СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. мхк 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока МХК 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. мхк 11 класс»

Русский импрессионизм Конец XIX – начало XX века Кайгородова Наталья Евгеньевна

Русский импрессионизм

Конец XIX – начало XX века

Кайгородова Наталья Евгеньевна

Импрессионизм  В восприятии человеком мира есть два основных подхода: от ума, и от сердца. Импрессионизм сделал ставку на первичности восприятия через чувства, что повлекло за собой разработку новых инструментов, техник, дало толчок к развитию новых направлений в живописи. О.Ренуар «Лягушатник»

Импрессионизм

В восприятии человеком мира есть два основных подхода: от ума, и от сердца. Импрессионизм сделал ставку на первичности восприятия через чувства, что повлекло за собой разработку новых инструментов, техник, дало толчок к развитию новых направлений в живописи.

О.Ренуар «Лягушатник»

Особенности импрессионизма   конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения; акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится; визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости; жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни.

Особенности импрессионизма

  • конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;
  • акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях;
  • сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится;
  • визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости;
  • жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни.
Особенности русского импрессионизма    Содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа.  Меньшая динамизация и большая материальность и предметность живописи. Основной формой в нем стал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализации пленэра.  Он сохранял генетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял. Можно также отметить, что французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили к этому и отображение внутреннего состояния художника

Особенности русского импрессионизма

  • Содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа.
  • Меньшая динамизация и большая материальность и предметность живописи.
  • Основной формой в нем стал этюд, но при этом была жива тенденция к картинной монументализации пленэра.
  • Он сохранял генетическую связь с реализмом, из которого вырастал и который оживлял.

Можно также отметить, что французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили к этому и отображение внутреннего состояния художника

Константин коровин (1861-1939)  

Константин коровин (1861-1939)

  "Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого -изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость - это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму..." (Коровин К.А.)

Его родители хорошо рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. В тринадцать лет вслед за старшим братом, Константин поступил в лучшее художественное учебное заведение тех лет - в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в 1870-х годах преподавали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. (фото)

Его родители хорошо рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. В тринадцать лет вслед за старшим братом, Константин поступил в лучшее художественное учебное заведение тех лет - в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в 1870-х годах преподавали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. (фото)

Затем долго работал в Париже, выставлялся в Салоне, посетил Испанию. В качестве художника-декоратора участвовал в частной опере Саввы Мамонтова. Коровина многие любители живописи небезосновательно считали первым русским импрессионистом — его стиль и путь неразрывно связан с импрессионизмом, набиравшим обороты в конце позапрошлого столетия. Его несколько странноватое на привычный взгляд произведение «Портрет хористки» нередко называют «первой ласточкой» этого непривычного для ценителей искусства течения.

Затем долго работал в Париже, выставлялся в Салоне, посетил Испанию. В качестве художника-декоратора участвовал в частной опере Саввы Мамонтова.

Коровина многие любители живописи небезосновательно считали первым русским импрессионистом — его стиль и путь неразрывно связан с импрессионизмом, набиравшим обороты в конце позапрошлого столетия. Его несколько странноватое на привычный взгляд произведение «Портрет хористки» нередко называют «первой ласточкой» этого непривычного для ценителей искусства течения.

Осенью. Девушка в саду. 1891 Под влиянием Поленова, Коровин рано нашел свою тему – человек в пленэре – и стал уверенно совершенствовать мастерство. Первые его шаги в искусстве отмечены поисками нового живописного языка. В его произведениях повествовательный рассказ начинает сменяться динамичным показом, жизнь человека и природы трактуется как единый поток, как взаимосвязь всего живого в процессе развития и роста. Немало способствовала тому импульсивная натура Коровина. Увлекающийся, влюбленный в красоту мира, он передавал чувственную его сторону, прославляя радость жизни со всей силой своего эмоционального восприятия.

Осенью. Девушка в саду. 1891

Под влиянием Поленова, Коровин рано нашел свою тему – человек в пленэре – и стал уверенно совершенствовать мастерство. Первые его шаги в искусстве отмечены поисками нового живописного языка. В его произведениях повествовательный рассказ начинает сменяться динамичным показом, жизнь человека и природы трактуется как единый поток, как взаимосвязь всего живого в процессе развития и роста. Немало способствовала тому импульсивная натура Коровина. Увлекающийся, влюбленный в красоту мира, он передавал чувственную его сторону, прославляя радость жизни со всей силой своего эмоционального восприятия.

