СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык . 4 класс. Тема: "Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения."

Категория: Русский язык
Тема: Текст 8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык . 4 класс. Тема: "Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения."»

Урок русского языка в 4 классе

Дата: 11.09.23

Тема урока: Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения.

Цели урока:

1. Формировать общее понятие об особенностях текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение);

2. Развивать аналитические способности, речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;

3. Воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.

4. Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.

Тип урока: повторение изученного материала, комбинированный.

Оборудование: тексты, таблица, картинки, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.

- Посмотрите, какое ласковое весѐлое солнышко нас сегодня встречает.

Давайте и мы с вами улыбнѐмся друг другу, пожелаем хорошего урока.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать

II. Повторение

 – Что же такое текст?

Текст – два или более предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

- Работа с тестом

1.Текст – это:

а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

б) отдельные предложения;

в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

б) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

а) да;

б) нет.

-взаимопроверка выполнения работы

Вывод

III. Работа по теме урока

- Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите картинку (дети рассматривают иллюстрацию на доске).

Вопросы и задания:

- КТО изображен на слайде? (Дельфин)

- ЧТО он делает? (Дельфин плывёт. Он несёт мяч.)

- КОГДА (в какое время суток) мы можем увидеть дельфина (Дельфина можно увидеть днём.)

- ГДЕ можно увидеть дельфина? (Дельфина можно увидеть в аквапарке, цирке, на биостанции, в море)

- КАК , по вашему мнению, у дельфина мог оказаться мяч? (Дрессированные дельфины играют с мячом во время представления. Дельфин мог найти мяч в море.)

- КАКИМ вы представляете себе дельфина? (Дельфин большой, гладкий, красивый, дышит воздухом, издаёт различные звуки.)

- ПОЧЕМУ дельфин несёт мяч? (Дельфины отличается дружелюбным характером по отношению к людям, дельфины любят играть. Эти млекопитающие легко поддаются дрессировке.)

- Попробуйте сгруппировать вопросы, собрать их в три группы.


КТО плавает в воде?

КОГДА можно увидеть дельфина?

ЧТО он делает в воде?

ГДЕ дельфин взял мяч?


КАКОЙ дельфин?

ПОЧЕМУ дельфин несёт мяч?


- Отвечая на такие РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, мы получаем и РАЗ­НЫЕ ответы - по содержанию, по строению и так далее. Следова­тельно, ответы, то есть тексты, которые у нас получились, можно и назвать по-разному.

Обратите внимание на ПЕРВОЕ СЛОВО в каждом вопро­се


ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

КТО?

КАКАЯ?

ПОЧЕМУ?

ЧТО?



ГДЕ?



КОГДА?



КАК?



Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты. Раз­личают три типа текста. В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,

последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы:

ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?

В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?

В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это слу­чилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Задание: Прочитайте тексты, определите главную мысль, озаглавьте, определите вид текстов.

Работа с первым текстом

1. Неожиданная помощь

Это случилось летом. Мы приехали отдыхать на Чёрное море. Наша семья поселилась в маленьком домике на берегу моря.

Однажды мы играли в воде с мячом. Нам было очень весело! Подул ветер, и мяч понесло по волнам в море. Мы очень расстроились. Все боялись отплавать от берега так далеко. Но мы вдруг увидели, что мяч приближается к нам по воде.

Это был дельфин. Он наблюдал за нашей игрой и вернул нам мяч.

- О чём этот текст?

- Что произошло?

- Как развивались события?

- Кто помог ребятам?

- Какова основная мысль текста?

- Как можно озаглавить текст?

- Из каких структурных частей состоит этот текст?

- Соблюдается ли последовательность событий при изложении?

- Соблюдается ли в тексте единый временной план?

- Можно ли представить изложенное на одном кадре снимка?

- К какому виду текста относится этот текст?

Вывод: это текст-повествование

Работа со вторым текстом

2. Морское млекопитающее

Дельфины - семейство млекопитающих из отряда китообразных, подотряда зубатых китов.

Дельфин имеет от 100 до 200 (число их непостоянно) маленьких, конических, слегка загнутых внутрь зубов, разделённых равными промежутками; рыло умеренной длины отделяется бороздой от слегка выпуклого лба. Верхняя сторона тела и плавники серовато- или зеленовато-чёрного цвета; пузо белое; кожа очень гладкая и блестящая. Достигает 2 м в длину; высота спинного плавника 80 см; грудные плавники 15—18 см шириной, 55—60 см длиной.

Очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно; водятся во всех морях, подымаются даже высоко в реки. Питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей.

Дельфины очень активны и часто чрезвычайно быстро плавают, периодически выпрыгивая из воды. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.

- О ком этот текст?

- Описываются ли в тексте какие-либо события?

- Как можно озаглавить текст?

