СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык фрагмент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык фрагмент»

Тема урока: какие бывают тексты

Класс: 3

Цель фрагмента урока: создание условий для знакомства с типами текстов и умение определять тот или иной тип текста по признакам

Задачи фрагмента урока:

  1. Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой.

  2. Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

  3. Развивать речевые и коммуникативные умения.

  4. • Развивать мышление, память, внимание и воображение.

  5. • Развивать орфографическую зоркость

Развивать речевые и коммуникативные умения. • Развивать мышление, память, внимание и воображение. • Развивать орфографическую зоркостьть интерес к получению новых знаний

оспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.

• Воспитывать интерес к малому фольклорному жанру – пословицам и

поговоркам, загадкам

Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.

• Воспитывать интерес к малому фольклорному жанру – пословицам и поговоркам, загадкам

Планируемые результаты:

Предметные: 1) узнать какие бывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов; 3) сравнивать

данные типы текстов;

Личностные: 1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении

совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные: П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2) устанавливать причинно-следственные связи

между явлениями.

Регулятивные: Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2) выделять из темы

урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные: К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой); К2) Осуществлять контроль,

взаимоконтроль и самооценку;

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Б. Горецкий,

интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: окружающий мир

I. Организационно-мотивационный

Наш урок я хотела бы начать с пословицы, которая станет девизом нашего урока: «.»

- Прочитаем ее дружно, все вместе.

- Сядет тот, кто может объяснить ее смысл данной.

- Итак, как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»

- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)

- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?

- Верно, на уроках окружающего мира.

- Если вы готовы вместе со мной и нашими помощниками отправиться в увлекательное путешествие-исследование в поисках новых знаний, то поднимите обе руки вверх. На протяжении всего нашего приключения мыс вами будем вести журналы путешественников, которые лежат у вас на партах. Отлично, теперь мы с вами настроены на успех и можем начинать урок!

- Для этого мы с вами

Этап

Деятельность учителя


«Корень учения горек, а плод – сладок»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Данная пословица означает: учение всегда связано с преодолением определённых трудностей, но результат, который оно приносит, помогает человеку достигнуть успеха в жизни.

Мотивация:

-Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию русского языка, работать вы будете в роли исследователей этой лаборатории.

-У вас на столах лежит карточка успешного исследователя лаборатории, где вы должны будете отмечать плюсом свои успехи на протяжении всего урока.


Повторение ранее изученного:

Я предлагаю вам повторить уже известный вам материал – перед вами утверждения о текстах

Отметьте галочкой верные утверждения

У доски , Как нужно работать у доски? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Предложения в тексте объединены одной темой (+)

В тексте предложения не связаны между собой по смыслу.

В тексте можно выделить главную мысль(+)

Текст не имеет заголовка

Посмотрите на результат и скажите, что же такое текст?

Тест - это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.

У вас на партах лежит карточка номер 1. Прочитайте текст про себя. Кто прочитает вслух?

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный.

Раздражающий. Надоевший.»

Мы можем определить, какой тип текста перед нами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение?

-У вас возникло затруднение, мы не знаем какие бывают тексты.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Молодцы, тема урока какие бывают тексты?

-А какую цель на урок поставим?

-Отлично, сегодня на уроке нам нужно будет узнать, какие бывают тексты, научиться различать тексты, применять знания в жизни.

-Молодцы, потому что пункты плана перемешались, поставьте пункты плана в правильном порядке. – цифрами

какие бывают тексты, научиться различать тексты, применять знания в жизни.

Поставьте 1 плюс в ваш лист активности.


Работа по 1п.п.

-Поработаем над первым пунктом плана.

-Послушайте текст, который я вам прочитаю, его вы также можете видеть текст на презентации.

Помните, что существует 3 типа текста:

Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

-Скажите, о чем говорится в тексте?

- Молодцы, мне нравится как вы работаете.

  1. В тексте доказывается или описывается?

  2. Какой вопрос можно задать по этому тексту?

  3. Развиваются ли события в этом тексте?

  4. Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст?