В лодке. 1888

В лодке. 1888

За чайным столом. 1888

За чайным столом. 1888

Весна. 1917

Весна. 1917

У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

Бумажные фонари. 1898

Бумажные фонари. 1898

Осень. 1917

Осень. 1917

Зимние сумерки

Зимние сумерки

Валентин серов

Валентин серов

Совсем юный, Валентин Серов совершал свои первые шаги в живописи под руководством И.Е. Репина в Париже. В Риме семья Серовых познакомилась с известным меценатом С.И. Мамонтовым и получила приглашение посетить его подмосковное имение Абрамцево. С жизнью в Абрамцеве связаны ранние успехи Серова, где его учили И.Е.Репин, В.Д. Поленов, В. М. Васнецов. В пятнадцать лет Серова, в виде исключения, приняли вольнослушателем в петербургскую Академию Художеств, где он учился под руководством П.П. Чистякова. Первоначально формируясь под руководством Репина в традиции русского реализма, в ранний период своего творчества, Серов обращается к импрессионизму. Зная о французском импрессионизме, только, по словам своего учителя Поленова, он обращается к этому живописному методу. В его этюдах проявляется выразительность и артистичность мазка.

Совсем юный, Валентин Серов совершал свои первые шаги в живописи под руководством И.Е. Репина в Париже. В Риме семья Серовых познакомилась с известным меценатом С.И. Мамонтовым и получила приглашение посетить его подмосковное имение Абрамцево. С жизнью в Абрамцеве связаны ранние успехи Серова, где его учили И.Е.Репин, В.Д. Поленов, В. М. Васнецов. В пятнадцать лет Серова, в виде исключения, приняли вольнослушателем в петербургскую Академию Художеств, где он учился под руководством П.П. Чистякова.

Первоначально формируясь под руководством Репина в традиции русского реализма, в ранний период своего творчества, Серов обращается к импрессионизму. Зная о французском импрессионизме, только, по словам своего учителя Поленова, он обращается к этому живописному методу. В его этюдах проявляется выразительность и артистичность мазка.

"Девочка с персиками (Вера Мамонтова)" 1887

Известная картина Серова «Девочка с персиками» воздушностью и теплотой колорита, детской непосредственностью перекликается с портретами О. Ренуара.Работать над этим произведением, он начинает летом 1887 года в имении Мамонтова. Светлые радостные чувства формируются у Серова в атмосфере абрамцевского кружка, где его окружают друзья и любимые учителя. Художник писал:  «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Немного позднее, художник создает еще одну картину, где слышатся отзвуки французского импрессионизма. Это – «Девушка, освещенная солнцем». Здесь художник изобразил свою двоюродную сестру Машу Симонович. «Мы оба чувствовали, - вспоминала она, - что разговор или даже произнесенное слово выбивает нас из того созидательного настроения, в котором мы находились. Он все писал – я все сидела. Я просидела три месяца!»  На лице героини, весело играют солнечные блики. Нежные пастельные цвета подчеркивает скромность девушки.Ее белая блуза словно переливается в сложных цветовых рефлексах. Дерево, к которому прислонилась девушка, прекрасно оттеняет ее молодость. Солнце пронизывает всю эту картину и бросает яркие пятна на пустынную дорожку. Серов словно стремится передать взаимосвязь света, пространства и света человеческой души.

Немного позднее, художник создает еще одну картину, где слышатся отзвуки французского импрессионизма. Это – «Девушка, освещенная солнцем». Здесь художник изобразил свою двоюродную сестру Машу Симонович.

«Мы оба чувствовали, - вспоминала она, - что разговор или даже произнесенное слово выбивает нас из того созидательного настроения, в котором мы находились. Он все писал – я все сидела. Я просидела три месяца!» 

На лице героини, весело играют солнечные блики. Нежные пастельные цвета подчеркивает скромность девушки.Ее белая блуза словно переливается в сложных цветовых рефлексах. Дерево, к которому прислонилась девушка, прекрасно оттеняет ее молодость. Солнце пронизывает всю эту картину и бросает яркие пятна на пустынную дорожку. Серов словно стремится передать взаимосвязь света, пространства и света человеческой души.

