СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные, головные уборы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские народные, головные уборы.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 общеобразовательного вида» города Магнитогорска













Конспект

Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной школе группе по образовательной области познавательное развитие.

Тема: «Русские народные головные уборы»













Подготовила:

воспитатель МДОУ «Д/С№24» г. Магнитогорска

Первой квалификационной категории

Щербинина Н.В.







Магнитогорск 2019

«Русские народные головные уборы»

Задачи

  1. Стимулировать интерес дошкольников к изучению, сохранению и развитию традиций русского головного убора.

  2. Познакомить детей с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

  3. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснение.

  4. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном головном уборе.

Предварительная работа

Просмотр картин русских художников по теме «Русский народный костюм»: А. Венецианов, К. Маковский, В. Васнецов, М. Врубель, К. Маковский.

Работа в уголке творчества, рисование русского народного головного убора, раскраски по теме занятия, работа над орнаментом.

Знакомство с вышивкой, рассматривание портретов русских красавиц в произведениях известных живописцев.

Музыкальные занятия.

Оборудование и материалы

Оборудование для показа презентации.

Репродукции картин художников с изображениями русских красавиц в головных уборах ( А. Венецианов, К. Маковский, В. Васнецов, М. Врубель, К. Маковский.)

Презентация, посвященная женскому головному убору, заранее созданная педагогом.

Методические ресурсы

Отрывки из стихотворений русских поэтов: Н. Некрасов «Мороз Красный нос», А. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане…».

Русские народные пословицы и поговорки о труде. Загадки.



Ход образовательной деятельности

Вступительная часть. Организационный момент.

Педагог показывает презентацию и зачитывает отрывки из стихотворений русских поэтов. На экране одна за другой сменяются картины художников позапрошлого века – портреты русских красавиц в головных уборах.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.


Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублем одарит».


Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.


Н.А. Некрасов «Мороз Красный нос»



Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.



А.С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне»


Всё в ней гармония, все диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;


Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.


А. С. Пушкин «Красавица»



Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,

о сыне его Гвидоне

и о прекрасной Царевне Лебеди»


Беседа педагога.

Педагог. На каждой картине мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц. На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями. Многообразие головных уборов поражает: косынки, платки, кокшники, короны, венцы, кички… Причем каждый из них выполнял какую –то свою задачу, был показателем возраста, семейного положения, общественного статуса и, конечно, служил отражением вкусов своей владелицы. Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина.

Венец – произошел от венка, который составляли из разных цветов и служил оберегом для женщины. (показ слайда). Венцом называлась лента, вытканная из золотых нитей, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке.

Кичка – чаще всего имеет форму рогов, реже – лопатки или копытца. (показ слайда) Носили ее замужние женщины, впервые надев в день свадьбы, а затем бережно хранили и надевали его по большим праздникам. Кичка выполнялась из богатых материалов и украшалась жемчугом, каменьями, узорами.

Сорока – это старинный головной убор замужних женщин.(показ слайда) Сорока – это длинное вытканное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу.

Корона – головной убор служащий признаком известной власти.(показ слайда) Изготавливали корону из самых дорогих материалов и драгоценных каменьев.

Какие вы знаете?

Дети. Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка, платок.

Педагог. Кокошник, был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма. (Показ слайда с изображением русской красавицы в национальном костюме с кокошником на голове.)

Кокошник был распространен на Руси, как женский головной убор (показ слайда). Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни и боярышни. Само слово «кокошник» происходит от славянского «кокош», обозначающего курицу.

Педагог. Скажите, ребята, чем и как украшали головные уборы?

Ответы детей. Педагог уточняет и дополняет ответы детей. Верно, головные уборы на Руси украшали нитями, лентами, пуговицами, стеклярусом, жемчугом. Изготавливая кокошник, корону, венчик, сороку девушка вкладывала душу, желания, мечты, добрые мысли.

Богатые люди заказывали самые дорогие головные уборы, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только недорогим бисером. Из-за дороговизны головного убора его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам.

Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!