СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская деревянная архитектура.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромное значение, для развития русской архитектуры имели конструкция деревянных построек.

Просмотр содержимого документа
«Русская деревянная архитектура.»

Русская деревянная архитектура.

Огромное значение, для развития русской архитектуры имели конструкция деревянных построек. Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и широкой доступностью. В связи с лесными богатствами древесину использовали в основном на строительства домов обычных людей. Также строили себе богатые люди. Все это служило причиной широкого распространения деревянных построек, несмотря на то что они страдали от гнили и легко сгорали. Популярности дерева в строительстве способствовала легкость его обработки и быстрота возведения деревянных построек самого различного назначения..

Хотя по причине недолговечности дерева до нашего времени сохранились сравнительно поздние типы построек (в основном не ранее XV-XVI веков), тем не менее по сохранившимся литературным источникам и рисункам можно судить о древнейших конструкциях и строительных приемах, использовавшихся в деревянном зодчестве.

Конструктивной основой русского деревянного здания была рублена «клеть», состоявшая чаще всего из основных бревен – венцов , уложенных друг на друга горизонтально, с прокладкой из меха. Простейший сруб представлял собой в плане прямоугольник или квадрат (черверик), площадь которого ограничивалась максимальной длинной венцов (обычно около 6 метров).Покрытие сруба могло быть двускатным, в виде «бочки», шатровым. Но помимо этих покрытий использовались крыши кубчатой, скирдообразной, луковичной и других форм.

Наряду со срубами в русском деревянном зодчестве применяли каркас из бревен и брусьев с дощатым заполнением. Каркасная конструкция составляла основу открытых частей здания – крылец с лестницами, «чердаков» (в древности – верхняя холодная часть здания, иногда открытая по бокам).

Конструкция таких деревянных сооружений была настолько технологична, что это позволило наладить их, можно сказать, «промышленное» производство, что значительно сокращало сроки возведения построек

Все основные строительные элементы были заготовлены зимой за тысячу километров от будущего города в лесном районе около Углича, помечены и пронумерованы, а затем весной в разобранном виде сплавлены вниз по Волге к месту строительства. Это позволило «собрать" новый город всего за 28 дней на виду у противника.

«Музеи деревянного зодчества».

Отправимся мысленно к некогда заповедным и экологически чистым местам северного края, где когда-то природа радовала глаз своей непритязательной красотой, наполненной ландшафтной гармонией удивительно чистых хрустальных озер с низко нависшими над ними облаками, с волнистыми косогорами, покрытыми сочным ковром разнотравья, с разливающимся над всем этим вселенским покоем. Живописные по силуэту 22-главная Преображенская церковь (1714г.), 9-главая Покровская церковь (1764г.), шатровая колокольня (1874г.) составляют редкий по красоте ансамбль.

В музей-заповедник на Кижи были перевезены и деревянная Лазаревская церковь Муромского монастыря (XIV века), жилые и хозяйственные постройки XVIII – начала XIX века.
Название Кижи произошло от вепского kisi - игрище, место для игр, праздников. В XIV- XV веках Кижский погост, расположенный на острове, был центром культуры Заонежья. В Кижах и окрестных селах трудились иконописцы, мастера резьбы и росписи по дереву, вышивки, книжной миниатюры. Здесь записан эпос об Илье Муромце и другие русские былины.

Величественные сооружения Кижского погоста построены в относительно позднее время, но отражают опыт древней строительной культуры.

Преображенская церковь имеет пирамидальный силуэт. Ее симметричная композиция образована тремя восьмериками, поставленными один на другой. К нижнему восьмерику примыкают четыре придела. Именно такой план с «прирубами» позволял при ограниченой длине бревна сооружать постройки значительной площади. Приделы и восьмерки увенчаны «бочками» и главами, крытыми деревянными лемехом. Самая большая глава завершает верхний восьмерик. С востока пристроен алтарь с дополнительной 22-й главой, с запада – крыльцо. Характер ансамбля связывает его композицию с традициями древнерусского монастырского зодчества – та же живописность и свобода пространственного мышления. Сложный, изысканный ритм глав Преображенской церкви, ее динамизм, игра светотени соотносит ее с новейшими тенденциями в развитии русской архитектуры конца XVII- начала XVIII века.

Облик церкви называют «русским барокко в деревянной редакции». Но чистота силуэта, рельефность и отчетливость каждой детали, с любой точки зрения, сродни северному народному творчесту и не соотносимы со стилем барокко. Характерная особенность интерьеров северных церквей – «небо» - низкий восьмигранный зашитый досками потолок, расписанный изображениями ангелов, евангелистов, сценами Евхаристии.

