Русские поэты XIX века о Родине и родной природе
5 класс
Цель: привить любовь учащихся к поэзии, посвященной тематике родной природы.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знание специфики пейзажной лирики, понимание авторской позиции, формулирование собственного оценочного отношения к идее лирического произведения, совершенствование навыков выразительного чтения (на примере стихотворений о природе).
Метапредметные УУД:
Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, определение темы и идеи текста, умение анализировать, обобщать результаты, делать выводы, умение планировать учебную деятельность и оценивать результат , умение отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.
Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить речевое высказывание, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов, работать в группе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование урока: раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Интерактивный метод. Приёмы: «мозговой штурм», мини-проект
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Проверка домашнего задания
Анализ контрольной работы
3. Мотивация.
– Ребята, посмотрите на оформление классной доски. Что вы видите? (Картины.)
– Что на них изображено? (Природа.)
– А как вы думаете, природа какой страны? (Нашей. России.)
– Как вы это поняли?
Формулируем тему урока.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока сами. (Ученики вместе с учителем открывают тетради и записывают тему урока.)
4. Постановка цели и задач урока:
-Что же мы будем делать на уроке?
- познакомимся с биографией и творчеством поэтов;
- выразительно прочитаем стихотворения;
- сделаем анализ стихотворений;
-создание центона.
– Взгляните еще раз на эти репродукции и попробуйте их описать, используя разные средства выразительности (как то: эпитеты, сравнения, метафоры).
Слово учителя.
– Но ведь природа могла изображаться не только в живописи. Ее воплощали и в других видах искусства: например, в музыке (П. И. Чайковский. «Времена года»). Описывали природу и в литературе. Писатели и поэты в своих произведениях рисовали всю ее красоту, восхищались ею, боготворили ее.
Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, птиц и зверей.
5. Изучение материала.
- Класс делится на группы, выбирает одного их поэтов. Группа работает над вопросами карточки, представляет классу информацию в сжатом виде для записи в таблицу.
Поэт | Название стихотворения | Тема и идея стихотворения | Художественные средства |
Выступление учащихся.
Во время выступления учащиеся заполняют таблицу.
Презентация мини-проектов группы. Чтение стихотворения. Заполнение таблицы.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
– Литературовед Юрий Селезнев в послесловии к книге «Времена года» писал:
«Нельзя любить Родину, не живя одной душой с “жизнью любимой березки”! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины».
– Как вы понимаете его слова?
(Любовь к Родине – это прежде всего любовь к родной природе. Это чувство родства с родной землей, с этой родной “березкой”, с нашими бескрайними и густыми лесами и широкими полями.)
– На сегодняшнем уроке вы познакомились со стихотворениями некоторых русских поэтов XIX века о родной, русской, природе. Вам понравились эти стихотворения? Что их объединяет? (Весна) Есть такой прием центон- создание из строчек стихотворений известных авторов своего произведения. Попробуем?
7. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.
Попробовать написать центон на тему «Родная природа», «Весна»
Приложение 1
Задания для групп
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).
Родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.
Домашним воспитателем его был Семен Раич, молодой поэт-переводчик. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил древнеримского поэта Горация.
Тютчев начал печататься рано, с 16-ти лет, однако его творческое наследие за все годы невелико – всего около 300 стихотворений.
Впервые его стихи заметили после того, как некоторые из них были напечатаны Пушкиным в журнале «Современник». Но всеобщую известность Тютчев получил лишь с конца XIX века.
«Зима недаром злится…»
Вопросы и задания:
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
– Какими здесь рисуются зима и весна? Вспомните, что такое олицетворение и как оно применено автором здесь?
– Найдите эпитеты, которые помогают нам это понять?
- Определите тему идею стихотворения.
– А с каким народным праздником вы соотнесли бы сюжет этого стихотворения? (Масленица, проводы зимы.)
«Весенние воды»
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое?
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение?
- Определите тему идею стихотворения.
Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893)
Родился в обедневшей дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Печататься начал с 1844 года. Многие его произведения (особенно – стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известными русскими композиторами написаны более ста песен-романсов.
Любовь Алексея Николаевича к поэзии зародилась неспроста. Вся семья чтила литературные традиции, а в роду Плещеевых было несколько литераторов, в том числе известный в XVIII веке писатель Сергей Иванович Плещеев (1752–1802).
Алексей Николаевич последние годы жизни и творчества посвятил созданию произведений для детей. Он выпустил сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни», сборник-хрестоматию «Детская книжка» и сборник для детского чтения «На праздник».
«Весна» (отрывок)
Вопросы:
– Мы снова возвращаемся к весне. Какую картину рисует поэт? (Первые дни весны. Еще не засвистали соловьи и деревья только начинают распускать свои почки. Солнце горит теплей и ярче. Радостно и волнительно.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт?
– Какие эпитеты передают нам зарождение весны?
- Определите тему идею стихотворения.
- Какая из картин, помещенных в учебнике, близка к стихотворению? На какой картине изображен приход весны?
Приложение 2
Поэт | Название стихотворения | Тема и идея стихотворения | Художественные средства |
Федор Иванович Тютчев | «Зима недаром злится…» | Тема — описание переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна. Идея — на примере природных явлений показать обновление жизни. | Олицетворение: Зима – злая, ворчливая, взбешенная, не желающая уходить. А весна – «прекрасное дитя», ей «и горя мало», она «хохочет», «шумит», «умылася в снегу и лишь румяней стала» Эпитеты: «Ведьма злая», «прекрасное дитя».) |
Федор Иванович Тютчев | «Весенние воды» | Тема – приближение весны. Идея- неразрывная связь природы и человека. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. | Олицетворения: Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна. Эпитеты: «Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод». |
Алексей Николаевич Плещеев | «Весна» (отрывок) | Тема- весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека. Идея – весна дарит каждому человеку ощущение счастья. С её приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грёзам. | Олицетворения : «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла». Эпитеты : «небесная», «беззаботных», «звонкий». |
Приложение 3
Примеры центона.
1. Уж тает снег, бегут ручьи,
Зима недаром злится.
Засвищут скоро соловьи,
Весна в окно стучится.
2. И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон:
«Весна идет, весна идет!»
Теплей и ярче солнце стало.
Она нас выслала вперед!
3. Взбесилась ведьма злая,
В окно повеяло весною.
Мы молодой весны гонцы
И лес оденется листвою.
9