СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при изучении лирики в 19 века в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты XIX века о Родине и родной природе»

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

5 класс


Цель: привить любовь учащихся к поэзии, посвященной тематике родной природы.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знание специфики пейзажной лирики,   понимание авторской позиции, формулирование собственного оценочного отношения к идее лирического произведения, совершенствование навыков выразительного чтения (на примере стихотворений о природе).

Метапредметные УУД:

Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, определение темы и идеи текста, умение анализировать, обобщать результаты, делать выводы, умение планировать учебную деятельность и оценивать результат , умение отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.

Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов,  работать в группе.

Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование урока:  раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Интерактивный метод. Приёмы: «мозговой штурм», мини-проект




Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

2. Проверка домашнего задания

Анализ контрольной работы

3. Мотивация.

– Ребята, посмотрите на оформление классной доски. Что вы видите? (Картины.)

– Что на них изображено? (Природа.)

– А как вы думаете, природа какой страны? (Нашей. России.)

– Как вы это поняли?

Формулируем тему урока.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока сами. (Ученики вместе с учителем открывают тетради и записывают тему урока.)

4. Постановка цели и задач урока:

-Что же мы будем делать на уроке?

- познакомимся с биографией и творчеством поэтов;

- выразительно прочитаем стихотворения;

- сделаем анализ стихотворений;

-создание центона.

– Взгляните еще раз на эти репродукции и попробуйте их описать, используя разные средства выразительности (как то: эпитеты, сравнения, метафоры).

Слово учителя.

– Но ведь природа могла изображаться не только в живописи. Ее воплощали и в других видах искусства: например, в музыке (П. И. Чайковский. «Времена года»). Описывали природу и в литературе. Писатели и поэты в своих произведениях рисовали всю ее красоту, восхищались ею, боготворили ее.

Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, птиц и зверей.

5. Изучение материала.

- Класс делится на группы, выбирает одного их поэтов. Группа работает над вопросами карточки, представляет классу информацию в сжатом виде для записи в таблицу.

Поэт

Название стихотворения

Тема и идея стихотворения

Художественные средства


Выступление учащихся.

  Во время выступления учащиеся заполняют таблицу.

Презентация мини-проектов группы. Чтение стихотворения. Заполнение таблицы.


6. Подведение итогов. Выставление оценок.

– Литературовед Юрий Селезнев в послесловии к книге «Времена года» писал:

«Нельзя любить Родину, не живя одной душой с “жизнью любимой березки”! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины».

– Как вы понимаете его слова?

(Любовь к Родине – это прежде всего любовь к родной природе. Это чувство родства с родной землей, с этой родной “березкой”, с нашими бескрайними и густыми лесами и широкими полями.)

– На сегодняшнем уроке вы познакомились со стихотворениями некоторых русских поэтов XIX века о родной, русской, природе. Вам понравились эти стихотворения? Что их объединяет? (Весна) Есть такой прием центон- создание из строчек стихотворений известных авторов своего произведения. Попробуем?


7. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Попробовать написать центон на тему «Родная природа», «Весна»





Приложение 1

Задания для групп

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).

Родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

Домашним воспитателем его был Семен Раич, молодой поэт-переводчик. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил древнеримского поэта Горация.

Тютчев начал печататься рано, с 16-ти лет, однако его творческое наследие за все годы невелико – всего около 300 стихотворений.

Впервые его стихи заметили после того, как некоторые из них были напечатаны Пушкиным в журнале «Современник». Но всеобщую известность Тютчев получил лишь с конца XIX века.

«Зима недаром злится…»

Вопросы и задания:

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– Какими здесь рисуются зима и весна? Вспомните, что такое олицетворение и как оно применено автором здесь?

– Найдите эпитеты, которые помогают нам это понять?

- Определите тему идею стихотворения.

– А с каким народным праздником вы соотнесли бы сюжет этого стихотворения? (Масленица, проводы зимы.)

«Весенние воды»

Вопросы:

– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)

– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое?

– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение?

- Определите тему идею стихотворения.



Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893)

Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Печататься начал с 1844 года. Многие его произведения (особенно – стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известными русскими композиторами написаны более ста песен-романсов.

Любовь Алексея Николаевича к поэзии зародилась неспроста. Вся семья чтила литературные традиции, а в роду Плещеевых было несколько литераторов, в том числе известный в XVIII веке писатель Сергей Иванович Плещеев (1752–1802).

Алексей Николаевич последние годы жизни и творчества посвятил созданию произведений для детей. Он выпустил сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни», сборник-хрестоматию «Детская книжка» и сборник для детского чтения «На праздник».

«Весна» (отрывок)

Вопросы:

– Мы снова возвращаемся к весне. Какую картину рисует поэт? (Первые дни весны. Еще не засвистали соловьи и деревья только начинают распускать свои почки. Солнце горит теплей и ярче. Радостно и волнительно.)

– Кого или что олицетворяет в нем поэт?

– Какие эпитеты передают нам зарождение весны?

- Определите тему идею стихотворения.

- Какая из картин, помещенных в учебнике, близка к стихотворению? На какой картине изображен приход весны?











Приложение 2


Поэт

Название стихотворения

Тема и идея стихотворения

Художественные средства

Федор Иванович Тютчев

«Зима недаром злится…»


Тема — описание переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна.

Идея — на примере природных явлений показать обновление жизни.

Олицетворение:

Зима – злая, ворчливая, взбешенная, не желающая уходить. А весна – «прекрасное дитя», ей «и горя мало», она «хохочет», «шумит», «умылася в снегу и лишь румяней стала»

Эпитеты: «Ведьма злая», «прекрасное дитя».)

Федор Иванович Тютчев

«Весенние воды»


Тема – приближение весны.

Идея- неразрывная связь природы и человека. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь.

Олицетворения: Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.

Эпитеты: «Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».

Алексей Николаевич Плещеев

«Весна» (отрывок)


Тема- весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Идея – весна дарит каждому человеку ощущение счастья. С её приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грёзам.

Олицетворения : «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Эпитеты : «небесная», «беззаботных», «звонкий».
























Приложение 3


Примеры центона.

1. Уж тает снег, бегут ручьи,

Зима недаром злится.

Засвищут скоро соловьи,

Весна в окно стучится.



2. И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон:

«Весна идет, весна идет!»

Теплей и ярче солнце стало.

Она нас выслала вперед!



3. Взбесилась ведьма злая,

В окно повеяло весною.

Мы молодой весны гонцы

И лес оденется листвою.



9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!