СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Руководство научно-исследовательской работой старших школьников по дисциплине "история": опыт, проблемы, решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководство НИР учащихся 9-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Руководство научно-исследовательской работой старших школьников по дисциплине "история": опыт, проблемы, решения»

МБОУ «Гимназия № 17»

Научно-практическая конференция педагогов гимназий

«Одаренные дети в системе образования: опыт, проблемы, развитие»











Руководство научно-исследовательской работой старших школьников 9-11 класс по дисциплине «История»: опыт, проблемы, решения









Автор: Шурова Лина Николаевна

Учитель истории



















Кемерово 2024 год

Руководство научно-исследовательской работой старших школьников 9-11 класс по дисциплине «История»: опыт, проблемы, решения


Руководство исследованием ведется в соответствии с основными этапами работы: выбор и обоснование темы, выбор методов исследования, подбор источников и литературы, составление плана, проведение исследования (написание текста), работа по формулировке выводов и заключения.

Требования, предъявляемые к теме исследования. Во-первых, она должны быть интересна ребенку. Нужно предложить несколько направлений для определения темы. Критерии отбора тем могут быть различными. Например: хронологические рамки; проблематика: биография, военная история, дипломатия, общие проблемы (образование государственности, принятие христианства и т.д.).

Во-вторых, тема должна быть актуальной. Необходима связь изучаемой проблемы с современностью, которая позволит обосновать ее практическую значимость и новизну. Например, можно предложить военную тематику, поскольку ее раскрытие позволяет раскрыть следующие задачи:

  • восстановление исторической справедливости;

  • развитие патриотизма, гордости за свою страну;

  • в современных условиях изменившейся геополитической ситуации эти проблемы становятся актуальными. Россия проводит традиционную политику, направленную на охрану своих территорий от посягательств иностранных государств, поддерживает русское население на территории бывших союзных республик, поддерживает православные народы мира.

В-третьих, тема исследования не должна быть слишком широкой, иначе работа получится «распыленной». Формулировка темы должна быть четкой и конкретной, т.е. в названии темы нужно максимально отразить содержание работы, те вопросы, которые в исследовании рассматриваются. Например, формулировка темы «Германский национал-социализм в 1930-х – 40-х г.г.» не является удачной, поскольку включает в себя множество аспектов: экономические, политические реформы, идеологию, истоки фашизма, внешнеполитическую доктрину и т.д. Лучше выбрать конкретный вопрос в этой теме, который будем изучать. Например, «Символика германского национал-социализма». Можно уточнить в названии темы аспекты проводимого исследования. Например, «Символика германского национал-социализма: сущность, статус в современных России и Украине».

В-четвертых, исследование должно быть посильным для ученика. Необходимо учитывать, справится ли он с интересующей его темой. В связи с этим можно выделить следующие проблемы:

  • отсутствие у ребенка необходимой практики работы за компьютером, низкая скорость набора текста;

  • сложность темы, недостаточно высокие интеллектуальные способности и багаж знаний для ее раскрытия;

  • отсутствие практики самостоятельного поиска литературы;

  • необходимо учесть, что ребенок работает в условиях сохранения учебной нагрузки по всем предметам.

Выбор методов исследования. Методология – это фундамент, на основе которого ребенок выстраивает свою работу. По крупицам собирает материал, обобщает, анализирует, концептуально выстраивает исследование. Необходимо ознакомить учащегося с общенаучными методами, такими как анализ, синтез, индукция, обобщение и т.д. и специальными. Руководитель предлагает выбрать методы исследования и поясняет, какие из них будут оптимальными в работе.

Работа с источниками и литературой. Руководитель должен четко знать круг источников и литературы, необходимых для раскрытия темы.

В качестве источников могут быть использованы:

  1. Мемуары. Ребенок может самостоятельно опросить участников событий, если это возможно. В этом случае руководитель организует встречу и вместе с ребенком разрабатывает вопросы интервью. Могут быть использованы изданные мемуары или размещенные в интернете. При использовании интернет ресурсов важно обращаться к авторам-профессионалам. Например, при освещении военного события использовать материалы военных корреспондентов, имеющих опыт освещения других военных конфликтов.

  2. Нормативные источники. К ним относятся изданные сборники законов, либо размещенные в интернете.

  3. Статистические сборники и другие виды источников.

Заранее необходимо составить список доступной литературы, т.е. той, что есть у руководителя или в школьной библиотеке. Если есть возможность, сделать распечатки отдельных вопросов.

Нежелательно использовать только литературу, размещенную в интернете. Учащийся будет копировать текст, а текст должен быть авторским. Ребенок должен учиться работать с текстом: анализировать, перефразировать, цитировать, грамотно оформлять.

Безусловно, нужно оказать помощь в составлении плана. Объяснить структуру введения и как движется каждый элемент структуры.

Формулировка выводов и заключения. У обучающегося должна быть возможность самостоятельно сформулировать выводы. При необходимости заключение корректирует руководитель. Нежелательно формулировать выводы за ребенка. У учащегося не должно сложиться впечатление, что научная работа – это легко. Это умственный труд, достойный уважения. Данное представление следует формировать у ребенка со школьной скамьи.

Заслуживает внимания вопрос оформления работы. Исследование должно соответствовать требованиям НПК и ГОСТам. Руководитель знакомит учащегося с этими требованиями. Лучше передать ребенку распечатанные примеры ссылок и списка литературы, чтобы сразу верно оформлять работу. Исправление ссылок по завершению работы отнимает много времени и сил, дети часто не справляются с этим заданием.

Таким образом, для проведения качественного исследования важна работа научного руководителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!