В преображенской церкви «небо» не сохранилось ; его роспись погибла во время войны .
Большую культурную ценность имеют и жилые посройки, одной из которых является дом Елизарова. Этот дом-усадьба, дом-двор. Под одной крышей в нем объединены жилые и хозяйственные помещения. К жилому помещению примыкает сбоку крытый двор. Дом двухэтажный.

В собственно избе в верхнем этаже располагаются жилые помещения, в нижнем этаже , так называемом подклете, -кладовые.

В хозяйственной половине снизу – крытый двор с хлевами, вверху – повети для хранения сена. Между жилой и хозяйственной половиной - сени.

Объединение под одной крышей жилья и хозяйственных построек было очень удобно в северных районах, особенно в зимнее холодное время. К верхнему этажу хозяйственной постройки – к повезти – поднимается широкий бревенчатый пандус – взвоз . По нему прямо на подводах завозили сено.

Облик дома величав, спокоен и вместе с тем – наряден, красив. Его объем целостен, что придает ему монументальность. Стены сложены из массивных бревен, ничем не закрытых. Двускатная крыша логически завершает компактный объем и одновременно подчеркивает жилую и хозяйственную части: конек(гребень кровли) проходит над серединой жилой половины и поэтому скаты крыши несимметричны – над жилой избой короткий и крутой, над сенями и двором длинный и пологий.

Внешний вид дома , все его детали выявляют назначение построек. По-разному оформлены фасады. Со стороны двора стена прорезана лишь тремя маленькими , высоко расположенными оконцами, и поэтому вся эта дворовая часть с глухими стенами хозяйственной постройки, с взвозом, ведущими к ничем не украшенным воротам повети , производит впечатление суровой неприступности.

Напротив, фасады и жилой половины, прорезанные идущими в один ряд довольно большими окнами, с балкона – гульбищем, проходящими над ними и опоясывающими дом с двух сторон, с окном и балкончиком светелки под крышей, с высоким крыльцом производят приветливое, радушное впечатление.

Декоративные детали являются одновременно и конструктивно-тектоническими элементами. Это, прежде всего, скульптурно-пластическое завершение охлупня – бревна, которое лежит поверх гребня крыши ; это курицы – изгибы корневищ стволов молодых елей , державших водотечники.

Затем четкий ритм окон с наличниками, треугольное завершение которых как бы неоднократно повторяет форму фронтона, резные столбы, поддерживающие покрытие крыльца, балясины балконов, ажурные, как кружево, причелины, подзор (доски, прикрывающие выступающие на фронтоне бревна кровли) и свисающее под коньком так называемое полотенце.

Все эти конструктивно оправданные детали – украшения – как бы собирают бревенчатый сруб и кровлю в единое художественное целое, а контраст тонкого рисунка резных деталей и суровой глади стен служит эстетической выразительностью дома.

Мудрая целесообразность и красота в их неразрывном единстве рождают гармонический архитектурный образ , делаю выработанный самой жизнью, отшлифованный веками тип северного русского крестьянского дома в своем роде классическим произведением.

3. Рассказ – объяснение «Северорусская изба как символ отношения человека к миру».

Слово «изба» произошло от древнерусского «истьба», «истобка» - возможно, связано с германским stuba – «теплое помещение, баня»; отсюда «истопка». Изба – традиционное русское жилище из дерева, отапливаемое зимой в отличие от неотапливаемой клети.

В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определенными сферам, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определенное в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина, где живешь ты, а на этой равнине стоит твой дом.

Дом – это не только кров для людей, а еще и средоточие материально-нравственного центра семьи.

…Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

С. Есенин

Вот такой очеловеченный образ дома нарисовал вам поэт. Мой дом – это маленькая Вселенная, в которой все подчинено общему с природой порядку, все, как в ней, гармонично, потому-то человек и ощущал себя в нем защищенным и сильным.



Познакомимся с наружным и внутренним убранством избы поближе, воспринимая избу как модель микрокосмоса в безбрежности космического пространства.

Обратим внимание на северорусские постройки. Фасад избы украшен солнечными символами в самой верхней части по контуру торца кровли. Каждый солнечный знак сопровожден скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конек, от которого вниз опущено дощатое «полотенце» с солярным знаком. Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концам жердей с крюком на конце («куриц»), держащей желоб для слива дождевой воды ,придана форма конской головы. Кони эти непосредственно соседствуют с солярными знаками причелин и зрительно совмещаются в единый образ солнечных коней. Три конно-солнечных символа фасада избы представлены в двух разных уровнях: ближе к земле на конце кровли слева и справа по фасаду расположены два символа; третий конно-солнечный символ помещен в самой верхней точке дома и развернут фронтально.

Богата Русь памятниками деревянной архитектуры. В каждом городе есть сооружения, которыми любуются все жители и приезжие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!