем, как поток радости наполняет нас.
Еще раз рассмотрим цветы на веночке. Найдем орнаментальный хоровод и начинаем двигаться по разным фигурам хоровода. Змейкой, колонной, ручейком.
Присмотритесь и найдите цветок с игровым хороводом. Представим себя в образе сказочного персонажа и весело попляшем, поиграем в нашем хороводе.
А сейчас остановились и друг другу поклонились. Скажите спасибо цветочной полянке и поблагодарите веночек за накопление энергии добра, радости, гармонии.
Возвращаемся в наш класс. Пошевелите пальцами ног, пальцами рук. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
Учитель: Я вам предлагаю исполнить вместе со мною русский узор орнаментного хоровода. Давайте, встанем в основную фигуру любого хоровода - это круг и дружно возьмемся за руки.
( Взявшись за руки, исполняется хоровод по основным рисункам круг, выворачивание круга, капуста, плетень, заканчиваем змейкой. Для продвижения в хороводе используется хороводный шаг, припадание, притопы, шаг на полупальцах).
- В завершении хороводным шагом перестраиваю детей в круг.
Учитель: А сейчас я приглашаю вас поучаствовать в игровом хороводе.
(Показываю веночек и объясняю принцип игры)
Учитель: Стоящие в кругу двигаются против часовой стрелки танцевальным шагом, а ведущий с веночком на голове по часовой. Когда музыка останавливается ведущий
разбивает пару напротив и они, двигаясь по кругу в разные стороны, бегут на свое место. А тот, кто первый вернулся на свое место, получает веночек и становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.
- Проводится игра.
Учитель: - А вы знаете, что иногда девушки нарочно роняли платки и венки на землю, а юноши поднимали и возвращали их хозяйкам. Таким образом, девушки и парни знакомились в хороводе.
-Девочки, вы обращали внимание, что девушки исполняя хоровод, двигаются так как, будто павушки плывут. И чтобы добиться такого исполнения нужно много тренироваться. А тренировались на Руси таким образом. Ставили на голову яблоко и водили хоровод. Предлагаю вам вместо яблока потренироваться с книжкой на голове.
Раздаю книги и под музыку провожу показ.
Учащиеся, двигаясь по залу повторяют.
Учитель: Я благодарю вас за активную дружную работу, за веселую игру.
Сегодня на уроке мы часто слышали одно слово. Дружно встали в хоровод,
дружно взялись за руки, дружно танцуем, дружно играем. А что для вас означает слово дружба?
Учащиеся отвечают на вопрос
Учитель: Я предлагаю в завершении нашего урока подарить друг другу и нашим гостям танец «Если с другом вышел в путь».
Учащиеся вместе с преподавателем исполняют танец «Если с другом вышел в путь» выученный ранее (повторение пройденного материала).
4. Подведение итогов
Дети встают в линии.
Учитель: Сегодня вы узнали что, русский хоровод очень древний танец на Руси.
Какие бывают хороводы?
Дети: Орнаментный и игровой.
Учитель. В нашей стране мы водим хороводы на новый год, на день рождения,
на масленицу. Учите хороводам своих друзей, своих родных и вместе дружно встречайте праздники! А на следующих занятиях мы узнаем, у каких народов мира тоже встречается хоровод.
Благодарю детей за работу на уроке.
Выполняется поклон.
Ученики под музыку уходят из зала.