СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 5 класс. Тема: «Имена существительные общего рода» Тип урока: урок изучения нового материала.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 5 класс. Тема: «Имена существительные общего рода» Тип урока: урок изучения нового материала.»

Класс: 5 класс

УМК, авторы и название учебника: учебный комплекс под редакцией Е.А. Быстровой. Русский язык. 5 класс

Тема: «Имена существительные общего рода»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: дать понятие существительное общего рода; учить различать имена существительные общего рода и употреблять в речи; развивать познавательный интерес

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Оборудование: компьютер, проектор, экран, носитель, карточки, презентация.

Ход урока:

п/п

Этап урока

Содержание урока и методы, применяемые учителем

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности



Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

(1 мин)


Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.


СЛАЙД 1.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. У нас хорошее настроение, мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Чтобы быть успешным отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу:

. + … + … = УСПЕХ

СТАРАНИЕ

РАЗГОВОРЫ

ВНИМАНИЕ

ЛЕНЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ


Хорошо. Запишем число. Классная работа.

Приветствие учащихся.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.


2.

Актуализация знаний

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

(5 мин)


Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

Ответьте, о чём пойдёт сегодня речь, прочитав стихотворение?

1. СЛАЙД 2. Стихотворение об имени существительном.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами. (А.Шибаев)

(об имени существительном)

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А сначала давайте запишем сегодняшнее число (СЕМНАДЦАТОЕ МАРТА), классная работа.

Запись числа, классной работы.

СЛАЙД 3

2. Посмотрите на экран. Перед вами изображён «Домик лингвистики». Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?

- Правильно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.

- Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)

- Проверим, что вы знаете об этой части речи.

3.Работа на экране (повторение, тест распечатан)

СЛАЙД 4 Тест «Что мы знаем об имени существительном»

1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование:

а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино

2) Является одушевленным существительное:

а) мороз; б) кукла; в) дерево

3) К женскому роду относится существительное:

а) мозоль б) рояль в) тюль

4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:

а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко

5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного:

а) грач..? б) много луж...? в) рож..?

СЛАЙД 5 Проверка по эталону:

1. в) стихотворение «Бородино»

2. б) кукла;

3. а) мозоль

4. б) хороший шампунь

5. в) рож..? Поставьте себе оценку: Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»

Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?
































Выполняют тест.

Ставят себе оценку:

Правильных ответов:

5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»















3.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.


(7 мин)

Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности. Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.


Первую часть темы мы с вами сформулировали – мы будем говорить об имени существительном, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы выполним

1.Синтаксический разбор предложения, составим его схему у доски.

Катя, какая же ты у меня грязнуля. (повест., невоскл.,простое, распр., осл. обращением) Схема…

- К какому роду относится существительное грязнуля? Как вы это определили?

2. Прочитайте по ролям упражнение 175 (устно).

- Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола? (грязнуля)

СЛАЙД 6

«Ну и копуша же ты!» - не выдержал отец!

- О ком идет речь, о мальчике или о девочке?

- Сделайте это понятным.

(Ну и копуша же ты, Миша», - не выдержал отец.

Ну и копуша же ты, Маша», - не выдержал отец.)

СЛАЙД 7

- Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола? (копуша)

- К какому роду вы его бы отнесли? ( к женскому/ к мужскому)

- Какое противоречие вы заметили? (Слова, которые можно отнести к лицам разного пола)

3.Сформулируйте тему нашего урока. (Слова, которые можно отнести к лицам разного пола – это существительные общего рода)

СЛАЙД 8. Какие цели мы поставим перед собой? 1. Какие существительные называют лиц как женского, так и мужского пола, что они выражают. 2. Уметь правильно употреблять их в речи.

3. Зачем нужно уметь определять род имён существительных? (Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.



























Предполагаемый ответ учащихся:

мы будем говорить об имени существительном, которое применяется и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола





Каково значение имен существительных общего рода?

Какова их форма?






Правильно употреблять такие слова в речи.

4.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.


Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.



(8 минут)

СЛАЙД 9.