"Мика Морозов" 1901

Как и Ренуар, Серов был прекрасным мастером детского портрета. В потрете «Мика Морозов» видно, как художник любуется своей моделью. Композиция картины необыкновенно динамична – кажется, что маленький Мика вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет ее плоскость. Золотистые кудри мальчика почти сливаются с фоном картины. Как и на полотнах импрессионистов, в картине Серова видна быстрая игра мазков кисти.

Портрет неизвестной. 1895

Портрет неизвестной. 1895

"Дети. Саша и Юра Серовы" 1899

"Портрет Николая II” 1900

"Портрет княгини Юсуповой" 1902

"Эта женщина... нежная, изящная, и утонченная, живет именно той жизнью, какой жили когда-то маркизы. Эти белые напудренные волосы, эта странная поза - все это дает право сказать, что это именно маркиза нашего времени".

"Анна Павлова. Сильфида" 1909

Портрет И.А.Морозова. 1910

Портрет И.А.Морозова. 1910

Портрет художника Исаака Левитана

Портрет художника Исаака Левитана

Портрет писателя Максима Горького

Портрет писателя Максима Горького

Портрет Генриетты Гиршман

Портрет Генриетты Гиршман

"Портрет княгини Ольги Орловой" 1911

"Она не могла стоять, ходить, сидеть, говорить без особых ужимок, подчеркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а... первейшая при дворе дама"

Портрет княгини О.К.Орловой. 1911

Портрет княгини О.К.Орловой. 1911

Игорь грабарь Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пытались причислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже». Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоил и переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и у Коровина, были приспособлены для решения своих задач .

Игорь грабарь

Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пытались причислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже». Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоил и переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и у Коровина, были приспособлены для решения своих задач .

Игорь Грабарь художественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, а завершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубеж в 1895 году Грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов и постимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлинным откровением.  Картина «Солнце поднимается»

Игорь Грабарь художественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, а завершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубеж в 1895 году Грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов и постимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлинным откровением.

Картина «Солнце поднимается»

Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решениями наметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки и контраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности к импрессионизму.

Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решениями наметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки и контраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности к импрессионизму.

Мартовский снег

Мартовский снег" (1904) - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". Снег играл важную роль в поэтике русского импрессионизма. И здесь он – главный герой, занимающий большую часть полотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с коромыслом и ведрами вносит не столько жанровый, сколько знаковый акцент, выражающий то, к чему стремились наши художники, и что называли словом «русскость».

Хризантемы. 1905 г.

Хризантемы. 1905 г.

Послеобеденный чай. 1904.

Послеобеденный чай. 1904.

Февральская лазурь .1904

Февральская лазурь .1904

Иней. Восход солнца. 1931.

Иней. Восход солнца. 1931.

Закрепление. Вопросы.   1.Импрессионизм это…. (продолжите фразу) 2.Что отличало творческую манеру импрессионистов? 3.Какие особенности присущи импрессионизму? 4.Какие характерные черты у русского имрессионизма? 5. Что Вас больше всего привлекло в творчестве русских импрессионистов?

Закрепление. Вопросы.

1.Импрессионизм это…. (продолжите фразу)

2.Что отличало творческую манеру импрессионистов?

3.Какие особенности присущи импрессионизму?

4.Какие характерные черты у русского имрессионизма?

5. Что Вас больше всего привлекло в творчестве русских импрессионистов?

Русский импрессионизм наслоился на другие движения конца XIX - начала ХХ века. Так, в тяготении позднего русского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическим построениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чисто импрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной ему жизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастеров русского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой, с которой они начинали свое творчество.

Русский импрессионизм наслоился на другие движения конца XIX - начала ХХ века. Так, в тяготении позднего русского импрессионизма к декоративности, большим цветовым зонам, ритмическим построениям нельзя не видеть близости к стилю модерн. При этом чисто импрессионистическое мировосприятие делало модерну прививку несвойственной ему жизнерадостности, праздничности, мажорных настроений. А для молодых мастеров русского авангарда импрессионизм явился экспериментальной стартовой площадкой, с которой они начинали свое творчество.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!