- Прочитав текст, сможем ли мы ответить на вопрос: КАКИЕ дельфины?

- Какие признаки дельфинов перечисляются в тексте?

- Можно ли эти признаки увидеть одновременно?

- Определите тип связи предложений в этом тексте.

- Соблюдается ли единый временной план в тексте?

- Получили ли мы после прочтения текста какие-либо научные знания?

- К какому виду текста относится данный текст?

Вывод: Это текст-описание (научное описание)

Работа с третьим и четвёртым текстами

3. Приручение дельфинов (Дельфины в цирке)

Дельфинов используют как цирковых животных.

Благодаря большим размерам мозга дельфины могут перерабатывать огромное количество поступающей акустической и иной информации; они способны, как попугаи, копировать слова, произносимые человеком. Дельфинов содержат во многих океанариумах и дельфинариях.

Дельфины легко поддаются дрессировке, поэтому их стали использовать как цирковых животных.

4. Приручение дельфинов (Дельфины и наука)

Приручение дельфинов даст возможность человеку полнее овладеть богатствами моря.

На изучение дельфинов расходуют большие средства. Планируется обучение дельфинов для рыбопоисковой службы, загона рыбных стай в сети, для службы связи, помощи акванавтам при различных подводных работах, а также для сбора с помощью датчиков, прикрепляемых к телу дельфинов, информации о радиоактивности, солёности, температуре, течениях на различных глубинах океана.

Вот почему приручение дельфинов даст возможность человеку полнее овладеть богатствами моря.

- Прочитайте тексты

- Что объединяет два этих текста?

- О чём эти тексты?

- Какова тема этих текстов?

- Описывает ли автор дельфинов?

- Какова цель автора?

- Найдите в текстах мысль, которую доказывает автор.

- Совпадает ли мысль автора с выводом, который сделан в тексте?

- Найдите в тексте аргументы, которые приводит автор, чтобы доказать свою мысль.

- Можем ли мы поставить к текстам вопрос: ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?

- Как построены эти тексты?

- Какую особенность этих текстов вы можете выделить?

- Определите в этих текстах ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.

Вывод: это тексты – рассуждения

VI. Практическая работа

Схема построения текста-рассуждения

1. Вступление.

Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).

2. Аргументы (доказательства):
а) доводы
б) примеры, случаи, факты, цифры
в) мнение авторитетных людей, цитаты

3. Выводы.

Задание

- Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

VII. Итог урока.

- Что повторяли на уроке?

- Что нового узнали на уроке?


VIII Дом.зад. Составить текст- рассуждение. Тема по выбору.









ТЕСТ

Ф.И. ______________________________


1.Текст – это:

а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

б) отдельные предложения;

в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

б) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

а) да;

б) нет.



ТЕСТ

Ф.И. ______________________________


1.Текст – это:

а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;

б) отдельные предложения;

в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

б) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

а) да;

б) нет.



1. Неожиданная помощь

Это случилось летом. Мы приехали отдыхать на Чёрное море. Наша семья поселилась в маленьком домике на берегу моря.

Однажды мы играли в воде с мячом. Нам было очень весело! Подул ветер, и мяч понесло по волнам в море. Мы очень расстроились. Все боялись отплавать от берега так далеко. Но мы вдруг увидели, что мяч приближается к нам по воде.

Это был дельфин. Он наблюдал за нашей игрой и вернул нам мяч.



2. Морское млекопитающее

Дельфины - семейство млекопитающих из отряда китообразных, подотряда зубатых китов.

Дельфин имеет от 100 до 200 (число их непостоянно) маленьких, конических, слегка загнутых внутрь зубов, разделённых равными промежутками; рыло умеренной длины отделяется бороздой от слегка выпуклого лба. Верхняя сторона тела и плавники серовато- или зеленовато-чёрного цвета; пузо белое; кожа очень гладкая и блестящая. Достигает 2 м в длину; высота спинного плавника 80 см; грудные плавники 15—18 см шириной, 55—60 см длиной.

Очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно; водятся во всех морях, подымаются даже высоко в реки. Питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей.

Дельфины очень активны и часто чрезвычайно быстро плавают, периодически выпрыгивая из воды. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.


3. Приручение дельфинов (Дельфины в цирке)

Дельфинов используют как цирковых животных.

Благодаря большим размерам мозга дельфины могут перерабатывать огромное количество поступающей акустической и иной информации; они способны, как попугаи, копировать слова, произносимые человеком. Дельфинов содержат во многих океанариумах и дельфинариях.

Дельфины легко поддаются дрессировке, поэтому их стали использовать как цирковых животных.









Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»

Написать сочинение- рассуждение (на выбор)

- на тему: «Почему дельфины – хищники?»

- на тему: «Почему дельфина нельзя назвать рыбой?»

- на тему: «Почему дельфины доброжелательны к людям?»


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!