- Итак, к какому выводы мы пришли? Назовите признаки текста-рассуждения.

Вывод: Текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «Почему». В таком тексте невозможно запечатлеть ни один кадр.

- Текст рассуждение состоит из трех частей.

- Скажите, какие это части.

Вывод: Основная мысль, утверждение, которое будет доказываться, можно объединить одним словом «Тезис». Это первый пункт нашей схемы. Доказательства – 2 пункт и вывод.

- Вы хорошо справились с заданием.

-Продолжим наше исследование в парах. У вас на партах лежат карточки под 2 номером. Переверните карточку. Вам необходимо распознать виды текста, обращаясь к вопросам внизу. Но перед выполнением вспомним, как мы должны работать в парах?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

1 группа:

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

  1. В этом тексте что-то описывается или доказывается?

  2. Какие части речи преобладают?

  3. Какой вопрос можно задать к этому тексту?

  4. Развиваются ли события в этом тексте?

  5. Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть этот текст?

  6. Что такое текст описание?

2 группа:

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

О чем говорится в тексте?

Скажите, действие в этом тексте развиваются?

Какой вопрос мы можем задать к этому тексту?

Если мы будем фотографами, сможем ли мы этот текст поместить в один кадр?

В этом тексте повествуется о чем-то, или что-то описывается?

Что такое текст повествование?

3 группа:

Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

  1. В тексте доказывается или описывается?

  2. Какой вопрос можно задать по этому тексту?

  3. Развиваются ли события в этом тексте?

  4. Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст?

Смотретть дальше по времени , если успевают, то читают.

У: Какой тип текста у 1, 2, 3 группы? Молодцы, Теперь поставьте 2 –ой плюс в свой лист исследователя.

ЭТО БЫЛ 1 ПУНКТ ПЛАНА

У: А теперь обобщим наши знания о текстах. Откройте учебник на 13 –ой странице и прочитайте отличительные признаки текстов. Дети читают вслух.

ЭТО БЫЛ 2 ПУНКТ ПЛАНА

Работа с камерой

У: Поработаем с документ – камерой. Вам необходимо соотнести тип текста и вопросы к нему:

Повествование


Что произошло?

Когда произошло?

Как произошло?

Описание


Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Рассуждение

.

Почему?


У:Молодцы, поставьте себе 3-ий плюс

У:Вспомним, что же нужно было сделать в 3 пункте плана?

Научиться применять полученные знания в жизни.

Как вы думаете , где в жизни вы сможете применить знания о видах такстов?

Я предлагаю сделать вам задание самостоятельно, чтобы убедиться, как вы усвоили материал урока.

Индивидуальная работа – соотнесите
Вчера вечером я отправилась на прогулку по парку. Воздух был свежим и прохладным, а свет фонарей создавал особую атмосферу. Пробегая мимо цветущих клумб, я наслаждалась ароматом цветов и пение птиц. Вдыхая освежающий ветерок, я ощущала полное единение с природой.

Путешествия - это одно из самых захватывающих и волнующих приключений в жизни. Посещение новых мест, знакомство с непривычными культурами и погружение в неизведанные пространства - все это расширяет наши горизонты и меняет взгляды на жизнь. Путешествия помогают нам расти, развиваться и становиться более открытыми и толерантными.

Парк весной преображается, превращаясь в настоящий сказочный сад. Клумбы, разукрашенные яркими красками, оживают от цветущих цветов. Лепестки роз и тюльпанов кажутся нежными и неповторимыми. Ветерок ласкает лицо, а пение птиц наполняет воздух мелодичными звуками, создавая атмосферу покоя и блаженства.


Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.




Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.


Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Взаимопроверка и оценивание

4-ый плюс

Итоги

Рефлексия

Лист активности


Составление текста из данных предложений

Зима

И пруд уже замерз.

С каждым днем все холоднее.

Запасите осенью побольше ягод рябины.

Облетели с деревьев листья.

На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.

Хохлатые птицы клюют их.

Лужи на улицах покрыты тонким ледком.

Зимой кладите ягоды


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!