1. Поработайте в парах. Прочитайте текст упр. 176. – Из какого произведения эти строчки? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») - Найдите существительные общего рода? ДУРАЧИНА, ПРОСТОФИЛЯ, НЕВЕЖА – Какова форма этих слов? Какие окончания имеют эти слова, в каком падеже стоят? (а, я – И.п.) - Каково общее значение этих слов? Старуха из сказки одобряет действия старика? (Недовольство старухи видим именно в этих словах, характеристика лица) 2. Прочитаем информацию на стр. 121 в режиме изучающего чтения: обратим внимание на выделенные слова, на абзацы. Сколько частей в тексте? (4) - Прочитаем каждый абзац отдельно и составим вопросный план устно, составим письменно в наши словарики алгоритм действий: - Читаем первый абзац. Вопрос: 1. В русском языке есть существительные общего рода? Схема: ОБЩИЙ РОД - Читаем второй абзац. Вопрос: 2.Какие слова могут быть существительными общего рода? Схема: Сущ. И.п. с окончаниями А, Я - Читаем третий абзац. Вопрос: 3. Когда существительные общего рода будут мужского рода, а когда женского? ЗНАЧЕНИЕ – жен. пол –ж.р. муж. пол – м.р. ) - Читаем четвертый абзац. Вопрос: 4. Для чего служат существительные общего рода? ПОЛУЧИЛСЯ АЛГОРИТМ ДЕЙСВИЙ: О БЩИЙ РОД


И.п. ед.ч. значение

А / Я характеристика лица (чаще отр.)

жен. пола муж. пола

Ж.Р. М.Р.

прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ


- Назовите род слов ДУРАЧИНА, ПРОСТОФИЛЯ, НЕВЕЖА(м.р.)

- Как вы это определили? (Нет имени ни мужского, ни женского,

но есть прилагательные и глагол:

СЛАЙД 10.

ПРЯМОЙ простофиля, ВЫПРОСИЛ_) СТАРЫЙ невежа

- Допишем в алгоритм:

прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ


СЛАЙД 11.

Подумаем над окончанием прилагательных и глаголов.

М.р. м.р.

Миша – больш… забияка.

Ж.р. ж.р.

Марина – удивительн… забияка.

М.р. м.р.

Левша Коля рисовал.. красиво.

м.р. м.р.

Левша Маша рисовал.. красиво.


СЛАЙД 12.

-Зачем нужно уметь правильно определять род существительных?

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в парах, определяют функции каждого члена пары. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу

Вырабатывают алгоритм действий.









Предполагаемый ответ учащихся

1) Это имена существительные, в форме И.п. ед.ч. с окончанием -а, -я

2) характеризуют человека независимо от пола, чаще неодобрительно;

3) род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать их в предложении с прилагательными, с глаголами в прошедшем времени, т.е. правильно говорить




































Вывод 3. Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать их в предложении с прилагательными, с глаголами в прошедшем времени в единственном числе


5.

Первичное закрепление знаний.


Усвоить учащимися новый способ действия.

(5 минут)




(Проектор выключи) Теперь проверим, насколько вы усвоили материл.

Упр. 177 Списать, дописать окончания, и вставить пропущенные буквы, над каждым существительным общего рода написать род, к которому оно относится. (выборочное списывание по группам)

1 группа - 1, 2 предложения

2 группа – 3,4 предложения

3 группа – 5,6 предложения


развивается умение согласовывать имена существительные общего рода с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа.

Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы



6.

Физ. минутка (пауза релаксации)


(3 мин.)

Создаёт игровую ситуацию

- Немного отдохнем. Давайте проведем такую игру, встаньте. Я буду называть словосочетания и маленькие предложения. Если имя существительное мужского рода, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши, если существительное женского рода - приседаете.

НАЧНЁМ! Большой неряха (хлопок), маленькая плакса (присесть), холеная неженка (присесть), трехлетний непоседа (хлопок), страшная злюка (присесть), высокий попрошайка (хлопок), бестолковый зевака (хлопок), веселая умница (присеть);

Обжора съел (хлопок), тихоня проснулась (присесть),

невежда не выучила (присесть), невежа ругался (хлопок), недоучка ленилась (присесть)

Молодцы, садитесь на свои места.


7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(6 мин)

1. СЛАЙД № 13

Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его:

1.Человек, которому не сидится на месте. (непоседа)

2. Недоучившийся, мало знающий человек. (недоучка)

3. Неуклюжий, неловкий человек. (недотепа)

4. Неаккуратный человек. (неряха)


-Что объединяет все записанные слова?

1.Это существительные общего рода с окончанием –а.

2.Они характеризуют человека (часто отрицательно).

3. Пишутся с НЕ слитно, т.к. без НЕ не употребляются)

2. СЛАЙД № 14 Словарная работа

НЕВЕЖИ и НЕВЕЖДЫ

Вспомните, что они обозначают? Составьте предложения, чтобы в одном они означали лиц мужского пола, а в другом – женского.

Раньше эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать (знать). В современном русском языке значения этих слов разошлись.


Организует рефлексию учащихся по эталону, используя выводы по уроку

СЛАЙД № 15 Проверим:

Маленькая невежа Катя не слушалась маму. (ж.р.) Большой невежа Коля разбил_ стекло. (м.р.)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

8.

Включение в систему знаний и повторение.


Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий (6 мин)


СЛАЙД № 16

Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р. - жен.р. - общий род. Оцените себя по эталону

Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.

муж. р. жен.р. общий род

Носок мозоль заябияка

Вестибюль фамилия растяпа

тюль мышь непоседа

рояль стража умница

врач

умник

- На какие роды делятся существительные в русском языке?

Записывают существительные в три колонки: муж.р. - жен.р. - общий род.


Проверяют по эталону.


Предполагаемый ответ учащихся.

В русском языке существительные делятся на три рода:

мужской,

женский,

средний.

9.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) (3 мин)


Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий

СЛАЙД № 16

Рефлексия. Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги.

- Какая она, эта страничка? Сложная или несложная?

- Понятна ли?

- Чему научила эта страничка?

- Что осталось непонятным?

- Захотелось ли читать эту книгу дальше?

Итак, пожалуйста, давайте подведем итог урока: оценки за работу на уроке Вы МОЛОДЦЫ, УМНИКИ и УМНИЦЫ!

Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

10.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

(1 мин)

СЛАЙД № 17 Запишите домашнее задание: 1. Упражнение № 178 по заданию: угадайте слова общего рода по толкованию. Составьте с тремя словами общего рода по два предложения, в одном – муж. р., в другом – жен.р. 2. Найдите в художественных произведениях строчки, где есть существительные общего рода.

Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.



К данному уроку предлагается комплекс контрольно-измерительных материалов, которые можно использовать для проверки качества освоения формируемого понятия, освоения нового действия, развития речи по теме и содержанию урока.

  1. Назовите одним словом – существительным общего рода

  • Драчун, зачинщик ссор и драк (Забияка)

  • Тот, кто любит сладости (Сладкоежка)

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша)

  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка)

  • Кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля)

  • Безобидный, тихий человек (тихоня)

  • Грубый, невоспитанный человек (невежа)

  • Неаккуратный человек (неряха)

  • Человек, любящий поесть (обжора)

  • Праздный, Глазеющий по сторонам (зевака)

  1. Тест. Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. В пламен.., к доч..ри

  2. В воскресень.., на знамен..

  3. Стоит на пут.., сем..на укропа

  4. Нет времен.., у дорог..

А2. У какого (-ой) писателя (писательницы) не склоняются и имя, и фамилия?

  1. Астрид Линдгрен

  2. Ханс Христиан Андерсен

  3. Рей Бредбери

  4. Марк Твен

А3. В каком ряду одно из существительных не относится к общему роду?

  1. Непоседа, юноша

  2. Сирота, забияка

  3. Невежда, разиня

  4. Плакса, неряха

А4. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?

  1. Метро, кольраби

  2. Стремя, плато

  3. Кофе, фойе

  4. Фрау, Баку

В1. Из данного предложения выпишите существительное общего рода

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!»

С1. Объясните смысл поговорки, использованной А.С.Пушкиным в «Сказке о рыбаке и рыбке» (см. задание В1)

Тест № 12

Имена существительные общего рода. Несклоняемые имена существительные

Тест. Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. На распуть.., из стремен..

  2. По имен.., в пут..,

  3. от брем..ни, к матер..

  4. по темен.., на тропинк..

А2. У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?

  1. Владимир Короленко

  2. Жюль Верн

  3. Александр Дюма

  4. Даниэль Дефо

А3. В каком ряду одно из существительных не относится к общему роду?

  1. Дедушка, грязнуля

  2. Кривляка, молодчина

  3. Неженка, гуляка

  4. Выскочка, невежа

А4. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?

  1. Авеню, кашне

  2. Пенальти, кино

  3. Сочи, тире

  4. Интервью, пианино

В1. Из данного предложения выпишите существительное общего рода

Старика старуха забранила: «Дурачинаты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось».

С1. Напишите, как характеризует старуху, героиню «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, её речь (см. задание В1)

Ответы

Вариант 1

А1.4

А2.1

А3.1

А4.2

В1. Невежа

Вариант 2

А1. 2

А2.2

А3.1

А4.4

В1.дурачина, простофиля

III . Задание на выбор:

НЕВЕЖА- грубый, невоспитанный, невежливый человек.

НЕВЕЖДА- малообразованный человек, неуч, несведущий в какой-либо области знания, профан.

1. Составить предложения с данными словами, употребляя их как в мужском, так и в женском роде.

2. Написать мини- сочинение «Как плохо быть невежей (или невеждой)».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!