Тема урока: какие бывают тексты
Класс: 3
Цель фрагмента урока: создание условий для знакомства с типами текстов и умение определять тот или иной тип текста по признакам
Задачи фрагмента урока:
Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой.
Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
Развивать речевые и коммуникативные умения.
• Развивать мышление, память, внимание и воображение.
• Развивать орфографическую зоркость
Развивать речевые и коммуникативные умения. • Развивать мышление, память, внимание и воображение. • Развивать орфографическую зоркостьть интерес к получению новых знаний
оспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.
• Воспитывать интерес к малому фольклорному жанру – пословицам и
поговоркам, загадкам
Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.
• Воспитывать интерес к малому фольклорному жанру – пословицам и поговоркам, загадкам
Планируемые результаты:
Предметные: 1) узнать какие бывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов; 3) сравнивать
данные типы текстов;
Личностные: 1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении
совместных заданий.
Метапредметные:
Познавательные: П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2) устанавливать причинно-следственные связи
между явлениями.
Регулятивные: Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2) выделять из темы
урока известные и неизвестные знания и умения;
Коммуникативные: К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой); К2) Осуществлять контроль,
взаимоконтроль и самооценку;
Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Б. Горецкий,
интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.
Межпредметная связь: окружающий мир
I. Организационно-мотивационный
Наш урок я хотела бы начать с пословицы, которая станет девизом нашего урока: «.»
- Прочитаем ее дружно, все вместе.
- Сядет тот, кто может объяснить ее смысл данной.
- Итак, как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»
- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)
- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?
- Верно, на уроках окружающего мира.
- Если вы готовы вместе со мной и нашими помощниками отправиться в увлекательное путешествие-исследование в поисках новых знаний, то поднимите обе руки вверх. На протяжении всего нашего приключения мыс вами будем вести журналы путешественников, которые лежат у вас на партах. Отлично, теперь мы с вами настроены на успех и можем начинать урок!
- Для этого мы с вами
Этап | Деятельность учителя |
| «Корень учения горек, а плод – сладок» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Данная пословица означает: учение всегда связано с преодолением определённых трудностей, но результат, который оно приносит, помогает человеку достигнуть успеха в жизни. Мотивация: -Сегодня у нас будет необычный урок, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию русского языка, работать вы будете в роли исследователей этой лаборатории. -У вас на столах лежит карточка успешного исследователя лаборатории, где вы должны будете отмечать плюсом свои успехи на протяжении всего урока. |
| Повторение ранее изученного: Я предлагаю вам повторить уже известный вам материал – перед вами утверждения о текстах Отметьте галочкой верные утверждения У доски , Как нужно работать у доски? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Предложения в тексте объединены одной темой (+) В тексте предложения не связаны между собой по смыслу. В тексте можно выделить главную мысль(+) Текст не имеет заголовка Посмотрите на результат и скажите, что же такое текст? Тест - это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически. У вас на партах лежит карточка номер 1. Прочитайте текст про себя. Кто прочитает вслух? «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.» Мы можем определить, какой тип текста перед нами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение? -У вас возникло затруднение, мы не знаем какие бывают тексты. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Молодцы, тема урока какие бывают тексты? -А какую цель на урок поставим? -Отлично, сегодня на уроке нам нужно будет узнать, какие бывают тексты, научиться различать тексты, применять знания в жизни. -Молодцы, потому что пункты плана перемешались, поставьте пункты плана в правильном порядке. – цифрами какие бывают тексты, научиться различать тексты, применять знания в жизни. Поставьте 1 плюс в ваш лист активности. |
| Работа по 1п.п. -Поработаем над первым пунктом плана. -Послушайте текст, который я вам прочитаю, его вы также можете видеть текст на презентации. Помните, что существует 3 типа текста: Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. -Скажите, о чем говорится в тексте? - Молодцы, мне нравится как вы работаете. В тексте доказывается или описывается? Какой вопрос можно задать по этому тексту? Развиваются ли события в этом тексте? Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст? - Итак, к какому выводы мы пришли? Назовите признаки текста-рассуждения. Вывод: Текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «Почему». В таком тексте невозможно запечатлеть ни один кадр. - Текст рассуждение состоит из трех частей. - Скажите, какие это части. Вывод: Основная мысль, утверждение, которое будет доказываться, можно объединить одним словом «Тезис». Это первый пункт нашей схемы. Доказательства – 2 пункт и вывод. - Вы хорошо справились с заданием. -Продолжим наше исследование в парах. У вас на партах лежат карточки под 2 номером. Переверните карточку. Вам необходимо распознать виды текста, обращаясь к вопросам внизу. Но перед выполнением вспомним, как мы должны работать в парах? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ 1 группа: Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой. В этом тексте что-то описывается или доказывается? Какие части речи преобладают? Какой вопрос можно задать к этому тексту? Развиваются ли события в этом тексте? Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть этот текст? Что такое текст описание? 2 группа: Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод. О чем говорится в тексте? Скажите, действие в этом тексте развиваются? Какой вопрос мы можем задать к этому тексту? Если мы будем фотографами, сможем ли мы этот текст поместить в один кадр? В этом тексте повествуется о чем-то, или что-то описывается? Что такое текст повествование? 3 группа: Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму. В тексте доказывается или описывается? Какой вопрос можно задать по этому тексту? Развиваются ли события в этом тексте? Сколько кадров понадобиться, чтобы запечатлеть это текст? Смотретть дальше по времени , если успевают, то читают. У: Какой тип текста у 1, 2, 3 группы? Молодцы, Теперь поставьте 2 –ой плюс в свой лист исследователя. ЭТО БЫЛ 1 ПУНКТ ПЛАНА У: А теперь обобщим наши знания о текстах. Откройте учебник на 13 –ой странице и прочитайте отличительные признаки текстов. Дети читают вслух. ЭТО БЫЛ 2 ПУНКТ ПЛАНА Работа с камерой У: Поработаем с документ – камерой. Вам необходимо соотнести тип текста и вопросы к нему: Повествование | | Что произошло? Когда произошло? Как произошло? | Описание | | Какой? Какая? Какое? Какие? | Рассуждение | . | Почему? | |
У:Молодцы, поставьте себе 3-ий плюс
У:Вспомним, что же нужно было сделать в 3 пункте плана?
Научиться применять полученные знания в жизни.
Как вы думаете , где в жизни вы сможете применить знания о видах такстов?
Я предлагаю сделать вам задание самостоятельно, чтобы убедиться, как вы усвоили материал урока.
Индивидуальная работа – соотнесите
Вчера вечером я отправилась на прогулку по парку. Воздух был свежим и прохладным, а свет фонарей создавал особую атмосферу. Пробегая мимо цветущих клумб, я наслаждалась ароматом цветов и пение птиц. Вдыхая освежающий ветерок, я ощущала полное единение с природой.
Путешествия - это одно из самых захватывающих и волнующих приключений в жизни. Посещение новых мест, знакомство с непривычными культурами и погружение в неизведанные пространства - все это расширяет наши горизонты и меняет взгляды на жизнь. Путешествия помогают нам расти, развиваться и становиться более открытыми и толерантными.
Парк весной преображается, превращаясь в настоящий сказочный сад. Клумбы, разукрашенные яркими красками, оживают от цветущих цветов. Лепестки роз и тюльпанов кажутся нежными и неповторимыми. Ветерок ласкает лицо, а пение птиц наполняет воздух мелодичными звуками, создавая атмосферу покоя и блаженства.
Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.
Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.
Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.
Взаимопроверка и оценивание
4-ый плюс
Итоги
Рефлексия
Лист активности
Составление текста из данных предложений
Зима
И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды